Конверсия военного производства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 17:36, курсовая работа

Краткое описание

Военная политика Российской Федерации переживает самые сложные этапы развития. Формирование военной политики осуществляется в сложных условиях военной реформы.
Военная политика тесно связана с конверсией военного производства. Сложная обстановка в стране, высокие издержки военного производства порождают проблему конверсии, которая вызывает неоднозначное отношение к ней в современном обществе.

Содержание

Введение………………………………………………………................................4
Глава 1. Конверсия военного производства в России
1.1 Цели и принципы проведения конверсии военного производства в современной России…………………………...................................................6
1.2 Правовое регулирование и финансирование конверсии военного производства в современной России………………………………………………………………………………10 Глава 2. Конверсия военного производства в современной России в контексте модернизации российской экономики
2.1 Проблемы конверсии военного производства в России................................17
2.2 Пути развития конверсии военного производства в России в контексте модернизации российской экономики……………………………………..…......20
Заключение………………………………………………………………................34
Список использованной литературы…………………………………………….36

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 79.83 Кб (Скачать файл)

Данные приоритеты в целом  соответствуют общемировым тенденциям развития средств вооруженной борьбы.

В соответствии с «Правилами разработки государственных программ вооружения», которые были утверждены постановлением правительства России в 2007 году, указанные приоритеты будут  уточнены через 5 лет в ходе разработки новой программы вооружения до 2025 года.

Кроме того, уточнение ГПВ  осуществляется в рамках ежегодного государственного оборонного заказа19.

Все инновационные направления  являются приоритетными и для  оборонно-промышленного комплекса. Разработки ОПК должны логично вписываться  в контекст экономического развития страны. Для этого необходимо наладить постоянный диалог между военными и  гражданскими структурами, трансферт  технологий из военной сферы применения в гражданскую и наоборот.

Президент сообщил, что в  ближайшее время будут согласованы  и приняты ключевые для инновационного развития ОПК документы: Государственная  программа вооружения и ФЦП развития ОПК на 2011–2020 годы. Владимир Путин  подчеркнул, что немалые средства, выделяемые в рамках программы, должны быть использованы на конкретные цели: создание современных высокотехнологичных  производств, инновационной инфраструктуры, системную модернизацию оборонной  промышленности.

Вложенные деньги должны стимулировать  инновационную деятельность и дать соответствующий кумулятивный эффект.

Президент также отметил  необходимость тесной связи науки с предприятиями ОПК20.

 В период 2011-2020 годов  запланирован масштабный комплекс  мероприятий, реализация которых  направлена на обеспечение перевооружения  Вооруженных Сил в новом облике. Однако потребностям Вооруженных  Сил мероприятия ГПВ удовлетворяют  в минимально-достаточных объемах.  Состав и содержание заданий  ГПВ-2020 структурированы и оптимизированы  в рамках выделенных лимитов  финансирования.

Что касается реализации программы, то из-за наличия финансовых, производственных и других рисков выполнение ее заданий  может уточняться в рамках государственного оборонного заказа. Одновременно с  ГПВ разработана и принята  система целевых индикаторов. Контроль их выполнения позволит (в случае, если изменится уровень финансирования ГОЗ) своевременно скорректировать  проводимые мероприятия по оснащению  Вооруженных Сил.

В ГПВ-2020 основной приоритет  отдан закупкам сложных высокотехнологичных  образцов (более 70% от объема программы). Также учтены уроки последних  вооруженных конфликтов, в первую очередь – в Южной Осетии. Исходя из этого, доля серийных закупок современных  и перспективных образцов в новой ГПВ-2020 превышает аналогичный показатель ГПВ-2015 на 15-20%.

 В настоящее время  на вооружении ВВС России в  основном состоят образцы авиационной  техники разработки 70-80-х годов.  С учетом остроты проблемы  перевооружения, на период до 2020 года запланировано радикальное  обновление существующего парка  летательных аппаратов. Для этого  предусмотрены закупки более  600 самолетов: Су-34, Су-35С, ПАК ФА, МиГ-35С, перспективных самолетов-штурмовиков  Су-25СМ, самолетов военно-транспортной  авиации Ан-70, Ил-76МД-90А, а также  около 1000 вертолетов различного назначения: Ми-26, Ми-8МВТ-5, Ми-8АМТШ, Ка-52, Ми-28НМ, специальных21.

