Управление расходами бюджета на социальную сферу в Республике Беларусь (на примере бюджета г.Минска)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 11:18, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является исследование процесса управления расходами бюджета на социальную сферу, выявление существующих проблем и предложение возможных путей их решения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
уточнить понятие социальной сферы, изучить принципы, методы, виды и формы управления социальной сферой;
изучить организацию управления социальной сферой в Республике Беларусь;
оценить роль управления расходами бюджета в процессе государственного управления экономикой;
исследовать ныне существующую организацию процесса управления расходами бюджета на социальную сферу (на примере бюджета г. Минска);

Содержание

Введение………………………………………………………………………......
4
1 Теоретические аспекты управления социальной сферой……………………
7
1.1 Понятие управления социальной сферой, его принципы, методы, виды, формы…………………...………………………………………………………...
7
1.2 Организация управления социальной сферой в Республике Беларусь…...
15
1.3 Расходы бюджета на социальную сферу как важнейший объект управления экономикой…………………………………………………….........
22
2 Анализ процесса управления расходами бюджета на социальную сферу (на примере бюджета г. Минска)………………………………………………...
29
2.1 Организация управления расходами бюджета г. Минска на социальную сферу………………………………………………………………………………
29
2.2 Анализ динамики состава и структуры расходов бюджета на социальную сферу………………………………………………………………..
41
3 Совершенствование управления расходами на социальную сферу в современных условиях…………………………………………………………..
56
3.1 Проблемы управления расходами на социальную сферу в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..
56
3.2 Направления совершенствования управления расходами на социальную сферу в Республике Беларусь……………………………………………………
62
Заключение……………………………………………………………………….
74
Список использованных источников………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

диплом расходы на соцсферу.doc

— 862.00 Кб (Скачать файл)

Автором работы был проведен анализ расходов бюджета г. Минска на содержание учреждений образования, финансируемых непосредственно из городского бюджета (в разрезе отдельных подстатей и элементов статьи 10 «Закупки товаров и оплата услуг»), в результате которого были выявлены факты  наличия в планах учреждений неэффективного расходования бюджетных средств.

Для проведения анализа были использованы сметы 28 учреждений образования (большинство из которых - учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического и среднего специального образования) с расчетами и обоснованиями к ним.

Анализу подлежали те подстатьи расходов бюджета, по которым наиболее вероятно выявление неэффективного использования бюджетных средств (например, если отсутствуют нормы и нормативы расходов в денежной форме и  объемов приобретаемых ресурсов в натуральной форме). В частности, анализу были подвергнуты следующие подстатьи и элементы расходов бюджета на указанные учреждения: «Прочие расходные материалы и предметы снабжения», «Оплата транспортных услуг», «Оплата услуг связи», «Прочие коммунальные услуги», «Прочие текущие расходы на закупки товаров и оплату услуг».

В ходе анализа был выявлен ряд проблем, касающихся эффективности использования бюджетных средств. Часть таких проблем характерна для многих из указанных подстатей и элементов.

Так, например, сумма затрат на приобретение каких-либо ресурсов не всегда равна произведению количества приобретаемых единиц и стоимости одной единицы.

Зачастую расшифровки и обоснования расходов присутствуют в неполном виде либо отсутствуют вовсе.

В некоторых случаях один и тот же тип затрат различными учреждениями относится к различным подстатьям или элементам (например, услуги по переплету и типографские расходы отнесены к элементу расходов «Прочие расходные материалы и предметы снабжения» и статье «Прочие текущие расходы на закупки товаров и оплату услуг»). В таком случае нарушается соответствие бюджетной классификации Республики Беларусь, что приводит к невозможности систематизации информации и затруднению контроля за направлениями использования бюджетных средств.

Кроме того, отсутствует единая форма представляемой учреждениями информации, что также затрудняет ее систематизацию и обработку.

Также в ходе проведения анализа были обнаружены проблемы, характерные для отдельных подстатей и элементов расходов.

В исследуемых учреждениях по элементу «Прочие расходные материалы и предметы снабжения» отражаются следующие группы расходов: приобретение канцелярских товаров и письменных принадлежностей; хозяйственные закупки; приобретение книг, справочной и периодической литературы, подписка; оплата услуг по сопровождению программного продукта; приобретение средств обучения; приобретение бланочной продукции, расходы по переплету, типографские расходы; оплата по договорам дезинфекции и дератизации; расходы по стирке белья; расходы на охрану труда; приобретение предметов в составе оборотных средств (мебели); приобретение спортинвентаря.

В целом для расходов бюджета г. Минска по элементу «Прочие расходные материалы и предметы снабжения» характерны следующие проблемы: отсутствие приложенных договоров при оплате услуг по договорам либо ссылок на них; отсутствие и неполнота расшифровок к смете расходов.

