Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 11:18, дипломная работа
Целью работы является исследование процесса управления расходами бюджета на социальную сферу, выявление существующих проблем и предложение возможных путей их решения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
уточнить понятие социальной сферы, изучить принципы, методы, виды и формы управления социальной сферой;
изучить организацию управления социальной сферой в Республике Беларусь;
оценить роль управления расходами бюджета в процессе государственного управления экономикой;
исследовать ныне существующую организацию процесса управления расходами бюджета на социальную сферу (на примере бюджета г. Минска);
Введение………………………………………………………………………......
4
1 Теоретические аспекты управления социальной сферой……………………
7
1.1 Понятие управления социальной сферой, его принципы, методы, виды, формы…………………...………………………………………………………...
7
1.2 Организация управления социальной сферой в Республике Беларусь…...
15
1.3 Расходы бюджета на социальную сферу как важнейший объект управления экономикой…………………………………………………….........
22
2 Анализ процесса управления расходами бюджета на социальную сферу (на примере бюджета г. Минска)………………………………………………...
29
2.1 Организация управления расходами бюджета г. Минска на социальную сферу………………………………………………………………………………
29
2.2 Анализ динамики состава и структуры расходов бюджета на социальную сферу………………………………………………………………..
41
3 Совершенствование управления расходами на социальную сферу в современных условиях…………………………………………………………..
56
3.1 Проблемы управления расходами на социальную сферу в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..
56
3.2 Направления совершенствования управления расходами на социальную сферу в Республике Беларусь……………………………………………………
62
Заключение……………………………………………………………………….
74
Список использованных источников………………………………
Примечание - Источник: собственная разработка на основе [37].
В 2009 г. также почти половина расходов бюджета приходится на социальную сферу. Так, доля расходов бюджета г. Минска на социальную сферу в общей сумме расходов составляет 45,3 %, в том числе наибольший удельный вес занимают расходы на образование (18,8 %) и здравоохранение (17,8 %). Доля расходов на физкультуру, спорт, культуру и СМИ и социальную политику составила 4,7 % и 4,0 % соответственно (рисунок 5).
Рисунок 5 – Структура расходов бюджета г. Минска в 2009 г.
Примечание - Источник: собственная разработка на основе [37].
С 2006 по 2009 гг наблюдается рост расходов бюджета г. Минска в целом и расходов на социальную сферу в частности. Однако в 2009 г. утвержденный объем расходов не был исполнен в полном объеме, в результате чего был сокращен план по расходам на 2010 г. (таблица 6).
Таблица 6 – Состав расходов бюджета г. Минска на социальную сферу в 2006-2010 гг., млрд рублей
Расходы |
Год | |||||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 (план) |
2009 (отчет) |
2010 (план) | |
Расходы бюджета, всего |
2988,4 |
3733,1 |
4694,0 |
6016,3 |
5402,3 |
5705,4 |
Социальная сфера, в т.ч. |
1402,6 |
1746,9 |
2202,2 |
2885,8 |
2448,9 |
2641,3 |
Здравоохранение |
573,9 |
731,9 |
847,2 |
1100,7 |
961,2 |
1062,9 |
Темп роста, % |
- |
127,5 |
115,8 |
129,9 |
113,5 |
110,6 |
Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации |
106,8 |
156,8 |
214,8 |
241,6 |
254,2 |
216,3 |
Темп роста, % |
- |
146,8 |
137,0 |
112,5 |
118,3 |
85,1 |
Образование |
633,2 |
718,5 |
913,1 |
1295,3 |
1015,1 |
1098,7 |
Темп роста, % |
- |
113,5 |
127,1 |
141,9 |
108,2 | |
Социальная политика |
88,7 |
139,6 |
227,0 |
248,3 |
218,4 |
263,3 |
Темп роста, % |
- |
157,3 |
162,6 |
109,4 |
96,2 |
120,6 |
Примечание - Источник: собственная разработка на основании Приложения В.
Так, если на 2009 г. было запланировано 6016 млрд рублей расходов, в том числе 2886 млрд рублей на социальную сферу, то в 2010 г. эти цифры составили 5705 млрд рублей и 2641 млрд рублей соответственно.
Как видно из таблицы 5, в условиях дефицита финансовых ресурсов несколько уменьшился и удельный вес расходов на социальную сферу в общем объеме расходов бюджета. Так, в 2006-2008 гг. он составлял 46,8-46,9% от общей суммы расходов, а в 2009 году составил только 45,3%.
