Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 15:19, реферат
25 января 2011 года военно-учебные заведения российских Вооруженных Сил отмечают 310-летие отечественной системы военного образования.
Введение………………………………………………………………………………………...3
1. Из опыта работы военно-учебных заведений России второй половины ХIХ - начала ХХ веков……………………………………………………………………………………………..5
2. О реформе военной школы………………………………………………………………….13
3. Проблемы развития военной школы………………………………………………………..17
Заключение……………………………………………………………………………………...20
Список литературы……………………………………………………………………………..23
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Из опыта работы военно-
2. О реформе военной
школы…………………………………………………………………
3. Проблемы развития военной школы………………………………………………………..17
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Актуальность темы:
25 января 2011 года военно-учебные заведения российских Вооруженных Сил отмечают 310-летие отечественной системы военного образования. Первым военно-учебным заведением России стала так называемая навигацкая школа, созданная в Москве высочайшим именным указом от 25 января (14 января по старому стилю) 1701 года. Этим указом Петр I постановил: "...быть математических и навигацких, то есть мореходных хитростно наук учению".
Историческое значение навигацкой школы состоит не только в том, что она положила начало созданию отечественной системы военного образования. Она явилась также первым светским и первым техническим учебным заведением России. Поэтому 310-летие ее создания вместе с военно-учебными заведениями отмечает вся профессиональная инженерная и техническая школа страны. Создание в 1992 году российских Вооруженных Сил поставило перед военной школой новые сложные задачи, которые она должна была исполнить.
В начале 2012 года в Общественной палате России прошли слушания, посвященные проблемам военного образования. Эту же тему обсуждали на слушаниях в Государственной Думе. Анализ ситуации с военным образованием, сделанный экспертами на обоих мероприятиях, неутешительный – система подготовки кадров для армии и флота переживает острый кризис. Комиссия Общественной палаты по проблемам национальной безопасности и социально-экономическим условиям жизни военнослужащих, членов их семей и ветеранов вскоре направит президенту, в правительство и Совет безопасности РФ материалы слушаний.
Моя работа состоит из трёх разделов, в них я рассматриваю:
Два последних года военные вузы страны не осуществляли набор курсантов для подготовки их по офицерским должностям. В нынешнем году, по словам директора Департамента образования российского военного ведомства Екатерины Приезжевой, кадровый заказ на подготовку офицеров составит всего 8,5 тыс. человек. Это почти в три раза меньше, чем набиралось курсантов в военные вузы в начале 2000-х годов. А ведь тогда офицеров в войсках катастрофически не хватало. Помимо военных училищ и академий их готовили на военных кафедрах гражданских высших учебных заведений. Теперь все по-другому. Штатную численность офицерского состава в армии и на флоте сократили почти в два раза. Теперь на многих офицерских должностях находятся малообразованные сержанты, которых по ускоренной программе готовят некоторые военные училища.
Военные эксперты также озабочены тем, что в вооруженных силах происходит «неоправданное сокращение высших учебных заведений, что ведет к потере ряда уникальных военно-научных школ». К примеру, в конце прошлого года президент России подписал указ о создании в армии нового рода – войск Воздушно-космической обороны (ВКО), но единственная академия в Твери, которая готовит командиров подразделений и соединений ВКО, приказом министра обороны после 4 июля с.г. будет расформирована.
Неоправданное сокращение авторитетных академий – это лишь одна беда. По мнению экспертов, не в лучшую сторону изменена и система обучения военному делу. Вместо полноценного обучения в течение трех лет в академии военное образование переходит на непонятную систему одногодичных курсов повышения квалификации.
На современном этапе развития военного дела пришло время исправлять ошибки в реформе военного образования. Иначе будет поздно. Но для начала необходим серьезный анализ сложившейся системы подготовки военных кадров. Крайне необходимо принятие закона о военном образовании в РФ. И, конечно же, необходимо срочно приостановить неоправданное сокращение элитных военных академий, то есть создать условия для сохранения военно-научных школ. В противном случае облик у Российской армии, созданный нашими предками, будет утерян.
Источниковая база исследования
В процессе написания работы были широко использованы периодические издания, официальные документы, касающиеся данной проблематики.
