Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 17:19, курсовая работа
Цель курсовой работы - рассмотреть государство Ватикан как центр религиозного туризма.
Для достижения намеченной цели, в курсовой работе были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть историю возникновения государства Ватикан;
- рассмотреть общественный строй и внешнеполитические связи государства Ватикан;
Введение …………………………………………………………………………..2
Глава 1. Географическая, политическая и религиозная значимость Ватикана.4
1.1 История возникновения государства Ватикан………………………………4
1.2 Политико-географическое положение Ватикана…………………………...6
1.3 Ватикан - духовный центр католицизма…………………………………...11
Глава 2. Культурные особенности туризм Ватикана…………………………16
2.1 Достопримечательности Ватикана…………………………………………16
2.2 Развитие и перспективы туров в Ватикан………………………………….24
Заключение ………………………………………………………………………28
Список использованной литературы…………………………………………..29
Приложение ………………………………
Как суверенное государство Ватикан обменивается дипломатическими представителями с другими государствами. В 1968 г. в более чем 60 странах были аккредитованы папские дипломаты различных рангов и статусов (нунции, пронунции, интернунции, апостолические легаты), при папском престоле представлены правительства около 60 стран. Интересно, что Италия и Ватикан также обмениваются послами12.
В 20 государствах, в том числе в Великобритании и Соединенных Штатах Америки, Ватикан имеет представительства (апостолические делегации), не носящие дипломатического характера, а при ряде международных организаций, в том числе ООН, ЮНЕСКО - постоянных наблюдателей.
Ватикан поддерживает дипломатические отношения с Республикой Куба. В 1966 г. между Ватиканом и Социалистической Федеративной Республикой Югославией была достигнута договоренность об аккредитации их представителей соответственно в Белграде и Ватикане13. В 1964 году было подписано частичное соглашение между Ватиканом и Венгерской Народной Республикой, регулирующее некоторые практические вопросы, связанные с деятельностью католической церкви в Венгрии.
Активные дипломатические контакты Святого Престола и России начались примерно в середине XV века. После Ферраро-Флорентийского Собора (1431-1445 гг.) ключевым направлением этих отношений стал поиск примирения между Католической и Православной Церквами. И хотя предпринятые попытки не принесли ожидаемого результата, они способствовали первому сближению как между двумя наиболее близкими друг другу христианскими конфессиями, так между Западом и Востоком вообще.
Наиболее известной попыткой наладить контакты между Святым Градом и Россией было посольство иезуита о. Антонио Поссевино к царю Ивану IV Грозному (1533-1584 гг.)14.
Вплоть до конца XVIII века посольства, направлявшиеся Папами в Россию, вели переговоры с российскими самодержцами по вопросам, связанным не только с религией и Церквами (о единстве между западными и восточными христианами), но и о возможности совместного противостояния туркам и татарам, уменьшении противостояния между Россией и Польшей, а также другими католическими странами.
13 марта 2007 года Владимир
Путин встретился в Ватикане
уже с Папой Бенедиктом XVI, преподнеся
ему в дар два тома «
3 декабря 2009 года с рабочим
визитом Ватикан посетил
17 февраля 2011 года состоялся
первый после установления
1.3 Ватикан - духовный центр католицизма
Позиции Ватикана и его роль определяются тем влиянием, которое оказывает католическая церковь на массы верующих, и тем контролем, который Ватикан осуществляет над клерикальными силами. По официальным католическим источникам, в 1969 в мире насчитывалось 613760 тыс. католиков. Их обслуживало 433,2 тыс. священников 200 тыс. приходов.
Под контролем Ватикана находятся массовые католические организации. Большинство из них входит в систему "Католического действия" - комплекса организаций, охватывающих различные слои и группы населения17. Существует (1970 г.) около 40 международных католических организаций.
Крупнейшие:
Всемирный союз женских католических организаций (36 млн. человек в 61 стране);
Всемирная федерация католической молодёжи (10 млн. чел. в 81 стране) и др.
Влияние на рабочий класс осуществляется в основном через Всемирную конфедерацию труда (до 1968 - Международная конфедерация христианских профсоюзов; 12,5 млн. чел. в 75 странах). Ватикан опирается в своей деятельности также на клерикальные политические партии (свыше 30 в 1968); некоторые из этих партий находятся у власти.
