Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 15:12, контрольная работа
Географическое положение. "Месопотамия" - значит "Земля между реками" (между Евфратом и Тигром). Теперь под Месопотамией понимают в основном долину в нижнем течении этих рек, причем присовокупляют к ней земли к востоку от Тигра и к западу от Евфрата. В целом этот регион совпадает с территорией современного Ирака, за исключением горных районов вдоль границ этой страны с Ираном и Турцией. Большая часть вытянутой долины, особенно вся Нижняя Месопотамия, в течение длительного времени покрывалась отложениями, приносимыми обеими реками с Армянского нагорья. С течением времени плодородные аллювиальные почвы стали привлекать население других регионов. С давних времен землепашцы научились компенсировать скудные осадки созданием ирригационных сооружений
Введение………………………………………2
1)Географическое положение……..2
2)Население……………………………….2
3)Предыстория и история……….4
4)Исторический период………..6
5)Становление культуры Месопотамии………6
5)Угасание культуры Месопотамии………8
Заключение…………………………………..10
Использованная литература…………10
Впрочем, пополнение
княжеской «казны» - не единственная
функция, которую выполняло
Таким образом, древнерусское полюдье находилось не в статике, а в динамике, изменяясь на протяжении веков своего существования. Возникло оно с появлением постоянной должности князя, т.е. в эпоху подъема родо-племенного строя. Первоначально полюдье выполняло преимущественно религиозную функцию, обусловленную сакральной ролью вождя в восточнославянском обществе. Мало-помалу оно приобрело значение специальной платы князю за труд по управлению обществом, обеспечению внутреннего и внешнего мира. Постепенно в нем появились и крепли экономические, социальные и политические функции. Но все эти новые тенденции длительное время развивались под языческой религиозной оболочкой, принимая часто ритуально-обрядовую форму. В таком состоянии мы и застаем восточнославянское полюдье Х в. И только позднее, где-то на рубеже XI-XII вв. «полюдный» сбор освобождается от языческого религиозного покрова, становясь неким подобием налога. И тем не менее какие-то элементы старого в нем, вероятно, продолжали жить.
Важно подчеркнуть, что во все времена основой полюдья являлись дары, или добровольные приношения. Полюдье возникло и развивалось вне рентных отношений, не имея никакой связи с феодальной эксплуатацией производителей.
Основную часть дани составляли денежные средства (бель или щеляги - серебряные монеты либо слитки серебра - гривны), а также меха пушных зверей, которые можно было продать (черные куны, веверицы - белки). Очевидно, полученные в ходе такого «наезда» деньги должны были идти на пропитание и вооружение дружины и самого князя.
Когда они (пример германской дружины)
не ведут войн, то много охотятся,
а еще больше проводят время в
полнейшей праздности, предаваясь сну
и чревоугодию. И самые храбрые
и воинственные из них ничего не
делают, препоручая заботы о жилище,
домашнем хозяйстве и поле женщинам,
старикам и наиболее слабосильным из
домочадцев, тогда как сами погрязают
в бездействии, на своем примере
показывая поразительную
Источники позволяют выяснить и вопрос о том, как распределялись собранные во время полюдья (и/или сбора дани) средства.
Уже в начале XIX в. было обращено внимание на то, что в нашей древности, говоря современным языком, бюджет княжеского двора отделяется от государственного бюджета. На княжеские нужды, на содержание его двора идет 1/3 доходов-даней, а 2/3 идут на государственные потребности. Ольга брала 1/3 дани с древлян на свой двор, сосредоточенный в Вышгороде, 2/3 шло на Киев. Ярослав и другие новгородские представители власти киевского князя уплачивали 2/3 дани в Киев, а 1/3 оставляли себе. Мстислав Удалой взял дань с чуди и 2/3 отдал новгородцам, 1/3 раздал своим дворянам, т.е. двору. Если это так, то в перечне Святославовой грамоты мы можем видеть либо ту часть новгородских погостов, на доходы с которых содержался княжеский двор, либо, что кажется мне более вероятным, княжеские вотчины. С этих своих вотчин князья и давали десятину на содержание Софийского храма. Историками было доказано, что десятина была положена не на всех людей, а лишь на одних вотчинников, которые владели недвижимыми имениями и получали с имений оброки. Для Десятинной церкви киевской «от именья своего и от град своих» (укрепленных дворов-замков) десятую часть, так и Ярослав после Владимира «ины церкви ставяше по градом и по местам, поставляя попы и дал им от именья своего урок».
