Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 19:34, дипломная работа
Целями исследования являются анализ проблем, существующих в сфере правовой регламентации прохождения военной службы в Российской Федерации и разработка на его основе научно-практических рекомендаций по совершенствованию правового регулирования в указанной области путем внесения соответствующих изменений, дополнений в действующее законодательство.
В настоящей работе для достижения названных целей поставлены следующие задачи:
- определить правовое содержание понятия военной службы (принципы, задачи, виды и правовые источники, ее регламентирующие);
- определить правовое содержание понятия прохождения военной службы, его сущность, раскрыть содержание основных элементов;
- провести сравнительно-правовой анализ правового регулирования порядка прохождения военной службы в зарубежных странах (США, Великобритании, Франции, ФРГ) и в Российской Федерации, выработать рекомендации по использованию положительного опыта;
- осуществить сравнительно-правовой анализ нормативных правовых актов, определявших и регламентирующих прохождение военной службы в дореволюционной России, СССР и Российской Федерации. Выработать рекомендации по совершенствованию правового регулирования прохождения военной службы по контракту в Российской Федерации;
- проанализировать состояние современного законодательства регулирующего правоотношения в сфере воинской обязанности и прохождения военной службы, социальной защиты военнослужащих, граждан уволенных с военной службы и членов их семей;
Вопросы совершенствования полномочий в области обороны и управления государственной службой в целом, и отдельных ее видов, в том числе военной, являются одним из направлений совершенствования системы государственной службы Российской Федерации.
Проведенный анализ проблем и направлений развития правового обеспечения организации военной службы приводит к выводу о необходимости систематизации военного законодательства.
Россия имеет богатый дореволюционный опыт систематизации военного законодательства. Работа по систематизации велась не одним поколением юристов на протяжении XIX и начала XX столетий. Были изданы Полное собрание законов и Свод законов Российской империи. В последний входили - Т.IV "Устав о воинской повинности"; в Т.ХVI были включены Правила временного содействия войск гражданским властям для охраны порядка и общественной безопасности в различных случаях, Правила воспрещения военнослужащим принимать участие в политических партиях и собраниях, Правила для взаимных отношений гражданских и военных властей, Судебные уставы. На основе указанных систематизированных источников было издано специализированное нормативно-правовое издание военного законодательства Российской империи - Свод военных постановлений.
В настоящее время вопросы регулирования военной службы, правового статуса военнослужащих, проблемы правоотношений между военнослужащими, регламентируются весьма значительным количеством законодательных актов федерального значения. До настоящего времени еще действуют отдельные нормативно-правовые документы начала 30-х годов прошлого столетия. Нуждаются в доскональной правовой экспертизе, как морально устаревшие, нормативно-правовые акты 80-х, начала 90-х годов. Не успевают за течением времени и, принятые относительно недавно (в 1998г.), Федеральные законы «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», Положение «О прохождении военной службы».
В результате активной законотворческой деятельности и десятков поправок и изменений, внесенных только за последние 3-4 года в указанные нормативно-правовые акты (особенно этим отличается ФЗ «О статусе военнослужащих»), данные законы практически перестали отвечать предъявляемым к ним требованиям. Сложившаяся ситуация не может так долго продолжаться.
Во-первых, федеральный закон изначально должен иметь хоть какую-нибудь статичность. Обладать стабильностью, хотя бы для того, что бы появилась возможность отработать и отладить механизм реализации содержащихся в нем правовых норм. Перевести их из декларативных в реально действующие. В данном вопросе автор не призывает к консервативности, но уверен, что постоянно изменяющееся, размытое, практически аморфное состояние для нормативно-правового акта просто неприемлемо.
Во-вторых, настоящий момент, уже достаточно тяжело рассуждать о едином социально-правовом статусе военнослужащего, по той только причине, что в результате внесенных в законодательные акты последних изменений, мы получили такие виды военнослужащих, о которых недавно даже не подозревали.
