Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 07:44, шпаргалка
1.Экономическая сущность и функции бюджета государства.
Бюджет – это экон-ая категория. Он является одним из механизмов, позв-их гос-ву проводить экономическую и социальную политику.
Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Сбор от всех ведомств информации, формирование документа, возложенного на Министерство Экономического Развития. Документ идет в Госдуму и Совет Федерации, затем во все ведомства для ознакомления. Этот документ рассчитан на бюджетный период с 01.01 по 31.01.
Этапы Бюджетного процесса:
Бюджетный процесс состоит из этапов работ, этапов действий. Есть этапы, регламентируемые Бюджетным кодексом и Налоговым кодексом:
1.Финансово-бюджетное планиров
А) Сводное финансовое планирование и прогнозирование
Б) Составление перспективного финансового плана
В) Составление проекта бюджета
Г) Составление финансовых смет (смет доходов и расходов) на микроуровне (на уровне учреждения, предприятия)
2. Рассмотрение и утверждение проекта бюджета, т.е. это работа по рассмотрению и утверждению проекта бюджета
3. Исполнение бюджета в течение бюджетного года
4. Анализ и контроль исполнения бюджета
18.Основные этапы развития бюдж-х отношений в России.
1этап 1990-94 гг. вместо единого гос бюджета создана 3-уровневая БС. Впервые создавались внебюджет фонды. Начала создаваться новая система форм-ния доходов бюджета на базе налог отношений (в СССР было прямое распределение ср-в), соответственно решается вопрос о налог полномочиях, к-е устанавливаются з-ном «Об основах налоговой системы в РФ». Межбюджет отношения не рег-лись и носили стихийный хар-р. Было неопределенно какие расходы финан-ся из какого уровня, в р-те были расходы, к-е финансировались сразу из нескольких уровней, некоторые расходы не финан-лись. Субъекты федерации и муниципалитеты получили право неограниченного заимствования ср-в. Первый з-н «Об основах бюджет устройства и бюджет процесса» предусматривал, что в перспективе на заимствования субъектов федерации будут наложены ограничения, тоже самое предполагалось и по отношению к муниципалитетам. Однако такой з-н не был принят.
2этап 1995-99 гг.– создание новой законодательной базы, регулирующей бюджет отношения, но она создается и вступает в силу только на 3 этапе. Исполнит органы приступили к разработке НК, БК, новых положений, касающихся межбюджетных трансфертов, но эти положения не используются. Создаются и начинают активно функц-ть контрольные органы (Счетная палата 1995 г, система Фед казначейства -93-97 гг). В сфере налог политики происходит переход от неконкрет налог системы, в соответствии с к-й субъекты федерации м вводить любые собствен налоги, к налогам, установленным в законе ( в соответствии с указом президента с 97 г субъектам федерации и муниципалитетам запрещено устанавливать собствен налоги и дано указание об их отмене). В рамках межбюджет отношений создается механизм выделения дотаций (но не др форм трансфертов). Начинает совершенствоваться бюджет планирование в 98 г, Минфин впервые составляет 3-летний перспективный план. Расширяются права субъектов федерации в области заимствования, они получают право выхода на международ рынок при условии соблюдения опред требований. Тем не менее сохраняется неопределенность в области доходов и расходов субъектов федерации и муниципалитетов. Остается нерешенной проблема местных бюджетов, к-е включают в себя разноуровневые понятия.
3этап с 2000г . Завершаются реформы в области
бюджетных отношений, завершено строительство
нормативной базы бюджет отношений (В
2000г –БК, каждый год изменяется), налоговой
системы, вступил в силу НК. В основном
завершилось строительство межбюджет
отношений, а именно – четко определено,
какие доходы получает каждый уровень
бюджет системы, в основном завершено
распределение расходов между уровнями,
четко определены формы межбюджет трансфертов
(дотации, субвенции, субсидии) и фонды,
из к-х выделяются ср-ва. Формально завершилось
муницип строительство, муницип бюджеты
стали 2-уровневыми, и им четко определили
доход базу (доход база недостаточна,
муницип бюджеты, по сути, несамостоятельны).
Активно развивается бюджет планирование.
В 2007 г Минфин впервые составляет фед бюджет
на 3 года (2008-2010гг). В 2008 г он впервые
составляет прогноз фед бюджета до 23 г.
Сейчас выдвинуто предложение отказаться
от 3-летнего бюджета в пользу годового
и пересматривать его каждый квартал.
Жестко ограничивается заемная деят-ть
субъектов федерации и муниципалитетов.
В течение всего 3 этапа фед бюджет с профицитом,
создавались спец фонды, аккумулирующие
этот профицит.Вероятность начала 4 этапа
в 2009 г в связи с принятием нового БК.
19. Расходные обязательства бюджетов разных
уровней.
"Расходные обязательства" – это обусловленные законом и другими нормативными актами, или договором обязанности РФ, субъекта РФ или муниципального образования, предоставить физическим или юридическим лицам, органам государственной власти средства соответствующего бюджета.
Разграничение расходных обязательств между уровнями бюджетной системы должно базироваться на следующих принципах:-макроэкономическая эффективность-распределение расходных обязательств с учетом эффектов масштаба, локализации и размывания.
критерий зоноиспользования.-
принцип равномерности осуществления расходов по территории-необходимость расходование средств из бюджетов более высоких уровней в случае их равномерного распределения по территории страны.
