Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 14:28, контрольная работа
Право принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений. Право - единая система норм или правил, обязательная для всех членов общества. Право, в узком значении — система общеобязательных социальных норм, установленных или санкционированных государством; в более широком смысле охватывает и правовые отношения и основные права гражданина, закрепляемые, гарантируемые и охраняемые государством. В государственно- организованном обществе право закрепляет отношения собственности, механизм хозяйственных связей, выступает как регулятор меры и форм распределения труда и его продуктов между членами общества (гражданское право, трудовое право); регламентирует формирование, порядок деятельности представительных органов, органов государственного управления (конституционное право, административное право), определяет меры борьбы с посягательствами на существующие общественные отношения и процедуру решения конфликтов (уголовное право, процессуальное право), воздействует на многие формы межличностных отношений (семейное право)
4. Нормативные акты, их виды и пределы действия.
Нормы права, как правило, излагаются в нормативных правовых актах, причём норма права зачастую не совпадает со статьёй нормативного правового акта. Существуют три основных способа изложения элементов норм права в статьях нормативный правовых актов: прямой, бланкетный и отсылочный. При прямом способе изложения элемент нормы права прямо излагается в статье. При отсылочном способе изложения в статье элемент нормы права полностью не излагается, вместо этого содержится отсылка на конкретную статью того же или другого нормативный правового акта. При бланкетном способе изложения элемент нормы права выражен в самой общей форме, отсылая к другим нормативный правовым актам (без указания на конкретную норму, где можно найти недостающие сведения), к определённым отраслям права и даже к "действующему законодательству" (при бланкетном изложении элемента нормы права он остаётся неопределённым). Кроме того, многие нормы не имеют идеальной трёхэлементной структуры. Многие нормы Конституции (например, нормы, определяющие компетенцию органов государственной власти) содержат только один или два элемента: гипотезу и диспозицию (такая структура характерна для многих регулятивных норм) или одну диспозицию (нормы-принципы), нормы Особенной части Уголовного кодекса содержат только диспозиции и санкции (такая структура характерна для охранительных норм). Причём диспозиции подлежащих применению регулятивных и охранительных норм, как правило, не совпадают, недопустимо смешивать их в одну норму.
По характеру содержащихся в них правил поведения (иначе говоря - по характеру диспозиции) правовые нормы подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.
Существуют и другие классификации правовых норм:
По социальному назначению и функциям - на учредительные (основополагающие принципы), регулятивные (регулирующие общественные отношения) и охранительные (устанавливающие ответственность за правонарушения).
По степени определённости
предписаний (по методу правового регулирования)
- на императивные (однозначно определяющие
вариант поведения субъектов
при соответствующих
По источнику - на конституционные, законодательные, подзаконные, договорные, обычные и др..
По предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности) - на нормы конституционного, гражданского, уголовного, административного, трудового, семейного права и иных отраслей права.
Особо выделяются правовые нормы, не содержащие правил поведения: декларативные (нормы-принципы), дефинитивные (нормы-определения) и оперативные нормы (нормы-изменения).
Нормативно-правовой акт является одним из важнейших и основных источников права. В нем выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные общественные отношения.
В нормативно-правовых актах закрепляются нормы, которые учитывают интересы большинства и меньшинства в целом, координируют их в зависимости от конкретных экономических, социальных, национальных и международных отношений.
В отличие от других источников права (правовой обычай, юридический прецедент) нормативно-правовой акт обладает следующими признаками.
1. Создается в результате
правотворческой деятельности
2. В нормативно-правовых
актах содержаться только
3. Нормативно-правовые акты
оформляются в виде
4. В нормативно-правовых
актах нормы права
Классификация нормативно-правовых актов производится по различным основаниям:
1. По юридической силе: законы; подзаконные акты;
2. По содержанию: Происходит
деление условно, например, трудовое,
гражданское, уголовное,
3. По объему и характеру действия: акты общего действия; акты ограниченного действия; акты исключительного (чрезвычайного) действия.
