Основы и организации учений по ГОЧС и их подготовка. Методика проведения учений по ГОЧС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2015 в 01:26, контрольная работа

Краткое описание

Учения и тренировки, предусмотренные постановлениями Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. №547, от 2.11.2000 г. №841, организационными указаниями МЧС России и Главного управления МЧС области на учебный год, являются наиболее эффективными средствами повышения готовности руководящего состава, органов управления, уполномоченных решать задачи РСЧС И ГО, формирований ГО, а также других подразделений, привлекаемых по планам взаимодействия к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Вложенные файлы: 1 файл

02.docx

— 34.42 Кб (Скачать файл)

В них обычно указывается:

- ориентировочные сроки проведения  КШУ, состав участников руководства, объем мероприятий по подготовке  к учению, ответственные за их  подготовку и проведение;

- порядок организации управления  и связи;

- сигналы оповещения;

- мероприятия по организации скрытого  управления и сохранения государственной  и военной тайны;

- задачи по подготовке руководящего  состава, органов управления и  объектов, в том числе к проведению  практических мероприятий;

- место размещения штаба руководства  и порядок обеспечения транспортом;

- сроки готовности к учению.

По организации и проведению мероприятий СУВ отдается отдельное распоряжение.

Орг. Указания не позднее, чем за 2-3 месяца до начала учения доводятся до всех руководящих органов и участников.

К оргуказаниям могут прилагаться:

- табель срочных донесений;

- таблица сигналов на период учения.

Подготовка руководителя и участников учения, методика проведения учения.

Подготовка руководства и посредников является одним из основных мероприятий, обеспечивающих успешное проведение КШУ, и включает: изучение руководящих документов на текущий учебный год, уставов, наставлений и руководств по РСЧС и ГО, требований по ПУФ и работы объектов в военное время, плана ГО и защиты населения, материалов ранее проведенных учений.

Подготовка руководителя, участников учения проводится как самостоятельно, так и на специальных сборах и инструктажах. В этот период для них могут быть прочитаны лекции, проведены семинары, групповые упражнения и летучки, показаны учебные кинофильмы по организации РСЧС и гражданской обороны, проведен розыгрыш отдельных эпизодов учения, на которых помощники и посредники выступают в роли тех должностных лиц, которых они будут обучать. Часть занятий проводится по группам с учетом их функциональных обязанностей.

Подготовка обычно заканчивается инструктажем и указаниями руководителя о порядке и методике отработки учебных вопросов, о порядке и сроках представления докладов, о времени выезда и прибытия к месту учения. На подготовку учения с максимальным объемом мероприятий целесообразно выделять не менее 2-х учебных дней.

Подготовка участников учения является важнейшим компонентом мероприятий, обеспечивающих успешное проведение учения. Она осуществляется заблаговременно на плановых занятиях в течение всего учебного года, а также на дополнительно проводимых занятиях, сборах, тренировках, в ходе непосредственной подготовки к учению. Для ввода обучаемых в обстановку за 3-5 суток до начала учения им вручается оперативное задание с исходной обстановкой.

Руководящий состав готовится как самостоятельно, так и на занятиях в виде лекций, семинаров, практических занятий, групповых упражнений, летучек, штабных тренировок, а при необходимости на штабных учениях.

При подготовке органов управления основное внимание уделяется их слаживанию. Объекты, привлекаемые на КШУ, готовятся их руководителями и КЧС И ПБ (штабами ГО) под руководством вышестоящих КЧС И ПБ (штабов ГОЧС).

Подготовка осуществляется без нарушения их трудовой деятельности. Главное внимание уделяется отработке мероприятий, заложенных в планы РСЧС и ГО. С формированиями проводятся практические занятия, тренировки, ТСЗ, направленные на подготовку к умелому решению поставленных им задач.

С рабочими, служащими и населением, не занятым в сфере производства и обслуживания, проводятся занятия по соответствующим программам и нормативам.