Как уже отмечалось,
и при получении дани и
Еще один важный
момент, на который хотелось бы
обратить внимание: ни дань, ни
полюдье не затрагивали
Что заставляет
дружинников Святополка
Наконец, чрезвычайно
важным остается и вопрос о
том, можно ли рассматривать
даннические отношения или
Конечно, можно
рассматривать земли,
ВО ЧТО И ПОЧЕМУ ПЕРЕРОСЛА ЭТА СИСТЕМА.
Таким образом, в IX-X вв. происходило
становление верховной
Однако, субъектом
собственности на землю,
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Можно сделать вывод, что в VIII-IX вв. в восточно-славянских союзах племенных княжеств складывается система корпоративной эксплуатации лично свободных земледельцев-общинников дружинной знатью через систему даней-налогов. В IX в. дружинная знать наиболее сильного союза поляно-русского - распространяет эту форму эксплуатации на ряд других союзов и становится корпоративным собственником земель этих зависимых территорий. В первой половине X в. эксплуатация их населения осуществлялась через систему «малых полюдий», во время которых несколько отрядов киевских дружинников непосредственно собирают дань с территории каждого из зависимых союзов. Наконец, в середине - второй половине X в. (исключая землю словен, непосредственно подчиненную Киеву еще в конце X в.) собственные «княжения» в союзах племенных княжеств ликвидируются, в бывших центрах союзов начинают княжить представители киевской княжеской династии. К князьям-наместникам переходит функция сбора дани. В их дружины, очевидно, вливается часть дружин бывших союзов племенных княжеств. Таким образом, к рубежу X-XI вв. вся дружинная знать оказывается связанной с киевской княжеской династией - непосредственно с великим князем или с кем-либо из его наместников.
В таком случае
право князя как верховного
собственника земли
Однако И.Я. Фроянов высказал свою точку зрения: «Земельная экспроприация киевскими князьями того или иного восточнославянского племени и учреждение верховной собственности на захваченную землю, - считает он, - суть кабинетные изобретения ученых, подгоняющих факты прошлого под теоретические установки исторического материализма. А это означает, что исследователь не может рассматривать восточнославянское данничество в системе поземельных социально-экономических отношений и квалифицировать дань как земельную феодальную ренту. Взимание ... дани киевскими князьями с покоренных восточнославянских племен не сопровождалось посягательством на земли данников. Обложенные данью территории не входили в состав Русской земли, лежавшей в Среднем Поднепровье. Они вовлекались лишь в сферу внешнеполитического влияния Киева. <...> [Дань]... шла на нужды полянской общины в целом, а также князей, дружинников и рядовых воинов в отдельности. При этом дань была и оставалась до конца X в. внешним побором, добываемым силой оружия. Ее нельзя считать внутренней податью, а тем более - централизованной феодальной рентой, получаемой корпорацией феодалов в лице государства».
Не исключено,
однако, что земли, включенные
в систему полюдья, все же
можно относить к сфере
Сложность выбора
одной из приведенных точек
зрения связана с тем, что
установить реальную грань,
Как бы то ни
было, полюдье можно рассматривать
как первый шаг в присвоении
князьями верховной власти на
землю. С ростом феодального
землевладения часть земли (
ЛИТЕРАТУРА
1.Новосельцев А.П. «
2.Фроянов И.Я.«Киевская Русь. Очерки социально-политической истории» -1980г.
3.Фроянов И.Я., Дворниченко А.Ю.
«Города-государства древней
4.Рыбаков Б.А. «Киевская Русь
и русские княжества XII-
5.Свердлов М.Б. «Изучение
6.Горский А.А. История 1993г.
7.Греков Б.Д. «Крестьяне на Руси с древнейших времен до XVII века. – 1946г.
8.Греков Б.Д. «Киевская Русь» - 1936г.
9.Юрганов А.Л. «Отечественная История» - 1993г.
10.Костомаров Н.И. «Русская
11.Люсьен Леви-Брюль «Первобытное мышление» - 1930г. «Сверхъестественное в первобытном мышлении» - 1999г.