Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 21:55, дипломная работа
В российских Вооруженных Силах набирает размах военная реформа. Конечно же, она преобразит их облик. Это будет армия, отвечающая требованиям разумной и надежной достаточности для обороны. Современный, очень непростой этап реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации со всей очевидностью требует высокой организованности, уставного порядка во всех без исключения воинских частях и подразделениях, крепкой воинской дисциплины.
Изменения в личном составе, связанные с нынешней чрезвычайно сложной социально-экономической и политической ситуацией в российском обществе, изменения в характере решаемых российскими войсками задач и, в частности, миротворческая деятельность, а также постоянная угроза сокращения и вызванные этим изменения во взаимоотношениях между различными категориями военнослужащих, требуют также совершенствования методики работы по укреплению воинской дисциплины, смещения акцентов на такие приемы и способы, которые более всего отвечали бы реалиям сегодняшнего дня, давали бы наибольший эффект в укреплении дисциплины и предупреждении правонарушений.
§3. Работа командира по дисциплинированию
военнослужащих
Поддержание высокой воинской дисциплины в подразделении достигается всей системой подготовки военнослужащих, всем укладом жизни и деятельности. Ведущая роль в укреплении воинской дисциплины в подразделении принадлежит офицерскому составу и прежде всего командиру–единоначальнику.
Если говорить в общей форме, вся работа офицеров по укреплению воинской дисциплины в подразделении имеет своей основной задачей обеспечение такого поведения воинов и воинского коллектива, которые объективно необходимо для выполнения повседневных задач службы, для непрерывного поддержания высокой боеготовности и боеспособности.
Можно указать два основных направления, по которым строится работа офицеров подразделения по укреплению воинской дисциплины: воспитание дисциплинированности, и управление поведением военнослужащих. Эти направления решают одну и ту же задачу - обеспечить такое поведение воинов, которое объективно необходимо в условиях военной службы, но решают ее по-разному.
Оба направления - воспитание дисциплинированности и управление поведением: неразрывно взаимосвязаны, дополняют друг друга. Но в практической деятельности офицера на первый план периодически выдвигается то воспитание дисциплинированности, то управление поведением воинов и воинских коллективов.
Различия между воспитанием дисциплинированности и управлением поведением касаются характера тех изменений в сознании воинов, которые, в конечном счете, и обусловливают должное поведение. В первом случае речь идет об относительно устойчивых личностных качествах воинов, а также определенных ценностях, присущих каждому военнослужащему.
Воспитание дисциплинированности осуществляется с «дальним прицелом». Никто не ожидает, например, что после прослушивания лекции о значении воинской дисциплины немедленно изменится поведение недисциплинированного воина. Коренные изменения в психических особенностях личности и в особенностях психологии коллектива накапливаются шаг за шагом, постепенно, в течение относительно длительного периода времени, благодаря использованию сложной системы средств и методов воздействия. В ходе воспитания дисциплинированности укрепляются положительные черты в направленности, характере, способностях, темпераменте личности. Формируются новые, положительные, изживаются отрицательные черты, личность усваивает новые знания, умения, навыки и привычки дисциплинированного поведения.
Воспитание дисциплинированности вытекает, как гласит Дисциплинарный устав Вооруженных Сил, из осознания каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту Российской Федерации [3, ст.2], а основным методом воспитания высокой дисциплинированности является убеждение.
Занимаясь формированием дисциплинированности военнослужащих, офицер должен учитывать ценностную сферу личности каждого военнослужащего, ведь во многом именно от нее будет зависеть поведение подчиненных. Как показали результаты нашего исследования, коллективистская ценностная ориентация в большей степени, нежели индивидуалистическая способствует формированию дисциплинированности у военнослужащих, и высокая значимость терминальных коллективистских ценностей в значительной мере будет оказывать положительное влияние на формирование дисциплинированности военнослужащих. Исходя из этого, офицеру необходимо проводить постоянную работу, направленную на формирование высокой значимости данных ценностей у всего личного состава подразделения. Работа в данном направлении, должна выражать собой прежде всего: проведение мероприятий по сплочению воинского коллектива, а это за собой ведет развитие ряда значимых для нас ценностей, таких как «войсковое товарищество», «передача опыта молодому пополнению» и в целом развитие коллективистских ценностей. Личный пример высокой дисциплинированности и преданности своей Родине всего командного состава, также способствует развитию у личного состава таких коллективистских терминальных ценностей, как «защита государства», «четкая регламентация, и дисциплина деятельности» постоянное проведение воспитательных бесед как групповых, так и индивидуальных. Офицер должен не забывать об индивидуальном подходе к каждому военнослужащему.
