Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 15:28, диссертация
В настоящее время численность военнослужащих–женщин в Вооруженных Силах составляет 8,5% от общей численности личного состава. Если рассматривать количество военнослужащих–женщин в Вооруженных Силах в соотношении не с общей численностью военнослужащих, а только в сравнении с числом военнослужащих по контракту, то их относительная численность значительно превысит указанные 8,5%. В пограничных органах федеральной службы безопасности (далее – пограничные органы) военнослужащие–женщины вообще составляют значительную часть личного состава.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ–ЖЕНЩИН 13
§ 1. ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ–ЖЕНЩИН 13
§2. ЭВОЛЮЦИЯ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЖЕНЩИН НА ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ
ЗА РУБЕЖОМ И В РОССИИ 34
§3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ–ЖЕНЩИН
В ЗАРУБЕЖНЫХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 53
ГЛАВА II. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СТАТУСА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ–ЖЕНЩИН ПОГРАНИЧНЫХ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ 75
§ 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВ И СВОБОД
ВОЕННОСЛУЖАЩИХ–ЖЕНЩИН 75
§ 2. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ
И ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ–ЖЕНЩИН 97
§3. ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОВОГО
СТАТУСА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ–ЖЕНЩИН 115
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 140
БИБЛИОГРАФИЯ 146
ПРИЛОЖЕНИЯ 169
До тех пор, пока при ведении боевых действий решающую роль играла физическая сила, приоритет мужчин на военной службе оставался незыблемым. Ситуация изменилась с началом внедрения в военное противоборство новых информационных технологий, развитием широкой сети обеспечивающих воинскую деятельность служб. В связи с этими изменениями возросли требования к интеллектуальному потенциалу военнослужащих, а их физические возможности перестали быть решающим фактором при ведении боевых действий. Появились целые отрасли, где женщины могли не только успешно конкурировать с мужчинами, но и заменить их по целому ряду воинских специальностей без ущерба для боевой готовности: войска связи, интендантская, фельдъегерская и диспетчерская службы, медицинские учреждения, техническое обслуживание аппаратуры и т.д. Именно в ХХ веке стали изменяться стереотипы о мужчинах и женщинах как о преимущественно биологических носителях определенных социальных ролей: воина, защитника (мужчины), и матери, хранительницы домашнего очага (женщины). В ХХ веке в военно–профессиональной сфере стал применяться эгалитарный подход, предполагающий равенство возможностей мужчины и женщины при выборе специальности и профессиональной самореализации.
Именно с применением данного подхода связывается начало третьего этапа в истории женщин на военной службе. Этот этап характеризуется полноправным участием женщин в воинской деятельности. Годом начала данного этапа можно считать 1895 г., когда в Канаде было разрешено принимать женщин на военную службу в мирное время не только в службы обеспечения, но и в боевые части как штатных военнослужащих. Женщины получили равный правовой статус с мужчинами. Хотя следует оговориться, что во многих других государствах переход к третьему этапу произошел только после Второй мировой войны, во второй половине ХХ в.112
Еще одной отличительной чертой третьего этапа является то, что прохождение военной службы женщинами и правовой статус военнослужащих–женщин перестали быть вопросом только национального права, а получили еще и международно–правовую регламентацию. Мы имеем в виду появление в международных документах такого понятия, как «военнослужащие–женщины», и закрепление ряда дополнительных гарантий для данной категории военнослужащих. Речь идет в первую очередь о международно–правовой защите прав военнослужащих–женщин. Действительно, если обратиться к нормам международного права, а точнее к такой его отрасли, как международное гуманитарное право, то можно отметить, что первое упоминание о военнослужащих–женщинах появляется в международных правовых актах лишь после Второй мировой войны. Так, в Женевской Конвенции об обращении с военнопленными113 (далее – Конвенции) помимо общих правил, касающихся обращения с военнопленными, содержатся особые правила, касающиеся только военнослужащих–женщин. Анализ данного документа позволяет выявить следующие особенности в обращении с пленными военнослужащими–женщинами: размещение данных военнослужащих отдельно от военнослужащих–мужчин (ст. 26, 97 Конвенции), оборудование отдельных санитарных установок (ст. 29 Конвенции), недопущение обращения, худшего, чем с военнослужащими мужского пола, и применения к военнослужащим–женщинам более суровых наказаний (ст. 14, 89 Конвенции), право беременных женщин–военнослужащих, а также женщин с грудными детьми на госпитализацию в нейтральной стране (Протокол 1 к Конвенции). Исходя из предусмотренных вышеперечисленных особенностей в обращении с военнослужащими–женщинами, попавшими в плен, можно заключить, что основной целью данных норм является недопущение худшего, по сравнению с военнослужащими мужского пола, обращения с пленными военнослужащими–женщинами, а также защита детей (в том числе еще до родов, при нахождении в утробе матери).
