Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 21:55, дипломная работа
В российских Вооруженных Силах набирает размах военная реформа. Конечно же, она преобразит их облик. Это будет армия, отвечающая требованиям разумной и надежной достаточности для обороны. Современный, очень непростой этап реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации со всей очевидностью требует высокой организованности, уставного порядка во всех без исключения воинских частях и подразделениях, крепкой воинской дисциплины.
Изменения в личном составе, связанные с нынешней чрезвычайно сложной социально-экономической и политической ситуацией в российском обществе, изменения в характере решаемых российскими войсками задач и, в частности, миротворческая деятельность, а также постоянная угроза сокращения и вызванные этим изменения во взаимоотношениях между различными категориями военнослужащих, требуют также совершенствования методики работы по укреплению воинской дисциплины, смещения акцентов на такие приемы и способы, которые более всего отвечали бы реалиям сегодняшнего дня, давали бы наибольший эффект в укреплении дисциплины и предупреждении правонарушений.
Всю совокупность факторов, оказывающих влияние на формирование дисциплинированности военнослужащего, с нашей точки зрения, можно разделить на две основные группы: внешние и внутренние факторы.
Внешние факторы – это, если говорить обобщенно, условия служебной деятельности воина.
Рассмотрим внешние факторы формирования дисциплинированности военнослужащего.
Важным среди факторов, влияющих на дисциплинированность каждого военнослужащего, является коллектив.
Воинский коллектив - это социальная общность военнослужащих, объединенных общей деятельностью, единством морали и воинского долга, а также отношениями войскового товарищества, главной задачей которых является вооруженная защита интересов Российской Федерации. Такие общности образуются в рамках подразделений с их системой управления, распределения обязанностей, образа жизни, быта и отдыха [22].
Определяет и регулирует взаимоотношения в воинских коллективах нормативно-правовое положение военнослужащих различных должностных категорий. В уставах закреплено положение, согласно которому одни военнослужащие по отношению к другим могут быть начальникам или подчиненными. Начальники имеют право отдавать подчиненным приказания и должны проверять их выполнение.
Приказывать и повиноваться - это важнейшие требования, регламентирующие взаимоотношения в воинском коллективе. Глубокое осознание каждым военнослужащим этих положений обеспечивает становление и укрепление в воинском коллективе всей системы уставных взаимоотношений.
Воинский коллектив обладает огромной воспитательной силой, способной развить лучшие черты личности, устранить пороки и отрицательные привычки. Приподнятое настроение коллектива повышает активность каждого воина, слаженность и четкость действий подразделений. Положительное состояние успешно формируется при условии создания в воинском коллективе такой моральной атмосферы, которая способствовала бы утверждению в частях и подразделениях уважительного и заботливого отношения к каждому воину, честности, требовательности, доверия, сочетающегося со строгой ответственностью и духом настоящего товарищества [37].
Важную роль в воспитании у воинов сознательной дисциплинированности играет личный пример и авторитет командиров и начальников. Авторитет проявляется в том влиянии, которое оказывает руководитель на подчиненных лишь своим личным поведением, не прибегая к административным формам воздействия. Командиру должны быть присущи высокие моральные качества: доброжелательность, простота, скромность, честность, умение найти контакт с подчиненными, дисциплинированность. Важную роль также играет личная дисциплина командира — это своего рода стартовая площадка для эффективного выполнения дисциплинарных функций. Личная дисциплина командира имеет две составляющие. Первая — это безукоризненное соблюдение общих обязанностей военнослужащих, то есть тех дисциплинарных норм, которые в равной степени относятся ко всем — и начальниками и подчиненным. Вторая — это дисциплина власти, которая означает недопущение каких-либо злоупотреблений предоставленной властью, законность и справедливость требований, предъявляемых подчиненным. Дисциплина начинается с правил и норм поведения; каковы правила, такова и дисциплина. Если требования начальника произвольны, капризны, своекорыстны, не вытекают из положений законов и уставов, они не могут положить начало дисциплины, поскольку противоречат ее духу. Предъявляющий подобные требования начальник является нарушителем дисциплины и может привлекаться к дисциплинарной и даже уголовной ответственности [47].
Традиции воинского коллектива также играют важную роль в формировании и поддержании дисциплинированности военнослужащих. Традиции сопровождают человека всю жизнь и каждому воинскому коллективу присущи свои традиции, ведь многие наши существующие традиции представляют собой совокупность устойчивых идеалов, обычаев, норм и правил поведения, в которых обобщен богатейший опыт борьбы и созидания. Традиции - это сплав духовной культуры с трудовым и боевым опытом. В качестве традиций выступают правила и нормы поведения, взгляды, обычаи, ритуалы [53]. Все традиции буквально дышат историей. Традиции для коллектива являются тем социальным элементом, который скрепляет его в единое целое, и вместе с тем придает ему своеобразие и неповторимость. Особое значение имеют традиции в деле сплочения воинских коллективов и воспитании военнослужащих на примерах ратных подвигов наших соотечественников. «История России – отметил Министр Обороны Российской Федерации А.Э.Сердюков, - богата примерами доблести и отваги, стойкости духа и любви к Родине представителей многих поколений своих защитников. Всё это не могло не сказаться на уважении россиян к ратному воинскому труду» [цит. по: 68].