Ориентируясь в своей деятельности на данные направления, и проводя различные мероприятия, офицеру также нельзя упускать из виду индивидуалистические ценности военнослужащих, так как нами было выявлено, что высокая значимость ряда индивидуалистических ценностей оказывает негативное влияние на формирование дисциплинированности. Поэтому необходимо проводить индивидуально воспитательную работу в целях снижения у военнослужащих значимости данных ценностей.
На протяжении всей службы с первого дня и до ее завершения офицер должен постоянно проводить данную работу, ставя перед собой цель: сформировать единый, дружный, сплоченный коллектив, в котором каждый военнослужащий будет чувствовать на себе ответственность за своих товарищей, за выполнение тех задач, которые стоят перед подразделением, и быть уверенным в том, что в любой момент данный коллектив ему поможет. В результате чего у каждого военнослужащего начнет повышаться значимость коллективистских ценностей.
В этой связи важное значение приобретают положения о высокой ответственности командных кадров всех степеней, за укрепление воинской дисциплины и уставного порядка.
Повышение нормативности поведения военнослужащих и поддержание ее на требуемом уровне - это непрерывная совместная деятельность всего личного состава - и командиров, и рядовых воинов. В ней участвуют также коллективно-групповые (формальные и неформальные) структуры войсковой общественности. Некоторые из них влияют на состояние дисциплины отрицательно, поскольку имеют свою собственную нормативную систему, которая несовместима с уставной. Все военнослужащие как личности и как члены определенных служебных и общественных структур, в том числе и тех, влияние которых на дисциплину негативно, их взаимосвязи и формы активности составляют в совокупности дисциплинарную систему подразделения (части). Дисциплина, в частности ее качество и текущее состояние, является динамическим результатом функционирования данной системы, и главная задача офицера направить работу данной системы в правильном направлении, воздействуя на каждую составляющую этой системы.
Следует сформировать у подчиненных убеждение в необходимости добросовестного исполнения должностных обязанностей. Одновременно организуется накопление опыта дисциплинированного поведения, освоение навыков и привычек соблюдения уставных требований.
Командир в своей деятельности никогда не должен забывать, что дисциплинированность военнослужащего как личностное качество является основным психологическим условием его дисциплины. Поэтому очень важно понимать - какие факторы оказывают влияние на формирование дисциплинированности военнослужащего и в полном объеме использовать их в своей профессиональной деятельности.
Успех офицера в укреплении дисциплины во многом зависит от того, насколько он владеет методикой индивидуальной работы с подчиненными, гибко и умело использует убеждение и принуждение.
Ведущим методом, как ранее подчеркивалось, в работе офицера по воспитанию дисциплинированности выступает убеждение. Этот метод обеспечивает возможность произвести воспитателю изменения в сознании воинов, в их взглядах, жизненных позициях и ценностях в целях дисциплинированного поведения, т. е. способствовать формированию коллективистской ценностной ориентации, а следовательно, формированию дисциплинированности военнослужащего. Существует большой выбор способов убеждения, знание которых полезно каждому офицеру. Это прежде всего умение разъяснить, доказать целесообразность и необходимость выполнения всех уставных требований, опровержение ошибочных взглядов и суждений по вопросам воинской дисциплины, использование примеров для подражания.
Одним из важных условий действенности метода убеждения является всестороннее знание особенностей каждого воина: в чем он убежден, а в чем нет, в каких вопросах он может ошибаться, испытывать сомнения, неуверенность, колебания. Убедить воина – значит добиться, чтобы нормы морали и нравственности, требования военной присяги и уставов стали для него руководством к практическим действиям, чтобы он с глубоким сознанием своего долга служил Родине.
Воздействовать на чувства и разум личного состава возможно и с помощью таких приемов, как моральная оценка, одобрение, похвала, просьба.
