История военной школы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 15:19, реферат

Краткое описание

25 января 2011 года военно-учебные заведения российских Вооруженных Сил отмечают 310-летие отечественной системы военного образования.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………...3

1. Из опыта работы военно-учебных заведений России второй половины ХIХ - начала ХХ веков……………………………………………………………………………………………..5

2. О реформе военной школы………………………………………………………………….13

3. Проблемы развития военной школы………………………………………………………..17

Заключение……………………………………………………………………………………...20

Список литературы……………………………………………………………………………..23

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 50.00 Кб (Скачать файл)

В связи с этим возникает  проблема профессионализма молодых  офицеров. По своему долголетнему командирскому  опыту могу сказать, что качество профессиональной подготовки выпускника военного училища несоизмеримо выше подготовки офицера-двухгодичника. Курсант  военного училища с первых дней обучения сознательно посвящает себя военной  службе, понимая, что полученные во время учебы военные и практические навыки, с одной стороны, составят фундамент его дальнейшей профессиональной деятельности и служебного роста, с  другой - в случае необходимости, при  решении задач в боевой обстановке помогут выполнить их качественно  и с наименьшими потерями. К  такому пониманию своей роли и  места в Вооруженных Силах  направлена вся программа обучения будущего офицера в училище.

Всего этого в большей  части лишен в процессе обучения студент гражданского высшего учебного заведения. Его цели и задачи совершенно конкретны. Он готовится стать гражданским  специалистом и не связывает свое будущее с Вооруженными Силами, а  полученные в рамках программы военной  кафедры знания по военному делу являются минимально необходимыми для присвоения ему после окончания ВУЗа воинского  звания "лейтенант запаса" по профилю  программы кафедры. Естественно, что  его становление как командира-специалиста  после призыва в Вооруженные  Силы проходит намного сложнее и  дальше, чем выпускника военного училища. А с учетом того, что для освоения должности в полном объеме по многолетнему опыту требуется 2-3 года, большинство  призванных на два года офицеров увольняются, так и не став настоящими специалистами. О качественной подготовке ими своих  подчиненных говорить не приходится.

3. Проблемы развития  военной школы

Снижение количественных возможностей военно-учебных заведений  по подготовке офицерских кадров сопровождается существенным ухудшением и качества их подготовки. Причин для проявления этой тенденции несколько, и все  они носят вполне объективный  характер. К основным из них можно  отнести недостаток финансирования, увольнение высокопрофессиональных преподавательских  кадров и снижение качества подготовки молодого преподавательского состава.

Уровень финансирования военно-учебных  заведений в течение всех последних  лет не превышал 30 - 50 процентов от необходимого. Развитие материально-технической базы вузов и ранее оставляло желать лучшего, особенно в части средств информатизации, теперь же ситуация просто критическая. Материально-техническая база устарела и морально, и физически и, кроме того, не может использоваться в должной мере из-за отсутствия снабжения боеприпасами и горючим. Это не позволяет в необходимом объеме проводить практическое обучение курсантов навыкам стрельбы, вождения, полетов, пусков и т.д.

Следует заметить, что ранее  заметную роль в развитии материально-технической  базы вузов играли научные организации  и предприятия оборонно-промышленного  комплекса. Они выступали в качестве заказчиков многих научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ. Под эти исследования и разработки закупалось соответствующее оборудование, в том числе средства информатизации, совершенствовалась материально-техническая  база высших военно-учебных заведений. На этих исследованиях и разработках  развивался научный потенциал вузов, создавались научные школы, военно-научные общества курсантов. Научная работа в вузах, во многом благодаря этим заказам, носила достаточно конкретный целевой характер, имела хорошую практическую направленность. И вместе с объективно неизбежным разрушением бывшего когда-то могучим оборонно-промышленного комплекса исчез и этот весьма весомый источник развития материально-технической базы вузов.

Если к сказанному добавить, что одновременно были снижены должностные  категории преподавательского состава, стали чисто символическими доплаты  за ученые степени и звания, то вполне закономерным покажется процесс  оттока преподавательских кадров, значительно  превышающий возможности адъюнктур  и докторантур по их восполнению. И количество, и качество педагогического  состава военно-учебных заведений  стало неудовлетворительным.