Еще несколько лет назад военнослужащие подразделялись на проходящих военную службу по контракту (на добровольной основе) и по призыву (без учета курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования, статус которых также нуждается в немедленном правовом закреплении). Так же, существовала классификация военнослужащих - офицеры, прапорщики и рядовой (сержантский состав). В настоящее же время закон кроме указанных выше категорий определяет правовое положение «военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, и поступившими на военную службу по контракту после 1 января 2004 года». Весьма существенные различия в правовом положении и наличии льгот указанных военнослужащих, с остальными военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, без указанных оговорок, позволяют говорить о практически еще одном виде военнослужащих, статус которых весьма различается от привычного.
Однако, это еще не все. После того, как законодатель внес изменения, позволяющие проходить службу в Вооруженных Силах РФ иностранным гражданам, с полной уверенностью можно констатировать факт появления еще одного вида военнослужащих – иностранных граждан.
В-третьих, сегодня необходима существенная корректировка Общевоинских Уставов РФ 1994 года, которые в ряде случаев не соответствуют законодательству, а иногда просто выходят за рамки своей компетенции и вступают в противоречие с отдельными правовыми нормами федеральных законов. Это если не говорить о том, что одни уставы введены в действие Указами Президента РФ, другие приказами министра обороны, а третьи главкомом ВМФ. Налицо полное пренебрежение к системности и одноуровности нормативных актов, регулирующую ежедневную жизнедеятельность военнослужащих.
Значительная часть нормативно-правовых актов, не соответствует один другому, несмотря на регулирование родственных общественных отношений, а отдельные правовые нормы порой прямо противоречат одна другой. Практически не отрегулировано, как уже отмечалось, социально-правовое положение военнослужащих, обучающихся в военно-учебных заведениях профессионального образования. Вопросы прохождения военной службы по контракту так же нуждаются в строгой правовой регламентации. Это достаточно новый для нашей страны правовой институт прохождения военной службы, еще нуждается в изучении и теоретическом обосновании. Хотя уже сегодня достаточно аргументировано ведутся рассуждения о возврате к положительно зарекомендовавшей себя системе кадровой военной службы.
В-четвертых, все вышеизложенное серьезно затрудняет работу военных судов. Не секрет, что число военнослужащих, обращающихся за защитой своих прав в военные суды, растет год от года. И речь отнюдь не в бездушии военных руководителей, командиров и начальников всех степеней. Проблема опять в отсутствии системности, противоречивости нормативно-правовых актов всех уровней, огромном количестве подзаконных актов, выпускаемых каждым ведомством самостоятельно, практически бессистемно и в огромном количестве.
Весьма значительный объем нормативно-правовой базы не только не позволяет грамотно ориентироваться в существующем законодательстве, регулирующем общественные отношения в области безопасности государства, но и значительно затрудняет решение многих проблем, стоящих перед министерствами и ведомствами, в которых законом предусмотрена военная служба. Не говоря уже о военнослужащих, которые просто тонут в этом многообразии.
В-пятых, стало практикой, что практическое действие Федерального закона наступает только тогда, когда во исполнение его требований выходит Постановление Правительства РФ, а вслед за ним и целый букет ведомственных приказов и инструкций. Причем каждое министерство и ведомство делает это самостоятельно, в силу своего видения решаемой проблемы.
Это порождено еще и тем, что федеральные законы перенасыщены отсылочными правовым нормами, что дает возможность чиновникам из различных (невоенных) министерств и ведомств оттягивать исполнение, а иногда и просто игнорировать требования законов, регулирующих правовое положение и социальную защиту военнослужащих.
К сожалению, в настоящее время законодатель вновь идет по пути регулирования социального статуса военнослужащих посредством отсылочных правовых норм. Уже значительная часть льгот и компенсаций военнослужащих не устанавливается напрямую нормой закона, а осуществляется в «порядке устанавливаемом Правительством РФ».
До настоящего времени существует практика объявления для руководства к действию Федеральных законов и Постановлений Правительства РФ специальными приказами руководителей различных министерств и ведомств. И это несмотря на то, что данная практика противоречит положениям Конституции России о прямом и непосредственном действии нормативно-правовых актов Федерального уровня.
