Витус Ионассен Беринг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 14:02, реферат

Краткое описание

Он действительно ревностно относился к любому поручению. Его прилежание оценили и поручали различные ответственные задания, о чем красноречиво говорит послужной список Беринга. Вся его биография, по сути, есть послужной список на службе новому отечеству.

Вложенные файлы: 1 файл

Витус Ионассен Беринг и Камчатская экспедиция.doc

— 1.84 Мб (Скачать файл)

Витус Ионассен Беринг

 

 Витус Ионассен Беринг (дат. Vitus Jonassen Bering; тж.  Иван Иванович Беринг;  12 августа 1681,  Хорсенс, Дания — 8 (19) декабря  1741, Остров Беринга,  Россия)  —  выдающийся русский офицер, мореплаватель и землепроходец первой половины XVIII столетия. Исследователь побережья Камчатки, Чукотки и северной части Тихого океана. В 22 года от роду он завербовался на русскую службу и до конца дней верой и правдой служил России. В честь его названы Командорские острова, Берингово море и пролив между Азией и Америкой. Основатель нынешней столицы Камчатки города Петропавловск-Камчатский.

В 1725—1730 и 1733—1741 годах руководил Первой и Второй Камчатскими экспедициями. Прошёл по проливу между Чукоткой и Аляской (впоследствии  Берингов пролив), достиг Северной Америки и открыл ряд островов Алеутской гряды. 

 

Биография

В. Беринг носил фамилию матери Анны Беринг, принадлежавшей к знаменитому датскому роду. Отец мореплавателя был церковным старостой.

О детстве Беринга ничего достоверно неизвестно. Известно лишь, что юношей он участвовал в плавании к берегам Ост-Индии (то есть просто Индии), откуда возвратился в Амстердам в 1703 году.  В то время по всей Европе «агенты» царя Петра I занимались поиском и вербовкой на русскую службу толковых иностранцев - военных, моряков и других специалистов. Беринг поступил на русскую службу в чине подпоручика. В Петербурге его  сперва поставили командиром небольшого судна. Оно доставлял лес с берегов Невы на остров Котлин, где по приказу Петра I строилась военно-морская цитадель русского флота — Кронштадт. Очевидно, Беринг проявил достаточное рвение к службе, за что его в 1707 году произвели в поручики (лейтенанты).

Он действительно ревностно относился к любому поручению. Его прилежание оценили и поручали различные ответственные задания, о чем  красноречиво говорит послужной список Беринга. Вся его биография, по сути,  есть послужной список на службе новому отечеству. 

Послужной список Витуса Беринга  

1703 – Амстердам. Датчанин Беринг поступает на русскую службу.

1707 – произведен в России  в поручики (лейтенанты).

1710 – переведен на Азовскую  флотилию. Произведен в капитан-лейтенанты. Командовал шнявой «Мункер».

1710 - 1712 в составе Азовской флотилии  участвовал в войне с Турцией.

1712 - переведён на Балтийский флот.

1713 - в Выборге женился на Анне  Кристине, дочери одного из местных  бюргеров.

1715 - произведён в капитаны 4 ранга. В этом же году Витус Беринг  в последний раз побывал на  родине и больше туда не  возвращался.

1716 - капитан 4 ранга Беринг командовал кораблём «Пёрл».

1717 - произведён в капитаны 3 ранга.

1719 - году командовал кораблём  «Селафаил».

1720 году произведён в капитаны 2 ранга, командовал кораблём «Мальбург»  и другими. 

В 1723 году, прослужив 20 лет на русском флоте, Витус Беринг вдруг подает прошение об отставке. (Якобы Беринг претендовал на чин капитана I ранга, но не получив его,  решил уйти со службы.) Так это или нет – доподлинно неизвестно. 

 

 

 

Первая Камчатская экспедиция  (1725-1730)

 

 Зато точно известно, что 23 декабря 1724 года Петр I издает указ об организации экспедиции на Камчатку и поручает Адмиралтейств-коллегии подобрать для ее руководства достойного морского офицера. Адмиралтейств-коллегия предложила во главе экспедиции поставить капитана Беринга В. И. «поскольку он в Ост-Индии был и обхождение знает». Петр I согласился с предложенной кандидатурой. 

Беринга вновь принимают на морскую службу, присваивают ему звание капитана I ранга. Задачи экспедиции Берингу собственноручно расписал сам Петр:

1. Надлежит на Камчатке или в другом месте сделать один или два бота с палубами.

2. На оных ботах [идти] возле земли, которая идет на  Норд и по чаянию, понеже оной  конца не знают, кажется, что та  земля часть Америки.

3. И для того искать, где оная сошлась с Америкою и чтоб доехать до какого города Европейских владений... И самим побывать на берегу и взять подлинную ведомость и, поставя на карту, приезжать сюды. 

Беринг решительно берётся за дело и уже через 2 недели первые офицеры и матросы отправляются из Петербурга на восток.

