Нормы конституционного, административного, уголовного и иных отраслей права, регулирующие прохождение военной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 19:34, дипломная работа

Краткое описание

Целями исследования являются анализ проблем, существующих в сфере правовой регламентации прохождения военной службы в Российской Федерации и разработка на его основе научно-практических рекомендаций по совершенствованию правового регулирования в указанной области путем внесения соответствующих изменений, дополнений в действующее законодательство.
В настоящей работе для достижения названных целей поставлены следующие задачи:
- определить правовое содержание понятия военной службы (принципы, задачи, виды и правовые источники, ее регламентирующие);
- определить правовое содержание понятия прохождения военной службы, его сущность, раскрыть содержание основных элементов;
- провести сравнительно-правовой анализ правового регулирования порядка прохождения военной службы в зарубежных странах (США, Великобритании, Франции, ФРГ) и в Российской Федерации, выработать рекомендации по использованию положительного опыта;
- осуществить сравнительно-правовой анализ нормативных правовых актов, определявших и регламентирующих прохождение военной службы в дореволюционной России, СССР и Российской Федерации. Выработать рекомендации по совершенствованию правового регулирования прохождения военной службы по контракту в Российской Федерации;
- проанализировать состояние современного законодательства регулирующего правоотношения в сфере воинской обязанности и прохождения военной службы, социальной защиты военнослужащих, граждан уволенных с военной службы и членов их семей;

Вложенные файлы: 1 файл

защита Отечетва.docx

— 527.74 Кб (Скачать файл)

 

Весь народ или служил в армии, или работал на нее (за время войны в Красной Армии служило в стране около 30 млн. человек примерно 40 возрастов). Это и стало залогом Великой Победы за Отечество. В СССР до 1967г. действовал "Закон о всеобщей воинской обязанности", который сохранил положение об обязательном прохождении военной службы всеми мужчинами - гражданами СССР.

 

В Законе отмечалось, что в соответствии с Конституцией СССР защита Отечества относится к важнейшим функциям государства и является делом всего народа.

 

Вопросы, связанные с военной службой, регламентируются рядом законодательных актов, в том числе федеральными законами:

- "Об обороне" от 31 мая 1996г.N61-ФЗ;

- "О воинской обязанности  и военной службе" от 28 марта 1998г. N53-03;

- "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998г. N 76-ФЗ;

- "О мобилизационной подготовке  и мобилизации в Российской  Федерации"

от 26 февраля 1997г. N31-ФЗ.

 

Многие вопросы прохождения военной службы регулируются Указами Президента РФ, постановлениями Правительства России, органов исполнительной власти субъектов Федерации.

 

Таким образом, мы можем сделать общий вывод, что понятие о защите Отечества существовало и существует в России в виде определенной системы. Это исторически сложившаяся, объективная структура, которая определялась на каждом историческом отрезке характером регулируемых общественных отношений. Государство выступало его гарантом через определенные правовые формы и нормы.

 

 

 

1.2. Международно-правовой анализ института защиты Отечества в иностранных государствах

 

В настоящее время в развитых государствах сложилось различное отношение к вопросу прохождения военной службы лицами не имеющими гражданства. В ФРГ на основании Закона от 13 июня 1986 г. призыву на действительную военную службу подлежат только граждане немецкой национальности, имеющие гражданство ФРГ, постоянно проживающие на ее территории6. В вооруженные силы США могут быть зачислены как граждане США, так и иностранцы, получившие официальное разрешение на проживание в этой стране7.

Законодательство Российской Федерации сегодня, указывает на то, что доступ к военной службе, которая является видом государственной службы, имеют не только граждане Российской Федерации, но и иностранные граждане, поскольку гражданство Российской федерации не является препятствием для занятия иностранным гражданином отдельных воинских должностей в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах.

2. Фактическим обстоятельством (событием), на котором основывается право государства требовать от граждан совершения действий, направленных на исполнение воинской обязанности в форме исполнения военной службы по призыву является достижение определенного возраста. В то же время  достижение такого возраста при наличии прочих условий предоставляет лицу  право поступить на военную службу в добровольном порядке, в том числе и тогда, когда он уже отслужил обязательные установленные сроки. А.Т.Вахидов отмечает, что «правильнее было бы говорить не о достижении гражданином определенного возраста, а о нахождении гражданина в определенном возрастном промежутке, когда он обязан пройти военную службу или вправе поступить на нее»8. В случае если гражданин не достиг установленного возраста или уже превысил его, он не может быть ни призван на военную службу по инициативе государства, ни поступить на нее в добровольном порядке.

