Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 21:55, дипломная работа
В российских Вооруженных Силах набирает размах военная реформа. Конечно же, она преобразит их облик. Это будет армия, отвечающая требованиям разумной и надежной достаточности для обороны. Современный, очень непростой этап реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации со всей очевидностью требует высокой организованности, уставного порядка во всех без исключения воинских частях и подразделениях, крепкой воинской дисциплины.
Изменения в личном составе, связанные с нынешней чрезвычайно сложной социально-экономической и политической ситуацией в российском обществе, изменения в характере решаемых российскими войсками задач и, в частности, миротворческая деятельность, а также постоянная угроза сокращения и вызванные этим изменения во взаимоотношениях между различными категориями военнослужащих, требуют также совершенствования методики работы по укреплению воинской дисциплины, смещения акцентов на такие приемы и способы, которые более всего отвечали бы реалиям сегодняшнего дня, давали бы наибольший эффект в укреплении дисциплины и предупреждении правонарушений.
И.Н. Истомин рассматривает ценностные ориентации как определенную категорию установок [45]. По его мнению, при одновременном наличии потребности и соответствующей среды, для ее удовлетворения у индивида, формируется определенная установка на конкретный предмет или явление, существенно определяющая его дальнейшее поведение. Ценностные ориентации, являясь элементом мотивационной структуры личности, состоят из комплекса различных социальных установок. На основе ценностных ориентаций, в зависимости от конкретной ситуации, осуществляется выбор тех или иных актуальных социальных установок в качестве целей и мотивов деятельности. Таким образом, общим результатом функционирования актуальной установки является то, что под ее воздействием в сознании и поведении личности формируется определенная позиция по отношению к действительности.
Вывод о решающей роли ценностных ориентаций в саморегуляции поведения подтвержден и социологическими исследованиями, проведенными под руководством В.А. Ядова [34].
В социально-психологическом аспекте ценности выполняют функцию регулятора групповой сплоченности и активности коллектива. Индивидуальные ценностные ориентации взаимодействуют и воздействуют на коллективные, через межличностные взаимоотношения. Как справедливо отметила В.Г. Алексеева, "чем меньше расхождений и противоречий между индивидуальными и групповыми ориентациями, и чем в большей степени групповые ориентации учитывают общественные и личные интересы членов коллектива, тем оптимальнее его психологический климат" [12].
Исследования проблемы ценностной ориентации, проводившиеся в нашей стране и за рубежом, показали, что ценностная сфера личности явлеются важнейшим компонентом структуры личности. Наряду с другими социально-психологическими образованиями она выполняет функции регулятора поведения и проявляется во всех областях человеческой деятельности. Система ценностей отдельной личности или социальной группы зависит от возрастных, половых и психологических особенностей, социального, экономического, политического, профессионального, национального, этнического статуса.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод:
Ценности это социальный феномен, существующий в диалектическом отношении субъект - объект, который является важным связующим звеном между личностью, ее внутренним миром и окружающей действительностью.
Ценности носят двойственный характер, они социальны, поскольку исторически обусловлены и индивидуальны, поскольку в них сосредоточен опыт конкретного субъекта. Социальные ценности определяются как некое данное, имеющее эмпирическое содержание, доступное членам какой-то социальной группы или общества в целом, значение, соотносимое с чем-то, являющимся объектом деятельности. Ценности конкретной личности формируются под влиянием социальной среды, особенностей тех социальных групп, в которые она входит. Индивидуальные ценности являются важнейшим компонентом структуры личности, они выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности.
В зависимости от задач и целей, которым служит та или иная ценность, они делятся на две основные группы: ценности-цели (терминальные ценности) и ценности-средства (инструментальные ценности). Терминальные ценности являются важнейшими, это основные цели человека, они отражают долговременную жизненную перспективу, то, что он ценит сейчас и к чему стремится в будущем, они определяют смысл жизни человека, указывают, что для него особенно важно, значимо, ценно. Инструментальные ценности выступают стандартами при выборе определенного типа поведения или действий.
Таким образом, ценностная ориентация, играя роль обратной связи между личностью и обществом, определяет характер возникшей потребности. Кроме того, ценностные ориентации определяют место потребности в общей системе потребностей личности.
