Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 17:36, курсовая работа
Военная политика Российской Федерации переживает самые сложные этапы развития. Формирование военной политики осуществляется в сложных условиях военной реформы.
Военная политика тесно связана с конверсией военного производства. Сложная обстановка в стране, высокие издержки военного производства порождают проблему конверсии, которая вызывает неоднозначное отношение к ней в современном обществе.
Введение………………………………………………………................................4
Глава 1. Конверсия военного производства в России
1.1 Цели и принципы проведения конверсии военного производства в современной России…………………………...................................................6
1.2 Правовое регулирование и финансирование конверсии военного производства в современной России………………………………………………………………………………10 Глава 2. Конверсия военного производства в современной России в контексте модернизации российской экономики
2.1 Проблемы конверсии военного производства в России................................17
2.2 Пути развития конверсии военного производства в России в контексте модернизации российской экономики……………………………………..…......20
Заключение………………………………………………………………................34
Список использованной литературы…………………………………………….36
Одна из главных проблем разоружения и конверсии — массовая безработица. По данным исследований, проведенных в развитых странах, создание одного рабочего места в военном производстве требует в 4-5 раз больше капиталовложений, чем в гражданском. В США каждые 10 миллиардов долларов, израсходованных на военные нужды, создают на 40 тыс. рабочих мест меньше, чем если бы эти деньги были направлены в мирное производство12.
Подводя итог вышеизложенному можно сказать, что отсутствие конверсии военного производства вызывает многие проблемы в обществе. Главным фактором отсутствия конверсии можно считать не конверсируемые предприятия, которые в силу своих возможностей не смогли перейти на конверсию военного производства. Серьезные неудачи и недостатки конверсии военного производства является отсутствие связи с проблемами национальной и военно-экономической безопасности и экономического обеспечения обороны. Важной проблемой конверсии оборонной промышленности является массовая безработица, а также проблема в размещении производственных сил в стране и недостаточность производства вооружения и военной техники.
2.2 Пути развития
конверсии военного
Сложившаяся в начале XXI века ситуация в большинстве развитых странах мира, в том числе и в России, обусловила необходимость комплексного решения проблем структурной перестройки и технологического обновления промышленности, конверсии военного производства, интенсификации инновационной активности товаропроизводителей в интересах экономического обеспечения обороны.
Направлениями решения этих проблем выступают:
во-первых, коммерциализация технологий двойного назначения, то есть передача (трансферт) на коммерческих условиях (с выплатой владельцу вознаграждения в той или иной форме) ранее созданной или создание на паритетных основах новой интеллектуальной собственности (результатов научно-технической деятельности, знаний, технологий);
во-вторых, государственная поддержка и регулирование процессов конверсии военного производства, и в частности, процессов трансферта технологий двойного назначения;
в-третьих, разработка соответствующей нормативно-правовой базы и внедрение механизмов распределения прав в практику контрактного финансирования производства на базе технологий двойного назначения;
в-четвертых, создание инфраструктуры финансового, информационного и консультационного обеспечения трансферта технологий двойного назначения;
в-пятых, совершенствование государственных контрольных механизмов в направлении усиления их возможностей по селективному и оперативному выявлению, предупреждению и пресечению несанкционированных передач (продаж) технологий двойного назначения, исходя из требований (а) сохранения государственной и коммерческой тайны, (б) нераспространения технологий военного и двойного назначения, которые могут быть использованы для создания оружия массового уничтожения или являются особо важными для организации эквивалентного межгосударственного обмена технологиями, (в) обеспечения гарантированной защиты прав владельцев интеллектуальной собственности;
в-шестых, профессиональная подготовка и переподготовка руководящих кадров высшего и среднего звена заказывающих органов, предприятий военно-экономического комплекса, формирование новой категории специалистов - менеджеров по анализу рынков высокотехнологичной продукции и услуг.
Опыт передовых индустриально развитых стран свидетельствует о правильности выбора вышеназванных путей конверсии военного производства, направленных на экономическое обеспечение их обороны.
Резюмируя сказанное, важно подчеркнуть, что современное понимание проблем конверсии военного производства и их решение на базе ассимиляции высокотехнологичной продукции военного назначения и разработки технологий двойного назначения может в значительной степени способствовать экономическому обеспечению обороны.