Особое значение имеет и высокая требовательность офицера-командира, как к самому себе, так и к подчиненным. Совершенствуя свою управленческую деятельность на основе правовых норм, проявляя уставную требовательность, командир вырабатывает у подчиненных уважение к приказам, убеждает в необходимости их полного и точного выполнения, мобилизует военнослужащих на активные действия. Высоким авторитетом и уважением у подчиненных пользуется командир, справедливо и строго спрашивающий за упущения, последовательный в своей требовательности [53].
Требовательность командира выражается, как известно, в форме приказа, распоряжения, предостережения, напоминания и так далее. Вся деятельность командиров и начальников носит управленческий характер, то есть предполагает опирающееся на властную силу практическое, организующее и регулирующее воздействие на жизнедеятельность воинских подразделений и отдельных военнослужащих в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования. Причем, требовательность командиров должна быть направлена не на саму личность военнослужащего, а на действия подчиненных, их поступки с тем, чтобы избежать вольно или невольно ущемления достоинства или самолюбия военнослужащих. Не зря общими обязанностями командиров (начальников), изложенными в ст. 75 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации (в дальнейшем - Дисциплинарный устав), прямо предусматривается необходимость сочетания ими высокой требовательности и принципиальности с уважением личного достоинства подчиненных, учета и уважения их национальных чувств, традиций и обычаев [3]. И именно таких командиров, которые могут не только научить военному делу настоящим образом, но и проявить наряду с высокой требовательностью большую заботу о подчиненных, не потерять (в широком смысле этого слова) как в бою, так и в мирной жизни ни одного солдата, подчиненные готовы защитить грудью от опасности, вспомнить добрым словом через многие и многие годы [40].
Внутренние факторы – это индивидуальные психологические особенности, способствующие, либо препятствующие формированию дисциплинированности военнослужащего.
Дисциплинированность связана со всеми качествами личности воина. Например, волевые качества (целеустремленность, решительность, стойкость, самообладание) характеризуют дисциплинированность воина, а задачи воспитания дисциплинированности и воли во многом совпадают, поэтому нередко нарушения воинской дисциплины имеют своей причиной недостаточное развитие волевых качеств. Не случайно, что в психологической науке дисциплина и дисциплинированность характеризуются как сложное волевое качество [63].
Воля - это способность воина преодолевать сложные препятствия при достижении поставленной цели. Волевые качества военнослужащих, проявляющиеся в их способности управлять собой в сложных ситуациях, являются компонентом их морально-боевых качеств, в том числе дисциплинированности.
Наблюдение за действиями воинов в служебной деятельности выявило, что их дисциплинированность в немалой степени зависит от типа темперамента [23]. Так, воины сангвиники принимают решение быстро и действуют смело. В случае неудачи они утрачивают решительность лишь на короткое время и быстро приходят в норму. Лица холерического темперамента проявляют смелость и решительность преимущественно в состоянии эмоционального подъема. В состоянии упадка сил они способны поддаваться безотчетному страху. Люди флегматического темперамента действуют активно и смело тогда, когда тщательно подготовлены к выполнению поставленной задачи. Они обладают стабильностью эмоциональных переживаний, упорством и выдержкой. Воины меланхолического темперамента способны проявлять решительность и активность в течении короткого времени и при преодолении незначительных трудностей.
Тесную связь дисциплины и внутренних факторов отражает термин "моральный дух", то есть моральная сила, готовность к действию. Когда речь идет о военнослужащем, правомерно говорить о его боевом духе. При этом выделяются грани морального духа, выделяют три неразрывно связанные и взаимодействующие группы элементов.
Первая группа - это элементы, отражающие представления о войне, характере, целях и сущности. В распространяемых государственными органами идеях отражаются общественные потребности народа и армии. Эти потребности выступают конкретными мотивами деятельности Вооруженных Сил по защите Отечества.
Вторая группа – к ней относятся общественно-психологические и индивидуально - психологические элементы (патриотизм и интернационализм, боевые традиции, социальные настроения и чувства; уровень развития черт характера, темперамент, воля к победе, готовность к самопожертвованию и другие).
Третья группа - ее составляют элементы профессионального плана. Они в свою очередь подразделяются на три подгруппы: военно-профессиональной подготовки, дисциплинированности, взаимоотношений (с командирами, подчиненными, товарищами, местным населением и другими) [54].
Также были выявлены состав и строение личностных качеств человека, которые оказывают влияние на дисциплинированность воина - характер и способности [63].
