Проявление эстетического в деятельности сотрудников противопожарной спасательной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 10:00, доклад

Краткое описание

В конце XX – начале XXI вв. стремительно меняется социальный и культурный облик мира. В современном мире взаимосвязи и взаимозависимости людей и целых народов приобретают систематический и полномасштабный характер, который превращается в существенный фактор их жизни и мышления.
Мировое сообщество в наше время отличается также интенсивным взаимодействием и взаимовлиянием социальной и культурной сфер, которые признаются явлениями единого социокультурного масштаба. Сейчас важно понять , что общество может плодотворно развиваться только при условии преодоления противоречия между социальными отношениями и их культурным содержанием.

Вложенные файлы: 1 файл

Проявление эстетического в деятельности сотрудников противопожарной спасательной службы.docx

— 19.95 Кб (Скачать файл)

Проявление эстетического в деятельности сотрудников противопожарной спасательной службы .

В конце XX – начале XXI вв. стремительно меняется социальный и культурный  облик мира. В современном мире взаимосвязи  и взаимозависимости людей и целых народов приобретают систематический и полномасштабный  характер, который превращается в существенный  фактор их жизни и мышления.

Мировое сообщество в наше время отличается также интенсивным взаимодействием и взаимовлиянием социальной и культурной сфер, которые признаются явлениями единого социокультурного масштаба. Сейчас важно понять , что общество может плодотворно  развиваться только при условии преодоления противоречия между  социальными отношениями и их культурным содержанием.

Совершенствование организационной структуры ГПС МЧС России, поступление современных образцов пожарной техники выдвигают более жёсткие требования к уровню профессиональной подготовленности специалистов пожарной безопасности, требуют новых подходов к формированию у них профессионализма с помощью эффективных педагогических технологий

Практика показывает, что профессиональная деятельность сотрудников ГПС МЧС России является достаточно сложной и осуществляется в условиях постоянного воздействия различных неблагоприятных факторов: опасности, внезапности, новизны обстановки, а также дефицита времени, и необходимости совмещения нескольких действий при локализации и ликвидации пожара. В связи с тем, что комплексное воздействие неблагоприятных факторов может привести к восприятию индивидом ситуации как экстремальной, остро возникает проблема совершенствования не только профессиональных знаний, навыков и умений, но и способностей эффективно противостоять к воздействию этих стресс-факторов.

Установлено, что недостаточная профессиональная готовность сотрудников ГПС МЧС России приводит к срыву выполнения ими служебной задачи, сводит на нет их профессиональные знания, умения и навыки. Успех деятельности сотрудников ГПС МЧС России в условиях воздействия неблагоприятных факторов при выполнении служебных задач во многом зависит от их готовности к такой деятельности.

Анализируя состояние научной разработанности проблемы и практики формирования готовности пожарных расчётов к профессиональной деятельности, необходимо отметить, что её главные аспекты не учитывают особенностей поведения индивидов в напряжённых ситуациях и их взаимного влияния друг на друга. Формирование готовности сотрудника ГПС МЧС России к деятельности направленно, главным образом, на совершенствование его профессиональных знаний, умений и навыков, при этом, не в полной мере учитывается взаимосвязь и влияние всех компонентов в структуре индивидуальной готовности к деятельности. Это выражается в том, что профессионально-психологический отбор ориентирован на оценку наиболее ярко выраженных характеристик, которые не всегда отражают способность к профессиональной деятельности; существующие методики оценки позволяют судить о достигнутом уровне подготовленности, как специалиста, так и расчёта, но не позволяют оценить способности специалиста и пожарного расчёта в целом к выполнению функциональных обязанностей в экстремальных ситуациях тушения пожара, их готовность к профессиональной деятельности в таких условиях.

Эстетическая культура — важнейшие составляющие духовного облика личности. От их наличия и степени развития в человеке зависит его интеллигентность, творческая направленность устремлений и деятельности, особая одухотворенность отношений к миру и другим людям. Без развитой способности к эстетическому чувствованию, переживанию человечество вряд ли смогло реализовать себя в столь разносторонне богатом и прекрасном мире « второй природы », то есть культуры. Однако их формирование является результатом целенаправленного воздействия, т.е. эстетического воспитания.

Важно оказывать эффективное противодействие обозначившейся тенденции вытеснения эстетической среды на второй план, на периферию осознаваемых задач. Это чревато весьма опасными последствиями — культурным оскудением жизни общества и духовным одичанием составляющих его индивидов. Никакие приобретения чисто материального порядка, на которых склонны со­средоточивать свое внимание нынешние реформаторы, естественно, не стоят такой цены.

Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов малень­кого человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда не откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, настроение их, слова, взгляды, жесты, мимика - всё это впитыва­ется, откладывается, фиксируется в сознании.

Эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного развития личности. Чем раньше она попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность.

 

 

 

 

Проявление эстетического в деятельности сотрудников противопожарной  спасательной службы :

• владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения, умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь

• изучение сущности, структуры, принципов, норм и  функций морали и моральных  ценностей;

• овладение  основными  категориями  и нормами профессиональной этики;

• формирование навыков нравственной культуры и успешной  реализации ее в профессиональной деятельности;

•  усвоение нравственного содержания труда сотрудников государственной противопожарной службы МЧС России;

•  изучение основных принципов  и форм служебного этикета.

• обладать нравственной культурой  в области профессиональной этики, как частью общечеловеческой культуры;

• воспитать в себе чувство собственного достоинства, гордости за свою профессию, ответственности за порученное  дело, активную морально-нравственную позицию, уважение к другой личности;

• уметь работать в коллективе, руководить людьми и подчиняться руководящим указаниям, следовать этическим и правовым нормам, принципам толерантности  и  социальной адаптации.

Принципы межличностного общения: внимательность, доброжелательность, проявление интереса к человеку, готовность вовремя прийти на помощь, тактичность в отношениях со старшими и младшими по возрасту, с подчиненными и начальниками, соразмерность своих чувств и действий с чувствами и действиями других людей. Этика профессиональных  отношений в коллективе. Деликатность как выражение вежливого, участливого отношения к индивидуальным  особенностям человека. Руководитель как организатор нравственных отношений в служебном коллективе. Антиподы этики межличностного общения: фамильярность и несдержанность; сквернословие и рукоприкладство; чванство и снобизм; использование подчиненных в личных корыстных интересах.

Эстетическое воспитание - воздействие на сотрудников МЧС России в целях разностороннего развития эмоционально-чувственной сферы их духовного мира.

Основными направлениями эстетического воспитания сотрудников МЧС России являются: формирование эстетического отношения к службе в МЧС России, служебному долгу, субъектам и объектам профессиональной деятельности; привитие эстетического отношения к установленной форме одежды, внешнему виду; вовлечение в художественно-творческую жизнь МЧС России, приобщение к  культурным ценностям.

При всем многообразии профессионально важных качеств можно назвать ряд из них, которые выступают как профессионально важные практически для любого вида трудовой деятельности. К таким качествам относятся: ответственность, самоконтроль, профессиональная самооценка и несколько более специфичных – эмоциональная устойчивость, тревожность, отношение к риску и т. д.

Особый интерес представляют такие особенности личности, которые способны регулировать уровень функционального состояния при несении службы. Наиболее часто таким качеством выступает эмоциональная устойчивость, позволяющая сотруднику пожарно-спасательной службы сохранять необходимую физическую и психическую работоспособность в чрезвычайных условиях.

Эмоциональная устойчивость позволяет более эффективно справляться со стрессом, уверенно и хладнокровно применять усвоенные навыки, принимать адекватные решения в обстановке дефицита времени. Устойчивые к стрессу лица характеризуются как активные, неимпульсивные, настойчивые в преодолении трудностей. Противоположно этому эмоционально неустойчивые лица эгоцентричны, пессимистичны, раздражительны, воспринимают окружающую среду как враждебную и имеют склонность акцентироваться на раздражителях, связанных с опасностью. Эмоциональная устойчивость может быть обусловлена мотивацией и уровнем притязаний на достижение высоких результатов, а также знаком эмоционального переживания, его длительностью, глубиной. Важную роль в профессиональной деятельности играет самооценка, ее неадекватность уменьшает надежность работы в нестандартных условиях, Во внезапно возникшей сложной обстановке. Самооценка во многом определяет формирование других профессионально важных качеств. Так, склонность к риску часто порождается неадекватно завышенной самооценкой.

 

 

 

 

 

 

 

Используемые источники :

  1. Научно-теоретический журнал «Ученые записки»,№2(48)
  2. Бодров,В.А Развитие профессиональной мотивации спасателей-2005.-Т.26
  3. Марьин,М.И Профессиография основных видов деятельности   сотрудников ГПС МВД России/ М.И. Марьян, И.Н.Ефанова.-М.:ВНИИПО,1998.
  4. http://www.dissercat.com/
  5. Костина А.В. Культурология М.,2008

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Проявление эстетического в деятельности сотрудников противопожарной спасательной службы