Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 19:34, дипломная работа
Целями исследования являются анализ проблем, существующих в сфере правовой регламентации прохождения военной службы в Российской Федерации и разработка на его основе научно-практических рекомендаций по совершенствованию правового регулирования в указанной области путем внесения соответствующих изменений, дополнений в действующее законодательство.
В настоящей работе для достижения названных целей поставлены следующие задачи:
- определить правовое содержание понятия военной службы (принципы, задачи, виды и правовые источники, ее регламентирующие);
- определить правовое содержание понятия прохождения военной службы, его сущность, раскрыть содержание основных элементов;
- провести сравнительно-правовой анализ правового регулирования порядка прохождения военной службы в зарубежных странах (США, Великобритании, Франции, ФРГ) и в Российской Федерации, выработать рекомендации по использованию положительного опыта;
- осуществить сравнительно-правовой анализ нормативных правовых актов, определявших и регламентирующих прохождение военной службы в дореволюционной России, СССР и Российской Федерации. Выработать рекомендации по совершенствованию правового регулирования прохождения военной службы по контракту в Российской Федерации;
- проанализировать состояние современного законодательства регулирующего правоотношения в сфере воинской обязанности и прохождения военной службы, социальной защиты военнослужащих, граждан уволенных с военной службы и членов их семей;
Вооруженные силы Великобритании с момента возникновения в середине XVII в. и до начала ХХ в. комплектовались исключительно по найму. Однако в первой половине ХХ в. в связи с обострением международной обстановки и ведением ряда кровопролитных войн в стране периодически проводились массовые призывы на военную службу. Система возникновения и оформления военно-служебных отношений в целом аналогична американской, но имеет некоторые особенности. Комплектование рядовым составом армии Великобритании осуществляется исключительно за счет вербовки добровольцев по контрактам. Лица, поступающие на военную службу в сухопутные войска и ВВС, заключают контракты сроком от 3 до 22 лет, в ВМС – от 12 до 22 лет. Лицам, заключившим контракты сроком на 22 года, предоставляется право по истечении 6 или 9 лет службы перейти из регулярных частей в резерв, либо по истечении 12 лет службы расторгнуть контракт путем выкупа. Однако, расторжение контракта сопряжено с большими трудностями. Выкуп является не столько правом солдата и матроса, сколько привилегией, которая предоставляется лишь в особых случаях – по семейным обстоятельствам, болезни и т.д. Размер выкупа может меняться командованием в зависимости от обстоятельств и колебаться от 50 до 250 фунтов стерлингов44.
В ФРГ 45% общей численности вооруженных сил составляют военнослужащие по призыву, а 55% – добровольцы по контракту и кадровые военнослужащие. Контракт заключается рядовыми и унтер-офицерами на срок от 2 до 12 лет45. На военную службу по контракту могут поступить граждане в возрасте до 40 лет, как не состоящие на военной службе, так и проходящие ее по призыву. Кадровыми военнослужащими являются офицеры, военная служба которых не ограничена какими-либо сроками, т.е. она избирается в качестве постоянной профессии. На кадровую военную службу может также поступать рядовой и унтер-офицерский состав46.
Во Франции комплектование вооруженных сил осуществляется на основе призыва и добровольного поступления на военную службу. Военнослужащие, добровольно поступившие на военную службу, по своему правовому положению подразделяются на кадровых военнослужащих и на военнослужащих по контакту. Добровольцы заключают контракт на срок от 3 до 5 лет и в дальнейшем могут продлевать его в течение 15 лет. Контракты могут заключать как лица, отслужившие срок действительной службы по призыву, независимо от продолжительности перерыва в службе, так и военнослужащие срочной службы на срок 16–24 месяца. В этом случае они пользуются рядом льгот по сравнению с лицами, срок службы которых не превышает 12 месяцев47.
Кадровые военнослужащие близки по своему правовому положению к государственным служащим. Кадровыми офицерами и прапорщиками являются те, кто зачислен в ряды вооруженных сил по собственному желанию. В соответствии с этим им присваивается воинское звание и они назначаются на воинскую должность. Их служба регулируется общими положениями, аналогичными положениям, регулирующим службу государственных служащих, с учетом особенностей армии. Поступление на службу в армию в качестве профессионального военнослужащего осуществляется в соответствии с принципами, регулирующими во Франции государственную службу, выбранную в качестве профессии.
Таким образом, прохождение военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных федеральных органах, в которых законом предусмотрена военная служба, регламентируется сводом нормативно-правовых актов, являющихся правовой основой данного вида государственной деятельности.
К военнослужащим относятся офицеры, прапорщики, мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты, старшины, солдаты и матросы, поступившие на военную службу по контракту, сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, а также курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения контракта.
Офицеры, проходящие военную службу по призыву, по своему правовому положению приравниваются к офицерам, проходящим военную службу по контракту.
Граждане, поступающие на военную службу по призыву и лица заключающие контракт о прохождении военной службы, вступают в военно-служебные отношения, т.е. такие общественные отношения, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации, другими нормативно-правовыми актами складываются между гражданами в связи и по поводу выполнения воинской обязанности. Они при поступлении на военную службу зачисляются в штаты воинских частей (учреждений) и занимают там должности, соответствующие присвоенным им воинским званиям.
Итак, военнослужащие проходят службу на различных должностях и в различных воинских званиях. В течение службы идет служебный рост, происходят организационные изменения, возникают личные обстоятельства и необходимость в перемещении военнослужащих.