Распр-е расходных обяз-в между уровнями бюджетной системы
Статья расходов, функция |
Политика, стандарты и контроль |
Осуществление управления |
Комментарии |
Оборона |
Ф |
Ф |
Выгоды и издержки общенационального масштаба |
Международные отношения |
Ф |
Ф |
-//- |
Природные ресурсы |
Ф |
Ф,Р,М |
Способствует развитию внутреннего рынка |
Окружающая среда |
Ф,Р,М |
Р,М |
Возможны выгоды и издержки общенационального, регионального или местного масштаба |
Промышленность и сельское хозяйство |
Ф,Р,М |
Р,М |
Значительные межрегиональные внешние эффекты |
Образование |
Ф,Р,М |
Р,М |
Трансферты в “натуральной” форме |
Здравоохранение |
Ф,Р,М |
Р,М |
-//- |
Социальное обеспечение |
Ф,Р,М |
Р,М |
-//- |
Правовой базой разграничения полномочий, в том числе расходных, в России является Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ, федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Основной проблемой, характерной для РФ в области расходных полномочий, является их нечеткое разграничение в законодательстве и отнесение значительной части расходов к сфере совместного ведения, что приводит к размыванию ответственности между различными уровнями государственного управления и местного самоуправления
20. Консолид-ые бюджеты (КБ) РФ, их особенности.
КБ – это свод бюджетов всех уровней бюдж. системы, т.е. это сумма федерального, рег-ых и местных бюджетов.
К-ые бюджеты всех уровней не рассм-ся и не утв-ся законод. органами. Эти бюджеты явл-ся статистическими док-ами, т.е. сводами стат. показателей по Д. и Р., и по территориям.
Отчёты по КБ необходимы как статистические данные:
Консолидированный бюджет – это «зеркало государства». С его помощью можно сравнивать показатели уровня развития разных стран.
21.Бюджетная классификация, ее значение и содержание.
Бюджетная классификация – это группировка бюджетных доходов и расходов по однородным признакам, расположенным и зашифрованным в установ-ом порядке.
Бюджетная классификация утверждена ФЗ "О бюджетной классиф-ии Р Ф" (15.08.1996 г. №115-ФЗ).
Бюджетная классификация включает:
-Классификацию доходов бюджетов РФ – основана на законодат-х актах РФ, определяющих источники доходов;
-Функциональную
классификацию расходов
-Экономическую
классификацию расходов
-Классификацию
источников внутреннего
-Классификацию
источников внешнего
-Классификацию
видов госуд-х внутренних
-Классиф-ию видов
госуд-го внешнего долга и
-Ведомственную классификацию расходов фед-го бюджета – распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям.
Значение бюджетной классификации:
-Позволяет видеть реальную
картину движения бюджетных
-Позволяет делать
-Облегчает проверку
-Создает условия для
объединения смет и бюджетов
в общие своды, что упрощает
контроль за исполнением
-Дает основу для единого методологического подхода к составлению и исполнению всех видов бюджетов.
22.Дефицит бюджета, источники его финансирования.
Дефицит бюджета – это превышение расходов бюджета над его доходами.
Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:
1. Внутренние источники:
• кредиты, полученные РФ от кредитных организаций;
• государственные займы, путем выпуска ценных бумаг в рублях;
• бюджетные кредиты от бюджетов других уровней;
• поступления от продажи имущества государства;
• сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;
• изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета;
2. Внешние источники:
• государственные займы, путем выпуска ценных бумаг в иностранной валюте;
• кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте.
Для региональных и местных бюджетов существуют только внутренние источники финансирования:
• государственные займы;
• бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней;
• кредиты, полученные от кредитных организаций;
• поступления от продажи имущества;
• изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта РФ.
23.Федеральный бюджет РФ: содержание и значение. Особенности федерального бюджета РФ на текущий год. Федеральный бюджет - финансовый план государства; через него осуществляется процесс распред-ия и перераспр-ия ВВП, нац-го дохода между различными отраслями экономики, между регионами и соц-ми слоями населения. Фед-ый бюджет финансирует национ-ую оборону, правоохранительную деят-ть, соц. пол-ку, оказывает финанс-ую помощь нижестоящим бюдж-м.
Федеральный бюджет играет главенствующую роль в экономике страны. В него централизуется самая большая доля финансовых ресурсов, создаваемых в стране, через него происходит перераспределение ВВП в межотраслевом, межтерриториальном и социальном разрезе между слоями населения.
На федеральный бюджет возложено финансирование:
национальной обороны;фундаментальной науки; подготовки высококвалифицированных кадров (высшее образование); обслуживания государственного долга.
Основные источники федерального бюджета – федеральные налоги.
Самая большая доля – косвенные налоги (НДС и акцизы). Большая доля косвенных налогов свидетельствует о неразвитости налоговой базы.
В соответствии с бюджетной классификацией, расходы на образование включают:
• затраты на общее образование;
• воспитание детей и подростков;
• культурно-просветительскую работу;
• подготовку кадров.
Объёмы финансирования образования:
• Консолидированный бюджет РФ – 13%;
• Федеральный (высшее) – 5%;
• Региональные (среднее профессиональное) – 7%;
• Местные (детские сады, начальная и средняя школа) – 32%.
Расходы на общеобразовательные школы:
• на текущее содержание – зарплата персонала (45%), учебные, канцелярские и хозяйственные расходы, расходы на командировки, служебные разъезды и др;
• приобретение оборудования и инвентаря;
• капитальный ремонт;
• строительство новых зданий.
Расходы на текущее содержание исчисляются исходя из:
• числа учащихся;
• количества классов.
Основные статьи расходов:
• Текущее содержание – определяется на основании среднегодового кол-ва учащихся и классов = (2 * Кн + Кк) / 3;