Правовой статус военнослужащих–женщин и его реализация в пограничных органах Федеральной Службы Безопасности (на примере органов погран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 15:28, диссертация

Краткое описание

В настоящее время численность военнослужащих–женщин в Вооруженных Силах составляет 8,5% от общей численности личного состава. Если рассматривать количество военнослужащих–женщин в Вооруженных Силах в соотношении не с общей численностью военнослужащих, а только в сравнении с числом военнослужащих по контракту, то их относительная численность значительно превысит указанные 8,5%. В пограничных органах федеральной службы безопасности (далее – пограничные органы) военнослужащие–женщины вообще составляют значительную часть личного состава.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ–ЖЕНЩИН 13
§ 1. ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ–ЖЕНЩИН 13
§2. ЭВОЛЮЦИЯ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЖЕНЩИН НА ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ
ЗА РУБЕЖОМ И В РОССИИ 34
§3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ–ЖЕНЩИН
В ЗАРУБЕЖНЫХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 53
ГЛАВА II. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СТАТУСА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ–ЖЕНЩИН ПОГРАНИЧНЫХ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ 75
§ 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВ И СВОБОД
ВОЕННОСЛУЖАЩИХ–ЖЕНЩИН 75
§ 2. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ
И ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ–ЖЕНЩИН 97
§3. ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОВОГО
СТАТУСА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ–ЖЕНЩИН 115
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 140
БИБЛИОГРАФИЯ 146
ПРИЛОЖЕНИЯ 169

Вложенные файлы: 1 файл

19-0075.doc

— 876.00 Кб (Скачать файл)

Источниковедческой  основой исследования являются международные правовые акты, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, другие нормативные правовые акты, прямо или косвенно регулирующие общественные отношения, связанные с правовым статусом военнослужащих–женщин, материалы судебной практики, статистические данные органов военной прокуратуры. Автором также анализируются нормативные правовые акты, утратившие силу, и зарубежное законодательство.

Методологическую  основу исследования составляют такие методы познания, как исторический, лингвистический, сравнительного правоведения, статистический, системно–структурный, функциональной оценки, формально–логический метод толкования права.

Апробация результатов  исследования. Основные теоретические положения и выводы научной работы обсуждались на кафедре специальных юридических дисциплин Московского пограничного института ФСБ России, на межведомственной научно–практической конференции, а также нашли отражение в опубликованных научных статьях. Кроме того, материалы диссертации использованы в методических материалах, подготовленных в Московском пограничном институте ФСБ России, в помощь руководителям групп занятий по общественно–государственной подготовке; в процессе проведения занятий по учебной дисциплине «Специальная государственная служба» с курсантами Московского пограничного института ФСБ России.

Структура диссертации обусловлена предметом, целью и задачами исследования и включает в себя: введение, две главы (по три параграфа в каждой), заключение, библиографию и приложения.

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА 
ВОЕННОСЛУЖАЩИХ–ЖЕНЩИН

 

§ 1. Понятие правового статуса  военнослужащих–женщин

 

Понятие «правовой статус» часто  употребляется в законодательстве и в юридической литературе. Его  обычно применяют тогда, когда речь идет о характеристике положения  того или иного субъекта правового общения, как коллективного (например, органа государства, органа военного управления, предприятия, организации, учреждения), так и индивидуального (гражданина, должностного лица и т.п.).

Статус (status) в переводе с латинского означает состояние дел, положение, правовое положение17. Большой юридический словарь содержит следующее определение правового статуса: это установленное нормами права положение его субъектов, совокупность их прав и обязанностей18. Однако единой точки зрения на то, какие элементы входят в правовой статус и равнозначны ли понятия «правовой статус» и «правовое положение», в юридической науке нет.

Существует несколько  подходов к определению правового  статуса личности, связанных с  включением в его структуру различного набора элементов. Так, Н.В. Витрук правовой статус личности определяет как совокупность прав, свобод, обязанностей и законных интересов личности, признаваемых и гарантированных государством19. В.А. Кучинский справедливо включает в правовой статус также юридическую ответственность20. Н.И. Матузов предлагает понимать под правовым статусом «все то, что так или иначе с правовой точки зрения определяет, гарантирует, характеризует, оформляет положение гражданина в государстве»21. При этом в понятие правового статуса личности он включает следующие основные элементы, определяющие его содержание и структуру: соответствующие правовые нормы; правосубъектность; общие для всех субъективные права, свободы и обязанности; законные интересы; гражданство; юридическую ответственность; правовые принципы; правоотношения общего статутного характера22.

Общим для всех подходов является включение в понятие  «правовой статус» таких элементов, как права, свободы и обязанности. Помимо этих элементов, в правовой статус также включают общую правоспособность и гарантии23, юридическую ответственность24, гражданство25 и другие элементы.

Интересно мнение Е.А. Лукашевой, которая полагает, что  ряд дополнительных элементов следует считать либо предпосылками правового статуса (например, гражданство, общая правоспособность), либо элементами, вторичными по отношению к основным (юридическая ответственность), либо категориями, далеко выходящими за пределы правового статуса (система гарантий)26. Она предлагает ограничить понятие правового статуса категориями прав, свобод и обязанностей, которые позволяют четко выделить его структуру, а предстатусные и послестатусные положения включить в понятие «правовое положение»27, которое часто употребляется наряду с понятием «правой статус» при характеристике того или иного субъекта права.