Как известно, помимо сети военно-учебных  заведений, в систему военного образования  входят гражданские учебные заведения, осуществляющие подготовку специалистов по целому ряду военно-учетных специальностей.

Обучение студентов дневного отделения в высших учебных заведениях Министерства образования по программам подготовки офицеров запаса осуществлялось к концу 1998 года в 223 вузах. Каждый из них готовил специалистов по одной-двум военно-учетным специальностям, непосредственно  связанным с профилем высшего  учебного заведения. Всего же в гражданских  вузах готовились специалисты по 240 военно-учетным специальностям, при  этом по 181 специальности одновременно готовятся специалисты в военных  учебных заведениях. Такое дублирование оказалось весьма кстати в условиях «холостой» работы высших военных учебных  заведений. Однако очевидно, что возникшей  проблемы это решить не может. Достаточно напомнить, что в военных учебных заведениях готовятся специалисты по 981 военно-учетной специальности, а дублируется в гражданских вузах только 181 специальность. К тому же на практике вовсе нет однозначного совпадения специальностей, по которым осуществляется подготовка в гражданских вузах, и специальностей, с которых максимальный отток офицерских кадров.

Исходя из вышеизложенного, напрашивается вывод о расширении возможностей военных училищ (институтов) в подготовке офицерского состава  для замещения первичных офицерских должностей. С учетом сокращения численности  Вооруженных Сил идти на такой  шаг необходимо. Увеличение финансовых затрат в этом случае компенсируется ежегодным приливом в армию и  на флот высокоподготовленных специалистов-командиров, будущего Российской армии в XXI веке.

Нельзя допустить такого положения, когда в экстремальных  условиях государство сможет мобилизовать промышленность, и армия через месяц-другой станет получать необходимое количество вооружений, как это было в годы Великой Отечественной войны, а тех, кто смог бы использовать это вооружение в полную силу, кто смог бы уверенно командовать подразделениями и частями, будет не хватать.

Вызывает много вопросов и непонимание, в том числе  и среди руководителей ВУЗов, решение о переименовании большинства  военных академий в военные университеты, а военных училищ соответственно в военные институты. Разработчики реформы военной школы оправдывают  такое решение необходимостью ее соответствия требованиям Федеральной  программы развития образования  в России, забывая при этом, что  вместе с изменением названия в корне  меняются исторические традиции и условия  подготовки военных кадров, присущие Российской (Советской) армии, неоднократно проверенные во многих войнах и военных  конфликтах.

С исчезновением словосочетания "военное училище" в корне  изменилась учебная программа подготовки курсантов. Уровень и качество общеобразовательных  дисциплин находятся ныне на очень  высоком уровне, что само по себе положительно, но происходит это за счет сокращения программ по военным  дисциплинам, которые, к сожалению, отодвигаются как бы на второй план. И это в военно-учебных заведениях, готовящих офицеров, командиров, связавших  всю свою будущую жизнь с военной  службой. По прибытию в части они  очень скоро почувствуют на себе нехватку военной подготовки, отсутствие так необходимой офицеру "военной  косточки", которая во все времена  вызывала уважение у подчиненных. Выпускник  прославленного Московского высшего  общевойскового командного училища  им. Верховного Совета РСФСР и выпускник  Московского военного института  далеко не одно и то же.

Претерпела серьезные  изменения, и, к сожалению, не в лучшую сторону, система подготовки офицеров в военных академиях и военных университетах (бывших военных академиях). Сокращение сроков обучения на командных факультетах, изменение порядка конкурсного поступления в академии, снижение статуса должностей старших преподавателей на одну ступень приводит, с одной стороны, к резкому ухудшению качества подготовки слушателей, а с другой - к уменьшению числа желающих офицеров из войск продолжать свою карьеру на стезе военной науки. Рвется живая связь между войсками, их проблемами, особенностью подготовки и процессом обучения в академиях, выпускники которых предназначены решать эти проблемы.

Издержки реформирования на этом уровне, по нашему мнению, очевидны. Если не принять мер по их исправлению, может сложиться ситуация, когда  через 5-10 лет некому будет профессионально  командовать батальонами, полками, дивизиями. Нужно найти в себе силу воли и вернуться к оправдавшей  себя, и не раз доказавшей это, советской  системе подготовки академических  кадров, имевшей, кстати, высочайший авторитет в военных кругах зарубежных стран, естественно, с учетом результатов общей реформы Вооруженных Сил России и с ориентацией на будущие достижения военного искусства.

