Методы изучения экономических районов России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 20:43, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы – рассмотреть методику изучения экономических районов в курсе «География России».
Для достижения данной цели мной были реализованы следующие задачи:
1.Изучить подходы к экономическому районированию России.
2.Изучить общую структуру курса Экономическая география России в школе.
3. Изучить методы обучения экономическим районам в курсе «География России».
4. разработать несколько уроков по данному курсу.

Содержание

Введение____________________________________________________3

1. Экономическое районирование в курсе «География России»._______4
2. Структура курса в учебной литературе различных авторов_________7

3. Методические рекомендации по изучению экономических районов в курсе «География России»___________________________________________10

4. Пример урока для изучения курса______________________________22

Заключение___________________________________________________26

Список литературы_____________________________________________27

Вложенные файлы: 1 файл

КР МПГ.docx

— 65.97 Кб (Скачать файл)

Другая методика определения специализации  дедуктивным путем состоит в  том, что учитель сам формулирует  ведущие отрасли и специализацию  района, а затем предлагает ее обосновать. Этот прием можно считать дедуктивным.

Взаимосвязи между отраслями производства рассматриваются в двух аспектах:

– территориально-производственные связи по технологической линии по стадиям производства в системе ведущей отрасли;

– территориально-производственные связи между отраслями разных ЭПЦ.

5. Города рассматриваются в двух  аспектах: города как центры отраслей  специализации и определяющие  сочетания ведущих отраслей. Изучаются  при характеристике соответствующих  отраслей промышленности; города  – транспортные и культурные  центры. Необходимо показать внешний  вид города, особенности планировки, архитектуры и т.п.

При изучении городов целесообразна  беседа по карте, а также объяснение учителя. В качестве опережающих  заданий можно использовать доклады  учащихся. Целесообразно применение видеофильмов.

Одним из основных методических приемов  при изучении экономических районов  является прием сравнения, который  может применяться при изучении всех основных тем курса. В ходе сравнения  можно применять эвристическую  беседу для создания проблемной ситуации и усиления познавательного интереса.

Наиболее сложные вопросы желательно задавать в качестве опережающих  заданий, чтобы учащиеся имели время  для нахождения ответов в различных  источниках. На уроках-семинарах заранее  подготовленные сообщения учащихся на основе выполнения заданий могут  быть поискового характера.

Важным условием организации целенаправленного  восприятия учащимися того или иного  объекта является сочетание показа объекта, с пояснениями учителя. Это обеспечивает в сознании ученика установление связи между образом и словом. Слово приобретает определенную значимость, наполняется конкретным содержанием. При восприятии объекта в натуре или его изображения на картине учащиеся должны привлекаться к рассказу о том, что они видят. Это содействует упрочнению связи образ – слово. Тем самым достигается развитие речи школьников.

Контроль, учет, оценка достижений учащихся при изучении экономических районов  в курсе «География России» выполняет  несколько функций:

– контролирующую (на каком уровне усвоен материал);

– обучающую (что усвоено в курсе);

– констатирующую (как занимался ученик по курсу);

– уведомляющую (какой балл получил ученик);

– стимулирующую (поощрение к регулярным занятиям).

Важное место отводится в  курсе самооценке. Главный смысл  самооценки заключается в развитии умений самоконтроля у ученика, самостоятельной  экспертизы собственной деятельности.

Основными функциями самооценки являются:

– констатирующая (что я знаю хорошо, а что недостаточно);

– побудительная (мне многое удалось  выяснить, но в этом вопросе я не разобрался);

– проектированная (что мне еще необходимо изучить).

Основу для самооценки учащихся создает умелая организация их самостоятельной  работы, развитие у них критического отношения к полученным результатам.

Процедура самооценки по курсу «Экономические районы» включает ряд элементов:

– создание необходимого эмоционального настроя учащихся на анализ собственных  результатов. Этому способствуют учебник  и тренажер, которые уже с первых страниц нацеливают школьников на оценку собственных достижений;

– сопоставление результатов самооценки учащимися через диалог с учителем и одноклассниками;

– создание учителем эталонов для самооценивания.

