Конверсия военного производства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 17:36, курсовая работа

Краткое описание

Военная политика Российской Федерации переживает самые сложные этапы развития. Формирование военной политики осуществляется в сложных условиях военной реформы.
Военная политика тесно связана с конверсией военного производства. Сложная обстановка в стране, высокие издержки военного производства порождают проблему конверсии, которая вызывает неоднозначное отношение к ней в современном обществе.

Содержание

Введение………………………………………………………................................4
Глава 1. Конверсия военного производства в России
1.1 Цели и принципы проведения конверсии военного производства в современной России…………………………...................................................6
1.2 Правовое регулирование и финансирование конверсии военного производства в современной России………………………………………………………………………………10 Глава 2. Конверсия военного производства в современной России в контексте модернизации российской экономики
2.1 Проблемы конверсии военного производства в России................................17
2.2 Пути развития конверсии военного производства в России в контексте модернизации российской экономики……………………………………..…......20
Заключение………………………………………………………………................34
Список использованной литературы…………………………………………….36

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 79.83 Кб (Скачать файл)

Содержание

 Введение………………………………………………………................................4

Глава 1.  Конверсия военного производства  в России

    1. Цели и принципы проведения конверсии военного производства в современной  России…………………………...................................................6

1.2 Правовое регулирование и финансирование конверсии военного производства в современной России………………………………………………………………………………10  Глава 2.  Конверсия военного производства  в современной России в контексте модернизации российской экономики

2.1  Проблемы конверсии военного производства в России................................17

2.2 Пути развития конверсии  военного производства в России  в контексте        модернизации российской экономики……………………………………..…......20

Заключение………………………………………………………………................34

 Список использованной литературы…………………………………………….36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Военная политика Российской Федерации переживает самые сложные  этапы развития. Формирование военной  политики осуществляется в сложных  условиях военной реформы.

Военная политика тесно связана  с конверсией военного производства. Сложная обстановка в стране, высокие  издержки военного производства порождают  проблему конверсии, которая вызывает неоднозначное  отношение к ней  в современном обществе.

Проблема конверсии военного производства России является очень  актуальной на сегодняшний день. Это заключается в том, что уровень и глубина конверсии являются элементами социального, экономического и политического изменения общества.

Изменение международной  обстановки, утрата внешних рынков сбыта вооружения и военной техники, сокращение военного бюджета и недофинансирование военного производства приводит к конверсии  военного производства при снижении уровня военно-экономических потребностей государства.

Также конверсия обуславливается  изменением структуры и объема военного производства, влекущих за собой сдвиги в спросе и предложении различных  видов продукции и ресурсов. Она  связывается с неизбежным изменением экономического обеспечения обороны  страны, обусловленным сокращением  военного производства.

Важной задачей, стоящей  в данный момент перед Россией, является проведение целенаправленной политики по развитию и совершенствованию  конверсии военного производства. Это  возможно только в том случае, если будут приняты комплексные меры по созданию условий реализации конверсии военного производства страны и проведению военной и оборонной политики.

Объектом работы является развитие конверсии военного производства в России.

Предметом исследуемой работы является пути развития конверсии военного производства в России в контексте  модернизации ее экономики.

Цель работы – рассмотреть  проблемы и перспективы конверсии  в РФ в контексте модернизации российской экономики.

В работе поставлены следующие  задачи:

    • Уточнить цели и принципы конверсии в России;
    • Рассмотреть правовое регулирование конверсии военного производства в Российской Федерации;
    • Выявить проблемы конверсии военного производства ;
    • Определить пути развития конверсии в России в контексте модернизации ее экономики.

