Управление расходами бюджета на социальную сферу в Республике Беларусь (на примере бюджета г.Минска)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 11:18, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является исследование процесса управления расходами бюджета на социальную сферу, выявление существующих проблем и предложение возможных путей их решения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
уточнить понятие социальной сферы, изучить принципы, методы, виды и формы управления социальной сферой;
изучить организацию управления социальной сферой в Республике Беларусь;
оценить роль управления расходами бюджета в процессе государственного управления экономикой;
исследовать ныне существующую организацию процесса управления расходами бюджета на социальную сферу (на примере бюджета г. Минска);

Содержание

Введение………………………………………………………………………......
4
1 Теоретические аспекты управления социальной сферой……………………
7
1.1 Понятие управления социальной сферой, его принципы, методы, виды, формы…………………...………………………………………………………...
7
1.2 Организация управления социальной сферой в Республике Беларусь…...
15
1.3 Расходы бюджета на социальную сферу как важнейший объект управления экономикой…………………………………………………….........
22
2 Анализ процесса управления расходами бюджета на социальную сферу (на примере бюджета г. Минска)………………………………………………...
29
2.1 Организация управления расходами бюджета г. Минска на социальную сферу………………………………………………………………………………
29
2.2 Анализ динамики состава и структуры расходов бюджета на социальную сферу………………………………………………………………..
41
3 Совершенствование управления расходами на социальную сферу в современных условиях…………………………………………………………..
56
3.1 Проблемы управления расходами на социальную сферу в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..
56
3.2 Направления совершенствования управления расходами на социальную сферу в Республике Беларусь……………………………………………………
62
Заключение……………………………………………………………………….
74
Список использованных источников………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

диплом расходы на соцсферу.doc

— 862.00 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 9 – Структура расходов бюджета г. Минска на образование за             2006-2010 гг., %

 

Расходы

Год

2006

2007

2008

2009         (план)

2009      (отчет)

2010          (план)

1

2

3

4

5

6

7

Расходы бюджета, всего

100

100

100

100

100

100

Социальная сфера, всего

46,9

46,8

46,9

48

45,3

46,3

Образование, в т.ч.

21,2

19,2

19,5

21,5

18,8

19,3

Дошкольное образование

5,5

5

5,6

6

5,5

5,7

Общее среднее образование

10,8

9,5

9,1

9,4

8

8

Профессионально-техническое          образование

1,7

1,6

1,5

1,6

1,3

1,3

Среднее специальное образование

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2


 

Окончание таблицы 9

1

2

3

4

5

6

7

Повышение квалификации и     переподготовка кадров

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

Внешкольное воспитание и      обучение

1,3

1,2

1,1

1,2

1

1,1

Другие вопросы в области         образования

1,6

1,6

2

2,9

2,8

2,9


 

Примечание - Источник: собственная разработка на основе [37].

 

 

Как видно из таблицы 9, за анализируемый период доля расходов на образование в общей сумме расходов бюджета г. Минска колебалась в пределах от 18,8 % до 21,5%.

Для более наглядного представления о структуре расходов бюджета города на финансирование образования целесообразно рассмотреть рисунок 8.


 

Рисунок 8 – Структура расходов бюджета г. Минска на образование в 2009 г., %

 

Примечание - Источник: собственная разработка на основе [37].

 

 

Как видно из рисунка 8, среди расходов по разделу «Образование» наибольшую долю (около половины) занимают расходы на общее среднее образование, дошкольное образование (42,5 % и 29,1 % соответственно).

За анализируемый период наблюдается стабильный рост ассигнований, направляемых на финансирование образования. Об этом свидетельствуют темпы роста расходов по данному направлению (Приложение Г).

В 2007 г. расходы на финансирование образования возросли на 13,5 % по отношению к 2006 г., в 2008 г. – на 27,1 %.

Однако в 2009 году темп роста расходов на образование составил всего 111,2 % против запланированных 141,9 %. В связи с этим на 2010 год запланирован прирост только 8,2 %.

Расходы на образование (без расходов на капитальное строительство) в бюджете г.Минска на 2010 год определены в сумме 947,2 млрд рублей.

На оплату труда работников образования с учетом начислений                 запланированы ассигнования в сумме 633,7 млрд рублей или 67% от общей  суммы расходов.

