Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 20:43, контрольная работа
Цель данной работы – рассмотреть методику изучения экономических районов в курсе «География России».
Для достижения данной цели мной были реализованы следующие задачи:
1.Изучить подходы к экономическому районированию России.
2.Изучить общую структуру курса Экономическая география России в школе.
3. Изучить методы обучения экономическим районам в курсе «География России».
4. разработать несколько уроков по данному курсу.
Введение____________________________________________________3
1. Экономическое районирование в курсе «География России»._______4
2. Структура курса в учебной литературе различных авторов_________7
3. Методические рекомендации по изучению экономических районов в курсе «География России»___________________________________________10
4. Пример урока для изучения курса______________________________22
Заключение___________________________________________________26
Список литературы_____________________________________________27
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Специальность Экономическая география
Контрольная работа по дисциплине:
Методы Преподавания Географии
на тему
Методы изучения экономических районов России
Сдала студентка ОЗО гр. 4.2
Мусаллямова Лиана Радиковна
Проверила: к.б.н., доц.
Хизбуллина Р. З.
Уфа 2013
Содержание
Введение______________________
1.
Экономическое районирование в
курсе «География России»._____
2. Структура курса в учебной
литературе различных авторов__
3. Методические рекомендации по
изучению экономических
4. Пример урока для изучения
курса_________________________
Заключение____________________
Список литературы_____________
Введение
Методика изучения экономических районов призвана формировать систему знаний учащихся об экономических и социальных проблемах современного мира для целостного осмысления единства природы и общества на планетарном и региональном уровнях;
- сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических процессов и явлений;
- развить познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности путем ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами России, её районов;
- сформировать географическую культуру и географическое мышление учащихся, воспитать чувство патриотизма.
Цель данной работы – рассмотреть методику изучения экономических районов в курсе «География России».
Для достижения данной цели мной были реализованы следующие задачи:
1.Изучить подходы к экономическому районированию России.
2.Изучить общую структуру курса Экономическая география России в школе.
3. Изучить методы обучения
4. разработать несколько уроков по данному курсу.
Экономическое образование – одна из важнейших сторон общеобразовательной подготовки школьников. Каждый учитель географии должен иметь ясное представление о методологии науки экономической географии, и соответственно методике преподавания географии в школе.
Школьная география, благодаря
своей многоаспектности и сложной
территориальной и отраслевой структуризации,
обеспечивает уникальный ракурс в экономическом
образовании, что обусловлено спецификой
географического подхода к
1. Экономическое районирование в курсе «География России».
Экономическое районирование –
это выделение системы
Экономический район – территориальная
часть народного хозяйства
Современный экономический район
– это целостная
Современное экономическое районирование
России включает три основных звена
(таксономические единицы: высшее звено
– крупные экономические
Экономический район имеет свою
отрасль специализации, обусловленную
экономико-географическими
Экономические районы образуются и
развиваются на основе общественного
территориального разделения труда. В
связи с отраслевым разделением
труда, расчленением производства на мелкие
и более узкие отрасли, созданием
специализированных производств оно
ведет к расчленению
Образование экономических районов является объективным процессом, выраженным развитием территориального разделения труда.
Основные принципы районирования:
Экономический, рассматривающий район как специализированную часть единого народнохозяйственного комплекса страны с определенным составом вспомогательных и обслуживающих производств. Согласно этому принципу специализацию района должны определить такие отрасли, в которых затраты труда, средств на производство продукции и ее доставку потребителю по сравнению с другим районами будут наименьшими. Экономическая эффективность специализации района должна осуществляться как с точки зрения установления наиболее целесообразного территориального разделения труда в масштабе всей страны, так и с точки зрения наиболее производительного использования имеющихся ресурсов района.
Национальный, учитывающий национальный состав населения района, его исторически сложившейся особенности труда и быта.
Административный, определяющий единство экономического районирования и территориального политико-административного устройства страны. Этот принцип создает условия для эффективного самостоятельного развития районов и укрепления их роли в территориальном разделении труда России.
Эти принципы являются основополагающими
для современной теории и практики
экономического районирования России.
