Конверсия военного производства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 17:36, курсовая работа

Краткое описание

Военная политика Российской Федерации переживает самые сложные этапы развития. Формирование военной политики осуществляется в сложных условиях военной реформы.
Военная политика тесно связана с конверсией военного производства. Сложная обстановка в стране, высокие издержки военного производства порождают проблему конверсии, которая вызывает неоднозначное отношение к ней в современном обществе.

Содержание

Введение………………………………………………………................................4
Глава 1. Конверсия военного производства в России
1.1 Цели и принципы проведения конверсии военного производства в современной России…………………………...................................................6
1.2 Правовое регулирование и финансирование конверсии военного производства в современной России………………………………………………………………………………10 Глава 2. Конверсия военного производства в современной России в контексте модернизации российской экономики
2.1 Проблемы конверсии военного производства в России................................17
2.2 Пути развития конверсии военного производства в России в контексте модернизации российской экономики……………………………………..…......20
Заключение………………………………………………………………................34
Список использованной литературы…………………………………………….36

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 79.83 Кб (Скачать файл)

Одна из главных проблем  разоружения и конверсии —  массовая безработица. По данным исследований, проведенных в развитых странах, создание одного рабочего места в  военном производстве требует в 4-5 раз больше капиталовложений, чем  в гражданском. В США каждые 10 миллиардов долларов, израсходованных на военные нужды, создают на 40 тыс. рабочих мест меньше, чем если бы эти деньги были направлены в мирное производство12.

Подводя итог вышеизложенному можно сказать, что отсутствие конверсии военного производства вызывает многие проблемы в обществе. Главным фактором отсутствия конверсии можно считать не конверсируемые предприятия, которые в силу своих возможностей не смогли перейти на конверсию военного производства. Серьезные неудачи и недостатки конверсии военного производства является отсутствие связи с проблемами национальной и военно-экономической безопасности и экономического обеспечения обороны. Важной проблемой конверсии оборонной промышленности является массовая безработица, а также проблема в размещении производственных сил в стране и недостаточность производства вооружения и военной техники.

 

2.2 Пути развития  конверсии военного производства  в России в контексте модернизации  российской экономики

 

Сложившаяся в начале XXI века ситуация в большинстве развитых странах мира, в том числе и  в России, обусловила необходимость  комплексного решения проблем структурной  перестройки и технологического обновления промышленности, конверсии  военного производства, интенсификации инновационной активности товаропроизводителей в интересах экономического обеспечения обороны.

Направлениями решения этих проблем выступают:

во-первых, коммерциализация технологий двойного назначения, то есть передача (трансферт) на коммерческих условиях (с выплатой владельцу вознаграждения в той или иной форме) ранее созданной или создание на паритетных основах новой интеллектуальной собственности (результатов научно-технической деятельности, знаний, технологий);

во-вторых, государственная поддержка и регулирование процессов конверсии военного производства, и в частности, процессов трансферта технологий двойного назначения;

в-третьих, разработка соответствующей нормативно-правовой базы и внедрение механизмов распределения прав в практику контрактного финансирования производства на базе технологий двойного назначения;

в-четвертых, создание инфраструктуры финансового, информационного и консультационного обеспечения трансферта технологий двойного назначения;

в-пятых, совершенствование государственных контрольных механизмов в направлении усиления их возможностей по селективному и оперативному выявлению, предупреждению и пресечению несанкционированных передач (продаж) технологий двойного назначения, исходя из требований (а) сохранения государственной и коммерческой тайны, (б) нераспространения технологий военного и двойного назначения, которые могут быть использованы для создания оружия массового уничтожения или являются особо важными для организации эквивалентного межгосударственного обмена технологиями, (в) обеспечения гарантированной защиты прав владельцев интеллектуальной собственности;

в-шестых, профессиональная подготовка и переподготовка руководящих кадров высшего и среднего звена заказывающих органов, предприятий военно-экономического комплекса, формирование новой категории специалистов - менеджеров по анализу рынков высокотехнологичной продукции и услуг.

Опыт передовых индустриально  развитых стран свидетельствует  о правильности выбора вышеназванных  путей конверсии военного производства, направленных на экономическое обеспечение  их обороны.

Резюмируя сказанное, важно  подчеркнуть, что современное понимание  проблем конверсии военного производства и их решение на базе ассимиляции  высокотехнологичной продукции  военного назначения и разработки технологий двойного назначения может в значительной степени способствовать экономическому обеспечению обороны.

Сегодня для многих стран, в том числе и для Российской Федерации, исключительное значение приобретает  оптимальное решение проблемы определения  размеров и структуры оборонного сектора национального хозяйства, его места в экономике.