Требование о достижении определенного возраста для призыва и поступления на военную службу связано со значительными физическими и психологическими нагрузками, подчас с необходимостью применения специальных знаний и навыков. А.Ф. Редигер писал: «... необходимо, чтобы   развитие организма было закончено, так как в противном случае он не будет в состоянии вынести трудов и лишений военной службы; соответственно этому последнему условию должен быть определен призывной возраст»9, т.е. определение призывного возраста относится к компетенции медицинской науки. А.М. Добровольский указывал, что «путем научных исследований и наблюдений, большинство врачей пришло в настоящее время к убеждению, что нормальным призывным возрастом должен считаться возраст от 22 до 25 лет»10. Однако от указанной нормы призывной возраст отличается  установлением пониженной  возрастной планки, что, по мнению А.М.Добровольского, объясняется следующими обстоятельствами: а) стремлением государств к возможно скорейшему разрешению для военнообязанных вопроса о принятии или не приеме на службу, что для них является чрезвычайно важным в смысле устройства их хозяйственных и семейных дел; б) желанием в целях экономических и нравственных по возможности уменьшить число военнообязанных, поступающих на службу женатыми; в) стремлением иметь в составе вооруженных сил возможно большее количество сравнительно молодых элементов населения, способных к перенесению тягостей военной службы; повышение призывного возраста имело бы необходимым последствием сокращение времени состояния военнообязанных в резерве, что отразилось бы весьма невыгодно на численности армии в военное время11.

Согласно ст.11 Устава о воинской повинности 1874 г.12 на военную службу призывались молодые люди, которым к 1 января того года, когда производится призыв, исполнилось 20 лет. Согласно ст.193 того же Устава в качестве вольноопределяющихся или “охотников” можно было поступить на военную службу в 17-летнем возрасте. Несение же воинской обязанности фактически начиналось с 15-летнего возраста, поскольку уже в это время государство устанавливало ограничения на выход из гражданства (ст.1 Устава).

В послереволюционной России призывной возраст изменялся не один раз. С момента введения воинской повинности в России Декретом ВЦИК от 29 мая 1918 г. “О принудительном наборе в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию” и окончательного законодательного закрепления ее V съездом Советов в июле 1918 г.13 призывной возраст был установлен от 18 до 40 лет. Согласно Декрету ВЦИК “Об обязательной воинской повинности граждан РСФСР” от 28 сентября 1922 г.14 на действительную военную службу призывались граждане, которым к 1 января года призыва исполнилось 20 лет. Декрет ЦИК и СНК СССР от 21 марта 1924 г.15 повысил возраст для призываемых в армию до 21 г. на 1 июля года призыва. Закон СССР “Об обязательной военной службе” от 18 сентября 1925 г.16, в том числе и в редакции 1928 года17, оставил призывной возраст на уровне 21 года.

Закон СССР “Об обязательной военной службе” 1930г. устанавливал, что к несению воинской обязанности граждане СССР привлекаются по достижении ими 19 лет. Вначале они проходили допризывную подготовку, а по достижении 21 года к 1 января года призыва подлежали зачислению на действительную военную службу.

Впоследствии возрастной ценз снизился  в результате принятия Закона СССР “О всеобщей воинской обязанности” 1939г.18 Установленный им призывной возраст – 19 лет (для окончивших среднюю школу – 18 лет) исчислялся теперь не с 1 января года призыва, а в течение всего года призыва, т.е. с 1 января по 31 декабря.

Закон СССР “О всеобщей воинской обязанности” от 12 октября 1967г. установил единый призывной возраст - 18 лет, исполнившихся ко дню призыва. Лица, не призванные по различным основаниям до достижения ими 27 лет, не подлежали призыву на военную службу. Граждане, изъявившие желание учиться в военно-учебных заведениях, могли быть приняты в эти учебные заведения в год, когда им исполняется 17 лет. На граждан возлагалась также обязанность приписаться к призывным участкам в январе–марте года, в котором им исполняется 17 лет.

С учетом естественных особенностей для женщин, имеющих медицинскую или другую специальную подготовку, устанавливалась более высокая возрастная планка – 19 лет. Именно с этого времени они могли быть взяты на воинский учет, привлечены на учебные сборы, а также приняты в добровольном порядке на действительную военную службу.

Современное зарубежное законодательство регулирует эти вопросы следующим образом. По Закону о воинской повинности ФРГ от 13 июня 1986г. призыву на действительную военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до  28 лет (в исключительных случаях – до 32 лет)19.

В США по Закону о воинской повинности 1948 г. призывной возраст определялся от 18,5 до 26 лет. После отмены в 1980 году воинской повинности на военную службу принимаются граждане мужского и женского пола в возрасте от 17 до 35 лет, причем в зависимости от вида вооруженных сил и рода войск имеется градация: сухопутные войска – от 17 до 34 лет, военно-воздушные силы – от 17 до 27 лет, военно-морские силы – от 17 до 35 лет, морская пехота – от 17 до 28 лет. Лица в возрасте до 18 лет поступают на военную службу с письменного разрешения родителей или опекунов20.

