Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 15:12, контрольная работа
Географическое положение. "Месопотамия" - значит "Земля между реками" (между Евфратом и Тигром). Теперь под Месопотамией понимают в основном долину в нижнем течении этих рек, причем присовокупляют к ней земли к востоку от Тигра и к западу от Евфрата. В целом этот регион совпадает с территорией современного Ирака, за исключением горных районов вдоль границ этой страны с Ираном и Турцией. Большая часть вытянутой долины, особенно вся Нижняя Месопотамия, в течение длительного времени покрывалась отложениями, приносимыми обеими реками с Армянского нагорья. С течением времени плодородные аллювиальные почвы стали привлекать население других регионов. С давних времен землепашцы научились компенсировать скудные осадки созданием ирригационных сооружений
Введение………………………………………2
1)Географическое положение……..2
2)Население……………………………….2
3)Предыстория и история……….4
4)Исторический период………..6
5)Становление культуры Месопотамии………6
5)Угасание культуры Месопотамии………8
Заключение…………………………………..10
Использованная литература…………10
Сложность и противоречивость исторического
развития страны в это время определили
крайнюю противоречивость деятельности
Петра I и осуществленных им реформ.
С одной стороны, они имели
огромное прогрессивное значение, шли
навстречу общенациональным интересам
и потребностям, способствовали значительному
ускорению исторического
С другой стороны - осуществлялись крепостниками,
крепостническими методами и были направлены
на укрепление их господства. Поэтому
прогрессивные преобразования петровского
времени с самого начала несли
в себе консервативные черты, которые
в ходе дальнейшего развития страны
выступали всё сильнее и, вместо
того, чтобы ликвидировать
Эта сложность и противоречивость
со всей силой проявилась и в преобразовательной
деятельности Петра I, которая отличалась
неукротимой энергией, невиданным размахом,
смелостью в ломке отживших учреждений,
законов, устоев и уклада жизни и
быта. Прекрасно понимая значение
развития торговли и промышленности,
Петр I осуществил ряд мероприятий,
соответствовавших интересам
* * *
Петр Алексеевич Романов (Петр I, Петр Великий) - первый император всероссийский, родился 30 мая 1672 года, от второго брака царя Алексея Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной, воспитанницей боярина А.С. Матвеева. Петр был четырнадцатым ребёнком царя Алексея и первым от его второго брака. Первая жена царя, дочь И.Д. Милославского Марья Ильинична, умерла, оставив ему двух сыновей Федора и Ивана, и много дочерей. Таким образом при царе Алексее в царском семействе два враждебных друг другу круга родных: старшие дети царя с Милославскими и Наталья Кирилловна с сыном и родней. Дело в том, что царевичи Федор и Иван не отличались физической крепостью и не подавали надежды на долголетие, а младший царевич Петр цвел здоровьем, поэтому, несмотря на то, что он был самым младшим из братьев, именно ему было суждено стать царём. На это и надеялись Нарышкины, но этого очень боялись Милославские, и только страх перед царём Алексеем сдерживал проявления семейной вражды.
Со смертью царя Алексея Михайловича глухая борьба Милославских и Нарышкиных переходит в открытое столкновение. Начались ссоры и интриги. Боярин А.С. Матвеев, стоявший, тогда во главе всех дел был сослан на север в Пустозёрск. Положение матери Петра стало очень затруднительно.
ОБУЧЕНИЕ МАЛОЛЕТНЕГО ПЕТРА
Обучение Петра шло довольно
медленно. По старорусскому обычаю
его начали учить с пяти лет. Учителем
Петра стал дьяк Никита Моисеев, сын
Зотов, человек учёный, но любящий
выпить. Впоследствии Петр назначил его
князем-папой шутовской
Зотов прошёл с Петром азбуку, часослов, псалтырь, евангелие и апостол. Так же начинали своё учение и царь Алексей, и его старшие сыновья. Зотов касался и русской старины, рассказывал царевичу про дела его отца, про царя Ивана Грозного, о Дмитрии Донском и Александре Невском. Впоследствии Петр не терял интереса к истории, придавал ей важное значение для народного образования.
До смерти своего отца, царя Алексея, Петр жил баловнем в царской семье. Ему было всего три с половиной года, когда умер отец. Царь Федор был крёстным отцом своего маленького брата и очень любил его. Он держал Петра при себе в большом московском дворце и заботился о его обучении.