Учение рекомендуется начинать с оповещения и сбора (приведения в готовность) органов управления по установленным сигналам оповещения. В ходе учения руководитель проверяет время прохождения сигналов оповещения, работу дежурных по ПУ, время сбора руководящего состава, сроки приведения в готовность органов управления, умение начальников ставить конкретные задачи подчиненным в соответствии с полученными распоряжениями и сложившейся обстановкой.

Основной задачей посредников является проверка и оказание помощи обучаемым в своевременной организации и проведении мероприятий по ликвидации последствий стихийных бедствий, производственных аварий и катастроф, переводу ГО с мирного на военное положение, в своевременной отработке документов всестороннего обеспечения мероприятий РСЧС и ГО и т.д.

Недостатки в принятых решениях, действиях обучаемых и разрабатываемых документах устраняются в ходе проверки и по указанию руководителя или посредников им вручаются дополнительные вводные, вынуждающие их находить правильное решение вопросов.

Обстановка, наращиваемая в ходе учения, должна соответствовать реальным возможностям получения данных о ней обучаемыми по времени, объему и источникам информации. Во всех случаях вводные должны быть правдоподобными и побуждать обучаемых к активным и инициативным действиям. Не исключается, что отдельные сведения могут быть не полными и даже противоречивыми. Это заставит обучаемых постоянно вести разведку и использовать все каналы добывания и уточнения данных обстановки, глубоко их анализировать и делать выводы.

После отработки учебных вопросов каждого этапа руководитель со штабом руководства подводит предварительные итоги. Посредники докладывают свои выводы, степень достижения целей в отработке учебных вопросов, выявленные недостатки и положительные моменты в подготовке обучаемых. Затем руководитель делает заключение по проведенному этапу и дает указание на продолжение учения. При необходимости может давать указания на их повторение.

После завершения отработки учебных вопросов руководитель дает указание на окончание КШУ, и после возвращения участников в места постоянного размещения объявляет отбой учению, дает указание на проведение разбора, указывая время и место.

Качество проведенных учений оценивается с учетом двух показателей:

- принимаемых решений и практических  действий обучаемых;

- методического мастерства руководства  учения, его умением приближать  обучаемых к экстремальным условиям.

Разбор является завершающей и важной частью КШУ. На нем представляется возможность сделать детальный анализ учений, вскрыть и показать причины ошибок и недостатков, оценивать состояние звена РСЧС (ГО), довести до руководящего и КНС меры по устранению выявленных недостатков, выработать предложения, которые могут быть использованы в практической работе и поставить задачи на дальнейшее развитие и совершенствование звеньев РСЧС и ГО.

Исходными данными для разбора являются приказы (распоряжения) старших начальников ГО, указания руководителя учения, его личные выводы, доклады заместителей, помощников, посредников, штаба руководства. К разбору подготавливается иллюстрированный материал, разработанный обучаемыми и подготовленный специально.

Общий разбор проводит руководитель КШУ. На него привлекается весь руководящий состав, эвакоорганы, работники КЧС И ПБ, штаба, командиры формирований объекта, а также представители взаимодействовавших по учению других сил РСЧС (ГО).

В конце разбора руководитель оценивает проделанную работу КЧС И ПБ, штаба и руководства учения и действия формирований. В заключение дает указания по устранению выявленных недостатков и дальнейшему совершенствованию звена РСЧС (ГО).

После общего разбора проводятся частные разборы с участниками учений по разным звеньям. Их проводят помощники и посредники, работавшие с ними.

Отчеты о проведенном учении представляются в соответствии с табелем срочных донесений в пятнадцатидневный срок.

 

Тактико-специальные учения

Основной задачей тактико-специальные учения (ТСУ) является выработка у личного состава формирований практических умений и навыков в проведении АСДНР, оказании само- и взаимопомощи, применении закрепленной штатной техники, спасательного оснащения и оборудования, а также средств защиты при ликвидации последствий ЧС.

ТСУ являются основной и наиболее эффективной формой подготовки и сколачивания аварийно-спасательных и других формирований РСЧС и ГО для ведения АСДНР, а также для участия в мероприятиях по защите населения.