В экспедицию, кроме Беринга, были назначены морские офицеры Алексей Чириков, Мартын Шпанберг, геодезисты, штурманы, корабельных дел мастера. Всего в путешествие из Петербурга отправилось боле 30 человек. 

24 января 1725 года выехал из Петербурга А. Чириков со своей командой, 8 февраля он прибыл в Вологду. Через неделю к нему присоединился Беринг с другими членами экспедиции. Число только штатных участников экспедиции, как отправленных из Петербурга, так и присоединившихся по пути следования доходило до 20 специалистов. Всего под командой Витуса Беринга, включая вспомогательный состав (гребцов, поваров и т.п.)  было около 100 человек.

От Вологды до Охотска

Расстояние от Вологды до Тобольска экспедиция прошла в 43 дня. После месячного отдыха снова тронулись в путь. Почти все лето 1725 года команда провела в дороге. Зиму 1725-26 годов пережидали в Илимске. 16 июня все отряды экспедиции прибыли в Якутск. И только 30 июля 1727 года, на третий год по отправлении из Петербурга, Беринг и его команда отдельными группами добрались до Охотска. Легенда гласит, что сам Беринг, от Якутска до Охотска, 45 суток провел в седле! По прибытии в Охотск, не теряя времени,  приступили к постройке судна.  Всего было преодолено более десяти тысяч вёрст по воде, верхом, на упряжках, пешком…  

22 августа 1727 года только что  построенное судно – галиот  «Фортуна» и сопровождающий его  небольшой бот, прибывший с Камчатки, покинули Охотск и взяли курс  на восток. 

Галиот - двухмачтовое неглубоко сидящее судно. 

От Охотска до Нижнекамчатска  

Путь от Охотска до западного побережья Камчатки занял неделю и 29 августа 1727  путешественники уже плыли ввиду камчатских берегов. Что произошло дальше – сложно объяснить логически. Несмотря на то, что русские к тому времени уже более-менее обосновались на Камчатке, Беринга не имел представления о размерах полуострова. Бытовало даже мнение, что Камчатка плавно переходит в Японию, и что сквозного пути на восток нет… Беринг и не подозревал, что до южной точки Камчатки  оставалось совсем немного. 

Поэтому командир экспедиции решил высадиться на западном берегу и за зиму перебраться на восточный  берег, в Нижнекамчатск. Там решили построить новый корабль и оттуда начать главные исследования.  (По другим данным, наспех построенная «Фортуна» дала сильную течь, и экспедиция была вынуждена пристать к берегу). Как бы там ни было, но Беринг зашел в устье реки Большая и распорядился перетаскивать снаряжение и запасы на берег.  

Путешествие Беринга через Камчатский полуостров 

В Центральном архиве Военно-Морского Флота сохранились донесения Беринга в Адмиралтейств - Коллегию о его переходе поперек Камчатки: 

«...По прибытии к Большерецкому устью, материалы и провиант переправили до Большерецкого острога водою в малых лодках. При оном остроге русского жилья 14 дворов. И отправил вверх рекою Быстрою в малых лодках тяжелые материалы и некоторую часть провианта, которые довезены были водою до Верхнего Камчадальского острога за 120 верст. И той же зимою, из Большерецкого острога, до Верхнего и Нижнего Камчадальских острогов переправили совсем по тамошнему обычаю на собаках. А каждый вечер в пути для ночи выгребали себе станы из снегу, а сверху покрывали, понеже великие живут метелицы, которые по тамошнему называются пурги». 

Описание перехода экспедиции через Камчатский хребет, перетаскивание всего имущества, включая материалы для постройки кораблей, оружие, боеприпасы, еду заняло два месяца с лишним. Пешком, по рекам и на собачьих упряжках экспедиция проделала более 800 вёрст! Поистине героический подвиг.   

К Берингову проливу на всех парусах 

По прибытию в Нижнекамчатск всех грузов и членов команды, торжественно заложили новый корабль. Это случилось 4 апреля 1728. Строительство шло необыкновенно быстро. 9 июня корабль был уже закончен.  А ровно через месяц, 9 июля 1728, хорошо зашпаклеванный и оснащенный бот "Святой  Гавриил"  под всеми парусами, с 44 членами команды на борту вышел из устья реки Камчатки и взял курс на северо-восток.

Всего чуть больше месяца длилось плавание на север вдоль берегов Азии. 11 августа 1728 «Святой Гавриил» пересек пролив, отделяющий Азию от Америки. Но на тот момент моряки не могли знать, пролив это или что другое. На следующий день заметили, что земля, мимо которой они шли прежним курсом, осталась позади слева. 13 августа корабль, подгоняемый сильным ветром, пересек Северный полярный круг. 

15 августа экспедиция вышла в  открытый (Северный Ледовитый) океан  и продолжала плавание на северо-северо-восток  в полном тумане. Появилось множество  китов. Кругом расстилался безбрежный  океан. Земля Чукотская далее к северу уже не простиралась. Других земель не было видно.