Таким образом, конверсия военного производства в современной России играет главную роль как в военно-промышленном комплексе, так и в оборонно-промышленном комплексе. Проблема конверсии затрагивает социальную, экономическую и политическую жизнь общества. Поэтому важно предпринять меры по модернизации и совершенствованию конверсии военно-промышленного комплекса на современном этапе развития экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Конверсия военного производства в России

1.1 Цели и принципы проведения конверсии военного производства в современной России

Конверсия военного производства - это перевод научно-исследовательских, научно-испытательных и промышленных предприятий, предназначенных для разработки и производства продукции и услуг военного назначения, на разработку и производство продукции и услуг гражданского назначения за счет полного или частичного снятия военных заказов. Конверсия военного производства производится при снижении уровня военно-экономических потребностей государства, вызванных внешними (окончание войны, изменение международной обстановки, утрата внешних рынков сбыта вооружения и военной техники и т.п.) или внутренними (сокращение военного бюджета и соответственно финансирования военного производства) причинами. Важнейшие характеристики Конверсии военного производства являются глубина и темп. При повышении уровня военно-экономических потребностей государства возможно проведение реконверсии военного производства, т.е. возврат к разработке и производству прежней, до конверсионной военной продукции1.

Конверсия военного производства должна рассматриваться в первую очередь как социально-экономический  процесс, влияющий на функционирование всего хозяйственного комплекса  страны. Несмотря на неоспоримый факт, что высокий уровень военных  расходов, а, следовательно, и военного производства наносит огромный ущерб  экономике, отвлекая все виды ресурсов (материальных, людских, сырьевых, финансовых, энергетических и пр.), резкое сокращение этих расходов, обвальная демилитаризация  национального хозяйства и конверсия  военного производства может привести к серьезным негативным социально-экономическим  последствиям. Пострадают не только рабочие, лишившиеся своих рабочих мест в  военной промышленности; снижение уровня их доходов может привести к сокращению потребительских расходов, что, в свою очередь, может вызвать кумулятивное сокращение занятости в отраслях, производящих потребительские товары.

В этой связи конверсия  военного производства имеет свои экономические, социальные, технические и военные  аспекты.

Рассмотрение экономического аспекта конверсии в значительной мере обусловливается изменением структуры и объема как военного, так и «гражданского» производства, влекущим за собой «сдвиги» в спросе и предложении различных видов продукции и ресурсов в различных отраслях национального хозяйства.

Социальный аспект конверсии  военного производства обычно рассматривается  в связи с изменением спроса на квалифицированные трудовые ресурсы  и рабочую силу в отраслях военного производства.

Технический аспект конверсии  обусловливает рассмотрение возможного изменения технологий предприятий  и отраслей военного производства, связанного с их перепрофилированием на выпуск продукции «гражданского» назначения.

И, наконец, рассмотрение военного аспекта обычно связывается с  неизбежным изменением экономического обеспечения обороны страны, обусловленным  сокращением военного производства2.

Согласно федеральному закону «О конверсии оборонной промышленности» №60-ФЗ целями проведения конверсии являются:

    • обеспечение технического перевооружения промышленности на основе эффективного использования научно - технического и производственного потенциала организаций оборонной промышленности для производства высокотехнологической и конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках продукции (работ, услуг);
    • обеспечение социальной защиты работников конверсируемых организаций, высвобождаемых в связи с проведением конверсии, в том числе посредством создания дополнительных рабочих мест в конверсируемых организациях;
    • обеспечение научно - технического прогресса за счет приоритетного развития наукоемких производств;
    • развитие экспортного потенциала оборонной промышленности;
    • снижение экономической зависимости от импорта продукции за счет создания и развития производства продукции, аналогичной импортной;
    • создание новых конкурентоспособных технологий, материалов и оборудования.

Основными принципами проведения конверсии являются:

    • сохранение потенциала оборонной промышленности на уровне, обеспечивающем обороноспособность и безопасность Российской Федерации;
    • ответственность государства за социально - экономические последствия принимаемых им решений о проведении конверсии;
    • государственная поддержка конверсии посредством предоставления конверсируемым организациям бюджетных средств на возвратной и платной основе и бюджетных ассигнований, государственных гарантий, приоритетного при прочих равных условиях размещения в конверсируемых организациях государственных заказов на поставки продукции (работ, услуг) для государственных нужд, а также посредством осуществления иных мер;
    • предоставление государственной поддержки организации оборонной промышленности для проведения конверсии в объеме, определенном исходя из основных направлений конверсии и уровня конверсии данной организации;
    • сохранение и наиболее эффективное применение при проведении конверсии технологических процессов, используемых организациями оборонной промышленности;
    • ориентация конверсируемых организаций на решение приоритетных научно - технических задач за счет повышения эффективности использования высвобождаемых производственных мощностей и трудовых ресурсов;
    • рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды от техногенных воздействий;
    • создание и широкое использование комплексных методов организации конверсии и управления конверсией;
    • создание экономических условий для конверсируемых организаций в целях сохранения и развития высоких технологий для производства наукоемкой, технологически сложной продукции гражданского назначения, конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках.