Вопросы и задания, помещенные в  учебнике и конструируемые учителем при подготовке к уроку, можно  разделить на следующие уровни познавательной деятельности учащихся:

I уровень – задания на воспроизведение  учебного материала так, как он изложен в учебнике.

II уровень – задания, в которых  усвоение содержания применяется  по образцу в повторяющейся  знакомой ситуации. Задания этого  уровня позволяют выяснить понимание  взаимосвязей между объектами  и явлениями, стимулируют мыслительную  деятельность, направляя мыслительный  процесс на анализ, синтез, сравнение,  выявление причинно-следственных связей;

III уровень – творческое применение  усвоенного содержания в новой учебной ситуации.

Проверка усвоенного содержания по курсу «Экономические районы» подразделяется на фронтальную (для всего класса) и индивидуальную, проводимую на различных этапах урока. Различают текущий и итоговый учет достижений учащихся. Текущий индивидуальный учет проводится в письменной и устной форме. В устной форме учащиеся могут отвечать на вопросы учителя или своих товарищей. Следует практиковать задания в игровой форме. Письменный текущий опрос осуществляется по вопросам учебника, тренажера, по компьютерным заданиям. Вопросы и задания могут быть в форме теста, кроссворда, индивидуальной карточки, открытых вопросов.

Фронтальный опрос, проводимый как  в устной, так и в письменной форме, позволяет провести учет достижений у большинства учащихся в течение  небольшого промежутка времени. Формулировать  вопросы необходимо с учетом уровней  познавательной самостоятельности  учащихся.

Следует отметить, что наряду с  классификацией заданий по уровню познавательной самостоятельной деятельности учащихся необходимо применять систему заданий, отражающих формирование у учащихся опыта эмоционально-ценностного  отношения к действительности. Выделяются пять групп задании:

– первая группа – задания, воссоздающие у учащихся образы, эмоциональные переживания.

– вторая группа – задания, раскрывающие значимость объектов и явлений для природы (общества) и человека (себя лично).

- третья группа – задания оценочно-рефлексивные.

- четвертая группа – задания на разрешение ценностных противоречий.

- пятая группа – задания коммуникативной позиции в ситуациях поиска, диалога.

Основная цель контроля, учета и  оценки достижений учащихся – подведение итогов и проверка уровня усвоения учащимися учебного материала, который  определяет степень готовности учащихся к изучению следующей темы курса. По результатам контроля учитель может объективно оценить применяемую им методику обучения.

Усвоение понятия «экономический район» включает следующие элементы:

1. Географическое разделение труда.

2. Специализация территории –  производство какой-либо продукции.

3. Комплексное развитие экономического  района обычно выражается в  формировании нескольких территориально-производственных  комплексов (ТПК)

При изучении экономического района необходимо выполнять следующие  методическое рекомендации:

– необходимо использовать современный экономический и политический материал;

– необходимо работать со статистическими данными;

– большое внимание уделять работе с цифровым материалом, работе со статистическими показателями.

– составление характеристики экономических районов требует обязательного установления логических связей

– при работе с картами особенно важно сделать подбор физических и экономических карт для сравнения, а также выяснения взаимозависимости между природной средой и экономикой. Такая работа развивает мышление, умение сравнивать, анализировать и делать выводы.

– сематические графики используются для выражения логических связей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Пример урока для изучения курса

 

Урок. «Северо-запад: хозяйство.»

Цели урока:

Образовательная: учащиеся должны знать специфику хозяйства района, должны знать, как повлиял распад СССР на положение и переориентацию производства хозяйства России;

Развивающая: продолжить формирование знаний об Северо-западе; развить представления об особенностях сельской местности района.

Воспитывающая: развитие чувства патриотизма  за город федерального значения Санкт – Петербург, являющегося «второй» столицей России.

Оборудование: учебник, карта, тетрадь, слайды.

 

Ход урока

 

Этап урока;  Деятельность учителя;  Деятельность учащихся

Мотивационно-организационный этап:

Ребята, кто был в Санкт-Петербурге? Вы видели множество красивейших  зданий различных эпох, вы знаете большое  количество музыкантов из этого города. Но, несмотря на эти факты, Санкт – Петербург остаётся городом, специализирующимся на производстве военной продукции, оборудовании. 

