Вопрос
о собственности местных органов
власти в мировой практике
не нашел однозначного решения.
Во многих странах местным
органам власти могут принадлежать
предприятия, оказывающие услуги
местному населению: транспортные
и энергетические предприятия;
коммунальные и жилищные хозяйства;
предприятия рекреационной инфраструктуры
и т.п. В США, например, в сферу
территориально-хозяйственного управления
входят в основном объекты
социального развития: коммунальное
хозяйство, оказание услуг, индустрия
туризма и отдыха.
Сегодня
в России формируется муниципальная
собственность, которая становится
важнейшим фактором развития
местного самоуправления.
Понятие
«муниципальная собственность»
было введено в России Законом
от 24 декабря 1990г. «О собственности
в РСФСР». Конституция РФ признает
и гарантирует, наряду с другими
формами собственности, муниципальную
собственность (ст.8).
Муниципальная
собственность, порядок ее образования,
владения, пользования и распоряжения
закрепляется также Гражданским
кодексом РФ, Законом «Об общих
принципах организации местного
самоуправления в Российской
Федерации», другими законами и
нормативными правовыми актами.
Согласно
ст.215 Гражданского кодекса РФ
муниципальной собственностью является
имущество, принадлежащее на правах
собственности городским, сельским
поселениям, а также другим муниципальным
образованиям.
Управление
муниципальной собственностью осуществляется
органами местного самоуправления,
что не делает их собственниками
муниципального имущества. В соответствии
со ст.215 Гражданского кодекса
РФ и ст.29 Закона «Об общих
принципах организации местного
самоуправления в Российской
Федерации» право собственника
муниципального имущества принадлежит
муниципальному образованию.
Население
муниципального образования владеет
муниципальной собственностью, передавая
право распоряжения и пользования
ею, в части издания нормативных
актов исключительно представительному
органу местного самоуправления,
который осуществляет это право
самостоятельно и в порядке,
установленном уставом (положением)
о местном самоуправлении.
Имущество,
находящееся в собственности
муниципального образования, делится
на две части. Одна часть
муниципального имущества закрепляется
за муниципальными предприятиями
и учреждениями на праве хозяйственного
ведения и праве оперативного
управления. Другая - в частности,
средства местного бюджета, иное
муниципальное имущество, не закрепленное
за муниципальными предприятиями
и учреждениями, составляет, согласно
ст.215 Гражданского кодекса РФ, муниципальную
казну соответствующего городского,
сельского поселения, другого
муниципального образования.
Процесс
формирования муниципальной собственности
еще не завершен, как не завершен
порядок формирования самих муниципальных
образований. В соответствии со
ст.61 федерального Закона от 28 августа
1995г. №154-ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации» субъекты
РФ должны передавать в собственность
муниципальных образований объекты,
находящиеся в их собственности,
но необходимые для решения
вопросов местного значения. Передача
данных объектов в собственность
местного самоуправления осуществляется
в соответствии с разграничением
полномочий между субъектами
РФ и муниципальными образованиями,
а также между самими муниципальными
образованиями.
Органы
местного самоуправления наделяются
также правом самостоятельно
создавать муниципальные предприятия,
учреждения и организации для
осуществления хозяйственной деятельности.
Органы местного самоуправления
определяют цели, условия и порядок
их деятельности, регулируют цены
и тарифы на их продукцию
(услуги), утверждают их уставы, назначают
и увольняют руководителей, заслушивают
отчеты об их деятельности.
Формирование
муниципальной собственности тесно
взаимосвязано с процессом приватизации.
Основными
проблемами предприятий и организаций
муниципальной формы собственности
являются накопленная задолженность,
слабая материальная база и
высокий уровень износа основных
фондов.
Передача
имущества в аренду является
одним из источников пополнения
бюджета, действенным инструментом
развития территорий муниципальных
образований и создания благоприятных
условий для предпринимательства.
Не являясь монополистом на
рынке недвижимости, но, обладая
большим объемом недвижимости, передаваемой
в аренду, муниципалитет способен
влиять на рынок: регулировать
рост цен, задавать уровень
стабильности договоров, снижать
произвол частных арендодателей.
Основными арендаторами муниципального
недвижимого имущества являются
представители малого бизнеса,
у которых нет собственных
площадей. Зачастую средства, полученные
от аренды муниципального имущества,
идут на капитальный ремонт. Вариантом
эффективного использования муниципальной
собственности является увязка
объема вложенных арендатором
средств, в капитальный ремонт
со сроком действия договора
аренды и стоимостью аренды.
2.1 Разграничение
собственности.
Процесс
формирования муниципальной собственности
во многом зависит от решения
проблемы разграничения собственности
между Российской Федерацией, субъектами
РФ и муниципальными образованиями.
Разграничение
собственности на государственную
и муниципальную, до сих пор вызывает много
проблем. Объясняется это, прежде всего,
единым публично-правовым статусом субъектов
государственной и муниципальной собственности:
наличием у них особых властных полномочий,
позволяющих принимать нормативные акты,
которые регламентируют порядок осуществления
принадлежащего им права собственности,
а также осуществлением своих прав собственности
в публичных (общественных) интересах
и отсутствием должной нормативной базы,
регулирующей данные отношения.
Кроме
того, право государственной собственности
и право муниципальной собственности
характеризуются множественностью
субъектов. В роли субъектов
государственной собственности
выступают Российская Федерация
в целом и ее субъекты - республики,
края, области и т.д.
2.2 Субъекты
муниципального права.