Планом на 2010 г. предусмотрено, что доля расходов бюджета г. Минска на социальную сферу в общем объеме расходов составит 46,3%.
Доля расходов на здравоохранение бюджета г. Минска в среднем за 2006-2009 гг. составила 18,3 % (таблица 7).
Наибольший удельный вес в структуре расходов на здравоохранение занимают расходы бюджета на финансирование медицинской помощи
Таблица 7 – Структура расходов бюджета г. Минска на здравоохранение относительно общей суммы расходов за 2006-2010 гг., %
Расходы |
Год | |||||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 (план) |
2009 (отчет) |
2010 (план) | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Расходы бюджета, всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Социальная сфера, всего |
46,9 |
46,8 |
46,9 |
48 |
45,3 |
46,3 |
Здравоохранение, в т.ч. |
19,2 |
19,6 |
18 |
18,3 |
17,8 |
18,6 |
Медицинская помощь населению |
15,7 |
15,3 |
15,4 |
15,9 |
15,4 |
15,3 |
Санитарно-эпидемиологический надзор |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
Другие вопросы в области здравоохранения |
3,1 |
4 |
2,2 |
2 |
2 |
2,9 |
Примечание - Источник: собственная разработка на основе [37].
гражданам. Доля средств, направляемых на финансирование данного подраздела за анализируемый период, составляет 15,3% - 15,7% от общей суммы расходов бюджета г. Минска. Расходы на санитарно-эпидемиологический надзор и прочие расходы в области здравоохранения в среднем за 2004-2009 гг. составили 0,4 % и 2,0 %– 4,0 % соответственно, или 0,8 % – 0,9 % и 4,5 % – 8,5 % от средств, направляемых из бюджета города на финансирование здравоохранения.
За анализируемый период средства, направляемые на финансирование затрат на здравоохранение, выросли с 573,9 млрд рублей в 2006 г. до 961,2 млрд рублей в 2009 г., и на 2010 г. эта величина запланирована в размере 1062,9 млрд рублей (Приложение Г).
Однако следует отметить, что на фоне общей за 2006-2008 гг. тенденции роста расходов на здравоохранение в 2009 году произошло их некоторое снижение. Так, если в 2007 году темп роста расходов на здравоохранение по отношению к 2006 году составил 127,5%, в 2008 г. по отношению к 2007 г. – 115,8%, то в 2009 по отношению к 2008 всего 113,5 %. Кроме того, в 2009 году план по расходам на здравоохранение выполнен только на 87,3%.
Тем не менее, расходы бюджета г. Минска на здравоохранение в 2009 г. превысили аналогичный показатель за 2008 г., и в целом относительно роста расходов бюджета на здравоохранение складывается положительная тенденция (рисунок 6).
Рисунок 6 – Состав расходов бюджета г. Минска на здравоохранение за 2006-2010 гг., млрд рублей
Примечание - Источник: собственная разработка на основе [37].
Средства, направляемые из бюджета на финансирование здравоохранения, используются на приобретение медикаментов (в том числе предоставляемых бесплатно), перевязочных средств, мединструментов, продукты питания, на укрепление материально-технической базы лечебных учреждений города, а именно на проведение текущего и капитального ремонтов объектов здравоохранения и приобретение оборудования и предметов длительного пользования.
Так, за 2009 год расходы на содержание учреждений здравоохранения (без капитального строительства) составили 872,1 млрд рублей, или 96,5% от плана.
Более половины всех расходов составили расходы на выплату заработной платы с учетом начислений – 446,4 млрд рублей. Расходы на приобретение лекарственных средств и изделий медицинского назначения сложились в сумме 124,9 млрд рублей, прочие трансферты населению – 65,1 млрд рублей. Расходы на оплату коммунальных услуг исполнены в сумме 53,6 млрд рублей, или на 98,6% от годового плана [37].
Расходы на здравоохранение в бюджете г. Минска на 2010 год определены с учетом изменения сети учреждений в сумме 925,4 млрд рублей (без капитального строительства).
Расходы на выплату заработной платы с учетом начислений возросли по сравнению с 2009 годом в 1,1 раза и определены в сумме 503,5 млрд рублей, что составляет 58,8 процента от суммы текущих расходов на здравоохранение.
На лекарственные средства и изделия медицинского назначения, прочие трансферты населению предусмотрено 179,8 млрд рублей, на продукты питания – 34,6 млрд рублей.
На укрепление материально-технической базы лечебных учреждений города направлено 77,5 млрд рублей.
Обеспечение отрасли финансовыми ресурсами будет осуществляться в 2010 году как за счет бюджетных средств, так и путем увеличения объема средств от осуществления приносящей доходы деятельности. Всего планируется получить внебюджетных средств на сумму 54,1 млрд рублей.
Удельный вес расходов на физическую культуру, спорт, культуру и средства массовой информации в общей сумме расходов бюджета г. Минска занимает в среднем за анализируемый период (с 2006 по 2009 гг.) около 4,2 % (таблица 8).
Таблица 8 – Структура расходов бюджета г. Минска на физическую культуру, спорт, культуру и СМИ за 2006-2010 гг., %
Расходы |
Год | |||||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 (план) |
2009 (отчет) |
2010 (план) | |
Расходы бюджета, всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Социальная сфера, всего |
46,9 |
46,8 |
46,9 |
48 |
45,3 |
46,3 |
Физическая культура, спорт, культура и СМИ, в т.ч. |
3,6 |
4,2 |
4,6 |
4 |
4,7 |
3,8 |
Физическая культура и спорт |
2,1 |
2,7 |
2,7 |
2,6 |
2,8 |
2,3 |
Культура |
1,2 |
1,3 |
1,7 |
1,2 |
1,7 |
1,4 |
Средства массовой информации |
0,3 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
Примечание - Источник: собственная разработка на основе [37].
Как видно из таблицы 8, за анализируемый период доля расходов на физическую культуру, спорт, культуру и средства массовой информации в общей сумме расходов бюджета г. Минска увеличилась с 3,6 % в 2006 г. до 4,7 % в 2009 г.
Для более наглядного представления о динамике структуры расходов бюджета города на финансирование физической культуры, спорта, культуры и средств массовой информации (СМИ) целесообразно рассмотреть рисунок 7.
Рисунок 7 – Состав расходов бюджета г. Минска на физическую культуру, спорт, культуру и средства массовой информации за 2006-2010 гг., %
Примечание - Источник: собственная разработка на основе [37].
Как видно из рисунка 7, более половины всех расходов на финансирование физической культуры, спорта, культуры и СМИ составляют расходы на физическую культуру и спорт.
В 2009 г. расходы на физическую культуру исполнены в сумме 57,3 млрд рублей или на 96,2% к плану. В том числе на спортивные мероприятия по физкультурно-массовой и оздоровительной работе израсходовано 4,0 млрд рублей, содержание детско-юношеских спортивных школ – 36,5 млрд рублей, центров олимпийского резерва – 9,1 млрд рублей, физкультурно-оздоровительных центров – 6,5 млрд рублей
Расходы на реализацию Государственной программы развития физической культуры и спорта на 2007 – 2010 годы составили 9,7 млрд или 97,0% к годовому плану [37].
Расходы на культуру, искусство и кинематографию за период с 2006 по 2009 гг. составили в среднем около 1,5 % от общей суммы расходов бюджета г. Минска или 34,4 % от расходов по разделу «Физическая культура, спорт, культура и СМИ». Данные средства направляются на содержание учреждений культуры и искусства, развитие кинематографии, проведение общегородских мероприятий, укрепление материально-технической базы учреждений культуры (приобретение оборудования, текущий и капитальный ремонт), покрытие убытков театрально-зрелищных организаций, возникающих при продаже товаров (работ, услуг) и прочие расходы в области культуры и искусства [37].
Расходы на финансирование средств массовой информации в структуре расходов бюджета города составляют 0,2-0,3 %, при этом с каждым годом происходит уменьшение доли данных расходов. Это связано с постепенным переводом соответствующих организаций на самоокупаемость.
В 2010 г. на финансирование физической культуры, спорта, культуры и СМИ планируется направить 3,8 % бюджетных средств, или 216,3 млрд. рублей (Приложение Г).
В структуре расходов бюджета г. Минска на социальную сферу расходы на образование занимают первое место по объему выделяемых средств. Их удельный вес в расходах бюджета на социальную сферу составляет в среднем за период с 2006 по 2009 гг. 42,0%, а в общей сумме расходов бюджета г. Минска - 19,5 % (таблица 9).