Учился ли Петр у Зотова ещё чему-нибудь, остаётся неизвестным; сохранилось предание о том, что Зотов показывал царевичу много “потешных листов”, то есть картинок исторического и бытового содержания, привозимых в Москву из-за границы. За обучением у Зотова должна была следовать схоластическая наука, с которой знакомились старшие братья и даже сестры Петра под руководством киевских монахов. Петру предстояло изучить грамматику, пиитику, риторику, диалектику и философию, латинскую и греческую грамоту и, вероятно, польский язык. Но перед началом этого обучения царь Федор умер и началась смута 1682 года. Из-за этого Петр остался без систематического образования. До конца жизни он игнорировал грамматику и орфографию.
СОБЫТИЯ 1682 ГОДА
Царь Федор Алексеевич умирает, не оставив наследников престола. По общему мнению наследовать престол должен был его брат Иван. Но 15-летний Иван был очень болезненным и малоумным и, конечно, не мог принять власти. Зная это, любимцы царя Федора (Языков, Лихачев и др.) устроили дело так, что сразу после смерти Федора патриарх Иоаким и бояре провозгласили царём младшего царевича Петра. Однако, права царевича Ивана были нарушены и его родные не могли примириться с происшедшим. Самыми умными и решительными среди них были царевна Софья Алексеевна и боярин Иван Михайлович Милославский. Против своих врагов (Языкова и Нарышкиных) они подняли стрелецкое войско.
Стрельцам дали знать, что царевич Иван задушен и в руки стрельцов дали список “изменников-бояр”. Стрельцы поверили и начали открытый мятеж. 15 мая 1682 года они, вооружившись, пришли в Кремль. Царица Наталья Кирилловна вывела на Красное крыльцо дворца царя Петра и царевича Ивана и показала их стрельцам. Однако стрельцы не успокоились, вломились в царский дворец и на глазах членов царской семьи зверски убили боярина Матвеева и многих родственников царицы Натальи. Петр, бывший очевидцем кровавых сцен стрелецкого мятежа, вызвал удивление твёрдостью, какую сохранил при этом: стоя на Красном крыльце он не изменился в лице, когда стрельцы подхватывали на копья Матвеева и его сторонников. Но майские ужасы неизгладимо врезались в память Петра: вероятно, отсюда берут начало и известная нервность, и его ненависть к стрельцам. Через год 11-летний Петр по развитости показался иноземному послу 16-летним юношей.
Через неделю после начала бунта (23
мая) победители потребовали от правительства,
чтобы царями были назначены оба
брата; ещё неделю спустя (29-го), по новому
требованию стрельцов, за молодостью царей
правление было вручено царевне
Софье. Партия Петра была отстранена
от всякого участия в
ПЁТР В ПРЕОБРАЖЕНСКОМ
За всё время регентства Софьи, Наталья Кирилловна приезжала в Москву лишь на несколько зимних месяцев, проводя остальное время в подмосковном селе Преображенском. Около молодого двора группировалась значительная часть знатных фамилий, не решавшихся связать свою судьбу с временным правительством Софьи. Предоставленный самому себе, Петр разучился переносить какие-то стеснения, отказывать себе в исполнении какого бы то ни было желания. Царица Наталья, женщина “ума малого”, по выражению её родственника князя Куракина, заботилась, по-видимому, исключительно о физической стороне воспитания своего сына. Мы видим Петра окруженным “молодыми ребятами народу простого” и “молодыми людьми первых домов”; первые в конце концов взяли верх, а “знатные персоны” были отдалены. Весьма вероятно, что и простые и знатные приятели детских игр Петра одинаково заслуживали кличку “озорников”, данную им Софьей.
Огненный, гениальный ребёнок не может сидеть в комнате без дела; он рвется из печального опального дома на улицу, собирает около себя толпу молодёжи из придворных служителей: забавляется, играет с ними; как все живые дети любит играть в войну, в солдаты. На берегу Яузы у села Преображенского он построил себе “потешную” крепость - Пресбург и около неё собрал целую дюжину “потешных” воинов. Сначала это был сплошной сброд: “Преображенские конюхи”, как выражалась Софья. Потом этой компании Петр придал форму двух солдатских полков (Преображенского - в селе Преображенском и Семёновского - в соседском селе Семёновском), и понемногу из “потешных” полков у Петра образовались настоящие полки, положившие впоследствии начало гвардии. Полевая забава Петра получила широкие размеры и серьёзное значение. Петр понял важность военного дела и стал учиться инженерному и артиллерийскому искусству.