Наиболее правильным при определении структуры правового  статуса представляется нам подход, разработанный М.С. Строговичем. Он считает, что в структуру правового  статуса личности необходимо включать следующие элементы: 1) права и свободы; 2) обязанности; 3) ответственность; 4) гарантии правового статуса личности28.

Права и свободы  индивида – это его социальные возможности, детерминированные экономическими и культурными условиями жизни общества и законодательно закрепленные государством. В них выражена та мера свободы, которая объективно возможна для индивида на конкретном историческом этапе развития общества. Конституционные (основные) права и свободы принято классифицировать на три группы: личные, политические и социально–экономические. В таком порядке они закреплены во Всеобщей декларации прав человека29.

Правовой статус личности, кроме прав и свобод, в своей  структуре содержит также и юридические обязанности, которые являются необходимым компонентом оптимального взаимодействия государства и личности. Как справедливо указывает Б.Ю. Дорофеев, чрезмерное внимание к одним только правам человека и оттеснение на второй план обязанностей, так же как и осуществление прав любой ценой, негативно влияют на взаимоотношения индивида, общества, государства30. Под юридической обязанностью понимается установленная законом мера должного, общественно необходимого поведения, а также вид (линия) поведения31. Государство в системе обязанностей указывает целесообразность, социально полезный и одновременно необходимый вариант поведения.

Неоднозначно решается вопрос о включении в структуру  правового статуса в качестве самостоятельного элемента ответственности. Как уже было отмечено ранее, Е.А. Лукашева относит ее к вторичным элементам по отношению к основным (права, свободы и обязанности) и не включает в структуру правового статуса. Юридическую ответственность в качестве отдельного элемента в правовой статус включают В.А. Кучинский32, а также Л.Д. Воеводин33. Мы разделяем точку зрения этих авторов и полагаем, что юридическая ответственность является одним из элементов правового статуса.

Существуют две взаимоисключающие  точки зрения о включении гарантий в правовой статус личности. Одни ученые считают, что гарантии не являются составным элементом правового статуса на том основании, что гарантии, прежде всего по отношению к правам и свободам, выступают в виде внешней стороны или внешних условий их реализации, т.е. выходят за пределы правового статуса34. Другие, с мнением которых мы согласны, включают гарантии в структуру правового статуса личности, поскольку Конституция Российской Федерации гарантирует права и свободы человека и гражданина35. Слово гарантии происходит от французского слова garantie – ручательство, обеспечение, условие, обеспечивающее что–либо36. Под гарантиями прав граждан понимаются условия и средства, обеспечивающие гражданам возможность пользоваться установленными конституцией и другими законами правами и свободами37. Н.В. Витрук, с чьим мнением мы согласны, предлагает следующую классификацию гарантий: общие гарантии – это экономические, социальные, политические, духовные условия и специальные – это правовые средства их реализации и охраны38. Существуют различные подходы к классификации правовых гарантий. Так, Ф.М. Рудинский разделяет юридические гарантии на две группы: первая – общие гарантии для всех прав и обязанностей и для каждого права и каждой обязанности в отдельности и специальные гарантии в отношении конкретного права или обязанности39, подразделяя при этом правовые гарантии статуса на гарантии реализации и гарантии защиты40. Мы разделяем точку зрения Ю.И. Мигачева, В.Н. Скобелкина, которые указывают, что более правильным будет говорить о гарантиях реализации правого статуса личности, не отрывая их от гарантий защиты41.

Ряд ученых разграничивают понятия «правовой статус» и «правовое положение», так как, по их мнению, первое выступает частью (ядром) второго42. Другие, с чьим мнением мы согласны, считают, что данные понятия равнозначны или могут употребляться как синонимы43.

Таким образом, в дальнейшем рассматривая правовой статус, мы будем исходить из того, что в его состав входят четыре элемента: права и свободы, обязанности, ответственность и гарантии. Мы согласны с В.М. Горшеневым и Е.А. Лукашевой, которые указывают, что гражданство, правосубъектность, общие правоотношения выполняют по отношению к правовому статусу функции либо предпосылок, либо производного элемента, продукта проявления правового статуса44. Однако определение правового статуса как совокупности элементов кажется нам не совсем верным. Мы разделяем точку зрения ученых, указывающих на системность правового статуса45. Правовой статус нужно рассматривать именно как систему46. Изменение одного из элементов данной системы, например, объема обязанностей, неизбежно повлечет за собой изменения остальных элементов.

