Методы изучения экономических районов России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 20:43, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы – рассмотреть методику изучения экономических районов в курсе «География России».
Для достижения данной цели мной были реализованы следующие задачи:
1.Изучить подходы к экономическому районированию России.
2.Изучить общую структуру курса Экономическая география России в школе.
3. Изучить методы обучения экономическим районам в курсе «География России».
4. разработать несколько уроков по данному курсу.

Содержание

Введение____________________________________________________3

1. Экономическое районирование в курсе «География России»._______4
2. Структура курса в учебной литературе различных авторов_________7

3. Методические рекомендации по изучению экономических районов в курсе «География России»___________________________________________10

4. Пример урока для изучения курса______________________________22

Заключение___________________________________________________26

Список литературы_____________________________________________27

Вложенные файлы: 1 файл

КР МПГ.docx

— 65.97 Кб (Скачать файл)

Следующая проблема конверсия: это  переход с военного производства на гражданское.

Необходимо улучшить экологическую  ситуацию: уменьшить уровень сбросов  промышленных вод в Финский залив, Ладожское озеро.

Реконструкция – Санкт-Петербург  имеет многочисленные памятники  архитектуры, большинству из которых  более 200 лет. Необходима реконструкция, восстановление уникальных зданий, дворцов  города и его пригородов.

4. Калининградская область. 

Калининградская область это анклав. (часть территории страны, окруженная со всех сторон территорией других государств). Калининградская область является еще и Свободной Экономической Зоной. Что это такое?

В области находится единственный в мире карьер по добыче янтаря. Ежегодно здесь добывается более 1000 т янтаря. Из прозрачных экземпляров этой окаменевшей  древней смолы деревьев изготавливают  ювелирные украшения.

Это самостоятельные территориально-географические анклавы, полуанклавы, обособленные от остальной территории страны. СЭЗ представляются льготы (таможенные, налоговые) для привлечения иностранного капитала с целью организации производств с новейшими технологиями.

Рефлексивно-оценочный этап. 

Ребята, какие ведущие отрасли  специализации Северо-Западного  района?

В тетрадях выполните практическую работу на основе ранее изученного материала.

«Сравнение ЭГП и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга».

План.

1. Географическое положение.

2. Положение окраинное, центральное.

3. Положение приморское, сухопутное.

4. Транспортное положение.

5. Положение на реке.

6. Планировка города.

7. Год основания и кем основан.

– машиностроение (судостроение, судоремонт).

–рыбная (лов и переработка рыбы)

– целлюлозно-бумажная (на древесине привозной с Севера России)

– легкая.

Выполняют практическую работу.

Ключ к практической работе

Санкт-Петербург

Находится на северо-западе европейской  части России.

Центральное положение.

3. Приморское положении, на берегу Финского залива.

4. Крупнейший транспортный узел, от города расходятся веером  автомобильные и железнодорожные  магистрали. Это город порт.

5. Находится в устье реки Невы. Через судоходную Неву и Волго-Балтийский  канал имеет выход в Белое  море, в Волгу.

6. Радиально-дуговая.

7. Год основания 1703 г. Петр 1.

Домашнее задание. Нанесите на контурную  карту порты на балтийском море, которые лишилась Россия после распада  СССР. Нанесите сохранившиеся и вновь  построенные порты. Подготовить  доклад про Калининградскую область.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В процессе изучения экономических  районов в курсе «География России», у учащихся формируются экономические  и политико-экономические понятия  рыночной экономики, которое осуществляется по мере изучения межотраслевых комплексов народного хозяйства, трудовых ресурсов, эффективности общественного производства, национального дохода, себестоимости  и производительности труда. Учащиеся не только усваивают экономические  понятия, но и приобретают некоторые  экономические умения и навыки. Например, умения использовать статистические данные для экономических доказательств, приучаются давать оценку экономико-географического  положения, формировать личное эмоционально-оценочное  отношение к миру.

Таким образом, в процессе написания  данной работы, мной были реализованы следующие задачи:

1. Изучить подходы к экономическому  районированию России.

2. Изучить общую структуру курса  «Экономическая география России»  в школе.

3. Изучить методы обучения экономическим  районам в курсе «География  России».

4. Разработать несколько уроков  по данному курсу.

Несомненно, важнейшей методической задачей курса является формирование у учащихся представления о народном хозяйстве как определенной системе  с четко выраженной структурой, развивающейся  по определенным законам, системе, в  которой процессы самоорганизации  и самоуправления сочетаются с государственными управленческими механизмами. Реализация подобного подхода очень важна, ибо она закладывает верную мировоззренческую  ориентацию и позволяет еще на уровне школы преодолеть широко распространённое в стране упрощенное понимание сути формируемой рыночной экономики.

Поскольку региональный раздел –  квинтэссенция школьного географического  курса, его изучение необходимо направить  на выполнение уникальной образовательной  функции географии – научить  ученика видеть и воспринимать территориальные  системы в целом, мыслить территориями, а не их компонентами.

«Учительство – это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личность своими знаниями и любовью, своими отношением к миру». Д. Лихачев.

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

1. А.И. Алексеев, С.И. Болысов, В.В. Николина. География. Россия. 9 класс. - М.: Просвещение, 2009.

2. Алаев Э.Б. Социально-экономическая география. Понятийно-терминологический словарь. – М.: Мысль, 1993.

3. Атлас. Экономическая и социальная  география России. 9 класс – М.: Дрофа, 2008;

4. Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии. – М., 2000.

5. Баринова И.И. География России. 8–9 кл.: Метод. пособие /И.И. Баринова, В.Я. Ром. – 6-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2002.

6. Белоусов И.И. Основы учения  об экономическом районировании.  М.: Издательство МГУ, 2002.

7. В.П. Дронов. География. Рабочая  тетрадь. Население и хозяйство  России. К учебнику В.Я. Рома, В.П.  Дронова, География России. Население  и хозяйство». 9 класс – М.: Дрофа, 2002.

8. Греханкина Л.Ф. Модели включения регионального содержания в учебный процесс // География в школе. – 2010. – №5.

9. Даринский А.В. Региональный компонент содержания образования // Педагогика. –2006. – №1.

10. Закон Российской Федерации  «Об образовании».

11. Интерактивные географические  карты.

12. Методика преподавания региональной  географии в школе: учеб, пособие  для учителей географии и студентов  географ, спец. высш. пед. учеб, заведений / под ред. М.А. Никоновой. – М., 2008.

13. Максаковский В.П. Методическое пособие по экономической и социальной географии мира. – М., 2004.

14. Максаковский В.П. Географическая картина мира. В 2 ч. Ч. 2. – М., 2008.

15. Методика обучения географии  в школе / под ред. Л.М. Панчешниковой. – М., 1997.

16. Методика обучения географии/  Душина И.В., Пятунин В.Б. – М. Дрофа, 2007

17. Методика обучения географии/  Д.П. Финаров – М. Астрель, 2007

18. Никонова М.А., Бахчиева О.А., Родзевич Н.Н. и др. Методика преподавания региональной географии в школе. М.: АСТ, Астрель, 2009.

19. Планирование учебного процесса по курсу экономической и социальной географии мира / А.П. Кузнецов. – М., 2001.

20. Региональная экономика: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Т.Г. Морозовой – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТА, 2004.

 


Информация о работе Методы изучения экономических районов России