Под прохождением военной службы понимается: изменение служебно-правового положения военнослужащих, а также призванных на учебные сборы военнообязанных, в связи с такими юридическими фактами, которые согласно действующему законодательству порождают, изменяют или прекращают военно-служебные отношения.
К числу таких юридических фактов относятся, например, зачисление лица на действительную военную службу, призыв на учебный сбор, присвоение воинского звания, назначение на должность или освобождение от нее, увольнение с действительной военной службы в запас или в отставку, окончание учебного сбора и т.п.
Законодательством установлены начальный и конечный моменты состояния на действительной военной службе, которые можно рассматривать как юридические факты, вызывающие возникновение или прекращение военно-служебных отношений.
Регулируя порядок прохождения военной службы, военное законодательство устанавливает и определяет:
- деление военнослужащих и военнообязанных на составы;
- продолжительность (сроки) службы;
- систему воинских званий и правила их присвоения;
- условия и порядок назначения и освобождения от должности;
- правила аттестования и
- условия и порядок перемещений, командировок и предоставления отпусков военнослужащим;
- условия и порядок прекращения военно-служебных отношений;
- правила прохождения службы в запасе.
Для назначения на должность военнослужащий обязан удовлетворять общим и специальным условиям.
К общим относятся закрепленные правом требования, которые соблюдаются при назначении на любую должность:
наличие у кандидата необходимых деловых качеств;
соответствие его воинского звания занимаемой должности.
Специальные условия весьма разнообразны. Они устанавливаются применительно к одной должности или к группе должностей. К таким условиям относятся, например, требования специального образования, наличие определенного стажа работы и т.п.
Военно-служебные отношения для военнослужащих прекращаются в форме увольнения в запас (отставку) по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо досрочно.
Таким образом, под прохождением военной службы понимается изменение служебно-правового положения военнослужащих, а также призванных на учебные сборы военнообязанных в связи с такими юридическими фактами, которые согласно действующему законодательству порождают, изменяют или прекращают военно-служебные отношения. К числу таких юридических фактов относятся зачисление гражданина на действительную военную службу, призыв на учебный сбор, присвоение воинского звания, назначение на должность или освобождение от нее, увольнение с действительной военной службы в запас или в отставку, окончание учебного сбора и т.п.
1.3. Теоретические основы защиты Отечества, как конституционной обязанности в Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации определяет военную службу по защите Отечества как долг и обязанность гражданина Российской Федерации48.
Являясь разновидностью федеральной государственной службы, военная служба учреждается на основании федеральных законов, которые являются ее источниками. Под источниками законодательства о военной службе понимаются нормативные правовые акты, регулирующие организацию военной службы в Российской Федерации и правовое положение военнослужащих, в том числе условия и порядок прохождения военной службы, виды поощрений и ответственности военнослужащих, основания прекращения военно-служебных отношений и другие вопросы.
Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»49 определена система законодательства Российской Федерации о военной службе, т.е. правовая основа военной службы, которой являются Конституция РФ, указанный Закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры.
Эту систему составляют: собственно Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», Федеральные законы «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», иные федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, Положение о порядке прохождения военной службы, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.
Из перечисленных источников законодательства о военной службе вытекает, что законодательство имеет конституционное происхождение. Таким образом, источники законодательства о военной службе можно представить в виде определенной системы:
1. Конституция Российской
защита Отечества является
долгом и обязанностью
гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом;
гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.
2. Конституция РФ закрепляет
основы обороны и безопасности
3. Конституция РФ закрепляет
исходные основы, которые распространяются
на все отношения в сфере
обороны и безопасности: верховенство
Конституции РФ и федеральных
законов на всей территории
РФ (ч. 2 ст. 4); единство системы
Военная служба связана с рядом правоограничений и прямых запретов для военнослужащих, которые согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ допустимы только по федеральному закону (Федеральный закон “О статусе военнослужащих”). Согласно п. 7 ст. 10 указанного Закона военнослужащие не вправе:
заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности, если она не препятствует исполнению обязанностей военной службы;
заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении коммерческими организациями, за исключением случаев, когда непосредственное участие в управлении указанными организациями входит в должностные обязанности военнослужащего, а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя свое служебное положение;
использовать в целях, не связанных с исполнением обязанностей военной службы, финансовые средства и имущество воинской части, а также другое государственное имущество, за исключением случаев использования указанного имущества за установленную плату, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
получать гонорары за публикации и выступления, связанные с исполнением обязанностей военной службы;
получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и др. вознаграждения), связанные с исполнением обязанностей военной службы, за исключением ценных подарков (в том числе именных) и денежных сумм, которыми военнослужащие награждаются в порядке поощрения в соответствии с общевоинскими уставами;
принимать без разрешения Президента Российской Федерации награды иностранных государств, международных и иностранных организаций;
выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности органов государственной власти с соответствующими органами государственной власти иностранных государств либо международными организациями;
использовать служебное положение в интересах политических партий и общественных, в том числе религиозных, объединений, а также для пропаганды отношения к ним.
Военная служба, с одной стороны, является обязанностью граждан Российской Федерации, привлекаемых к ней по призыву, а с другой – правом поступать на нее в добровольном порядке. Однако не каждое лицо может быть привлечено к военной службе или поступить на нее и, следовательно, не у каждого могут возникнуть военно-служебные отношения, поскольку для этого необходимы определенные условия.