Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 15:19, реферат
25 января 2011 года военно-учебные заведения российских Вооруженных Сил отмечают 310-летие отечественной системы военного образования.
Введение………………………………………………………………………………………...3
1. Из опыта работы военно-учебных заведений России второй половины ХIХ - начала ХХ веков……………………………………………………………………………………………..5
2. О реформе военной школы………………………………………………………………….13
3. Проблемы развития военной школы………………………………………………………..17
Заключение……………………………………………………………………………………...20
Список литературы……………………………………………………………………………..23
В связи с этим возникает
проблема профессионализма молодых
офицеров. По своему долголетнему командирскому
опыту могу сказать, что качество
профессиональной подготовки выпускника
военного училища несоизмеримо выше
подготовки офицера-двухгодичника. Курсант
военного училища с первых дней обучения
сознательно посвящает себя военной
службе, понимая, что полученные во
время учебы военные и
Всего этого в большей
части лишен в процессе обучения
студент гражданского высшего учебного
заведения. Его цели и задачи совершенно
конкретны. Он готовится стать гражданским
специалистом и не связывает свое
будущее с Вооруженными Силами, а
полученные в рамках программы военной
кафедры знания по военному делу являются
минимально необходимыми для присвоения
ему после окончания ВУЗа воинского
звания "лейтенант запаса" по профилю
программы кафедры. Естественно, что
его становление как командира-
3. Проблемы развития военной школы
Снижение количественных возможностей военно-учебных заведений по подготовке офицерских кадров сопровождается существенным ухудшением и качества их подготовки. Причин для проявления этой тенденции несколько, и все они носят вполне объективный характер. К основным из них можно отнести недостаток финансирования, увольнение высокопрофессиональных преподавательских кадров и снижение качества подготовки молодого преподавательского состава.
Уровень финансирования военно-учебных заведений в течение всех последних лет не превышал 30 - 50 процентов от необходимого. Развитие материально-технической базы вузов и ранее оставляло желать лучшего, особенно в части средств информатизации, теперь же ситуация просто критическая. Материально-техническая база устарела и морально, и физически и, кроме того, не может использоваться в должной мере из-за отсутствия снабжения боеприпасами и горючим. Это не позволяет в необходимом объеме проводить практическое обучение курсантов навыкам стрельбы, вождения, полетов, пусков и т.д.
Следует заметить, что ранее
заметную роль в развитии материально-технической
базы вузов играли научные организации
и предприятия оборонно-
Если к сказанному добавить,
что одновременно были снижены должностные
категории преподавательского состава,
стали чисто символическими доплаты
за ученые степени и звания, то вполне
закономерным покажется процесс
оттока преподавательских кадров, значительно
превышающий возможности
Как известно, помимо сети военно-учебных заведений, в систему военного образования входят гражданские учебные заведения, осуществляющие подготовку специалистов по целому ряду военно-учетных специальностей.
Обучение студентов дневного
отделения в высших учебных заведениях
Министерства образования по программам
подготовки офицеров запаса осуществлялось
к концу 1998 года в 223 вузах. Каждый из
них готовил специалистов по одной-двум
военно-учетным специальностям, непосредственно
связанным с профилем высшего
учебного заведения. Всего же в гражданских
вузах готовились специалисты по
240 военно-учетным специальностям, при
этом по 181 специальности одновременно
готовятся специалисты в
Исходя из вышеизложенного,
напрашивается вывод о
Нельзя допустить такого положения, когда в экстремальных условиях государство сможет мобилизовать промышленность, и армия через месяц-другой станет получать необходимое количество вооружений, как это было в годы Великой Отечественной войны, а тех, кто смог бы использовать это вооружение в полную силу, кто смог бы уверенно командовать подразделениями и частями, будет не хватать.