Говоря о реформе военной  школы, нельзя не остановиться на острейшей  проблеме подготовки офицеров-специалистов для воспитательных структур всех уровней. Исходя из принципов деполитизации  и департизации Вооруженных Сил, которыми руководствуется Российская армия, существующая в Советской  армии система подготовки офицеров-политработников  нарушена, а ничего нового для этих целей до сих пор не создано. Существовавшая на рубеже создания Российской армии  Гуманитарная академия Вооруженных  Сил, готовившая специалистов воспитательных структур с высшим военным образованием, в угоду конъюнктурным соображениям военного руководства того времени, расформирована. Созданный на ее базе и базе бывшего военного института, военный университет, в основе своей, решает задачи по подготовке специалистов со средним военным образованием, не связанные с воспитательными процессами в армии и на флоте. Складывается парадоксальная ситуация. Для обслуживания вооружения и техники готовятся специалисты с высшим военным образованием, а для воспитательной работы с людьми, ее социологического, психологического и правового обеспечения, специалистов с высшим военным образованием не готовится вообще. Подготовка специалистов на первичные офицерские воспитательные должности осуществляется всего в одном военном институте, что, видимо, явно недостаточно. Налицо несоответствие значимости воспитательной работы и отношения к подготовке кадров для ее организации и проведения, которые требуют незамедлительного решения. В этой связи нуждается во всесторонней поддержке вынашиваемое в Вооруженных Силах Российской Федерации предложение о восстановлении Гуманитарной военной академии.

Проблема подготовки военных  кадров сложна и многогранна. Ее решение  предполагает целый комплекс мероприятий  теоретического, учебно-методического, материально-технического и организационного характера. Издержки реформы военной  школы, четко определившиеся в начале ее проведения, требуют быстрейшего  осмысления и устранения, как бы трудно это не было и в финансовом, и в моральном плане. Нельзя бездумно рушить ту систему, которая исторически доказала свою состоятельность.

 

 

 

Заключение

К настоящему времени в  системе военного образования сложилась  такая ситуация, когда необходимо вести речь, в первую очередь, об исправлении последствий так называемой военной реформы и лишь потом - о совершенствовании системы военного образования.

Необходимо отдать должное  официальной позиции по вопросам реформирования системы военного образования. Так, в утвержденных в 1998 году Основах (концепции) государственной политики Российской Федерации по военному строительству на период до 2005 года не ставилось реформаторских целей, способных сломать ранее созданную систему. Те задачи, которые ставились, хотя и носили достаточно общий характер, но были вполне реальны.

Суть этих задач сводилась  к следующим направлениям:

- оптимизация системы  военного образования с совершенствованием  ядра научно-педагогического и  методологического потенциала;

- улучшение учебной материально-технической  базы, приведение количества военно-учебных  заведений в соответствие с  потребностями военной организации  (кадровым заказом);

- совершенствование системы  подготовки военных специалистов  в гражданских учебных заведениях  или в создаваемых на их  базе интегрированных учебно-научных  комплексах, межвузовских военных  кафедрах, факультетах и учебных  центрах;

- повышение эффективности  военно-научных разработок и исследований, использование полученных результатов  на практике;

- оптимизация системы  заказов и финансирования научно-исследовательских  работ за счет ее централизации,  широкого внедрения программно-целевых  методов, конкурсных начал, систематического  контроля и независимой экспертизы;

- обеспечение поддержки  перспективных научных и научно-педагогических  школ, приоритет фундаментальных  и поисковых исследований, эффективного  использования лабораторно-экспериментальной  базы;

- расширение сети суворовских,  нахимовских и кадетских учебных  заведений.

В отличие от многих других направлений военного строительства, которые не получили своего дальнейшего  воплощения в программах и планах, в части системы военного образования  ситуация сложилась лучше. В соответствии с решением Президента, принятым в  июле 2000 года, была разработана Федеральная  программа реформирования системы  военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года. Несмотря на сопротивление Минэкономразвития  и Минфина России, программа была разработана и утверждена Постановлением Правительства РФ от 27 мая 2002 года №352.

Информация о работе История военной школы в России