Таким образом, третий этап
истории военно–
Что касается периодизации отечественной истории участия женщин в воинских формированиях, то она несколько отличается от выше приведенной, связано это различие с событиями октября 1917 г.
Первый этап берет начало в древности. Еще в Древней Руси женщины принимали непосредственное участие в воинской деятельности. Например, княгиня Ольга имела в Киеве свою дружину и успешно осуществляла военные походы против соседей114. На данном этапе участие женщин в ратных делах было эпизодическим, в правовом плане урегулировано не было.
В рамках второго этапа развития военно–профессионального статуса военнослужащих–женщин мы предлагаем выделить три части, учитывая различия в правовом регулировании положения военнослужащих–женщин. Начало данного этапа связано с именем Петра Великого, именно при нем юридически была закреплена возможность прохождения женщинами службы в военных госпиталях. В Воинском уставе (1716 г.) в главе 34 было указано: «… Потребно всегда при десяти больных быть для услужения одному здоровому солдату и нескольким женщинам, которые оным больным служить имеют, и платье на них мыть…»115 В 1869 г. было утверждено положение о военных госпиталях, которым было определено, что «… для ухода за больными воинскими чинами … назначаются сестры милосердия по согласованию с обществами, при которых они состоят. Их права и обязанности определяются особым Положением»116. Сестры, состоящие в штатах военных госпиталей, приравнивались к офицерскому составу в правах по пользованию помещениями, бытовыми услугами и получению питания117.
Следует отметить, что до середины ХIX в. женщины в русской армии не принимали активного участия в боевых действиях и не носили оружия. Единственным исключением стала «амазонская конная рота благородных жен и дочерей господ офицеров в числе 100 особ», сформированная по приказу светлейшего князя Г. Потемкина в 1787 г. к визиту Екатерины II в Таврию. Однако данная рота имела скорее увеселительное, чем военное назначение118.
Непосредственное участие в боевых действиях женщины стали принимать в период Отечественной войны 1812 г. В период русско–японской войны 1904–1905 гг. на военно–медицинской службе состояло более 3 тыс. женщин, из них 52% – в качестве врачей119.
Масштаб боевых действий в годы Первой мировой войны вызвал нехватку людских ресурсов и, как следствие этого, приток женщин на военную службу. Участие женщин в войне уже не ограничивалось только оказанием помощи раненым и больным. Женщины служили и непосредственно в боевых частях: в кавалерии, пехоте, разведке. Главное управление Генерального штаба Российской армии даже направило ходатайство в военный совет о формировании воинских частей из женщин–добровольцев120. Принимались отдельные нормативные акты, регламентирующие положение таких воинских формирований. Например, Положение о минской отдельной караульной дружине из женщин–доброволиц121 (далее – Положение). Данный документ представляет интерес не только для историков, но и для юристов, так как в нем фактически закреплены правовые основы прохождения военной службы женщинами, поэтому остановимся на нем подробнее.
Положением определялось, что целью формирования войсковых дружин из женщин–добровольцев является несение караульной службы в тылу и освобождение части здоровых солдат для выполнения боевых задач на фронте. Устанавливался возраст, с которого женщины принимались в дружину: 19 лет. Обязательным условием было отсутствие судимости, внепартийность и безупречная нравственность. Увольнение допускалось только по болезни, несоответствию и по решению суда. Особо подчеркивалось, что в дружине устанавливается строгая дисциплина, приказания начальствующих лиц не обсуждаются и подлежат точному исполнению, в дружине поддерживается внутренний порядок. За нарушение караульной службы и другие воинские преступления чины дружины несли такую же ответственность, как и иные военнослужащие, то есть на общих основаниях. Командные должности в дружине должны были занимать только женщины, однако, до подготовки начальников из числа женщин–добровольцев, к дружине прикомандировывались офицеры–инструктора мужского пола. Женщины–добровольцы вооружались карабинами.
В июне 1917 г. был создан
Первый Петербургский женский «
В 1917 г. в Александровском военном училище впервые в истории России начали обучение 25 женщин, которые должны были стать первыми русскими кадровыми офицерами–женщинами. Но Великая Октябрьская революция внесла свои коррективы. 19 ноября 1917 г. Военный совет одобрил предложение о расформировании всех женских воинских подразделений, как не влияющих на боевую обстановку124.