В современных условиях выделение
крупных экономических районов
диктуется развитием научно-
Экономическое районирование является
не застывшим процессом, оно может
изменяться, совершенствоваться в процессе
экономического развития страны в зависимости
от многих факторов. Научное обоснование
экономического районирования требует
углубленного исследования многообразия
факторов. Современный период отличается
появлением новых объективных
Важными показателями районной комплексности становятся соответствие хозяйства района его природным и экономическим условиям, рациональное сочетание отраслей на базе ведущих специализирующих производств и их территориальной концентрации, относительное сходство отраслевой структуры входящих в район территорий.
Одним из важнейших факторов являются также регуляторы рынка, т.е. цены, тарифы, налоги, кредиты, инвестиции и т.д. Все эти факторы характерны для рыночной экономике и представляют собой систему, которая отражается на принципах районирования разного значения – экономических, социальных, экологических, организационных.
Современная система экономических
районов России сложилась в результате
коренных изменений в размещении
производительных сил под влиянием
социально-экономических
Причины изменения обусловлены:
- сдвигом промышленности в восточные
районы, где сосредоточились основные
сырьевые базы и на их основе возникли
крупные территориально-
- совершенствование топливно-энергетического баланса, создание предприятий наиболее эффективных отраслей промышленности;
- рациональное разделение труда, преодоление несоответствия в размещении сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, трудовых ресурсов;
- обеспечение стабилизации и оживление экономики за счет старых промышленных районов европейской части России, где сосредоточен производственно-технический и интеллектуальный потенциал страны;
- обеспечение выхода из кризиса с помощью новых «точек роста» в виде свободных экономических зон.
Современный методический подход к разработке схемы экономических районов, должен основываться на качественном анализе:
- учете тенденции проявления общих районообразующих факторов, т.е. научно-технического прогресса территориальных форм концентрации производства и т.д.;
- анализе конкретных узловых районно-комплексных проблем, специфических условий районо образования на отдельных территориях.
Географы-экономисты выделяют 3 звена районирования:
Высшее звено районирования – крупные экономические районы – используются центральными республиканскими органами власти для общегосударственного управления экономкой в территориальном разрезе. Крупные экономические районы – это четко специализированные и относительно завершенные территориальные хозяйственные комплексы: играющие важную роль в общероссийском разделении труда. Располагая значительной территорией, большой численностью населения, природно-ресурсным потенциалом, крупные экономические районы имеют четко выраженную специализацию (до 5–7 отраслей). Чем больше территория крупного экономического района, тем шире его производственный профиль, сложнее хозяйственный комплекс.
Среднее звено районирования используется для руководства некоторыми отраслями хозяйства в пределах области, края, республики. Велика его роль в руководстве сельским хозяйством и сферой услуг.
Низшее звено районирования – городские и сельские районы представляют собой первичные звенья в таксономии экономического районирования. На их основе образуются начальные специализированные территориальные производственные комплексы. Низовые районы играют важную роль в разработке и выполнении перспективных и годовых программ развития районного хозяйства и социально-культурного строительства, в размещении и специализации предприятий по производству и переработки сельскохозяйственной продукции, местной промышленности, бытового обслуживания, торговли и общественного питания.
2. Структура курса в учебной литературе различных авторов
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года №1089;
- Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
- Программа регионального курса «Краеведение»;
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09. 03. 2004.
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Программа определяет содержание изучаемого предмета, отражает требование к общеобразовательной географической подготовке школьников, познавательные интересы учащихся. Главным образом она призвана формировать правильную ориентацию обучающихся в природных, социальных и экономических проблемах своей страны, помогать им в выборе путей рационального применения, приложения своих сил на благо Родины.
Учебно-воспитательный процесс построен на сочетании урочной формы и модуля дистанционного обучения, направленного на развитие проектно-исследовательской деятельности школьников. Аттестация учащихся основана на системе тематических практических работ и защите творческих проектов, выполнение которых предусмотрено программой.
Федеральный базисный учебный план
для образовательных учреждений
Российской Федерации отводит 68 часов
для обязательного изучения учебного
предмета «География», из расчета 2-х. учебных
часов в неделю. Региональный компонент
на модульное изучение курса «Географическое
краеведение» отводит 17 часов. Резервное
время, при этом, составляет 3 часа и
предусматривает возможность
Информация о работе Методы изучения экономических районов России