Сегодня для многих стран,
в том числе и для Российской
Федерации, исключительное значение приобретает
оптимальное решение проблемы определения
размеров и структуры оборонного
сектора национального
Вопрос состоит в разработке и принятии на уровне государственной политики такого комплекса мер, создании таких механизмов, которые позволили бы использовать конверсию военного производства как способ адаптации оборонного комплекса к изменившимся военно-политическим и технико-экономическим условиям. При этом важнейшей задачей становится трансформация чрезмерно «разросшегося» оборонного комплекса времен «холодной» войны в компактный, но эффективно функционирующий современный специализированный сектор национального хозяйства, способный надежно осуществить экономическое обеспечение обороны, обеспечить военно-экономическую безопасность13.
Развитие конверсии военного производства не редко связанно с развитием Оборонно-промышленного комплекса (ОПК).
«Оборонно-промышленный комплекс - это наша гордость, здесь сосредоточен мощнейший интеллектуальный и научно-технический потенциал. Но мы должны прямо говорить и о накопившихся проблемах. Фактически отечественные оборонные центры и предприятия за последние 30 лет пропустили несколько циклов модернизации» - так заявил президент Владимир Путин в одном интервью Российской газете14.
В 2011 году была начата программа
по формированию долгосрочных контрактов
для оборонных предприятий на
восемь-десять лет. Переход на долгосрочные
контракты обеспечит внедрение
инновационных и прорывных
Продолжается формирование
новой организационной
Для технологического развития предприятий ОПК реализуется десять федеральных целевых программ. При этом основные усилия сосредоточены на технологическом перевооружении предприятий15.
Ускоренное технологическое
развитие оборонно-промышленного
Конечная цель технологического
развития оборонно-промышленного
«Мы приняли и реализуем
беспрецедентные программы
Не скрою, было много споров и о размерах, и о своевременности столь масштабных ассигнований. Убежден - они в полной мере адекватны возможностям и ресурсам страны. И главное - решение задач по созданию современных Вооружённых Сил, по комплексному укреплению оборонного потенциала - нельзя откладывать» - заявил президент Владимир Путин17.
В области обороны и
безопасности целевое предназначение
ОПК как производственного
Задачи ОПК в гражданской
сфере определяются, с одной стороны,
стратегическими вызовами предстоящего
десятилетия в сфере социально-
Прогнозные оценки показывают,
что во второй половине текущего десятилетия
вероятен дальнейший рост объемов экспорта
российской продукции военного назначения.
Прогнозируется, что в этот период
ежегодные объемы российского экспорта
превысят отметку в 8 миллиардов долларов
США. Это обусловлено сохранением
(наиболее вероятно) или незначительным
падением объемов сотрудничества с
традиционными зарубежными
В период 2011 – 2016 годов, прогнозируется
тенденция к снижению объемов
поставок на мировой рынок российских
вооружений. При этом к концу прогнозируемого
периода вероятно сохранение объемов
экспорта продукции военного назначения
на уровне, не ниже достигнутого в настоящее
время. Это может быть достигнуто
при условии принятия государством
комплекса неотложных мер, в первую
очередь - финансовых по поддержке научно-
По экспертным оценкам, до 2025-2030 года, должны осуществиться 1-2 технологические модернизации ВВСТ, в результате которых на вооружении будут стоять ВВСТ 5-го и возможно 6-го поколений.
В качестве наиболее важной
стратегической цели эксперты отмечают
задачу остаться на рынке. В ближайшие
5-10 лет позиции России на мировом
рынке технологий, продукции и
услуг ОПК можно считать
Основными индикаторами успешной реализации оптимального варианта технологического развития оборонно-промышленного комплекса промышленности на период до 2025 года являются:
Характеризующийся данными
индикаторами вариант технологического
развития ОПК представляется оптимальным,
в наибольшей степени соответствующим
национальным приоритетам научно-
Реализация данного варианта
технологического развития сектора
определяющим образом зависит от
преодоления таких его
Также для развития оборонно-промышленного комплекса не малую роль играют Государственные программы по развитию ОПК.
Государственная
программа вооружения на 2011-2020 годы
представляет собой комплекс
мероприятий, согласованных по
целям, задачам, направлениям
развития, ресурсам и срокам выполнения.
Они должны обеспечить
Информация о работе Конверсия военного производства в России