В бюджете г. Минска на 2010 год учтены расходы на финансирование    государственных программ в сумме 45,5 млрд рублей. Объемы финансирования по отдельным программам приведены в Приложении Д.

Из бюджета г. Минска финансируется также социальная политика. Структура расходов бюджета г. Минска на социальную политику за 2006-2010 гг. приведена в таблице 10.

 

Таблица 10 – Структура расходов бюджета г. Минска на социальную политику за 2006-2010 гг., %

 

Расходы

Год

2006

2007

2008

2009         (план)

2009      (отчет)

2010          (план)

Социальная политика всего, в т.ч.

3,0

3,0

4,8

4,1

4,0

4,6

Социальная защита

1,1

1,0

1,0

1,1

1,0

1,2

Социальная помощь

0,0

0,0

0,1

0,0

0,0

0,0

Содействие занятости населения

0,3

0,2

0,1

0,1

0,1

0,1

Помощь в обеспечении жильем

0,6

1,6

1,8

1,6

1,6

1,7

Другие вопросы в области социальной политики

1,0

1,0

1,8

1,4

1,3

1,7


 

Примечание - Источник: собственная разработка на основе [37].

Как свидетельствуют данные таблицы 10, расходы бюджета г. Минска на социальную политику занимают от 3,0 % всех расходов бюджета города в 2006 г. до 4,8 % в 2008 г. Однако в 2009 году их доля составила лишь 4,0 % расходов бюджета г. Минска.

Для более наглядного представления о структуре расходов бюджета города на финансирование социальной политики целесообразно рассмотреть рисунок 9.

 

 

Рисунок 9 – Структура расходов бюджета г. Минска на социальную политику в 2009 г., %

 

Примечание - Источник: собственная разработка на основе [37].

 

 

В структуре затрат на социальную политику наибольший удельный вес занимают расходы на финансирование учреждений и мероприятий по социальной защите и помощь в обеспечении жильем, а также на другие вопросы в области социальной политики. Доля остальных расходов – на оказание помощи семьям, воспитывающим детей, молодежную политику и содействие занятости – не велика.

Расходы бюджета г. Минска на социальную политику в абсолютном выражении приведены в Приложении Г.

Как видно из таблицы Г.1, наибольший рост расходов наблюдается в 2008 г., когда произошел скачок в объемах средств, направляемых на развитие отраслей социальной политики, как в абсолютном, так и в относительном выражении – объем расходов увеличился по сравнению с 2007 г. на 62,6 % и составил 4,8 % от общей суммы расходов бюджета г. Минска (для сравнения в 2007 г. эта величина составляла 3,7 %).

В 2009 году расходы на содержание учреждений социальной защиты составили 28,8 млрд рублей или 99,5 % годовых назначений.

Расходы по обеспечению граждан техническими средствами социальной реабилитации сложились в сумме 4,2 млрд рублей – 100 % годового плана. Обеспечено техническими средствами социальной реабилитации и протезными изделиями 12 647 инвалида.

Расходы на денежную компенсацию семьям при рождении близнецов  исполнены в сумме 0,2 млрд рублей, что составило 95 % к годовому плану.

На бесплатное обеспечение продуктами питания детей первых двух лет жизни израсходовано 4,0 тыс. рублей или 99,8 % предусмотренных на год средств.

Расходы бюджета города на выполнение Закона Республики Беларусь «О погребении и похоронном деле» составили 1,4 млрд рублей или 98,1 % к годовому плану.

На предоставление социальных пособий отдельным категориям жителей города Минска по решению Минского городского Совета депутатов от 19 ноября 2008 г. № 183 за 2009 г. израсходовано 22,1 млрд рублей – 97,7 % годовых ассигнований.

В рамках расходов на социальную политику предусматривается финансирование ряда социальных программ. Так, программой «Молодежь» предусматривается организация летних тематических лагерей, мероприятий по социальной адаптации молодежи, вовлечение учащихся в тематические встречи, акции по профилактике алкоголизма, наркомании, токсикомании, СПИДа в молодежной среде. Помимо этого, данные средства будут направлены на укрепление материальной базы социально-педагогических районных центров.

Программа «Молодые таланты Беларуси» предусматривает направление средств на организацию в оздоровительных, спортивно-оздоровительных лагерях, специализированных учебно-спортивных учреждениях профильных смен для талантливых детей.

