Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 07:44, шпаргалка
1.Экономическая сущность и функции бюджета государства.
Бюджет – это экон-ая категория. Он является одним из механизмов, позв-их гос-ву проводить экономическую и социальную политику.
Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
46.Доходы бюджетной системы и их классификация.
Доходы бюджета - это денежные
средства, поступающие в безвозмездном
и безвозвратном порядке в соответствии
с законодательством в распоряжение органов
государственной власти соответствующего
уровня. Доходы бюджетов формируются в соответствии с
бюджетным и налоговым законодательством
РФ. В соответствии с Бюджетным кодексом
РФ установлены 3 основные группы доходов:
1.налоговые; 2.неналоговые; 3. безвозмездные
и безвозвратные перечисления. К налоговым
доходам относятся, предусмотренные налоговым
законодательством федеральные (НДС, акцизы,
налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог
на добычу полезных ископаемых, ЕСН, водный
налог, налог на наследование, госпошлины,
сбор за пользование объектами животного
мира, водных биологических ресурсов),
региональные (налог на имущество организаций,
налог на игорный бизнес, транспортный
налог) и местные налоги и сборы (земельный
налог, налог на имущество физических
лиц), а также штрафы и пени. К неналоговым
доходам относятся: 1.доходы от использования
имущества, находящегося в государственной
или муниципальной собственности, после
уплаты налогов и сборов, предусмотренных
законодательством о налогах и сборах;
2.доходы от платных услуг, оказанных бюджетными
учреждениями, находящихся в ведении соответственно
федеральных, региональных органов исполнительной
власти и органов местного самоуправления,
после уплаты налогов и сборов, предусмотренных
законодательством о налогах и сборах;
3.средства, полученные в результате применения
мер гражданско-правовой, административной
и уголовной ответственности (штрафы,
конфискации, компенсации, а также иные
суммы принудительного изъятия). К безвозмездным
и безвозвратным перечислениям относятся:
1. финансовая помощь из бюджетов других
уровней в форме дотаций и субсидий; 2.субвенции
из фонда компенсации; 3.субвенции из местных
бюджетов бюджетам других уровней; 4.иные
безвозмездные и безвозвратные перечисления
между бюджетами бюджетной системы РФ;
5.безвозмездные и безвозвратные перечисления
из бюджетов государственных и территориальных
государственных ВБФ; 6.безвозмездные
и безвозвратные перечисления от физических
и юридических лиц, междунар-х организаций,
правительств иностранных государств.
47.Программно - целевые методы бюджетного
планирования. Бюджетирование ориентированное
на результат (БОР).
Программно-целевой метод бюджетного планирования заключается в системном планировании выделений бюджетных средств в соответствии с утвержденными целевыми программами, составляемыми для осуществления экономических и социальных задач. Этот метод планирования финансовых ресурсов способствует соблюдению единого подхода к формированию и рациональному распределению фондов финансовых ресурсов по конкретным программа и проектам, и их концентрации и целевому использованию, улучшению контроля. Все это повышает уровень эффективности освоения средств.
В последнее десятилетие в нашей стране этот метод бюджетного планирования и финансирования неуклонно расширяется. Этому способствуют разработка и осуществление многих федеральных и региональных экономических, социальных, экологических и других программ. Следует полагать, что в перспективе этот метод будет находить все более широкое распространение.
Объем средств, выделяемых для осуществления мероприятий и проектов, определяется на основе сметного порядка планирования и финансирования. В основе расчетов смет бюджетных учреждений лежат объемные показатели деятельности (число коек, число учащихся, число групп, классов и т. д.), время функционирования учреждений и финансовые нормы. При планировании мероприятий по социальной защите населения (пенсии, пособия и др.) учитываются численность получателей этих средств и установленные нормы выплат.
Основой организации бюджетного процесса в новых условиях должна стать модель «бюджетирования, ориентированного на результаты" (БОР). Эта модель предусматривает создание системы мониторинга результативности бюджетных расходов.