Вопрос состоит в разработке и принятии на уровне государственной  политики такого комплекса мер, создании таких механизмов, которые позволили  бы использовать конверсию военного производства как способ адаптации  оборонного комплекса к изменившимся военно-политическим и технико-экономическим  условиям. При этом важнейшей задачей  становится трансформация чрезмерно «разросшегося» оборонного комплекса времен «холодной» войны в компактный, но эффективно функционирующий современный специализированный сектор национального хозяйства, способный надежно осуществить экономическое обеспечение обороны, обеспечить военно-экономическую безопасность13.

Развитие конверсии военного производства не редко связанно с развитием Оборонно-промышленного комплекса (ОПК).

«Оборонно-промышленный комплекс - это наша гордость, здесь сосредоточен мощнейший интеллектуальный и научно-технический  потенциал. Но мы должны прямо говорить и о накопившихся проблемах. Фактически отечественные оборонные центры и предприятия за последние 30 лет  пропустили несколько циклов модернизации» - так заявил президент Владимир Путин в одном интервью  Российской газете14.

В 2011 году была начата программа  по формированию долгосрочных контрактов для оборонных предприятий на восемь-десять лет. Переход на долгосрочные контракты обеспечит внедрение  инновационных и прорывных научно-технических  разработок в создание новых качественных образцов вооружения и военной техники.

Продолжается формирование новой организационной структуры  оборонно-промышленного комплекса. Этот процесс должен быть завершен через три-четыре года. Сейчас создано  около пятидесяти интегрированных  структур, а к 2015 году их будет уже  семьдесят, с учетом тех холдингов, которые создаются в рамках госкорпорации «Ростехнологии».

Для технологического развития предприятий ОПК реализуется  десять федеральных целевых программ. При этом основные усилия сосредоточены  на технологическом перевооружении предприятий15.

Ускоренное технологическое  развитие оборонно-промышленного комплекса  является необходимым условием решения  долгосрочных задач, стоящих перед  Россией в области обороны  и безопасности.

Конечная цель технологического развития оборонно-промышленного комплекса  на период до 2025 года – обеспечение  оснащения Вооруженных Сил и  других силовых структур новыми образцами, типами и видами вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) в требуемых количествах в заданные сроки, а также сохранение за Россией статуса одного из мировых лидеров в области военно-технического сотрудничества16.

«Мы приняли и реализуем  беспрецедентные программы развития Вооруженных сил и модернизации оборонно-промышленного комплекса  России. В общей сложности в предстоящее десятилетие на эти цели выделяется порядка 23 триллионов рублей.

Не скрою, было много споров и о размерах, и о своевременности  столь масштабных ассигнований. Убежден - они в полной мере адекватны возможностям и ресурсам страны. И главное - решение задач по созданию современных Вооружённых Сил, по комплексному укреплению оборонного потенциала - нельзя откладывать» - заявил президент Владимир Путин17.

В области обороны и  безопасности целевое предназначение ОПК как производственного сектора - гарантированно обеспечивать оснащение  Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов России современными образцами ВВСТ в требуемом объеме.

Задачи ОПК в гражданской  сфере определяются, с одной стороны, стратегическими вызовами предстоящего десятилетия в сфере социально-экономического и технологического развития, в том  числе усилением глобальной конкуренции, охватывающей рынки товаров, капиталов, технологий, рабочей силы, что предъявляет  новые требования к конкурентоспособности, способности к инновационному обновлению и привлечению инвестиций; поддержанием все в большей степени конкурентных позиций в мировой экономике  за счет качества профессиональных кадров, что требует для обеспечения  устойчивого развития роста производительности труда, модернизации и ускоренного  развитие отраслей, определяющих качество человеческого капитала, превращения  среднего класса в доминирующую силу. С другой стороны - жизненно-важными  интересами России, в том числе  необходимостью формирования научно-технологического комплекса обеспечивающего глобальную специализацию России на высокотехнологичных  рынках по ряду приоритетных направлений; структурной диверсификации экономики на основе повышения конкурентоспособности перерабатывающей промышленности; повышения эффективности использования первичных ресурсов (труда, энергоносителей, материалов); повышения качества жизни населения.

Прогнозные оценки показывают, что во второй половине текущего десятилетия  вероятен дальнейший рост объемов экспорта российской продукции военного назначения. Прогнозируется, что в этот период ежегодные объемы российского экспорта превысят отметку в 8 миллиардов долларов США. Это обусловлено сохранением (наиболее вероятно) или незначительным падением объемов сотрудничества с  традиционными зарубежными партнерами и выходом на значительные показатели ряда относительно новых. Прогнозируется в целом сохранение или даже небольшой  рост объемов поставок в Южную  и Юго-Восточную Азию, а также  существенный рост поставок в государства  Ближнего Востока, Северной и Латинской  Америки.