4. По основным субъектам, их издающих: акты законодательной власти (законы); акты исполнительной власти (подзаконные акты); акты судебной власти (юрисдикционные акты общего характера).
Действие нормативно-правовых актов во времени:
Нормативно-правовые акты вступают в силу в следующих случаях:
1. Нормативно-правовые акты вступают в силу с момента его принятия;
2. Нормативно-правовые акты
начинают действие по
3. Нормативно-правовой акт
вступает в силу со времени,
указанного в самом нормативно-
Нормативно-правовые акты утрачивают свою силу в следующих случаях: при истечении срока; в связи с изданием новых нормативно-правовых актов (замена); на основаниях конкретных указаний органа об отмене данного нормативно-правовых актов.
Действие нормативно-правовых актов в пространстве: пределы действия нормативно-правовых актов в пространстве определяется территорией, на который распространяется его предписание. Действия нормативно-правовых актов распространяются на территорию, которая подведомственна органу, издавшему нормативно-правовой акт.
Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц: действие может распространятся на всех лиц, проживающих на данной территории. Также действие может распространятся не на всех граждан и должностных лиц, данной территории, а только на определенные категории (врачи, учителя, военные).
5. Понятие и элементы правоотношения.
Правоотношение – это
Следует отметить: в теории
права толкование правоотношени
В широком смысле под
Реализация субъективных прав
и обязанностей не должна
Правоотношения в узком
В качестве результата подобного воздействия выступает индивидуализированная юридическая связь между лицами, возникающая на основе норм права и характеризующаяся наличием у них субъективных прав и обязанностей. Следовательно, правоотношение, устанавливаемое на основе юридической нормы, представляет собой форму реализации государственной и проявляющейся в стремлении государства взять определённые отношения под свою юрисдикцию и защиту.
Структура правоотношения — основные элементы правоотношения (субъекты) и целесообразный способ связи между ними на основе субъективных юридических прав, обязанностей, полномочий и ответственности по поводу социального блага или обеспечения каких-либо интересов. Структура правоотношения включает в себя четыре необходимых элемента: субъект, объект, субъективное право и юридическую обязанность.
Субъекты (или стороны) правоотношений - это участники (индивиды и организации) правовых отношений, обладающие взаимными правами и обязанностями.
К индивидам, как
субъектам правоотношений, относятся
граждане данного государства,
иностранные граждане и лица
без гражданства, а также лица
с двойным гражданством, находящиеся
на территории данного
Субъектами права являются
индивиды или организации,
Объект правоотношения - это то, по поводу чего возникает и существует правоотношение.
Объектом правоотношения
Субъективное право - это предоставляемая
и охраняемая государством возможность
(свобода) субъекта по своему усмотрению
удовлетворять те интересы, которые
предусмотрены объективным
Юридическая обязанность - предусмотренная
законодательством и охраняемая
государством необходимость должного
поведения участника
Субъективное право и
6. Роль права в регулировании общественных отношений в условиях рынка.
Право в жизни общества может играть как позитивную, положительную, так и негативную, отрицательную роль. Положительная роль выражается в том, что право может способствовать прогрессивному развитию общества, его экономики, государственного устройства. Оно закрепляет передовые формы демократии, хозяйствования, создает простор для развития производительных и интеллектуальных сил общества, запрещает неэффективные формы хозяйствования, вредные и опасные для общества действия и поступки, защищает права и интересы граждан.
Негативное, отрицательное значение права выражается в том, что оно может закреплять и недемократические формы и методы правления, такие как фашизм, власть небольшой группы людей, клана, ограничивать либо вообще лишать каких-либо демократических прав граждан, в том числе права на формирование путем выборов государственных органов, закреплять господство одной религии, монополизм в экономике, принадлежность основных средств производства и богатства страны правящей элите и т. д.