Каждый год Ватикан переживает огромное паломничество верующих католиков и туристов18. Посетив Ватикан, люди считают, что они воссоединились с чем-то совершенно уникальным, незыблемым, святым. Именно такое впечатление создаёт о себе это карликовое государство-город своими старыми, как сама вечность храмами и произведениями искусства. Этот священный район “вечного города” Рима является не только резиденцией папы - он является колыбелью мировой католической церкви, а также мировым, уникальным “музейным экспонатом”19. Огромное культурное наследие хранит уникальную мощь, которую внушает самое маленькое государство на свете - Ватикан.
Ватикан отличается от всех других государств. Это словно материальное воплощение мира духовного, более чистого и доброго. И неудивительно, ведь здесь владыка – религия.
Ватикан – духовный центр католицизма.
Под его руководством и контролем функционируют
многочисленные учебные заведения, католическая
печать, радио и телевидение, церковные
и светские организации во многих странах
мира. Неслучайно даже все искусство здесь
подчинено единой теме – религии. Все
здесь пропитано священными таинствами.20 Это центр, источник и основа
для творчества всех мастеров и художников,
которые здесь работали. Отсюда напрашивается
вывод, а не поэтому ли так красив Ватикан
и все произведения искусства, что они
так или иначе связаны с самым лучшим,
что есть в человеке, – с верой.
Христианство возникло на территории
Римской империи, самого мощного в то время
государства, но только с ее упадком у
последователей новой веры появилась
возможность свободного развития. Они
приносили в христианство свои обряды
и предания, свои таинства. Постепенно
получилось так, что христианство впитало
в себя черты многих религий и культов
и превратилось в своеобразный сплав верований.
В результате таких наслоений
христианство, которое сначала не признавало
никаких обрядов, стало более мягким и
лояльным.
Жившие в катакомбах Рима, ранние христиане
изображали Христа в виде агнца, а не в
виде человека. Отсюда становится понятна
христианская символика, которая была
очень распространена в Средние века.
Христа также изображали в виде
рыбы, издавна считавшейся у различных
народов воплощением божества. Христос
в образах агнца и рыбы встречается не
только в росписях на стенах катакомб,
но и в виде соответственно изготовленных
бронзовых ламп и светильников.
После смерти Христа, через сто лет в катакомбах
появились рисунки, на которых он изображен
безбородым юношей, добрым пастырем с
ягненком на плечах. Затем уже в установившемся
впоследствии Христа изображали с длинными
волосами и бородой21. Таким его видели и во времена
Возрождения.
Все художники изображали Христа, придерживаясь
одного канона. Вместе со многими традициями
и другими обрядами в христианство вошло
и почитание креста. Но этот обычай влился
в христианскую религию не сразу, а постепенно.
И шло проникновение путем изменения значения
символа креста.
Крест почитался и почитается христианами как символ священного орудия смерти Христа. Однако ранние христиане не только не соблюдали эту традицию, но даже презирали и отталкивали ее. И не случайно, ведь смерть на кресте в Римском государстве считалась особенно мучительной и позорной. Так казнили только рабов и преступников. В катакомбах знак креста появился только около III века н. э22.
Между тем традиционное изображение креста появилось значительно раньше. Крест оставался священным знаком Бога, подателя блага, Спасителя. Так почитались Осирис, Аттис, Будда и Христос.
Многие произведения искусства находящиеся в Ватикане были созданы во времена Возрождения, когда христианство пополнилось достижениями античности. Гуманизм как философское течение нашел свое отражение в творчестве Микеланджело, Рафаэля, Леонардо и других крупных мастеров того времени. Но истоки гуманизма лежат еще и в самом христианстве. Основы христианского мировоззрения здесь не затронуты, они несколько обновлены у гуманистов новым пониманием природы вещей и самого человека23.
В представлении о природе,
созидательнице всего сущего, и в переоценке
восприятия человека, его естественного
начала, лежит новое направление в понимании
мира вокруг. Человек стал сотрудником
Бога на земле. Он не греховен, он просто
человек со всеми своими слабостями.
Гуманистические рассуждения о личности
и самосознании также совпадают с христианской
трактовкой. Человека стали воспринимать
как ценность, он стал Личностью с большой
буквы. Человек вышел первый план в творчестве
все художников и мастеров работавших
с философской позиции гуманизма.