Цели ТСУ:

- совершенствование практических  навыков руководящего и командно-начальствующего  состава в управлении силами  РСЧС (ГО) при организации и проведении  АСДНР и мероприятий по защите  населения;

- подготовка личного состава формирований  для участия в комплексных  учениях и тренировках на объектах;

- показ организации и методики  проведения учений;

- сколачивание формирований как  для самостоятельного выполнения  аварийно-спасательных работ и  мероприятий по защите населения, так и во взаимодействии с  другими формированиями и силами  постоянной готовности РСЧС и  ГО.

- проверка готовности формирований  к действиям в зонах заражения  и очагах поражения согласно  предназначению;

- проверка и изучение новой  оргштатной структуры, приемов и способов действий;

- проверка положений проектов  уставов, наставлений, руководств, выработка  приемов и способов применения  новых видов техники и проведения  АСДНР.

По предназначению ТСУ делятся на:

- плановые;

- проверочные;

- показные;

- опытные.

Тактико-специальные учения продолжительностью до 8 часов проводятся:

- с формированиями повышенной  готовности - один раз в год;

- с остальными формированиями  предприятий, учреждений и организаций - один раз в 3 года.

Плановые - проводятся после завершения обучения личного состава формирований по специальной подготовке в целях достижения слаженности в действиях при проведении АСНДР.

Проверочные - проводятся по решению старшего начальника в целях определения уровня подготовки формирований; по своему предназначению могут быть плановые и внезапные.

Показные - проводятся в целях обеспечения единства взглядов на применении формирований, организацию и методику проведения учений, а также показа наиболее целесообразных тактических приемов и способов действий формирований при проведении АСНДР.

Опытные - проводятся в целях исследования форм и методов подготовки формирований, проверки положений проектов нормативных документов, регламентирующих порядок применения формирований, совершенствования их организационно-штатной структуры, а также использования штатной техники и имущества.

Тактико-специальные учения проводятся, как правило, в период проведения КШУ на территории административного округа, района в период комплексных учений и тренировок на объектах или по планам старших начальников.

На тактико-специальные учения формирования выводятся укомплектованные личным составом, техникой, приборами, вооружением, средствами защиты, материальными запасами в максимально полном объеме.

На каждое учение, для всех видов техники, определяется расход моторесурсов, исходя из замысла учения.

Руководителями учений с формированиями общего назначения могут быть соответствующие руководители звеньев РСЧС и ГО, председатели КЧС И ПБ (начальники штабов ГОЧС) или командиры формирований общего назначения, а со специальными - начальники, которым непосредственно подчинено формирования или командиры этого формирования.

Для подготовки и проведения учения создается руководство, назначается посреднический аппарат, при необходимости создается исследовательская группа. Штаб руководства создается при проведении учений с формированиями численностью 100 человек и более. При проведении учений с формированиями меньшей численности создаются группы управления.

Подготовка учения начинается не позднее, чем за 2 месяца до его проведения, при этом разрабатываются следующие документы:

- приказ (распоряжение) о подготовке  и проведении учения;

- календарный план подготовки  учения;

- план проведения учения.

Этапы ТСУ

1. Организационные мероприятия:

- определение (уяснение) темы, учебных  целей, вопросов, времени и продолжительности учения;

- выбор и рекогносцировка района  учения;

- назначение руководства, заместителей  и помощников руководителя;

- определение участников учения;

- уточнение мероприятий материально-технического  обеспечения.

2. Разработка документов учения:

- календарный план подготовки  учения (мероприятия, которые необходимо  отразить при проведении учения);

- организационные указания (приказ) (тема, цели, время проведения, кто  привлекается, руководство, порядок  МТО, время готовности к учению);

- план проведения учения (тема, учебные  цели, вопросы, время, место проведения  учения, материально-техническое обеспечение  и в форме таблицы - ход учения, учебные вопросы и время отработки, обстановка и характер вводных, действия руководителей и действия  обучаемых);

- частные планы заместителей и  помощников руководителя учения;

-  планы обеспечения учения (материально-технического  обеспечения, имитации).

Информация о работе Основы и организации учений по ГОЧС и их подготовка. Методика проведения учений по ГОЧС