Подпрограмма «Дети-сироты» реализуется с целью увеличения ежемесячных выплат на содержание детей-сирот в семьях граждан до бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, проведения мероприятий по реорганизации детских домов-интернатов в детские дома семейного типа, обеспечения учреждений-интернатов необходимыми техническими средствами обучения.

Таким образом, следует отметить, что расходы на социальную сферу занимают наибольший удельный вес в общей сумме расходов бюджета г. Минска – около 46 %. Это связано с социальной ориентацией бюджета города на протяжении многих лет. Из бюджета г. Минска оказывается финансирование ряда услуг, необходимых для роста уровня и качества жизни населения, для улучшения умственного и физического развития граждан, таких как образование, здравоохранение, социальное обеспечение, наука, искусство, спорт, культура, а также для поддержки наименее защищенных и наиболее уязвимых слоев населения, предоставления им различного рода льгот.

Можно сделать вывод о том, что около половины всей расходной части бюджета г. Минска занимают расходы на развитие отраслей непроизводственной сферы, что еще раз подтверждает социально-ориентированный характер бюджета города. В их числе наибольший удельный вес приходится на образование – 19,5 % за период 2006-2009 гг., здравоохранение – 18,5 %, социальную политику – 4,0 %, физическую культуру, спорт, культуру и СМИ – 4,4 %. Это означает, что большая часть бюджетных средств направляется на повышение благосостояния населения, финансирование здравоохранения, образования, строительства жилья и прочие нужды социального характера.

Кроме того, поскольку расходы бюджета г. Минска на образование и здравоохранение имеют значительный удельный вес в общей сумме расходов бюджета в целом и в сумме расходов бюджета на социальную сферу в частности, они являются наиболее значимыми объектами управления и требуют наибольшего внимания и должны быть подвергнуты преобразованиям.

 

3 Совершенствование управления  расходами на социальную сферу  в современных условиях

 

 

3.1 Проблемы управления  расходами на социальную сферу  в Республике Беларусь

 

 

Несмотря на то, что в Республике Беларусь постоянно совершенствуется управление расходами бюджета на социальную сферу, на сегодняшний день все же имеется ряд серьезных проблем, требующих решения.

В частности, ныне действующая методика планирования расходов бюджета на социальную сферу имеет некоторые недостатки.

Существование социальной сферы обусловлено необходимостью удовлетворять общественные потребности, то есть потребности всего общества в целом. Однако при этом возможно предоставление услуг отдельным членам общества. Именно поэтому объем деятельности социальной сферы определяется количеством людей, которым такие услуги могут и должны быть предоставлены. На практике это означает, что объемы финансирования учреждений социальной сферы должны зависеть от количества людей, получающих услуги таких учреждений (количества учащихся, количества больных и т. д.).

В здравоохранении указанный фактор используется при определении общей суммы расходов бюджета каждого региона и республики в целом. Ежегодно утверждается такой показатель, как норматив бюджетной обеспеченности в расчете на одного жителя.

Однако при определении суммы расходов бюджета на отдельное учреждение здравоохранения в основном используются показатели сложившегося за предыдущие периоды уровня расходов по отдельным статьям, а не нормы и нормативы, утверждаемые отраслевым министерством. Причиной является отсутствие соответствующих норм и нормативов. Такой метод планирования расходов приводит к снижению эффективности использования бюджетных средств и увеличению расходов бюджета на социальную сферу.

В других отраслях социальной сферы наблюдается аналогичная ситуация с тем лишь отличием, что при планировании общей суммы расходов также отсутствуют нормативы бюджетной обеспеченности.

Таким образом, в настоящее время основным методом распределения средств между бюджетными учреждениями является сметный метод. Необходимые финансовые ресурсы выделяются бюджетным организациям на основе смет расходов. При этом нет прямой взаимосвязи между размерами выделяемых ассигнований и результатами деятельности организаций. Поэтому данный метод не стимулирует эффективное расходование бюджетных средств. Внедрение программно-целевого метода способствует разрешению сложившейся ситуации, однако этого не достаточно для максимальной оптимизации расходов бюджета на социальную сферу. В связи с этим требует серьезного совершенствования система планирования расходов на отдельные учреждения социальной сферы.

Информация о работе Управление расходами бюджета на социальную сферу в Республике Беларусь (на примере бюджета г.Минска)