Заявления премьер-министра Дмитрия Медведева о том, что  оперативно-тактический ракетный комплекс «Искандер-М», производство которого ведет КБМ, «безусловно, является одним из самых эффективных видов оружия в своем классе и значительно опережает зарубежные аналоги» – было провозглашено на совещании по выполнению федеральной целевой программы (ФЦП) «Развитие оборонно-промышленного комплекса на период с 2011-го по 2020 год». Премьер напомнил, что в рамках ФЦП 17 предприятиям ОПК на обновление и строительство производственных мощностей для серийного изготовления «Искандер-М» будет выделено более 24 миллиарда рублей. «При этом они дополнительно вложат к соответствующим 24 миллиардам рублей еще 16 миллиардов рублей собственных средств. В этом основной механизм развития таких подходов к модернизации ОПК»,— заявил господин Медведев. Он особенно подчеркнул, что до недавнего времени элементы комплекса поставлялись разрозненно, по отдельным контрактам с каждым исполнителем. «Нам необходимы другие темпы перевооружения, что особенно важно с учетом необходимости формирования единых подходов ценообразования»,— пояснил премьер22.

Также запланировано наращивание  состава орбитальной группировки  космических аппаратов. Это позволит существенно повысить эффективность  решения орбитальными средствами задач  по обеспечению действий Вооруженных  Сил из космоса.

Что касается взаимоотношений  с ракетно-космической промышленностью, то ее состояние не всегда соответствует  потребностям. Есть факты срыва контрактных  обязательств.

Основным проблемным вопросом реализации ГПВ по-прежнему останется  комплектование космических аппаратов  отечественной элементной базой, главным  образом электронной. В одиночку Минобороны эту задачу больше решать не будет. В рамках ФЦП «Развитие  оборонно-промышленного комплекса  Российской Федерации на 2011-2020 годы»  формируется соответствующая подпрограмма. Работа в данном направлении проводится совместно с Роскосмосом и Минпромторгом, что позволяет рассчитывать на успешное решение имеющихся проблем.

Основным направлением развития Космических войск до 2020 года станет создание перспективных космических  систем и комплексов разведки и связи, отвечающих тактико-техническим требованиям  Вооруженных Сил. Кроме того, в  ближайшее время планируется  принятие на вооружение нового ракетно-космического комплекса «Ангара», завершение работ  по созданию стартового комплекса для  пусков ракеты-носителя «Союз», а также  замена комплектов устаревших и разнородных  средств наземного автоматизированного  комплекса управления космическими аппаратами новыми унифицированными средствами.

Что касается Тыла Вооруженных  Сил, то мероприятия ГПВ-2020 направлены на комплектное оснащение подразделений  техникой общевойскового назначения. При этом запланирована закупка  более 7 тысяч единиц техники Тыла – авто топливозаправщиков, автономных полевых лагерей закрытого цикла жизнеобеспечения, мобильных медицинских операционно-реанимационных комплексов, перевязочных и других средств. В результате ожидается повышение оснащенности служб Тыла современными средствами до уровня 50-60%.

Запланировано наращивание  состава орбитальной группировки  космических аппаратов.

 В условиях жестких  финансовых ограничений одним  из приоритетных направлений  поддержания боевой готовности  существующих образцов ВВСТ является  их модернизация. При существенно  меньших (относительно создания  новых образцов) затратах, модернизация  позволяет повысить тактико-технические характеристики и продлить ресурс образцов ВВСТ. Ключевым вопросом при этом является наличие модернизационного потенциала, то есть заложенных в конструкцию и принципы построения техники возможностей по продлению ее эксплуатационного ресурса с обеспечением требуемого технического уровня путем минимальной замены (обновления) отдельных составных частей.

Несмотря на все преимущества модернизации, ее целесообразность не всегда очевидна. Так, при значительном моральном устаревании техники, поддержание ее эффективности на требуемом уровне возможно только при  замене большей части составных  элементов и функциональных узлов. Стоимость такой модернизации с  учетом затрат на капитальный ремонт не подлежащих замене элементов, как  правило, соизмерима или превышает  стоимость разработки новых изделий23.

ФЦП «Развитие ОПК до 2020 года», которая была принята правительством, предусматривает значительный объем инвестиций в предприятия оборонной промышленности. Программа не предусматривает модернизации предприятий, не участвующих в исполнении государственной программы вооружений. Мы понимаем, что сохранить всю эту отрасль просто невозможно, поэтому мы оптимизируем средства.