Основаниями для проведения конверсии являются решение Президента Российской Федерации, решение Правительства  Российской Федерации о сокращении или прекращении научной и (или) производственной деятельности по обеспечению  федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации  по определенным направлениям (номенклатуре продукции, работ, услуг) либо в определенных организациях оборонной промышленности, принятые в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона РФ «О конверсии оборонной промышленности».

Основанием для сокращения или прекращения в организации  оборонной промышленности научной  и (или) производственной деятельности по обеспечению федеральных государственных  нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации  является прекращение обязательств сторон государственного контракта (контракта) о выполнении указанной деятельности либо изменение таких обязательств. Высвобождаемые в связи с таким прекращением или сокращением деятельности производственные мощности могут быть конверсированы организацией оборонной промышленности по согласованию с Правительством Российской Федерации или уполномоченными на то Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти в области конверсии. Обращения конверсируемых организаций о согласовании принятых ими решений о конверсии высвобождаемых производственных мощностей подлежат рассмотрению в течение месяца с даты поступления.

Началом конверсии считается  год, в котором сокращается или  прекращается в конверсируемой организации  научная и (или) производственная деятельность по обеспечению федеральных государственных  нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации  либо начинается перепрофилирование производственных мощностей. Завершением конверсии  считается год завершения инвестиционной программы конверсии. Если инвестиционная программа конверсии не согласована  в установленном порядке с  федеральным органом исполнительной власти в области конверсии, период конверсии такой организации  устанавливается не более чем на два года3.

 

1.2 Правовое регулирование и финансирование конверсии военного производства в РФ

 

Процесс экономического обеспечения  решения вопросов, связанных с  укреплением обороноспособности нашего государства, становится все более  сложным и многообразным. В современных  условиях России государственное регулирование  военного производства призвано сформировать стабильные экономические, технические, организационные и правовые условия  его развития.

Осуществляемая в стране экономическая реформа требует  также кардинального изменения  системы управления и регулирования  военного производства, усиления государственного воздействия на военно-экономические  процессы.

Масштабы и научно-технический  уровень развития военного производства, его влияние на самые различные  стороны общественной жизни таковы, что от глубины и качества государственного регулирования военного производства в нынешних условиях во многом зависит  преодоление трудно решаемых страной  экономических, политических, военно-технических  и социальных проблем.

Важное место принадлежит  исследованию способов перевода экономики  с мирного на военное положение и наоборот. Но самое главное — состояние и возможность экономики страны решать весь комплекс военных задач.

Анализ осуществляемой в  стране приватизации и конверсии  военного производства показывает, что «обвальный» характер ее проведения поставил под угрозу само существование ВПК России, в связи с чем основные усилия государства должны быть направлены на обеспечение выживания этого комплекса, являющегося не только важнейшей частью народного хозяйства, но и по сути дела единственным источником материального обеспечения обороноспособности России, масштабы которого как и в бывшем СССР остаются велики. При этом надо учитывать градообразующий характер некоторых предприятий ВПК, а также необходимость сохранения уникальных технологий (в частности, в судостроении), которые не могут быть использованы в настоящее время в народнохозяйственных целях, а утрата которых нанесет непоправимый ущерб национальным интересам государства4.

Правовое регулирование  конверсии осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации5.

Имущественные и связанные  с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии  воли и имущественной самостоятельности  их участников и возникающие при  проведении конверсии, регулируются гражданским  законодательством.

 Государственное управление  в области проведения конверсии  осуществляется Правительством  Российской Федерации непосредственно  и (или) через федеральные органы  исполнительной власти в области  конверсии.

Федеральные органы исполнительной власти в области конверсии в  пределах их полномочий:

Информация о работе Конверсия военного производства в России