Характер понимается как фиксированная форма смыслового опыта, смысловых установок личности, актуализирующихся в присущем данной личности индивидуальном стиле действования. И если мотивационные линии задают стратегию жизни личности, то характер определяет тактику поведения личности, действующей ради достижения своих мотивов. Поэтому в качестве единиц анализа характера могут быть рассмотрены динамические тенденции личности и ее фиксированные обобщенные установки. При этом особенности характера оказывают влияние на дисциплинированность.
Способности же, в свою очередь, определяют меру успешности и эффективности деятельности по достижению мотивов, в конечном итоге это степень продуктивности самой личности как субъекта деятельности.
Под способностями человека понимают такие его личностные свойства, которые делают его пригодным к успешному выполнению определенной деятельности. Способности в строгом понимании родственны способам деятельности, точнее жизнедеятельности, и тем самым выступают в качестве производного от способов взаимосвязи человека и мира. В состав каждой способности, делающей человека пригодным к выполнению определенной деятельности, всегда входят некоторые действия, посредством которых эта деятельность осуществляется. Поэтому ни одна способность не является актуальной, реальной, пока она не вобрала в себя систему соответствующих общественно выработанных операций. Отсюда и развитие каких-либо способностей всегда предполагает настойчивое овладение операциональной стороной деятельности. Для формирования дисциплинированности важно, насколько операциональная сторона деятельности военнослужащего подчинена уставному порядку [53].
Важнейшим слагаемым и показателем дисциплинированности воина является самодисциплина. Она проявляется в способности воина управлять своими поступками, самокритично оценивать свои действия, осознавать личную ответственность за выполнение задачи, решаемой всем коллективом.
Самодисциплина ставит поведение человека под контроль собственного сознания, собственной совести [47].
Непосредственное выражение военнослужащего в дисциплинированности находит отражение в мотивационной сфере. Мотивация к службе не исчерпывает всей мотивации личности, так как личностное пространство значительно шире профессионального. Вместе с тем именно трудовая деятельность во многом определяет смысл всего существования человека на земле. Поэтому в труде человек реализует не только свои профессиональные мотивы, но и более широкие побуждения, связанные с самовыражением, саморазвитием, общественным признанием и другими социальными притязаниями. Поэтому дисциплинированность находится в личностном пространстве. Все указанные и другие побуждения к деятельности находятся в сложном отношении между собой, что и обусловливает противоречивость профессиональных устремлений специалиста. Например, могут иметь место высокие притязания при недостаточной мотивации и искаженных ценностных ориентациях.
Важнейшим фактором, создающим внутренние побуждения военнослужащих, которые заставляют воина поступать так, а не иначе в каждом конкретном случае, определяют поведение в различных ситуациях являются: знания, убеждения, навыки, которые находятся в единстве, и определяют дисциплинированное поведение воина [54].
Исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод: cуществует множество различных факторов, из которых каждый вносит определенный вклад в укрепление и формирование дисциплинированности военнослужащих. Каждый командир должен не упускать ни один из этих факторов в своей деятельности по укреплению воинской дисциплины. В той или иной степени все вышеперечисленные индивидуально-психологические факторы, оказывающие влияние на формирование дисциплинированности у военнослужащих рассматривались в военной психологии и педагогике.
Однако, к сожалению, до последнего времени остается мало исследованной проблема влияния на формирование дисциплинированности такого важного на наш взгляд, фактора, как особенности ценностной сферы личности.
С нашей точки зрения, влияние ценностной сферы личности на формирование любых волевых качеств у человека чрезвычайно велико, особенно, если речь идет о формировании дисциплинированности военнослужащего.
§2. Ценностная сфера личности, ее регулятивная функция
Что же такое ценности и какова их роль в жизнедеятельности личности? Проблема ценностей и ценностных ориентаций является предметом изучения ряда наук о человеке и обществе, в частности, философии, социологии, психологии, педагогики. «Понятие ценности скорее, чем любое другое, должно занять центральное место способное объединить интересы разных наук, касающихся человеческого поведения» [цит. по: 68]. Эти слова, утверждающие центральное положение понятия «ценность», принадлежат перу психолога М. Рокича, но сходного мнения придерживались и социологи (например, Уильямс, 1968) , и антропологи (например, Клукхолн, 1951) [39]. Эти ученые рассматривали ценности как критерии, которые используются людьми для выбора и обоснования своих действий, а также для оценки других людей, себя и событий. Таким образом, ценности представляют собой в большей степени критерии оценки, чем качества, присущие самим объектам.
Ценность - значимость для людей тех или иных материальных, духовных или природных объектов, явлений. Субъективное отражение в сознании ценностей окружающей действительности необходимо для формирования ценностной ориентации личности [35].
Ценностные ориентации - компонент направленности личности. Это разделяемые и внутренне принятые ею материальные и духовные ценности, предрасположенность к восприятию условий жизни и деятельности в субъективной зависимости. Ценностные ориентации служат опорными установками для принятия решений и регуляции поведения [35].
Информация о работе Дисциплинированность как качество личности военнослужащего