В период 2011 – 2016 годов, прогнозируется тенденция к снижению объемов  поставок на мировой рынок российских вооружений. При этом к концу прогнозируемого  периода вероятно сохранение объемов  экспорта продукции военного назначения на уровне, не ниже достигнутого в настоящее  время. Это может быть достигнуто при условии принятия государством комплекса неотложных мер, в первую очередь - финансовых по поддержке научно-технологического и производственного потенциала российского ОПК, а также расширения взаимовыгодного научно-технологического сотрудничества в военно-технической  области с ведущими западными  государствами.

По экспертным оценкам, до 2025-2030 года, должны осуществиться 1-2 технологические  модернизации ВВСТ, в результате которых  на вооружении будут стоять ВВСТ 5-го и возможно 6-го поколений.

В качестве наиболее важной стратегической цели эксперты отмечают задачу остаться на рынке. В ближайшие 5-10 лет позиции России на мировом  рынке технологий, продукции и  услуг ОПК можно считать достаточно прочными в области авиации, космоса, систем ПВО, автоматического стрелкового  оружия. Что касается дальнейшей перспективы (после 2015 года), если Россия будет двигаться  в фарватере ведущих стран  мира, пытаясь преодолеть технологическое отставание по тем направлениям, в которых эти страны занимают лидирующее положение, ее постепенный уход с рынка технологий, продукции и услуг ОПК неизбежен.

Основными индикаторами успешной реализации оптимального варианта технологического развития оборонно-промышленного комплекса промышленности на период до 2025 года являются:

    • Безусловное выполнение по срокам, объемам и номенклатуре Государственной программы вооружений на 2007-2015 годы и последующих перспективных программ на 2020 и 2025 годы;
    • Увеличение до 15% доли России на мировом рынке военной авиации (фронтовой, учебно-боевых самолетов и беспилотных летательных аппаратов);
    • Увеличение доли России до 20-30% мирового рынка военно-транспортной авиационной техники;
    • Обеспечение доли России на уровне 20% мирового рынка военных кораблей и военно-морской техники;
    • Обеспечение значимого присутствия России на мировых рынках сухопутных вооружений, включая системы ПВО и радиоэлектронные комплексы различного назначения;
    • Существенный рост объемов наукоемкой и высокотехнологичной продукции гражданского назначения, выпускаемой предприятиями ОПК, также количества новейших технологий передаваемых в гражданские сектора экономики.

Характеризующийся данными  индикаторами вариант технологического развития ОПК представляется оптимальным, в наибольшей степени соответствующим  национальным приоритетам научно-технологического развития и долгосрочным задачам  в области обеспечения обороны  и безопасности.

Реализация данного варианта технологического развития сектора  определяющим образом зависит от преодоления таких его системных  проблем, как:

    • Несоответствие размера и структуры ОПК, а также уровня технологического развития входящих в него предприятий стоящим перед сектором задачам;
    • Существенного отставание от мировых лидеров по развитию технологий в большинстве областей, критически важных для разработки и производства перспективных ВСВТ;
    • Недостаточное использование потенциала ОПК для выпуска наукоемкой и высокотехнологичной продукции гражданского назначении, а также для технологического перевооружения других секторов экономики18.

Также для развития оборонно-промышленного  комплекса не малую роль играют Государственные программы по развитию ОПК.

        Государственная  программа вооружения на 2011-2020 годы  представляет собой комплекс  мероприятий, согласованных по  целям, задачам, направлениям  развития, ресурсам и срокам выполнения. Они должны обеспечить поддержание  необходимого уровня оснащения  Вооруженных Сил современным  вооружением, военной и специальной  техникой (ВВСТ), исходя из потребностей  нового облика и требований  нормативных документов, с учетом  возможностей выделения государством  необходимых финансовых средств промышленности для производства требуемых объемов ВВСТ. Для достижения этой цели основные усилия планируется направить на такие направления, как:

    • сбалансированное развитие системы стратегических вооружений;
    • комплектные поставки современных и перспективных образцов вооружения, в первую очередь, в соединения и воинские части постоянной готовности;
    • создание базовых информационно-управляющих систем, обеспечивающих применение высокоточного оружия;
    • создание научно-технического задела и обеспечение разработки новейших систем и образцов вооружения;
    • обеспечение поддержания существующего парка вооружения в боеготовом состоянии.

Информация о работе Конверсия военного производства в России