Говоря о связи личности и общества, выделяются "индивидуалистические ценности" и "коллективистские ценности", теория В. И. Крылова [34]. На данные группы ценностей мы сделали упор в нашем исследовании.
Измерение «Индивидуализм–коллективизм» отражает отношение человека к сообществу и к себе подобным. В индивидуалистических сообществах людьми движет главным образом личный интерес и интересы ближайших членов семьи. Поэтому индивидуалистические сообщества более ориентированы на уважение прав человека и высокую ценность человеческой жизни, к ним относятся странны западного типа. В организациях индивидуалистического типа ценится рационализм, логика и когнитивная последовательность.
В коллективистских же сообществах каждый индивидуум склонен соблюдать интересы своей группы (семьи, различных социальных групп, общества в целом) и не иметь мнений или убеждений, отличных от принятых в обществе, к ним относятся страны восточного типа. В обмен на эту лояльность группа должна защищать своих членов, когда им что-то угрожает. Кроме того, "коллективизмом" и "индивидуализмом" называют эмоциональное отношение к собственному поведению.
Здесь под "коллективизмом" понимается не столько привязанность к обществу других людей, сколько тот факт, что в некоторых ситуациях человек вообще принимает во внимание других людей, ставит свое поведение в зависимость от их поведения.
Индивидуализм, в свою очередь, совершенно не предполагает мизантропии, ненависти или презрения к окружающим. Человек может думать про себя, что он любит людей, и действительно их любить, но это не мешает ему оставаться индивидуалистом. Индивидуализм здесь понимается как такое поведение, при котором человек не учитывает поведение других, не считает нужным думать о них и вообще не связывает свое поведение с чужим, а действует, исходя из каких-то своих соображений. Это не значит, что он игнорирует мнения других людей, не слушает никаких советов и т.п.
Индивидуалист готов прислушаться к чужому мнению - но только если оно обосновано чем-то безличным, например логикой. Но это значит, что он "слушает" не другого человека, а его логику. Чужое мнение становится значимым для него только в этом случае. Он может поступить согласно чужому мнению и по другим причинам - например, потому что его вынуждают так поступить. Но и в этом случае он считается с силой, а не с людьми. Условности и правила приличия он может тщательно соблюдать, но только потому, что не хочет неприятностей. Все это не мешает ему быть индивидуалистом.
Какую же значимость для нашего исследования несут вышеизложенные теории?:
Мы рассмотрели множество различных теорий, и выявили очень важную для нас закономерность - что ценностная сфера личности является определяющей в поведении, выборе целей в жизни, различных социальных установок, мотивации на деятельность, выбранных принципов в жизни, а от всего этого во многом будет зависеть дисциплинированность воина.
Вывод по первой главе:
Дисциплинированность военнослужащего как личностное качество является основным психологическим условием его дисциплины. Поэтому очень важно понимать - какие факторы оказывают влияние на формирование дисциплинированности военнослужащего и в полном объеме использовать их в своей профессиональной деятельности.
Существует множество различных факторов, из которых каждый вносит определенный вклад в укрепление и формирование дисциплинированности военнослужащих. Каждый командир должен не упускать ни один из этих факторов в своей деятельности по укреплению воинской дисциплины. В той или иной степени все вышеперечисленные индивидуально-психологические факторы, оказывающие влияние на формирование дисциплинированности у военнослужащих рассматривались в военной психологии и педагогике.
Каждый командир должен хорошо понимать что, значимость и влияние ценностной сферы личности на формирование любых волевых качеств у человека чрезвычайно велико, особенно, если речь идет о формировании дисциплинированности военнослужащего.
Ценностная сфера личности - это основа структуры личности, определяющее ее направленность, высший уровень регуляции социальным поведением личности, а это ведет за собой взаимосвязь ценностной сферы военнослужащего с его дисциплинированностью.
ГЛАВА II. Влияние ценностной сферы личности военнослужащего на его дисциплинированность
§1. Программа исследования и общее представление хода исследования
Ценностная сфера конкретной личности формируется под влиянием социальной среды, особенностей тех социальных групп, в которые она входит.