Наиболее проблемными являются первые три из перечисленных групп расходов. Они требуют дополнительного анализа. Его проведение показало, что указанные расходы планируются исходя из сложившегося уровня за предыдущий год и не основаны на использовании норм и нормативов. Такой способ их планирования приводит к нарушению единой структуры расходов для однотипных учреждений. Результатом является неэффективное использование бюджетных средств.

По подстатье «Оплата транспортных услуг» планируются расходы на содержание и наем транспорта, техническое обслуживание и текущий ремонт.

При этом затраты на содержание одинаковых транспортных средств в однотипных учреждениях образования не одинаковы, количество транспортных средств не связано с объемом деятельности учреждений.

В расходах учреждений по подстатье «Оплата услуг связи» присутствуют расхода на междугороднюю связь. Фактически большинство из таких расходов представляет собой оплату звонков на мобильные телефоны. В связи с этим расходы на междугороднюю связь должны быть сокращены до минимума.

По элементу расходов «Прочие коммунальные услуги» планируются расходы на : утилизацию, вывоз мусора; технический надзор (обслуживание лифтов, приборов учета); пожарный надзор; вневедомственную охрану; аренду помещений; другие коммунальные расходы.

Финансирование указанных расходов происходит по договорам на оказание услуг. Однако к сметам зачастую не приложены копии таких договоров и отсутствуют ссылки на них. Кроме того, по категории «Другие коммунальные расходы» отсутствуют расшифровки.

По подстатье «Прочие текущие расходы на закупки товаров и оплату услуг» в ряде случаев отсутствуют расшифровки по группам «Информационные услуги» и «Прочие расходы». В отдельных случаях отсутствует обоснование и по другим группам расходов.

Таким образом, ныне действующая методика планирования расходов бюджета на социальную сферу, в том числе на содержание учреждений образования, не совершенна и требует коренных преобразований.

В процессе финансирования учреждений социальной сферы также возникает ряд проблем.

Развитие рыночных отношений в социальной сфере, а также некоторое сокращение в последние годы бюджетного финансирования расходов на услуги, оказываемые социально-культурными учреждениями, усиливает значение внебюджетных (альтернативных) источников в финансировании отраслей этой сферы. Социальные услуги не должны оставаться полностью бесплатными.

Объем осуществления приносящей доходы деятельности бюджетных организаций социальной сферы за последние годы несколько увеличился. Так, если в 2008 году доходы от такой деятельности по г. Минску составляли 75,3 млрд рублей, в 2009 году 85,6 млрд рублей, то на 2010 год запланированы доходы в размере 106,8 млрд рублей [42].

Увеличился и объем превышения доходов над расходами, остающегося в распоряжении бюджетных организаций. Так, с 2008 г. по 2010 г. эта цифра возросла с 13,2 млрд рублей до 32,6 млрд рублей. т.е. почти в 3 раза       (таблица 11).

Однако развитие сети социально-культурных объектов, основанных на негосударственной форме собственности, требует учета ряда проблем.

В частности, необходимо иметь в виду, что часть населения не имеет возможности в силу низкого уровня доходов обращаться за услугами в частный сектор. В то же время высокообеспеченные слои населения будут пользоваться лучшей медицинской помощью и образованием. Преимущественное развитие услуг населению на платной основе может привести к нежелательным социально-экономическим последствиям, выражающимся в том, что размеры их потребления между отдельными группами населения с различным уровнем доходов будут существенно различаться.

Таблица 11 – Объем финансирования отраслей социальной сферы из бюджета и внебюджетных источников за 2006-2010 гг., млрд. рублей

 

Отрасль

2006

2007

2008

2009

2010

Бюд-жет

Внебюд-жет

Бюд-жет

Внебюд-жет

Бюд-жет

Внебюд-жет

Бюд-жет

Внебюд-жет

Бюд-жет

Внебюд-жет

Здравоохра-нение

573,9

25,4

731,9

31,2

847,2

37,2

961,2

43

1062,9

54,1

Физкультура и спорт

61,4

5,5

101,6

3,2

126

4,3

151,2

6,9

129,2

12,2

Культура

37,1

0,6

47

0,9

77,6

1,3

90,3

2

78,3

1,4

Образование

633,2

17,1

718,5

22,1

913,1

30,2

1015,1

33,3

1098,7

38,7

Социальная политика

88,7

0,1

139,6

0,3

227

0,2

218,4

0,4

263,3

0,5

Социальная сфера

1394,4

48,7

1738,7

57,6

2190,9

73,2

2436,3

85,6

2632,5

106,8


 

Примечание - Источник: собственная разработка на основе [42].