Таким образом, первая часть
данного этапа в истории
Вторая часть данного этапа (с 1917 по 1945 гг.) характеризуется тем, что к военной службе на профессиональной основе привлекалось значительное число женщин. В это время происходило большое количество вооруженных конфликтов, это Гражданская война, конфликты на р. Халхин–Гол и оз. Хасан, советско–финляндская война 1939–1940 гг., Вторая мировая война 1939–1945 гг. С одной стороны, увеличение количества женщин в вооруженных силах было обусловлено социальным заказом общества, а с другой – стремлением самих женщин реализовать свой личностный и профессиональный потенциал. Интеграции женщин в силовые ведомства придавалось большое значение. В 1919 г. женщин допустили на службу в органы милиции125. «С призывом женщин в войска окончательно закрепляется представление о ней как о равноправном и равноценном члене государства126», – подчеркивала А.М. Коллонтай, которая в годы гражданской войны была начальником политотдела Крымской армии. К концу Гражданской войны в вооруженных силах Советской России находилось 66 тыс. женщин (2% от общей численности личного состава), в основном на должностях административного и медицинского персонала127. В ст. 11 Закона СССР «Об обязательной военной службе»128 от 1925 г. за Советом Народных Комиссаров закреплялось право привлечения женщин на военную службу в военное время. В мирное время на добровольных началах на военную службу принимались трудящиеся женщины в возрасте от 18 до 34 лет. Аналогичное положение содержалось в ст. 23 Закона СССР «Об обязательной военной службе»129 от 1930 г.
Несмотря
на широкое представительство
Законом СССР «О всеобщей воинской обязанности»131 от 1939 г. возможность поступления женщин на военную службу была значительно сужена: в соответствии со ст. 13 данного закона ставились на учет и принимались на военную службу женщины, имеющие медицинскую, ветеринарную и специальную техническую подготовку. В военное время указанные женщины могли быть призваны на военную службу. Тем не менее, женщины получили широкий доступ к военным специальностям и даже имели право обучаться в военных академиях. Перед второй мировой войной более 250 женщин закончили различные военные академии132.
В период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. на военной службе было более 800 тыс. женщин, которые были допущены к двадцати трем воинским специальностям. Приказами народного комиссара обороны СССР в Вооруженные Силы проводилась мобилизация женщин для замены красноармейцев (например, приказы народного комиссара обороны СССР № 0276, № 0284, № 0297, № 0459133). Мобилизованные женщины обеспечивались всеми видами довольствия наравне с мужчинами–военнослужащими. Высвобождавшиеся красноармейцы направлялись для укомплектования боевых частей. В годы войны многие женщины командовали воинскими подразделениями. За мужество и героизм в годы войны 150 тыс. советских женщин награждены боевыми орденами и медалями134.
Привлечение значительного количества женщин на военную службу поставило перед командованием Красной Армии ряд проблем, связанных с военной подготовкой, обеспечением психологической совместимости (прежде всего, в смешанных подразделениях), организацией материально–бытового и медицинского обеспечения данной категории военнослужащих. Недостатки организации быта военнослужащих–женщин приводили к существенным трудовым потерям и снижению боеспособности женских воинских коллективов. Несмотря на трудности военного времени, командованием частей и службами тыла Красной армии была проведена большая работа по организации материально–бытового обеспечения военнослужащих–женщин, а медицинской службой – по оказанию им лечебно–профилактической и гинекологической помощи, что позволяло большей части раненых и больных военнослужащих–женщин после излечения возвращаться в строй135.
Период с 1917 по 1945 гг. характеризуется широким вовлечением женщин в военно–профессиональную деятельность. В начале данного периода привлечение женщин на военную службу рассматривалось как еще одно подтверждение тезиса о равенстве мужчин и женщин и фактически возводилось в ранг государственной политики. После начала Второй мировой войны мобилизация женщин в войска была вызвана необходимостью пополнения людских ресурсов.
После окончания Второй мировой войны наступает третья часть второго этапа в истории военно–профессиональной деятельности женщин (1945–1993 гг.). Для данного периода характерно снижение общей численности военнослужащих–женщин вследствие их демобилизации, а также сужение сферы их военно–профессиональной самореализации. Значительно сократилось количество женщин–офицеров, в основном женщины занимали должности рядового и сержантского состава. Под различными предлогами женщинам отказывали в обучении в военных академиях и выдвижении на вышестоящие должности136. Как справедливо отмечает А.Г. Харчев, низкий профессиональный статус женщин зачастую был обусловлен не ограниченностью их интеллектуальных и физических возможностей, а сознательным ограничением их профессиональной мобильности137.