В течение  жизни личность является субъектом  множества правоотношений, которые имеют свою специфику, и в зависимости от их вида, принадлежности к гражданству, возраста и иных признаков изменяется объем прав и обязанностей личности. Это позволяет ученым (Н.В. Витрук, В.И. Новоселов, В.А. Патюлин и др.) сделать справедливый вывод о существовании различных видов правового статуса. При этом общий правовой статус личности включает в себя общие права и обязанности, принадлежащие всем гражданам (как общие конституционные, так и общие отраслевые права и обязанности личности), а специальные правовые статусы (у В.А. Патюлина – модусы) – права и обязанности, конкретизирующие и дополняющие общие права и обязанности с учетом специфики социального, служебного и иного положения личности. Таким образом, одно и то же лицо может быть одновременно носителем различных правовых статусов в зависимости от занимаемых им социальных позиций47.

Один из таких  специальных статусов – это статус военнослужащего, который является разновидностью статуса государственного служащего. Действительно, ст. 2 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации»48 и ст. 2 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» определено, что военная служба является разновидностью государственной службы. Однако правовой статус военнослужащего имеет свою специфику, обусловленную особым характером военной службы.

В отечественной науке  по вопросу существования специального правового статуса военнослужащих высказывались различные точки зрения. Так, профессор А.М. Добровольский писал: «Правовое положение военнослужащих в государстве в некоторых отношениях является иным, нежели других граждан. На это положение военнослужащих оказывает здесь воздействие особая природа военной службы»49. Ряд советских ученых50 считали, что сама постановка вопроса о выделении правового статуса военнослужащих необоснованна. При этом они исходили из тезиса о полноправии военнослужащих как граждан государства. Мы разделяем точку зрения Н.В. Артамонова, считавшего, что существует специальный правовой статус военнослужащих, под которым, по его мнению, следует понимать общегражданские, в том числе конституционные, а также вытекающие из условий военной службы права, свободы, обязанности и юридическую ответственность военнослужащих. При этом он справедливо указывает на диалектическое взаимодействие общегражданской и военно–служебной частей правового статуса военнослужащего51. Данной точки зрения придерживаются также ряд зарубежных ученых, например: Ж.–К. Рокепло, К. Хессе52. Н.В. Артамонов в структуре специального правового статуса военнослужащих выделяет следующие части: общую, относящуюся к правовому статусу гражданина вообще, специальную (совокупность общих военно–служебных прав и обязанностей), особенную (комплекс специфических черт, характеризующих правовое положение соответствующих категорий военнослужащих) и, наконец, единичную, включающую в себя особенности правового положения данного военнослужащего53.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» статус военнослужащих есть совокупность прав и свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных данным федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Таким образом, структуру статуса военнослужащих составляют права и свободы, гарантированные государством, обязанности и ответственность. Права и обязанности военнослужащих подразделяются на две группы:

1) общегражданские – права и  обязанности, установленные законодательством Российской Федерации для всех граждан;

2) военно–служебные – права  и обязанности, которые возникают  в связи с поступлением на военную службу 54.

В свою очередь военно–служебные права и обязанности подразделяются на общие, должностные и специальные.

Общие военно–служебные права – это права и обязанности, которыми пользуются все военнослужащие. К ним можно отнести право  на материальное обеспечение, право на льготы, связанные с прохождением военной службы, право на государственное обеспечение при увольнении с военной службы и т.д. Данными правами пользуются все военнослужащие, однако, их объем и порядок реализации зависят от ряда юридических фактов (срок военной службы, ее вид – по призыву или по контракту и т.д.). Общие военно–служебные обязанности военнослужащих зафиксированы в ст. 26 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Это обязанность быть верными Военной присяге (обязательству), беззаветно служить народу Российской Федерации, мужественно и умело защищать Российскую Федерацию; строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров и т.д.

Должностные права и обязанности  определяются должностью, которую занимает военнослужащий, и закреплены в общевоинских уставах, наставлениях, положениях, инструкциях, руководствах.

В соответствии с п. 3 ст. 27 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие, находящиеся на боевом дежурстве (боевой службе), в суточном и гарнизонном нарядах, привлеченные для ликвидации последствий стихийных бедствий, а также при других чрезвычайных обстоятельствах исполняют специальные обязанности. Для исполнения специальных обязанностей военнослужащие могут наделяться дополнительными правами (на применение оружия, силы, предъявление требований, обязательных для исполнения и т.д.).

Некоторые ученые выделяют в структуре правового статуса  государственных служащих, военнослужащих в качестве отдельных элементов льготы, ограничения и запреты55. Действительно, п. 2 ст. 1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» содержит положение о том, что военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, в связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации. На наш взгляд, выделение льгот и ограничений в качестве самостоятельных элементов правового статуса военнослужащих оправдано при рассмотрении проблем социально–правовой защиты военнослужащих. В нашем исследовании мы не будем рассматривать льготы и запреты как отдельные элементы правового статуса, исходя из того, что льготы – это специфические военно–служебные права, предусматривающие определенные преимущества военнослужащих перед другими гражданами в различных сферах общественной жизни56, а запреты – это служебные ограничения, и они относится к обязанностям, запрещающим совершать определенную деятельность, т.е. осуществляемым путем бездействия57.

Информация о работе Правовой статус военнослужащих–женщин и его реализация в пограничных органах Федеральной Службы Безопасности (на примере органов погран