Были взяты нормативно правовые документы. Нормативный правовой акт - это акт правотворчества, который принимается в особом порядке, строго определёнными субъектами и содержит норму права. Нормативные акты, принимаемые органами государства, безусловно, доминируют в системе источников советского права. К нормативно-правовым документам относятся различные Федеральные законы. Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" Статья 35., Решение ВС РФ от 14 ноября 2000 года № ВКПИ00-68,
1. Из опыта работы
военно-учебных заведений
Не все было гладко в процессе становления и развития системы подготовки командных кадров для вооруженных сил России. За прошедшие годы военное образование знало и значительные взлеты, и периоды упадка. Тем не менее, главным итогом проделанной за три столетия работы стал накопленный богатейший опыт, который можно с успехом использовать и в современных условиях.
В настоящее время военная
школа переживает не лучшие времена.
Наряду с финансовыми и
Причин создавшегося положения предостаточно. Не секрет, что в результате произошедших в обществе перемен резко снизился уровень подготовки учащихся средней общеобразовательной школы. Во многих школах отсутствует мотивация учеников на хорошую учебу, поэтому значительная часть курсантов, вчерашних школьников, не выработала целевой установки на получение прочных знаний. В лучшем случае их интересует отметка, которая пойдет в диплом, но никак не конкретные знания или умения. Они учатся по инерции, с трудом переходя с курса на курс.
Положение осложняется еще и тем, что, как показывают исследования, проведенные в одном из ярославских военных учебных заведений, свыше одной трети курсантов не находят прямой связи между качеством своей учебы и успешностью будущей службы. Более того, значительная часть обучаемых считает, что карьерный рост зависит в основном от влиятельности родственников или личных связей с «нужными людьми». Много претензий в этой связи предъявляется к педагогам военно-учебных заведений. Уровень их квалификации в современных условиях не может не вызывать тревоги. Об этом говорят и социологические исследования. Так, если в условиях академического образования, по самым скромным подсчетам, до 30% преподавателей не имеют специального педагогического образования, то в отдельных военных институтах и филиалах университетов эта цифра достигает 80%, а более половины кафедр возглавляют офицеры, не имеющие научно-педагогической квалификации.
Все вышесказанное, наряду с длинным перечнем других причин, в конечном итоге снижает уровень профессиональной подготовленности офицерских кадров, а, следовательно, и боевую готовность армии и флота. И это при том, что современным Вооруженным Силам необходимы выпускники вузов, адаптированные к изменившимся условиям жизнедеятельности войск, способные творчески решать новый тип практических и познавательных задач, осознавать и усваивать культурные ценности, выработанные обществом. Проблема повышения качества получаемого образования не нова, она стояла и перед нашими предшественниками. В разные годы она решалась по-разному и с различной степенью успеха. Видимо, будет небезынтересно рассмотреть некоторые из путей решения этой проблемы, приводившие к положительным результатам.
По свидетельству специалистов,
своего качественного пика военное
образование России достигло во второй
половине XIX века, когда в результате
проведенных реформ значительно
улучшилось качество подготовки специалистов
для армии и флота. Учитывая, что
современные Вооруженные Силы России
находятся в состоянии
Стало уже азбучной истиной
положение о том, что качество
подготовки специалистов зависит, прежде
всего, от качественного состава
преподавателей. Именно в вопросе
обеспечения военной школы
- в военно-педагогических
заведениях России. В указанный
период таковыми являлись
- через систему отбора
профессорско-
В семинарию и на курсы принимались в первую очередь лица, имеющие высшее образование. На оставшиеся вакансии могли претендовать офицеры, прослужившие в частях армии не менее 2-х лет.
Объем знаний, навыков и умений, полученных семинаристами и слушателями педагогических курсов, давал им возможность успешно решать учебно-воспитательные задачи в средних общеобразовательных военно-учебных заведениях.
При нехватке педагогических
кадров на должности преподавателей
производился отбор из числа наиболее
способных и талантливых
К сожалению, в начале царствования
Александра III Педагогические курсы (1883
г.) и семинария Военного ведомства
(1885 г.) были закрыты. Гражданские воспитатели
были заменены офицерами, в большинстве
своем не имевшими педагогических навыков,
хорошего строевика предпочитали педагогу.
Эта тенденция стала
Конечно, перестройка системы
подготовки педагогических кадров потребует
значительных материальных затрат и
времени, но если мы не хотим лишить
свою армию и флот всесторонне
образованных и высокопрофессионально
подготовленных офицеров, начинать ее
необходимо уже сейчас. В то же время
в опыте наших предшественников
есть и находки, претворение которых
в жизнь не потребует значительных
издержек, но может принести при
правильном использовании значительный
эффект. Каждое военно-учебное заведение
в выборе форм и методов учебно-
Успехам питомцев корпуса
в немалой степени