“Для математики, фортификации, токарного мастерства и огней артифициальных” появляется при Петре учитель-иностранец Франц Тиммерман. Сохранившиеся тетради Петра свидетельствуют о его настойчивых усилиях усвоить прикладную сторону арифметической, астрономической и артиллерийской премудрости: те же тетради показывают, что основания этой премудрости так и остались для Петра тайной. Зато токарное искусство и пиротехника всегда были любимыми занятиями Петра. Широко известна страсть Петра к лодкам и кораблям. После того, как Петр нашёл в селе Измайлове заброшенный мореходный ботик (“дедушку русского флота”) и научился плавать на нём, он весь ушёл в это дело и начал строить суда на большом Переяславском озере. Многим это казалось пустой забавой. Осуждали в Петре и его близость к немцам. Петр часто бывал в немецкой слободе, ведь именно там он мог найти объяснения многим непонятным для русских людей вещам, например астролябии. Петр особенно сблизился с шотландцем Гордоном, генералом русской службы, учёным; и со швейцарцем Лефортом, полковником, человеком очень способным и весёлым. Под влиянием Лефорта Петр привык к шумным пирам и разгулу. К сожалению, ни князь Борис Алексеевич Голицын, воспитатель Петра, ни его воспитатель Никита Зотов не могли удержать молодого царя от кутежей и шумных пирушек.
Вследствие неблагоприятных
Участие Петра в государственных делах, во время регентства Софьи, ограничивалось присутствием на торжественных церемониях. Петр весь ушёл в свои забавы. Московские люди считали его несерьёзным и пустым человеком.
Единственным крупным и
С женитьбой Петр не изменил своих привычек. Несходством характеров супругов и нелюбовью двора к Лопухиной объясняется то, что “изрядная любовь” Петра к жене “продолжилась разве токмо год”, а затем Петр стал предпочитать семейной жизни - походную, в полковой избе Преображенского полка. Новое занятие - судостроение - отвлекло его ещё дальше: с Яузы он вместе со своими кораблями переселился на Переяславское озеро и весело проводил там время даже зимой.
НИЗВЕРЖЕНИЕ ЦАРЕВНЫ СОФЬИ. ПРАВЛЕНИЕ ЦАРИЦЫ НАТАЛЬИ
Так подошло совершеннолетие Петра (30 мая 1689 года), когда мать и родные заставили его начать борьбу с Софьей за власть. Главным желанием Софьи было стать постоянной “самодержицей”, соправительницей царей. Для этого она старалась действовать через стрельцов. Она надеялась, что стрельцы подадут челобитье - не оставлять правления, венчаться царским венцом и стать самодержицей. Однако, заговор открылся, и летом 1689 года начались открытые ссоры между царём Петром и царицей Натальей с Софьей, которые переросли в открытую вражду.
Софья опасалась прямого нападения Петра с его “озорниками” и поэтому держала в Москве вокруг себя усиленные караулы стрельцов. Уступить Петру и отказаться от правления она и не думала. Петр также боялся покушений стрельцов на свою жизнь. В ночь на 8 августа 1689 года Петр был разбужен в Преображенском стрельцами, принёсшими весть о действительной или мнимой опасности со стороны Кремля. Петр раздетый ускакал в ближайшую рощу, там оделся и помчался в Троице-Сергиев монастырь, куда приехал чуть живой от усталости и волнения. Страхи оказались по-видимому, ложными, стрельцы не шли в Преображенское, но Петр с тех пор страдал постоянным нервным недугом: у него появились подёргивания щеки, непроизвольные движения головы и некоторая неправильность походки. Он, по тогдашнему выражению, “голову запромётывал и ногою запинался”. Приверженцы Петра распорядились созвать дворянское ополчение, потребовали к себе начальников и депутатов от московских войск и учинили короткую расправу с приверженцами Софьи (кн. В.В.Голицын, Сильвестр, Шкаловитый). Софья была переселена в подмосковный Новодевичий монастырь. Иоанн правил лишь номинально; фактически власть перешла к партии Петра. На первых порах, однако, “царское величество оставил своё правление матери своей, а сам препровождал время своё в забавах экзерциций военных”.
Правление царицы Натальи представлялось
современникам эпохой реакции против
реформаторских стремлений Софьи. Петр
воспользовался переменой своего положения
только для того, чтобы расширить
до грандиозных размеров свои увеселения.
Так, манёвры новых полков закончились
в 1694 году Кожуховскими походами, в
которых “царь Федор
Расширение морских забав
В 1694 году умерла мать Петра. Хотя Петр
теперь “сам понужден был вступить
в управление, однако ж труда того
не хотел понести и оставил
все своего государства правление
- министрам своим” (Куракин). Ему
было трудно отказаться от той свободы,
к которой его приучили годы невольного
удаления от дел; и впоследствии он
не любил связывать себя официальными
обязанностями, поручая их другим лицам,
сам оставаясь на втором плане. Правительственная
машина в первые годы правления Петра
продолжает идти своим ходом. Петр вмешивается
в этот ход лишь тогда и постольку,
когда это оказывается