Индивидуальные ценности являются важнейшим компонентом структуры личности, они выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности. Они, в свою очередь, определяются системой эмоциональных и вербальных оценок эффективности самореализации личности в службе или возможностями самореализации, которые предопределяют служебную деятельность [56]. Исходя из этого, определил цель исследования: выявить возможности учета ценностной сферы личности военнослужащего, в работе по его дисциплинированию.
Объектом исследования является дисциплинированность как качество личности военнослужащего.
Предметом является: влияние ценностной сферы личности военнослужащего на его дисциплинированность.
На основании теоретического анализа проблемы была выдвинута следующая основная гипотеза исследования: особенности ценностной сферы личности оказывают значимое влияние на формирование дисциплинированности военнослужащего.
Гипотеза-следствие: коллективистская ценностная ориентация в большей степени, нежели индивидуалистическая ценностная ориентация, способствует формированию дисциплинированности у военнослужащих.
Задачи эмпирического исследования. В соответствии с целью и гипотезой перед исследованием были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть психологические проблемы воинской дисциплины;
2. описать факторы, оказывающие влияние на формирование дисциплинированности военнослужащего;
3. выявить закономерности влияния ценностей личности военнослужащего на его дисциплинированность;
4. проанализировать полученные результаты и сделать выводы относительно выдвигавшихся гипотез.
5. обозначить подходы к работе
по дисциплинированию
Исследование проводилось в декабре 2012 года во время войсковой стажировки в должности помощника командира роты по работе с личным составом, в стрелковой роте (снайперов) Московская область. п. Калининец с военнослужащими, проходящими военную службу по призыву. Вверенное мне подразделение укомплектовано личным составом согласно штату в количестве 73 человека.
Следует особо отметить, что данное подразделение уже в течение продолжительного времени занимает ведущие позиции во всех видах жизнедеятельности бригады: спортивные достижения, уровень дисциплинированности, практическое выполнение нормативов боевое подготовки.
Для проведения диагностики командир роты выделил 47 человек. По моему опросу помощника командира роты по работе с личным составом все военнослужащие прослужили около полугода, среди них все военнослужащие рядового состава.
Методический инструментарий: для исследования данной проблемы необходимо привлечь данные об особенностях ценностной сферы личности каждого испытуемого и результаты оценки его дисциплинированности.
Существует множество методик, позволяющих продиагностировать ценностную сферу личности, это такие методики, как: «Уровень соотношения ценности и доступности в основных жизненных сферах» (УСЦД) Е.Б. Фанталовой, «Опросник терминальных ценностей» (И. Г. Сенин), «Опросник ценностей», разработанный профессором Шварцем и т.д.
Но я проанализировал данные методики, и исходя из задач и достижения тех целей, которые я перед собой поставил в начале исследования, решил использовать методику изучения ценностных ориентаций (М. Рокича) (Приложение 1), основанную на прямом ранжировании списка ценностей, так как данная методика более в полном объеме даст нам возможность получить те данные, которые нам необходимы для проведения исследования. Я посчитал целесообразным привлечь данные, характеризующие уровень значимости отдельных инструментальных ценностей, что и позволяет сделать данная методика.
В своем исследовании я исходил из позиции раздельного анализа влияния значимости инструментальных и терминальных ценностей.
Учеными предложено множество типологий ценностей, наиболее известно разделение на духовные, социальные и материальные. Кроме того, выделяют ценности, соответствующие разным областям социальной жизни (моральные, эстетические, политические, познавательные, экономические и др.). М. Рокич приводит свою типологию:
Ценности-цели (терминальные), определяемые им как убеждения человека в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. Терминальные ценности определяют для человека смысл его жизни, указывают, что именно для него особенно важно и значимо.
Ценности-средства (инструментальные), определяемые как убеждения человека в том, что определенный образ действий или свойство личности являются предпочтительными в любой ситуации. Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.
Методика направлена на изучение индивидуальной системы ценностей человека с целью лучшего понимания смысла его действия или поступка. Самобытность человека вырабатывается относительно основных ценностей, признаваемых в обществе. Но личностные ценности могут и не воспроизводить точную копию ценностей общественных.
Информация о работе Дисциплинированность как качество личности военнослужащего