 

 

Кроме того, ряд проблем можно продемонстрировать на отрасли здравоохранения.

Поскольку наряду с государственными учреждениями платные услуги оказывают и коммерческие организации, встает вопрос о разработке системы ответственности перед пациентом. Приобретение страховки, плата за услуги должны гарантировать получение услуги определенного стандарта качества. При невыполнении стандарта должны наступать юридическая и финансовая ответственность виновника. В настоящее время эта процедура не отработана.

Существует также проблема разграничения рабочего времени медицинского персонала на оказание платных и бесплатных услуг.

Такая проблема связана с тем, что медицинский работник за одно и то же отработанное время будет получать оплату из двух источников.

Самым простым способом решения проблемы является организация специального подразделения путем выделения отдельного помещения с закрепленным оборудованием, штатами, приборами, определяющими расход электроэнергии, воды и т. д. Однако это возможно не везде, поскольку нет помещений, нет дублирующего оборудования, нет достаточного спроса на платные услуги и т. д.

Другим вариантом является оказание платных услуг в определенные часы вне основного рабочего времени. В ряде случаев это возможно (например, стоматологические услуги), но чаще всего этого сделать не удается.

Во-первых, одно из главных оснований для оказания платных услуг - оказание медицинской помощи вне очереди, т.е. желательно сразу по обращению. Значимость платной услуги для пациента пропадает, если он может получить ее бесплатно не дожидаясь времени, отведенного для оказания платных услуг.

Во-вторых, существует также оказание одновременно с бесплатными услугами услуг, частично оплачиваемых пациентом: повышенная сервисность, дополнительное питание и т.д.

В-третьих, оказание платных услуг во внерабочее время, которое обычно связывается с вечерним временем, может оказаться неудобным для населения. Поэтому платные услуги оказываются и в основное рабочее время. При этом присутствует двойная оплата медицинского персонала. Кроме того, при такой системе происходит ухудшение возможности оказания помощи по видам, финансируемым из бюджета.

Кроме того, во многих государственных учреждениях, оказывающих платные услуги, отсутствует четко сформулированная и представленная в удобном для пользователей виде информация.

Аналогичные проблемы присутствуют и в других отраслях социальной сферы.

В сфере анализа также имеется ряд проблем. Финансовыми органами проводится анализ только по отдельным статьям расходов (например, ежегодно проводится анализ питания учащихся и детей дошкольного возраста). По многим статьям анализ не проводится, что приводит к снижению эффективности использования бюджетных средств.

В сфере контроля главная проблема заключается в том, что выявленный вред возмещается не полностью. Так, выявленный контрольно-ревизионными службами ведомственного контроля в 2009 г. вред возмещен только на 65,7 %.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что все виды управления расходами на социальную сферу сопряжены с определенными проблемами, требующими решения. Основными проблемами являются несовершенство методики планирования расходов бюджета на учреждения социальной сферы, а также проблемы, связанные с привлечением внебюджетных источников.

 

 

3.2 Направления совершенствования  управления расходами на социальную  сферу в Республике Беларусь

 

 

 

Поскольку в управлении расходами на социальную сферу имеются определенные проблемы, процесс управления расходами на социальную сферу требует совершенствования.

Как было отмечено в предыдущем параграфе, ныне действующая методика планирования расходов бюджета на социальную сферу не совершенна и требует коренных преобразований.

С этой целью автором работы был проведен анализ смет отдельных учреждений образования, в результате чего было выявлено, что при расчете объема расходов по отдельным подстатьям и элементам не используются оперативно-сетевые показатели, что приводит к неравномерности распределения средств между учреждениями и снижению эффективности использования бюджетных средств. Отсутствие зависимости между величиной расходов и оперативно-сетевыми показателями продемонстрировано на рисунке 10 на примере подстатьи «Прочие расходные материалы и предметы снабжения».

Рисунок 10 – Соотношение величины расходов по подстатье «Прочие расходные материалы и предметы снабжения», запланированной на 2010 г. и количества учащихся для отдельных учреждений образования г. Минска

 

Примечание - Источник: собственная разработка на основе [44].

Для решения существующей проблемы предлагается выделить группы однотипных учреждений и установить для каждой из них нормы и нормативы расходов по каждой статье, подстатье, элементу исходя из фактически сложившегося уровня за предыдущие 3-4 года. Причем для расчета норм и нормативов должны использоваться либо показатели учреждения с наименьшим уровнем расходов в группе однотипных учреждений, либо средний для группы уровень.

Информация о работе Управление расходами бюджета на социальную сферу в Республике Беларусь (на примере бюджета г.Минска)