Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 14:02, реферат
Он действительно ревностно относился к любому поручению. Его прилежание оценили и поручали различные ответственные задания, о чем красноречиво говорит послужной список Беринга. Вся его биография, по сути, есть послужной список на службе новому отечеству.
Основными направлениями Великой Северной экспедиции стало все побережье северных морей, от Печоры до Чукотки, было разбито Адмиралтейств-коллегией на 5 участков. За самый западный участок (от Печоры до Оби) отвечало само Адмиралтейство. Всем остальным ведал Витус Беринг.
Двинско-Обский отряд
Задача отряда:
пройти морем и сделать съемку побережья от устья Печоры до Оби.
Командир - лейтенант Степан Муравьев
Второй командир – лейтенант Михаил Павлов
Корабли: коч "Экспедицион", коч "Обь"
Вследствие неудовлетворительных результатов и поведения командиров отряда, Адмиралтейство в 1736 году отстранило Муравьева и Павлова. Руководителями «Двинско-Обского отряда» стали:
Командир - лейтенант Степан Малыгин
Второй командир - лейтенант Алексей Скуратов
Дополнительно построено 2 судна: бот «Первый» и бот «Второй»
Начало работы - 1734. Окончание - 1737.
Результат:
отряд справился с поставленной задачей. Были обследованы и нанесены на карту: побережье Северного Ледовитого океана от реки Печоры до устья Оби, включая полуостров Ямал, часть берега Обской губы, нижнее течения реки Обь до г. Березов.
Обско-Енисейский отряд
Задача отряда:
пройти водным путем и нанести на карту побережье Северного океана от устья Оби до устья Енисея.
Командир – лейтенант Дмитрий Овцын
Помощники командира - штурман Федор Минин, подштурман Дмитрий Стерлегов
Корабли: дубель-шлюпка «Тобол», бот «Обь-Почтальон»
Начало работы – 1734. Окончание – 1737.
Результат:
отряд справился с поставленной задачей. Были сделаны промеры глубин, нанесены на карту фарватеры, берега, мели. На берегах поставлены навигационные знаки. Cоставлена карта Гыданского полуострова.
После трех неудачных попыток пробиться к Енисею в 1734-36 гг. на дубель-шлюпке «Тобол», отряду Д.Овцына в Тобольске построили новое судно - бот «Обь-Почтальон». Летом 1737 г. экспедиция вышла из Обской губы в Северный Ледовитый океан и достигла устья Енисея. Кроме того, геодезист отряда Прянишников сделал описание и нанес на карту русло Енисея вниз от Туруханска, пройдя по берегу больше тысячи вёрст.
Командир отряда Д. Овцын по окончании работ был арестован. Ему поставили в вину общение с сосланным в Берёзов князем И.А.Долгоруким. Овцына разжаловали в матросы и сослали в Сибирь (!) Под стражей он был доставлен в Охотск, в отряд Витуса Беринга. Участвовал в плавании к берегам Америки. Офицерское звание ему было возвращено лишь в 1742, после возвращения из Второй Камчатской экспедиции. Дослужился до капитана второго ранга.
Восточно-Енисейский отряд
Задача отряда:
составить описание побережья Северного океана и полуострова Таймыр от устья Енисея до реки Хатанга.
Командир - штурман Федор Минин
Помощник - подштурман Дмитрий Стерлегов
Корабль – бот «Обь-Почтальон» (переданный отрядом Д. Овцына)
Начало работ – 1738. Окончание – 1743.
Результат:
поставленная задача выполнена частично. Пройдена по морю, нанесена на карту и описана лишь западное побережье п-ова Таймыр до 75° с. ш.
В конце июля 1738 года отряд Ф. Минина достиг мыса на 73°29′ северной широты и возвратился. В январе 1740 года Д. Стерлегов отправился в сухопутную экспедицию. Удалось пройти на северо-восток от реки Пясина и описать побережье от мыса Северо-Восточный до 75°29′ с. ш. В 1740 и 1742 Ф. Минин на боте «Обь-Почтальон» сделал еще две безуспешные попытки обойти по морю Таймыр . В 1743 году деятельность отряда была закончена.
Западно-Ленский отряд
Задача отряда:
разведать возможность прохождения морем от Лены на запад к Енисею, исследование и нанесение на карту побережья, полуострова Таймыр, а также русла реки Лена ниже Якутска.
Командир – лейтенант Василий Прончищев
Второй командир - лейтенант Харитон Лаптев
Помощник - штурман Семён Челюскин (*)
Корабли – дубель-шлюпка «Якутск»
Начало работ – 1735. Окончание – 1742.
Результат:
отряд почти полностью справился с поставленной задачей. Нанесен на карту практически весь Таймыр и побережье на запад от Лены до устья реки Хатанги.
За две навигации Прончищеву удалось пройти морем от устья Лены до «середины» береговой линии Таймыра и нанести на карту более 500 вёрст побережья. Во время второй навигации сам В. Прончищев и сопровождавшая его супруга Татьяна погибли. Отряд возглавил Х. Лаптев. На «Якутске» команда Х. Лаптева в 1739-40 продолжила описание Таймырского побережья. После гибели судна, Х. Лаптев начал «сухопутное» обследование Таймыра, разделив отряд на три группы. Группе С.Челюскина в 1742 удалось выйти на самую северную точку Таймыра и всего Азиатского материка – Восточно-Северный мыс с координатами 77°43′ с. ш. 104°18′ в. д.
К 100-летнему юбилею экспедиции «Русское географическое общество» переименовало эту географическую точку в мыс Челюскина. Д. Прончищев и Х. Лаптев, помимо географических вычислений, вели наблюдение за погодой, природой, животным миром, сделали массу наблюдений за бытом и обычаями коренного населения.
Восточно-Ленский отряд
Задача отряда:
попытаться пройти морем от устья Лены до «Чукотского мыса» и далее до Камчатки. На всем пути провести съемку побережья, нижнего течения основных рек, определить фарватер и провести все прочие наблюдения самого дальнего участка азиатского материка.
Командир (1735-36) – лейтенант Петр Ласиниус (участник Первой Камчатской экспедиции)
Командир (1736-1742) –лейтенант Дмитрий Лаптев (двоюродный брат Харитона Лаптева)
Корабль – дубель-шлюпка «Иркутск»
Начало работ – 1735. Окончание – 1742.
Результат:
отряд выполнил только часть задания. Не удалось пройти морем на восток дальше устья Колымы. Нанесено на карту побережье от Лены до Колымы, обследованы русла рек Яна, Хрома, Индигирка, Колыма, Анадырь.
Командир отряда П. Ласиниус и значительная часть команды скончались от цинги в первую же зимовку. Командиром отряда в 1736 назначен Д. Лаптев. На дубель-шлюпке «Иркутск» продолжил попытки пройти морем на восток. Без успеха. Лаптев отправился в Петербург с отчетом о невозможности пройти морем до Чукотки. В Адмиралтействе настойчиво предложили сделать еще одну попытку.
Возвратившись к отряду, Д.Лаптев сделал еще целый ряд попыток прорваться морем до «Чукотского носа». Проплыть по воде удалось только до мыса Баранов камень, восточнее устья Колымы. Зимовали в Нижнеколымском остроге. Потом пошли вверх по Колыме, ведя съемку русла, переправились в бассейн Анадыря и нанесли на карту все русло. Вернулись обратно в Нижнеколымск, оттуда на боте «Иркутск» возвратились в Якутск, после в Петербург.
Отряд Беринга-Чирикова
Задача отряда:
найти морской путь в Америку с Востока. Провести разведку, нанести на карты все, что будет встречено на пути.
Командир – капинат-командор Витус Беринг
Второй командир – капитан Алексей Чириков
Корабли: боты «Святой Петр» и «Святой Павел»
Начало – 1740. Окончание - 1742.
Результат:
Южный отряд
Задача отряда:
найти дорогу в Японию. По возможности установить контакты с населением и местными властями.
Командир – капитан 1 ранга Мартын Шпанберг (участник Первой Камчатской экспедиции)
Второй командир – лейтенант Вилим Вальтон
Корабли – бригантина «Архангел Михаил», дубель-шлюпка «Надежда», бот «Святой Гавриил», шлюп «Большерецк».
Начало – 1738. Окончание – 1739.
Результат:
отряд полностью справился с поставленной задачей. Обнаружена Япония, сделаны описания части побережья, установлены контакты с местным населением.
Летом 1738 года отряд М. Шпанберга на трёх судах - бригантине «Архангел Михаил», дубель-шлюпке «Надежда» и боте «Святой Гавриил» отправился к берегам Японии. Но прошли только по западной части Курильских островов и вернулись на Камчатку, в Большерецк.
К началу навигации 1739 года был построен шлюп «Большерецк» специально для прохождения прибрежных камней и мелей между островами. Все 4 судна снова вышли в море и шли по восточной стороне Курильских островов, ведя их съемку и описание. 14 июня 1739 В. Вальтон, командовавший «Св.Гавриилом» (по причине неприязненных отношений с М.Шпанбергом), «оторвался» от эскадры и ушел искать Японию самостоятельно. Оба командира вышли к берегам главного японского острова Хонсю почти одновременно - 16 июня 1739 на 38° северной широты.
На обратном пути М. Шпанберг 24 июня заходил и на Хоккайдо. В. Вальтон даже произвел высадку на берег 19 июня 1739, а 24 июня тоже повернул домой. Суда порознь пришли в Охотск и представили находящемуся там В. Берингу свои отчеты.
В 1742 году корабли отряда еще выходили на съемку Курильских островов.
Академический отряд
Задача отряда:
географические, геологические, этнографические, метеорологические, исторические исследования, изучение флоры и фауны материковой Сибири и Дальнего Востока.
Профессора Г. Миллер, И. Гмелин, Л. Делакроер, историк А.Татищев, студент С. Крашенинников, геодезист А. Красильников, адъюнкты естественных и исторических наук Г. Стеллер и И.Фишер и целый ряд других исследователей.
Начало работ 1734. Окончание – 1740.
Результат:
«отряд» справился с поставленной задачей. Трудами перечисленных ученых, их сотрудников и помощников было положено начало научному изучению Сибири.
Итоги Великой Северной экспедиции
Несмотря на все трудности и непреодолимые по тогдашним средствам препятствия, Великая Северная экспедиция существенно расширила географические (и все сопутствующие) сведения о берегах Ледовитого океана. Были нанесены на карты полярные пределы России, низовья больших сибирских рек. Был проявлен научный подход к изучению местных народов. Русские «официально» достигли берегов Америки и Японии.
Сведения, добытые отрядами экспедиции, более ста лет являлись единственным источником информации для ученых и мореплавателей всего мира. Именами командиров и активных участников экспедиции названы моря, проливы, острова и другие точки на карте России.
Командору Берингу и капитану Чирикову поручалось построить в Охотске или на Камчатке, где будет найдено более удобным, два корабля, на которых и отправиться "для обыскания американских берегов, дабы они всеконечно известны были". Причем полагалось само собою разумеющимся, что эти берега расположены невдалеке от Камчатки. Достигнув берегов, "на оных побывать и разведать подлинно, какие на них народы, и как то место называют, и подлинно ль те берега американские".
Затем предписывалось плыть вдоль них, "сколько время и возможность допустит, по своему рассмотрению, дабы к камчатским берегам могли по тамошнему климату возвратиться; и в том у него (т.-е. Беринга) руки не связываются, дабы оный вояж учинился не бесплодной, как и первой".
Высочайший указ о проведении Северной экспедиции был принят 17 апреля 1732 года. Беринг погрузился в организационные мероприятия в Петербурге. Затем перебрался в Тобольск, а к 1734 году был в Якутске. Этот сибирский город стал центральным «штабом» для всего мероприятия. Беринг изнывал под тяжестью организационных хлопот по снаряжению экспедиционных отрядов. Эти административные обязанности его угнетали, Берингу не терпелось, наконец, самому выйти в море. В Охотске, тем временем, были заложены трёхмачтовые пакетботы – «Святой Петр» и «Святой Павел», предназначенные специально для плавания к американским берегам.
Пакетботы "Святой Петр" и "Святой Павел"
Длина каждого пакетбота составляла 80 футов (30 с небольшим метров). Они имели по 14 пушек каждый и грузоподъемность около 100 тонн. Команду обоих кораблей составляли 166 человек. Сам Беринг отправлялся на "Святом Петре". С ним шли лейтенант Ваксель, штурман Эзельберг, подштурман Юшин и гардемарин Иоганн Синд. В числе матросов был и разжалованный в рядовые лейтенант Овцын – бывший командир одного из отрядов Северной экспедиции. «Святым Павлом" командовал капитан Алексей Чириков, с которым были лейтенанты Чихачев и Плаутинг, штурмана Елагин и гардемарин Юрлов. Провианта было взято из расчета на 20 месяцев.
Основные корабли должны были сопровождать дубель-шлюпка под командой корабельного мастера Хитрова и галиот, управляемый подштурманом Ртищевым. На дубель-шлюпке должен был разместиться астроном Лакройер и прибывший из Петербурга натуралист Стеллер, а также геодезист Красильников. Оба эти вспомогательные судна отстали в пути и не приняли участие в основной экспедиции.
А. Чириков и В. Беринг на берегу Авачинской бухты будущего Петропавловска. Боты "Святой Петр" и "Святой Павел"