Вызывает много вопросов
и непонимание, в том числе
и среди руководителей ВУЗов,
решение о переименовании большинства
военных академий в военные университеты,
а военных училищ соответственно
в военные институты. Разработчики
реформы военной школы
С исчезновением словосочетания
"военное училище" в корне
изменилась учебная программа подготовки
курсантов. Уровень и качество общеобразовательных
дисциплин находятся ныне на очень
высоком уровне, что само по себе
положительно, но происходит это за
счет сокращения программ по военным
дисциплинам, которые, к сожалению,
отодвигаются как бы на второй план.
И это в военно-учебных
Претерпела серьезные изменения, и, к сожалению, не в лучшую сторону, система подготовки офицеров в военных академиях и военных университетах (бывших военных академиях). Сокращение сроков обучения на командных факультетах, изменение порядка конкурсного поступления в академии, снижение статуса должностей старших преподавателей на одну ступень приводит, с одной стороны, к резкому ухудшению качества подготовки слушателей, а с другой - к уменьшению числа желающих офицеров из войск продолжать свою карьеру на стезе военной науки. Рвется живая связь между войсками, их проблемами, особенностью подготовки и процессом обучения в академиях, выпускники которых предназначены решать эти проблемы.
Издержки реформирования на этом уровне, по нашему мнению, очевидны. Если не принять мер по их исправлению, может сложиться ситуация, когда через 5-10 лет некому будет профессионально командовать батальонами, полками, дивизиями. Нужно найти в себе силу воли и вернуться к оправдавшей себя, и не раз доказавшей это, советской системе подготовки академических кадров, имевшей, кстати, высочайший авторитет в военных кругах зарубежных стран, естественно, с учетом результатов общей реформы Вооруженных Сил России и с ориентацией на будущие достижения военного искусства.
Говоря о реформе военной
школы, нельзя не остановиться на острейшей
проблеме подготовки офицеров-специалистов
для воспитательных структур всех уровней.
Исходя из принципов деполитизации
и департизации Вооруженных Сил,
которыми руководствуется Российская
армия, существующая в Советской
армии система подготовки офицеров-политработников
нарушена, а ничего нового для этих
целей до сих пор не создано. Существовавшая
на рубеже создания Российской армии
Гуманитарная академия Вооруженных
Сил, готовившая специалистов воспитательных
структур с высшим военным образованием,
в угоду конъюнктурным
Проблема подготовки военных кадров сложна и многогранна. Ее решение предполагает целый комплекс мероприятий теоретического, учебно-методического, материально-технического и организационного характера. Издержки реформы военной школы, четко определившиеся в начале ее проведения, требуют быстрейшего осмысления и устранения, как бы трудно это не было и в финансовом, и в моральном плане. Нельзя бездумно рушить ту систему, которая исторически доказала свою состоятельность.
Заключение
К настоящему времени в системе военного образования сложилась такая ситуация, когда необходимо вести речь, в первую очередь, об исправлении последствий так называемой военной реформы и лишь потом - о совершенствовании системы военного образования.
Необходимо отдать должное официальной позиции по вопросам реформирования системы военного образования. Так, в утвержденных в 1998 году Основах (концепции) государственной политики Российской Федерации по военному строительству на период до 2005 года не ставилось реформаторских целей, способных сломать ранее созданную систему. Те задачи, которые ставились, хотя и носили достаточно общий характер, но были вполне реальны.
Суть этих задач сводилась к следующим направлениям:
- оптимизация системы
военного образования с
- улучшение учебной материально-
- совершенствование системы
подготовки военных
- повышение эффективности
военно-научных разработок и
- оптимизация системы
заказов и финансирования
- обеспечение поддержки
перспективных научных и
- расширение сети суворовских,
нахимовских и кадетских
В отличие от многих других
направлений военного строительства,
которые не получили своего дальнейшего
воплощения в программах и планах,
в части системы военного образования
ситуация сложилась лучше. В соответствии
с решением Президента, принятым в
июле 2000 года, была разработана Федеральная
программа реформирования системы
военного образования в Российской
Федерации на период до 2010 года. Несмотря
на сопротивление