Для модернизации российских оборонных предприятий предназначено  около трех триллионов рублей из федерального бюджета. Однако глубокая модернизация имеющихся предприятий и создание новых производств невозможны без  своевременного наполнения отрасли  качественным человеческим капиталом.

Мировой опыт показывает, что  наличие обладающих современным  мышлением высококвалифицированных  специалистов фактически определяет возможность  инновационного развития отраслей экономики. Минпром торгом России утверждена и реализуется Стратегия создания в ОПК системы многоуровневого непрерывного образования на период до 2015 года. Мероприятия по развитию кадрового потенциала предусмотрены в рамках ряда федеральных целевых программ и прежде всего ФЦП развития ОПК. В утвержденной правительством 5 марта 2012 года новой программе развития ОПК установлено, что переподготовку и повышение квалификации должны пройти 200 тысяч человек за период 2011 - 2020 г24.

Таким образом, перспективы  развития конверсии военного производства зависит не только от решения проблем  конверсии, но и от государственных  программ по развитию ОПК. Немало важным является то, что конверсия военного производства прямо связана как  с военно-промышленным комплексом, так и с оборонно-промышленным комплексом. Также важную роль в  развитии конверсии оборонной промышленности играет деятельность государственных  органов. Оттого насколько точно  государственные органы выполнят поставленную перед ними задачу, зависит дальнейшее благополучие и процветание государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Проблема конверсии военного производства являлась одной из важных. В процессе рыночного реформирования это противоречие приобрело еще  большую актуальность для России и других стран бывшего социализма. В 1992 г. был принят закон «О конверсии оборонной промышленности в Российской Федерации». Этот закон основывался на ряде принципов. Во-первых, конверсию планировалось осуществить при сокращении бюджетных расходов на производственную деятельность в оборонном комплексе. Высвобождающиеся мощности предполагалось привлекать к реализации приоритетных государственных целевых программ социально-экономического характера. Во-вторых, современные технологии ориентировались на производство продукции, которая могла бы конкурировать на международном рынке. Задачи поддержания обороноспособности России должны были решаться за счет средств военного бюджета. В-третьих, в законе была предусмотрена полноценная социальная защита работников этой сферы в соответствии с законодательством России. Мировая практика конверсионных мероприятий позволяет сделать вывод, что это очень дорогой и длительный процесс. Это связано с высокой специализацией данного производства, которое очень трудно перестроить на другой вид продукции.

Главной целью конверсии  военного производства в России является перевооружение промышленности  для  производства высокотехнологической  и конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках продукции (работ, услуг). Принципы проведения конверсии  способствуют сохранности обороноспособности и безопасности Российской Федерации, рациональному использованию природных  ресурсов и защите окружающей среды, а также созданию и широкому использованию  комплексных методов организации  конверсии и управления конверсией. Основаниями для проведения конверсии  являются решение Президента Российской Федерации, решение Правительства  Российской Федерации.

 По своему содержанию  государственное регулирование  конверсии военного производства  представляет собой совокупность  мероприятий, направленных на  организацию и стимулирование  военно-экономической деятельности  производителей военной продукции  с целью наиболее полного удовлетворения  военно-экономических потребностей  страны в мирное время и  в условиях войны. В современных  условиях роль государственного  регулирования конверсии военного  производства остается ведущей,  но должна быть более динамичной, гибкой и квалифицированной. России  предстоит пройти свой путь  поисков наиболее оптимальных  форм.

Отсутствие конверсии  военного производства вызывает многие проблемы в обществе. Главным фактором отсутствия конверсии можно считать  не конверсируемые предприятия, которые  в силу своих возможностей не смогли перейти на конверсию военного производства. Серьезные неудачи и недостатки конверсии военного производства является отсутствие связи  с проблемами национальной и военно-экономической безопасности и  экономического обеспечения обороны. Важной проблемой конверсии оборонной  промышленности является массовая безработица, а также проблема в размещении производственных сил в стране и  недостаточность производства вооружения и военной техники.

Перспективы развития конверсии  военного производства зависит не только от решения проблем конверсии, но и от государственных программ по развитию ОПК. Немало важным является то, что конверсия военного производства прямо связана как с военно-промышленным комплексом, так и с оборонно-промышленным комплексом. Также важную роль в  развитии конверсии оборонной промышленности играет деятельность государственных  органов. Оттого насколько точно  государственные органы выполнят поставленную перед ними задачу, зависит дальнейшее благополучие и процветание  государства.

Информация о работе Конверсия военного производства в России