Успехи дисциплинарного управления в работе офицера подразделения зависят от совокупности влияния ряда факторов: это дисциплинарная компетентность офицера; умение офицера реализовать все дисциплинарные функции; индивидуальный стиль управления; соблюдение правил, регламентирующих командно – организаторскую деятельность (дисциплина власти); личный пример офицера в дисциплине, его авторитет; разумное сочетание требовательности, принципиальности с доброжелательным отношением к подчиненным; опора на личный пример и авторитет младшего командного состава – сержантов и старшин подразделения.
Для успешной работы с подчиненными по формированию дисциплинированности важно умение реализовать на практике такой педагогический принцип, как воспитание в коллективе через коллектив, данное направление будет оказывать существенное влияние и на формирование коллективистской ценностной ориентации у военнослужащих. Офицерам, рассматривая с младшими командирами вопросы работы по укреплению воинской дисциплины, необходимо в качестве важных выделить, следующие проблемы: воинский коллектив и пути его сплочения, как использовать возможности коллектива для повышения эффективности учебы, поддержания высокой воинской дисциплины и твердого уставного порядка, что необходимо делать, чтобы коллектив стал надежной опорой командира в работе с подчиненными. Необходимо последовательно проводить работу по формированию ценностной ориентации коллективистской направленности.
Вывод по второй главе:
Формирование высокого уровня дисциплинированности военнослужащих является одной из самых важных задач в деятельности любого офицера. И по результатам моего исследования я выяснил, что высокая значимость коллективистских терминальных ценностей способствует формированию дисциплинированности у военнослужащих.
Существует множество методов, направленных на повышение дисциплинированности подчиненных, я также обозначил те направления и методы, которые нацелены на формирование у военнослужащих коллективистских терминальных ценностей. И офицеру в своей повседневной деятельности необходимо постоянно проводить мероприятия, направленные на развитие и формирование коллективисткой ценностной ориентации военнослужащего, ведь во многом именно от этого будет зависеть уровень воинской дисциплины в подразделении, и будет решена одна из главных задач стоящая перед всем командным составом.
Заключение
В рамках моего исследования я выявил закономерности влияния ценностной сферы личности военнослужащего на его дисциплинированность; определил возможности повышения уровня дисциплинированности военнослужащих по средствам формирования ценностной сферы личности. Тем самым была достигнута цель исследования.
Также мной были выполнены и задачи исследования. Я рассмотрел психологические проблемы воинской дисциплины, был осуществлен обзор литературы, который показал значительное внимание к вопросу формирования дисциплинированности, как важнейшего качества личности военнослужащего со стороны военных специалистов и специалистов в области военной педагогики и военной психологии в частности; описал факторы, оказывающие влияние на формирование дисциплинированности военнослужащего, разделив их на две основные группы: внешние и внутренние факторы, выделив наиболее значимые из них, такие как: воинский коллектив, личный пример и авторитет командиров и начальников, традиции, моральная сила; исследовал зависимость дисциплинированности военнослужащего от особенностей ценностной сферы личности, применяя методы математического анализа эмпирических данных, выявил степени зависимости этих переменных; обосновал возможности учета особенностей ценностной сферы личности военнослужащего в процессе работы по его дисциплинированнию.
Данная работа строилась в основном на основании выводов собственного исследования, заключающихся в том, что значимость коллективистской ценностной ориентации в значительной степени способствуют формированию дисциплинированности у военнослужащих. Результаты проведенного исследования позволили также утверждать, что работа командира, направленная на повышение значимости данных ценностей будет оказывать огромное влияние на улучшение и повышение дисциплинированности военнослужащих.
Тем самым были подтверждены гипотезы моего исследования. Экспериментальные данные, полученные мною, соответствуют теоретической части.
Итак, результаты проведенного исследования позволяют говорить что:
1) Особенности ценностной сферы личности военнослужащего оказывают значимое влияние на формирование у него дисциплинированности.
2) Коллективистская ценностная ориентация в большей степени, нежели индивидуалистическая ценностная ориентация, способствует формированию дисциплинированности у военнослужащих.
На данный момент наша Армия переходит на новый уровень развития, поэтому я считаю, что мной была затронута достаточно важная проблема, необходимо применять все имеющиеся методы, постоянно находить новые пути, оказывающие влияние на дисциплинированность военнослужащих. Ведь при работе с военнослужащими как контрактной, так и срочной службы каждому командиру нужно хорошо знать подчиненных, неустанно работать над формированием наиболее значимых качеств личности военнослужащих.
Информация о работе Дисциплинированность как качество личности военнослужащего