Реформир-ие бюдж-го процесса предлаг-ся по следующим напра-иям:
-Реформирование бюджетной
-Выделение бюджетов
-Совершенствование
-Совершенствование и
-Упорядочение процедур составл
48.Казначейская система исполнения бюджета. ( см лекции – ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА)
Казначейство федеральное – в РФ единая централизованная система органов исполнительной власти, включает органы по субъектам РФ и субъектам местного самоуправления. Органы казначейства являются юридическими лицами, имеют самостоятельные сметы расходов, текущие счета в учреждениях банков для ведения хозяйственных операций. Задачи органов казначейства: организация, осуществление и контроль за исполнением ФБ, управление доходами и расходами этого бюджета на счетах казначейства в банках, исходя из принципа единства кассы; регулирование финансовых отношений между ФБ и гос. внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств; осуществление краткосрочного прогнозирования объемов гос. финансовых ресурсов, а также оперативное управление этими ресурсами в пределах установленных на соответствующий период гос. расходов; сбор, обработка и анализ информации о состоянии гос. финансов, представление высшим законодательным и исполнительным органам государственной власти и управления РФ отчетности о финансовых операциях Правительства РФ по ФБ РФ, о государственных внебюджетных фондах, а также о состоянии бюджетной системы РФ; управление и обслуживание совместно с ЦБ РФ и другими уполномоченными банками гос. внутреннего и внешнего долга РФ; разработка методологических и инструктивных материалов, порядка ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции казначейства, обязательных для органов гос.власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, включая организации, распоряжающиеся средствами государственных внебюджетных фондов; подготовка проекта бюджетной классификации, ведение операций по учету гос.казны РФ. При казначейском исполнении ФБ регистрация поступлений, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, совершение разрешительной надписи на право осуществления расходов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств, осуществление платежей от имени получателей средств ФБ возлагаются на Федеральное казначейство. Исполнение ФБ осуществляется на основе отражения всех операций и средств ФБ в системе балансовых счетов Федерального казначейства. В процессе исполнения ФБ запрещается осуществление операций минуя систему балансовых счетов Федерального казначейства. Право открытия и закрытия счетов ФБ, определения их режима принадлежит Федеральному казначейству. Единый счет ФБ (единый счет Федерального казначейства) находится в Банке России. В целях управления средствами ФБ, государственным долгом и совершения платежей Федеральному казначейству предоставлено право открывать и закрывать иные счета ФБ. Счета Федерального казначейства в Банке России и кредитных организациях ведутся на основании договоров, заключаемых и исполняемых в соответствии с гражданским законодательством РФ с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом. Открытие и закрытие счетов ФБ, изменение их режима без соответствующего решения Федерального казначейства не допускаются.
49.Реформирование бюджетной сферы в РФ.
Цели бюджетной реформы:
1991 г. |
Закон «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса РСФСР» – первый шаг реформы, когда была провозглашена трёхзвенная система. Закон «Об основах налоговой системы РФ» – основана налоговая система. Налоги были распределены между уровнями власти и сформирована система налогов (налог на прибыль, НДС, НДФЛ и т.д.). |
1997 г. |
Новая бюджетная классификация – единая для всех бюджетов. |
1998 г. |
Приняты бюджетный и налоговый кодексы, которые закрепили бюджетную и налоговую систему. Были определены процедуры бюджетного процесса. |
В настоящее время реформы идут в следующих направлениях:
50.Перспективное финансовое планирование.
В рамках среднесрочного финансового планирования бюджетный цикл начинается:с рассмотрения ранее одобренных основных параметров среднесрочного финансового плана; производится анализ изменения внешних факторов и условий, влияющих на экономику страны; производится обоснование изменений, вносимых в бюджетные показатели планируемого года; производится корректировка или разработка бюджетных проектировок на следующие 2 года.
Финансовый год является составной частью ежегодно обновляемого и смещаемого на один год вперед, трехлетнего финансового планирования. Это позволяет обеспечивать:
С 2006 г. составляется перспективный финансовый план, который имеет статус укрупненного бюджета.
Перспективный финансовый план разрабатывается на три года в целях: создания условий для обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджетной системы и федерального бюджета; макроэкономической стабильности, предсказуемости и преемственности бюджетной, налоговой, таможенной, долговой и денежно-кредитной политики; исполнения действующих и принимаемых бюджетных обязательств.
Перспективный финансовый план разрабатывается в три этапа.
На первом этапе разрабатываются и одобряются:
Основные направления налоговой и таможенной политики содержат:
Основные направления налоговой политики разрабатываются Минфином, а основные направления таможенной политики – МЭРТом. Предложения по изменению этих законов направляются в Бюджетную комиссию, там они изучаются и выносятся на одобрение Правительства.
Сценарные условия разрабатываются МЭРТом, рассматриваются Бюджетной комиссией и выносятся на одобрение Правительства. Эти сценарные условия содержат следующие основные показатели:
Кроме этих показателей МЭРТ разрабатывает основные показатели сводного финансового баланса, прилагаемые к сценарным условиям.
На втором этапе разрабатываются и утверждаются основные показатели перспективного финансового плана, а также основные направления долговой политики. Эти документы разрабатываются Минфином и передаются в Бюджетную комиссию, которая до 1 апреля представляет их на одобрение Правительству. На третьем этапе разрабатывается и утверждается проект перспективного финансового плана. Этот проект разрабатывается Минфином, рассматривается Бюджетной комиссией и одобряется Правительством РФ.
Основные разделы перспективного финансового плана:
3.Пенсионный фонд РФ 4.Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 5.Фонд социального страхования
6Государственный долг РФ