В этом месте Беринг решил, что экспедиция выполнила свою задачу. Он не обнаружил никакого американского берега в зоне прямой видимости. Никакого перешейка не было и дальше к северу. Пройдя для очистки совести еще немного на север, до широты 67 '18', Беринг 16 августа 1728 отдал приказ возвращаться на Камчатку, чтобы «без причины» не зимовать на незнакомых безлесных берегах. Уже 2-го сентября 1728 года «Святой Гавриил» возвратился в Нижнекамчатскую гавань. Здесь экспедиция решила зазимовать.  

Беринг понимал, что он выполнил только часть поставленной задачи. Америки он не обнаружил. Поэтому летом следующего года он и его сподвижники предприняли еще одну попытку прорваться к Американским берегам с востока. Выйдя в море в июне 1729 года, экспедиция прошла строго на восток 200 миль и не встретила никаких признаков земли.

Делать нечего, повернули обратно. Зато на пути в Охотск обошли Камчатку с юга и установили точные южной оконечности полуострова. Это открытие стало крайне важным и нужным для всех последующих экспедиций. Знали бы они истинные размеры Камчатки, не пришлось бы им перетаскивать волоком весь груз за сотни верст посуху! 

Из Охотска в Петербург. Возвращение домой. 

23 июня 1729 года «Святой Гавриил» прибыл в Охотск. Оттуда 29 июня 1729 тронулись в Якутск на 78 лошадях. Через восемь месяцев, 1 марта 1730 прибыли в С-Петербург. Прошло пять лет. Таким образом завершилась Первая Камчатская экспедиция под командованием Витуса Беринга.

Благодаря личной энергии Беринга экспедиции не помешали ни внезапная кончина Петра I, ни последующая политическая грызня за престол в высших российских кругах.  

Беринг и его товарищи блестяще справились с поставленной задачей – исследовали и нанесли на карту большую часть побережья Камчатки и Чукотки. И главное – доказали, что Азия и Америка не соединяются между собой. Не найдя Американского берега, экспедиция вернулась в Охотск, впервые обогнув Камчатку с юга, нанеся на карту ее истинные границы и доказав, что Камчатка не соединяется с Японией, как полагали некоторые.

Некоторая ирония ситуации заключалась в том, что пролив между Азией и Америкой еще 80 лет назад открыл казак Семен Дежнев. Но результаты его похода не были опубликованы. И о них не знали ни Пётр, ни в Адмиралтейств-коллегии, ни сам Витус Беринг, далекий по своим обязанностям от географических открытий. На «скаску» о походе  Дежнёва наткнулся в Якутске историк Миллер, лишь в 1736 году, в ходе Великой Северной экспедиции. 

Вернувшись в Петербург, Беринг предоставил подробный отчет в Адмиралтейство. К его отчетам, однако, там отнеслись с настороженностью и недоверием. Несмотря на все сомнения, труды Беринга со товарищи были оценены, он получил чин капитан-командора и 1000 рублей деньгами. 

Как оказалось, незадолго до Беринга из Якутска вернулся некий казачий полковник Шестаков, который в свое время "выбил средства" у правительства на  обследование северных территорий и обещание "покорить всех чукчей".  Карты, привезенные  Берингом, не стыковались с "продукцией" Шестакова, потому, что были гораздо более точными и грамотными.   

Карты, составленные командой Беринга, были для того времени на удивление точными. Их качество  высоко оценил сам Джеймс Кук, который плавал в этих же местах в то же время с похожими целями. (Кстати, задача Д. Кука была найти "северный морской путь" с востока на запад американского континента.)  

Беринг не только составил подробный отчет о результатах своего первого путешествия на Камчатку, но и вышел с инициативой организации второй камчатской экспедиции, с целью дальнейших исследований северо-восточных земель и нахождения восточного морского пути в Америку. 

Неожиданно его инициатива получила поддержку на самом верху – среди руководства Адмиралтейств-коллегии и Сената.  Ключевой фигурой в принятии решения по масштабному изучению Севера стал граф А.И. Остерман – самое влиятельное лицо в государстве во времена царствования Анны Иоанновны (1730-1740). Интересно, что Остермана в 1704 году «сосватал» на русскую службу тот же самый адмирал К. И. Крюйс, который годом раньше «нашел» и самого Беринга.

Детально разработанный план обследования Сибири, побережья Северных морей и Дальнего Востока был утвержден Сенатом. 17 апреля  1732 был подписан высочайший указ. Руководителем всего проекта был назначен сам Витус Беринг, получивший за прошлые заслуги звание капитан-командора. Ему же поручалось возглавить отряд по поиску морского пути к Американскому континенту. Для всех отрядов была предусмотрена постройка новых кораблей. Все отряды возглавляли офицеры Военно-Морского флота. 

Проект вошел в историю как Великая Северная экспедиции.  

Информация о работе Витус Ионассен Беринг