Слушают учителя. Смотрят слайды о Санкт-Петербурге.

Проверка домашнего задания. 

Что такое промышленный центр? Дайте  определение.

Установите соответствие между  городом и его специализацией:

I. Нижний Новгород

1. В городе находится автомобильный  завод.

II. Чебоксары

2. Это крупнейший город ЦЧР.

III. Саранск

3. Здесь имеется производство  судов «река-море».

IV. Йошкар-Ола

4. Город-столица Мордовии.

V. Воронеж

5. Здесь производят тракторы.

Транспортным узлом называют:

сочетание промышленных предприятий, объединенных между собой тесными  производственными и производственно-технологическими связями, единой производственной инфраструктурой, общностью транспортно-географического  положения в пределах одного или  нескольких близко расположенных населенных пунктов.

 

 

 

Изучение нового материала.

1. Положение северо-запада после  распада СССР.

Ребята, район имеет приморское положение, он омывается Финским  заливом Балтийского моря. Имеет  морские порты Санкт-Петербург  и Калининград. После распада  СССР роль порта Санкт-Петербурга возросла, т. к. Россия потеряла незамерзающие  порты Эстонии, Латвии, Литвы. И остались два порта Санкт-Петербург и  Калининград (показать на карте).

Через систему каналов имеет  выход в Волгу и в Белое  море (показать точно через какие  каналы и назвать их).

Назовите соседей Северо-запада и как это влияет на хозяйство района?

Выпишите, дети из учебника информацию о Киришах, Приморске и Усть-Луге.

Соседи района – Северный (Европейский  север) и Центральный районы (показать на карте).

Район имеет приграничное положение  – он граничит с Финляндией, Эстонией, Латвией, Белоруссией, а Калининградская  область с Литвой и Польшей (показать на карте).

Приморск - это самый крупный новый порт по грузообороту, специализирующийся на транспортировке нефти (100 млн. т. нефти в год.).В городе Кириши располагается большой нефтеперерабатывающий завод. Город Усть-Луга специализируется на перегрузке угля.

2. Основа промышленного роста  Санкт-Петербурга. 

Санкт-Петербург является крупнейшим промышленным городом России, специализирующимся на: машиностроении, судостроение и  военном производстве станков (артиллерийское оружие, танки, спутники, турбины и  генераторы электростанций).

Энергия в город поступает с  Ленинградской АЭС и Волховской ГЭС, а металл поставляет Череповецкий металлургический комбинат, который выпускает большей частью военную продукцию.

Все турбины в России изготавливаются  только в С.-Петербурге, как и генераторы.

Ребята смотрят презентацию  о северной столице и слушают  учителя.

Санкт-Петербург – самый северный из крупнейших городов мира. Построенный  в устье Невы и Финского залива, на стыке морского и речного пути, Санкт-Петербург является вторым после  Москвы промышленным и транспортным узлом, центром науки и культуры. Структура Санкт-Петербурга не могла  получить радиально-кольцевой характер, как у Москвы, кольца не замыкаются – они упираются в Финский  залив. Поэтому в Санкт-Петербурге сформировалась радиально-дуговая  структура.

3. Проблемы развития хозяйства  на Северо-Западе. 

Санкт-Петербург имеет проблемы и перспективы развития. Выпишите из учебника их характер.

Действительно, для предприятий  Санкт-Петербурга, которые выпускают  большей частью военную продукцию, остро стоит проблема конверсии, Город должен перестроить структуру  своей промышленности.

Перспектива развития района: обеспеченность района металлом улучшилась после строительства  крупного завода в Череповце. Проблемы энергетики были решены за счёт постройки  АЭС в Сосновом Бору.

Наводнения – одна из важных проблем  города, чаще случающиеся осенью из-за нагонных явлений. Вода затопляет улицы, первые этажи домов Санкт-Петербурга. Для защиты от наводнения была построена  дамба высотой 6–7 метров над уровнем  моря. Дамба не дает водам Финского залива подниматься к Неве.

Информация о работе Методы изучения экономических районов России