Осуществление
от имени соответствующего муниципального
образования собственника его
правомочия в соответствии со
своей компетенцией не делает
их собственниками соответствующего
имущества. Как и государственные
органы, органы муниципальных образований
могут выступать в имущественном
обороте и в качестве самостоятельных
юридических лиц - муниципальных
учреждений, обладающих самостоятельным
вещным правом оперативного управления
на закрепленное за ними имущество
(ст. 296 Гражданского Кодекса РФ).
Частью этого имущества - денежными
средствами - они будут отвечать
по своим обязательствам. При
осуществлении ими правомочий
собственника муниципального образования
- они получают возможность, в
той или иной мере, распоряжаться
имуществом этого собственника,
поступающим, выбывающим или составляющим
его казну, и именно имущество
казны, в первую очередь средства
соответствующего бюджета, составляет
базу самостоятельной имущественной
ответственности такого муниципального
(публичного) собственника по своим
долгам.
В связи
с этим муниципальное имущество,
подобно государственному, также делиться
на две части (ст. 215 п.3 Гражданского Кодекса
РФ). Одна часть закрепляется за муниципальными
предприятиями и учреждениями на самостоятельных,
хотя и ограниченных вещных правах хозяйственного
ведения и оперативного управления, а
другая, нераспределенная часть, составляет
казну соответствующего муниципального
образования. С точки зрения интересов
имущественного оборота такое разделение
муниципального имущества имеет значение,
прежде всего, для обоснования раздельной
имущественной ответственности муниципального
образования и созданных им юридических
лиц по их долгам.
Наиболее
важным из всех прав, осуществляемых
муниципальным образованием, как
субъектом гражданских правоотношений,
права собственника муниципального
имущества.
Субъектами
права муниципальной собственности
выступают:
- органы местного
самоуправления;
- должностные
лица местного самоуправления;
- население
муниципального образования.
Однако
и Гражданский Кодекс РФ и Федеральный
закон « Об общих принципах организации
местного самоуправления в РФ» устанавливают,
что права собственника муниципального
имущества осуществляются от имени муниципального
образования. Следовательно, субъектом
права муниципальной собственности, является
только муниципальное образование, а не
органы местного самоуправления и должностные
лица местного самоуправления, действующие
в соответствии с законом, и не юридические
лица или граждане, действующие по специальному
поручению, которые являются лишь представителями
муниципального образования в отношениях
по поводу муниципального имущества.
Наделение
населением муниципального образования
органов местного самоуправления
полномочиями по осуществлению
права муниципальной собственности,
означает лишь, перераспределение
полномочий представителей одного
и того же собственника - муниципального
образования, но не передачу
от него права собственности
какому-либо другому лицу.
2.3 Формирование
муниципальной собственности.
Приобретение
права муниципальной собственности.
Право
муниципальной собственности возникает
из оснований, предусмотренных
законами и иными правовыми
актами. Можно выделить административные
и гражданско-правовые способы.
Административный порядок предполагает
волю одной стороны - государства
и реализует, при издание акта органа
государственной власти. Более отвечает
интересам местного самоуправления, способ
перехода прав на объекты собственности,
гражданско-правовые договоры и сделки.
Муниципальное образование вправе заключать
их с другими субъектами гражданских прав.
Право
муниципальной собственности может
быть приобретено следующими
способами:
- путем изготовления
(создания) новой вещи (например, недвижимого
имущества);
- путем получения
поступлений (доходов, продукции) в результате
использования уже имеющегося муниципального
имущества;
- на основании
договора купли- продажи, дарения или иной
сделки об отчуждениях этого имущества;
- по наследству
в соответствии с завещанием или законом;
- по решению
суда (например, в отношении бесхозяйного
недвижимого имущества);
- в установленном
порядке ( к примеру, как находка или как
клад).
2.4 Муниципальное
имущество.
Приобретение
и отчуждение (в том числе приватизация)
муниципальным образованием имущества
и имущественных прав осуществляется
в порядке, установленном органами
местного самоуправления. Муниципальное
имущество подлежит обязательному
учету и пообъектной регистрации
в реестре объектов муниципальной собственности.
Кроме
того, согласно п.1 ст. 61 Закона «Об
общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации» субъекты РФ обязаны
передавать в собственность муниципальных
образований объекты, необходимые
для решения вопросов местного
значения, в соответствии с разграничением
полномочий между субъектами
РФ и муниципальными образованиями,
а также между муниципальными
образованиями.
Передача
объектов (имущества), относящихся к
муниципальной собственности, в
государственную собственность
субъектов РФ или федеральную
собственность, может осуществляться
только с согласия органов
местного самоуправления, либо по
решению суда.
Весьма важен
вопрос о передаче из государственной
в муниципальную собственность, нежилых
помещений, арендуемых различными организациями,
в том числе относящихся к муниципальной
собственности. К объектам муниципальной
собственности относятся нежилые помещения,
находящиеся в управлении исполнительных
органов, местной администрации, в том
числе здания и строения, ранее переданные
ими в ведение (на баланс) другим юридическим
лицам, а также встроено-пристроенные
нежилые помещения, построенные за счет
5- и 7-процентных отчислений на строительство
объектов социально-культурного и бытового
назначения.
ВЫВОД
Муниципальная
собственность используется как
инструмент создания привлекательных
рамочных условий для развития
малого бизнеса. Льготы по арендной
плате и коммунальным платежам,
муниципальные заказы и поручительства
обеспечивают не только создание
новых производств, но и гарантируют
в перспективе рост доходности
территорий муниципальных образований.
Вместе с тем, отсутствие полной
и достоверной информации о
земельных участках, объектах недвижимости
и зарегистрированных правах
на них делает невозможным
эффективное управление земельными
ресурсами, недвижимостью и территориями
муниципальных образований в
целом.
По-прежнему
актуальной остается задача повышения
эффективности использования муниципального
имущества за счет: