Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2012 в 00:39, курсовая работа
Одним из конкурентных преимуществ Республики Беларусь, является высокая степень обеспеченности сельскохозяйственными землями. По показателю обеспеченности пахотными землями на душу населения (0,6 га на 1 чел.) Беларусь более чем в 2 раза превосходит среднемировой уровень. В этой связи производство сельскохозяйственной продукции должно стать одним из приоритетов экономики Беларуси. При этом сельское хозяйство республики должно не только обеспечивать ее продовольственную независимость, но и являться важной экспортно-ориентируемой отраслью. Поэтому изучение динамики и структуры экспорта сельскохозяйственной продукции, является достаточно актуальным.
ЗАКОН СРАВНИТЕЛЬНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ Д. РИКАРДО
Идея А. Смита об абсолютных преимуществах как бы самоочевидна. Но как быть, если определенная страна ни в чем не располагает абсолютными преимуществами, а другие на единицу затрат могут производить любого товара больше, чем она. Захотят ли они торговать с этой страной?
Д. Рикардо доказал, что даже в том случае, если страна ни в чем не располагает абсолютным преимуществом, торговля для обеих стран остается выгодной, что и порождает необходимость международного разделения труда.
Механизм заключается в том, что, переместив труд и капитал в отрасли, страны, имеющие сравнительные преимущества в данной стране, экономят на затратах труда и капитала. Доказательства этого Д. Рикардо приводит в «Началах политической экономии и налогового обложения».
Рикардо так сформулировал свой закон: взаимовыгодная специализация между двумя странами возможна до тех пор, пока внутренние соотношения труда и капитала для любых двух товаров неравны.
Если определенная территория специализируется на товарах, в производстве которых имеет сравнительное преимущество и обменивает излишки на другие товары, более эффективно производимые другими территориями, эффективность мирового хозяйства в целом возрастает, т.е. из закона Д. Рикардо следует, что обмены между странами сами по себе создают дополнительное богатство. Внешняя торговля выгодна даже самой отсталой стране, потому что она получает новые товары дешевле, чем могла бы сама производить. Д. Рикардо писал о том, что мировая торговля сплотит все Цивилизованные страны в одну всемирную общину [8].
ТЕОРИЯ СООТНОШЕНИЯ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА (ТЕОРИЯ ХЕКШЕРА – УЛИНА)
Эта неоклассическая теория исходит из того, что причиной международных взаимодействий являются различия не в производительности
Изменяющиеся от места к месту пропорции между факторами производства определяют географию международных торговых потоков. Классическая политэкономия считала, что главным фактором, влияющим на производительность труда, является труд. В последующих исследованиях учитывались также земля, неотъемлемые от нее естественные ресурсы, а также капитал, а в новейших исследованиях часто выделяется как самостоятельный фактор — информация. Рыночная цена труда выражается заработной платой, цена земли определяется величиной ренты, а капитала — процентной ставкой. Для информации пока устоявшегося индикатора не установлено. Сущность теории Хекшера—Улина (X—У) заключается в том, что при изучении торговых потоков необходимо учитывать не только общую величину издержек, но и их структуру. Основные положения теории Х—У можно свести к трем пунктам.
1. Страны экспортируют товары, для производства которых используются имеющиеся в избытке факторы производства, а импортируют товары, для производства которых они дефицитны.
2. Экспорт товаров может быть заменен перемещением самих факторов производства. Среди трех выделенных капитал и труд мобильны. Они могут передвигаться за пределы национальных границ. Например, страны с избыточным капиталом вместо расширения экспорта товаров в другие страны могут перевести туда свои капиталы для строительства предприятия по их производству.
3. В международной торговле при соответствующих условиях выравниваются «факторные цены», т.е. заработная плата, процентная ставка и земельная рента. По идее авторов теории, международное разделение труда ведет к выравниванию указанных «факторных цен».
Однако в теории А—У имеются определенные противоречия. Главные из них:
1. Согласно этой теории, торговля должна быть наибольшей и особенно эффективной между странами с максимально различающейся структурой факторов производства. Однако это положение не совпадает с реальной географией торговых потоков. Потоки преобладают между экономически развитыми странами с примерно равноценной структурой факторов производства, а в торговле между этими странами велика доля товаров-аналогов. Возможно, в данном случае несовпадение выводов теории X—У и результатов обмена объясняется тем, что обмен идет сходными, но не идентичными товарами. Идет, образно говоря, обмен «красного сукна на зеленое». Современный спрос настолько дифференцирован, что обмен разновидностями товаров может быть приравнен к обмену разными товарами.
2. Другое противоречие в теории X—У, подмеченное американским экономистом В. Леонтьевым, названо «парадоксом Леонтьева». На основе расчетов с помощью межотраслевого баланса он сопоставил трудоемкость и капиталоемкость экспорта и импорта США на коней 1940 — начало 1950-х годов. И обнаружил, что экспорт там был более трудоемким и менее капиталоемким, чем импорт. Это наблюдалось в стране с избытком капитала и дорогой рабочей силой, что не соответствовало теории X—У.
В объяснении «парадокса Леонтьева» были две идеи:
1) США импортируют значительные объемы сырьевых товаров, производство которых очень капиталоемкое; 2) там наблюдаются повышенные темпы роста экспорта наукоемких товаров по сравнению с динамикой всего внешнеторгового оборота.
Сам В. Леонтьев склонялся в объяснении к тому, что США обладают избыточным количеством квалифицированного труда, уровень которого не учитывается в теории X—У [7].
Новейшие теории внешнеэкономических связей
В новейших теориях внешнеэкономических связей, в отличие от традиционных, вопросы о внешнеэкономическом взаимодействии ставятся более рационалистическими. Так, вопрос «Почему страны торгуют?» заменен более корректным: «Почему товары и услуги перемешаются между странами»? Это в корне меняет представление о субъектах, принимающих решения. Главными стали реальные хозяйствующие фирмы (предприятия), а не нации, если, разумеется, отсутствует государственная монополия на внешнюю торговлю.
По оценкам экспертов Организации объединенных наций по промышленному развитию (ЮНИДО), на внутрифирменные связи ТНК в настоящее время приходится около 2/3 всей мировой торговли, от 80 до 90% продаваемых лицензий и патентов, до 40% экспорта капитала. Внутрифирменная торговля базируется на обмене полуфабрикатами и запасными частями. Поэтому внутриотраслевой обмен развивается более быстрыми темпами, чем межотраслевой.
Международная фирма может в своей стратегии руководствоваться долгосрочными, стратегическими целями, а не придерживаться принципов сравнительных преимуществ. Например, при выборе источника сырья — предпочесть более дорогое, но находящееся в полной зависимости от нее предприятие за рубежом, или разместить капитал в стране с меньшей процентной ставкой, но с высокой гарантией рисков. В обоих случаях стабильность, высокая степень контроля и другие «неосязаемые факторы» оказываются более весомыми по сравнению с ценой факторов производства.
В одной из известных методик, используемых в ФРГ для оценки инвестиционной привлекательности страны, удельный вес такого фактора, как стабильность хозяйственной деятельности, в 1,5 раза выше значимости условий получения кредита и уровня заработной платы, т.е. цен капитала и рабочей силы.
В новейших теориях внешнеэкономических связей ставится и другой основополагающий вопрос: «При каких условиях фирме удается выйти на внешний рынок и успешно завоевать его?».
ТЕОРИЯ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ПРОДУКТА В МЕЖДУНАРОДНОМ РАЗДЕЛЕНИИ ТРУДА (МРТ)
В основе этой теории лежат идеи Кондратьева—Шумпетера об определяющей роли инноваций в МРТ. Теория жизненного цикла продукта (ЖЦП) исходит из того, что любой товар, какими бы превосходными потребительскими свойствами он ни обладал, рано или поздно вытесняется с рынка другим, более совершенным. Могут быть товары-долгожители, но не может быть, как представляется, вечного товара.
Модель (теория) включает четыре фазы, различающиеся совершенно разными возможностями сбыта перспективного продукта.
1. Фаза внедрения, когда объем продаж невелик; покупатели пока еще не оценили достоинства нового продукта и не у всех дистрибьюторов (распространителей) он имеется в продаже.
2. Фаза роста — продажи возрастают, продукт предлагается большим числом дистрибьюторов; конкуренты выпускают свои аналоги товара.
3. Фаза зрелости характеризуется примерным равновесием спроса—предложения и стабилизацией продаж; эта фаза имеет наибольшую продолжительность и характеризуется острой конкуренцией.
4 Фаза упадка, в которой выход из положения заключается в выпуске нового продукта [7].
Американские исследователи С. Хирш и Р. Верной интерпретировали модель ЖЦП для внешней торговли.
ТЕОРИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ М. ПОРТЕРА
М. Портер (США) предпринял удачную попытку совмещения неоклассической теории конкурентоспособности на уровне страны с теорией внешнеэкономической деятельности отдельно взятой фирмы. Он поставил вопрос следующим образом: «Почему фирмы конкретных стран приобретают конкурентные преимущества в отдельных производствах и отраслях»?
Основной вывод таков: успех фирм в состязании с конкурентами зависит в первую очередь от экономической системы в стране.
М. Портер детально исследовал десять крупнейших индустриальных стран, на которые приходилось 1/2 мирового экспорта. В число проанализированных отраслей вошли химическая и типографическая отрасли ФРГ; производство текстильного оборудовании и Фармацевтика Швейцарии; производство горное о оборудования и грузовиков Швеции; программное обеспечение компьютеров, производство медицинского оборудования и кинофильмов США; производило мебели, домашней утвари и керамики Италии и др.
В результате исследователь предложил «теорию международной конкурентоспособности наций», в которой обоснована взаимосвязь четырех параметров, от которых зависит конкурентоспособность страны на мировом рынке. По Портеру, конкурентоспособное развитие — это история не использования абсолютных преимуществ, а борьбы с неблагоприятными условиями экономического развития.
Национальные неблагоприятные условия, если к ним подходить не фатально, а творчески, порождают в нации энергию для инновационных изменений. Давление и вызов, а не «спокойная жизнь» привели фирмы и нации к процветанию.
Схематически М. Портер представил свою модель (теорию) в виде «национального ромба», включающего четыре формирующих параметра (рис. 1.1). Рассмотрим кратко каждый из них.
1.Факторы производства. В отличие от классиков и неоклассиков политической экономии, Портер считает, что факторы производства страной не наследуются, а создаются в процессе творческого «о расширения или углубления. Например, нехватка такого фактора. как земля (или ее неимоверная дороговизна), стала основой в Японии для разработки территориально компактных технологических процессов: система жестко гарантированных поставок «точно в срок», чтобы не образовывать складов. Или считалось, что японская экономика стала процветать, опираясь на дешевую и избыточную рабочую сил. Но более глубокий анализ показал, что японские фирмы начали преуспевать в мировом хозяйстве только после того, как прошли через острую нехватку рабочих рук и существенно снизили потребность и рабочей силе с помощью автоматизации и роботизации производства. Пример Дании. Творчески приобретенное преимущество ее фармацевтических фирм в том, что они наладили производство витаминов из природного сырья и созданные на искусственной основе экспортируют в незначительных количествах.
Рис.1.1. Ромб конкурентных преимуществ М. Порьера
2.Условия спроса. Один из постулатов Портера: требования внутреннего рынка являются наиболее важными для производства и экспорта. Убедительное доказательство: японцы, проживающие в небольших квартирах, ориентируются на потребление дешевых энергосберегающих кондиционеров, которые стали выпускать японские фирмы. Впоследствии такие малоэнергоемкие кондиционеры широко распространились во всем мире.
Вывод может быть один, страны через свои фирмы добиваются преимущества в тех отраслях и производствах, в которых спрос внутреннем рынке дает им представление о потребностях покупав лей раньше и точнее, чем конкурентам. Как пишет Портер, нужна простая внимательность.
3. Наличие эффективной среды для основного производства. Здесь тоже можно обратиться к примерам. Итальянские ювелирные фирмы процветают потому, что Италия — мировой лидер по производству машин для обработки драгоценных камней и металлов. Обувная промышленность этой страны, занимающая лидирующие позиции в обязана высокому уровню выделки кожи и дизайну. Итак, системная «природа» ромба Портера способствует созданию кластеров конкурентоспособных производств.
4. Стратегия фирмы и конкуренция. Конкурентоспособность связана со стратегией и организационной структурой фирмы. В мире отсутствует какая-либо единая и универсальная система управления. Тем же итальянским фирмам, лидирующим в производстве обуви, мебели, светотехнических товаров, упаковочных машин, одежды, свойственны отсутствие жестких форм управления и способность к быстрым изменениям в менеджменте. Для фирм ФРГ, специализирующихся на производстве оптики, химикатов, типична жесткая централизованная система управления. Японский стиль менеджмента, отличающийся фирменным «патриотизмом», не принес, однако, успеха в химической промышленности, сфере деловых услуг и др.
Помимо менеджмента, определяющего стратегию развития фирмы, очень важно присутствие внутренних конкурентов. М. Портер категорически отрицает полезность концентрации специализированного производства на одной национальной фирме, защищенной государственной поддержкой. Его исследование показало, что большинство такого рода фирм отличаются низкой эффективностью, расточительным использованием ресурсов производства.
Информация о работе Внешняя торговля Беларуси в сфере сельского хозяйства