Вооруженные силы Великобритании комплектуются добровольцами в возрасте от 17,5 до 30 лет. В части и подразделения территориальных войск принимаются граждане в возрасте от 17 до 46 лет, а достигшие 50 лет из этих войск увольняются21.

Во Франции военнообязанными являются лица мужского пола в возрасте от 18 до 50 лет. В качестве добровольцев на службу принимаются граждане в возрасте 18–32 лет, а в унтер-офицерские школы и на учебу для получения специальностей – с 17 лет22.

В настоящий момент в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом “О воинской обязанности и военной службе” призывной возраст граждан мужского пола установлен от 18 до 27 лет (ст.22 Закона). При этом специально подчеркнуто, что решение о призыве гражданина на военную службу может быть принято только после достижения им 18-летнего возраста. Ст.30 указанного Закона устанавливает, что первый контракт о прохождении военной службы вправе заключить граждане мужского пола в возрасте от 18 до 40 лет и граждане женского пола в возрасте от 20 до 40 лет. В то же время для поступающих в военные образовательные учреждения профессионального образования  установлен иной порядок. В соответствии со ст.35 Закона гражданин, не проходивший военную службу, имеет право в них поступать в возрасте от 16 до 22 лет (в отличие от возрастов, установленных Законом РФ “О воинской обязанности и военной службе” 1993 г., согласно которому гражданин мог поступать  с того года, когда ему исполнится 17 лет, и до года, в котором ему исполняется 21 год, включительно). Гражданин, проходящий или прошедший военную службу, имеет право поступления в указанные образовательные учреждения до того года, когда ему исполнится 24 года, включительно.

Анализируя многочисленные высказывания медиков, производящих медицинское освидетельствование призывников, утверждающих о  снижении уровня здоровья молодых людей прибывающих в военные комиссариаты, а так же официально заявленную позицию Правительства Российской Федерации о переходе с 2008 года на однолетний срок военной службы по призыву23, автору представляется возможным повышение призывной планки до 20 лет. За данную позицию говорит и тот факт, что реформа среднего образования предусматривает переход на 12-летнее обучение в общеобразовательных школах, а законодательство не содержит правовых норм, предусматривающих отсрочку для обучающихся в школе.

Таким образом, возраст граждан является необходимой предпосылкой возникновения военно-служебных отношений. При установлении  возраста  пребывания на военной службе учитываются интересы государства  в сфере обороны и безопасности, создаваемых им органов и организаций, решающих задачи в указанных сферах, а также граждан, являющихся основными исполнителями указанных задач. 

3.  В тесной взаимосвязи с вопросом о возрасте военнослужащих находится  вопрос о годности к военной службе по состоянию здоровья или физической годности.  В качестве обязательного условия привлечения как на военную службу по призыву, так и поступления на нее в добровольном порядке оно содержится в  законодательстве всех без исключения государств. Указанное требование имеет цель набирать в армию здоровых и боеспособных людей.

Требования по состоянию здоровья к лицам, поступающим или призываемым на военную службу, зависят как от состояния здоровья населения, так и от той внешнеполитической ситуации, которая складывалась на разных этапах исторического развития государства.

В годы Великой Отечественной войны, например, ввиду острой нужды в пополнении армии, единственным основанием для освобождения от военной службы являлось решение призывной комиссии о безусловной негодности призываемого гражданина к военной службе по состоянию здоровья или физическим недостаткам24.

В настоящее время в соответствии с Федеральным законом “О воинской обязанности и военной службе” (ст.16) одним из основных мероприятий комиссии по постановке граждан на воинский учет является организация медицинского освидетельствования граждан и определение их годности к военной службе. Ст.11 указанного  Закона в качестве обязательной подготовки граждан к военной службе предусматривает медицинские обследования и освидетельствования, а при необходимости и с согласия гражданина – лечебно-оздоровительные мероприятия. Постановлением Правительства Российской Федерации № 123 от 25 февраля 2003 года утверждено новое «Положение о военно-врачебной экспертизе», которое значительно расширило перечень заболеваний, при наличии которых устанавливаются ограничения в годности к военной службе.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» гражданин при первоначальной постановке на воинский учет подлежит медицинскому освидетельствованию врачами-специалистами: хирургом, терапевтом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости врачами других специальностей (по сравнению с аналогичным Законом РФ 1993 г. добавился психиатр, что объясняется  большим количеством психических расстройств, в том числе граждан призывных возрастов).

По сравнению с Законом РФ “О воинской обязанности и военной службе” 1993 г. (ст.10) Закон 1998 г. возможность проведения в отношении гражданина лечебно-оздоровительных мероприятий не обусловливает необходимостью получения согласия гражданина на их проведение. Таким образом, уклонение гражданина от проведения указанных мероприятий будет являться уклонением от выполнения мероприятий по воинской обязанности.

Информация о работе Нормы конституционного, административного, уголовного и иных отраслей права, регулирующие прохождение военной службы