Таким образом, назрела насущная необходимость в настоящее время систематизации военного законодательства. Систематизация может быть осуществлена в форме инкорпорации без внесения существенных изменений, ограничиваясь лишь внутренней обработкой законодательного материала, например, как предлагает В.А. Озеров, издать Свод военных законов225.
Более серьезной является проведение кодификации военного законодательства, которое предполагает такое упорядочение законодательного материала, которое направлено на его переработку путем исключения повторений, противоречий, восполнения пробелов, преобразования характера и направленности материала. В отличие от системности права систематизация законодательства допускает создание комплексных отраслей и институтов законодательства.
Принимая во внимание тот факт, что вопросы национальной безопасности находятся в компетенции Конституции Российской Федерации, возможно рассмотрение вопроса о придании Военному Кодексу Российской Федерации статуса Федерального Конституционного закона. Данная постановка вопроса оправдана необходимостью, положить конец постоянному экспериментированию с социально-правовым статусом военнослужащего, гарантированному закреплению его статуса в виде государственного служащего, состоящего на военной службе государства. Кроме того, это обусловлено современными требованиями более серьезного отношения к национальной безопасности, обеспечения обороноспособности, и как следствие, - сохранение суверенитета Российской Федерации.
Рассматривая проблемы
Первая группа вызвана необходимостью совершенствования правового обеспечения организации военной службы по причине:
несоответствия сущностного предназначения военной службы решаемым задачам, исполняемым функциям, применяемым областям общественных отношений;
недостаточной разработанности правового обеспечения военной реформы;
снижением престижа военной службы;
снижением воинской дисциплины в войсках;
недостаточностью, несистемностью и пробельностью регулирования организационно-правовых вопросов исполнения военной службы;
отсутствием системы гражданского контроля военной службы: деятельности органов государственной власти, наделенных полномочиями в военной сфере, и органов военного управления, воинских должностных лиц все уровней, соблюдение прав и свобод военнослужащих.
Вторая группа связана с совершенствованием правового института военной службы:
отсутствие научного определения понятий «военная служба» и «военнослужащий»;
противоречия законодательства о государственной службе и военной службе;
сложности в определении системы и классификация принципов военной службы;
отсутствие системы нормативных правовых актов для регулирования вопросов военной службы и ее совершенствование.
Разрешение данных проблем вопрос не одного дня. Сравнительно-правовой анализ регулирования в России и развитых зарубежных государствах позволяет определить основные направления развития правовых основ и регулирования военной службы:
Во-первых, это последовательное решение в законодательстве проблем правового обеспечения организации военной службы в Российской Федерации;
Во-вторых, совершенствование организационно-правовых основ военной службы, возможно путем возврата к кадровой военной службы, не ограниченной сроками военной службы;
В-третьих, создание системы продвижения по военной службе как юридических оформленных процедур, предусматривающих возможности перехода военнослужащих из низшего состава в высший; объективные процедуры аттестации военнослужащих, вызывающие карьерные последствия;
В-четвертых, дальнейшее совершенствование отдельных видов юридических санкций, применяемых к военнослужащим за совершенное правонарушение, а также теоретико-правовое обоснование и внедрение в практику новых;
В-пятых, систематизация (кодификация) военного законодательства в целях устранения существующих противоречий и несоответствий, многочисленных пробелов в правовом регулировании.
Развитие законодательного обеспечения военной службы должно осуществляться по следующим основным направлениям:
закрепление позитивным правом понятия военной службы, отражающим ее суть и содержание, особенности, а также место в системе государственной службы Российской Федерации, посредством принятия Федерального конституционного закона «О Вооруженных Силах Российской Федерации» или внесения дополнений в Конституцию Российской Федерации;
последовательное (поэтапное) решение действующим законодательством правовых проблем организации военной службы в целях устранения его противоречивости, фрагментарности и правовых пробелов путем систематизации законодательства на начальном этапе в форме инкорпорации и с последующей кодификацией законодательства о военной службе;
разработка и законодательное закрепление институтов гражданского контроля над военной организацией государства в интересах безопасности общества и государства.
Как уже было ранее изложено,
военная служба предназначена
для решения задач обороны
и военной безопасности