Наверное, только такое понимание человеческой
сущности сделало возможным творчество
Микеланджело и Леонардо да Винчи. Неслучайно
Христос во всех их картинах почти человек,
но только лучший, менее грешный, чем все
остальные люди. И человек, всегда имеющий
свое лицо. В нем, как писали многие исследователи
и художники того времени, виден след присутствия
Бога. Поэтому искусство великих мастеров
так ценилось Церковью и Папами.
Глава 2. Культурные особенности туризм Ватикана
2.1 Достопримечательности Ватикана
Туризм является одним из основных источников доходов в экономике Ватикана. Хотя площадь Ватикана составляет всего 44 гектара, в 2012 году, например около 4,3 миллиона человек посетили музеи Ватикана.
Ватикан представляет собой грандиозный архитектурный комплекс, где культовые, дворцовые и крепостные сооружения сочетаются с произведениями садово-паркового искусства. Архитектурная история Ватикана восходит к 4-5 вв. Торжественным входом в Ватикан служит обрамленная колоннадами овальная площадь св. Петра (1657-63, архитектор Л. Бернини)24. Колоннады ведут к крупнейшему католическому храму мира - собору св. Петра (площадь 15160 м, высота 132,5 м, построен в 1506-1614, архитектор Браманте, Микеланджело, Дж. делла Порта, Виньола, К. Мадерна и др.; в интерьере - мраморное "Оплакивание Христа" Микеланджело, бронзовый балдахин, кафедра и надгробия работы Бернини и т.д.). К С. от собора - обширный (55 тыс. м2)дворцовый ансамбль, построенный в основном в 15-16 вв.: капелла Николая V (с фресками Беато Анджелико), апартаменты Борджа (с фресками Пинтуриккьо), Сикстинская капелла (с фресками Микеланджело, Перуджино, Боттичелли, Гирландайо), капелла Паолина (с фресками Микеланджело); Лоджии и Станцы (залы), расписанные Рафаэлем и его учениками; величественные дворы - Бельведера и Сан-Дамазо, построенные между 1503-45 по проекту Браманте; парадный вход во дворец - Королевская лестница (Скала Реджа; 1663-66, архитектор Л. Бернини)25.
Во дворцах - Ватиканская библиотека (с уникальным собранием рукописей), музеи античной скульптуры (Пио-Клементино, Кьярамонти и Новый корпус), Грегорианские египетский и этрусский музеи и др. В садах Ватикана - Казино Пия IV (1558, архитектор П. Лигорио), здание Ватиканской пинакотеки (собрание итальянской живописи до 17 в.) и др. На территории Ватикана находятся покои папы, радиостанция, типография, почтамт и т.д. Собственностью Ватикана являются также раннехристианская базилики 4 в. - Сан-Джованни ин Латерано, Санта-Мария Маджоре и Сан-Паоло фуори ле Мура, - Латеранский дворец (16 в.) и др. здания в Риме, летняя резиденция папы в Кастель26-Гандольфо (17 в.).
Папская резиденция в Ватикане, находившаяся по соседству со старым собором св. Петра, была возведена при папе Симмахе (498-514). Официальной резиденцией в Средние века был Латеранский дворец, и только в конце 14 в. папы окончательно переселились в Ватикан. В 1450 папа Николай V выдвинул идею о строительстве большого папского дворца непосредственно к северу от собора св. Петра, для чего последний предполагалось переместить. Однако папа умер, не дождавшись реализации этого замысла. В 1473 при папе Сиксте IV была возведена Сикстинская капелла, а при его преемнике Иннокентии VШ в северной части Ватикана был сооружен второй дворец, меньших размеров.
Активное строительство развернулось при папе Юлии II (1503-1513) - видном деятеле эпохи Возрождения. По проекту его главного архитектора Браманте, новый собор св. Петра должен был представлять в плане греческий крест и завершаться огромным куполом27. Впоследствии Микеланджело заново спроектировал и построил купол. Браманте создал композицию Бельведера - два длинных параллельно идущих крыла, связывавших дворцы пап Николая V и Иннокентия VШ и завершавшихся нишей. Этот проект, был полностью реализован лишь в конце 16 в., и в результате были объединены ранее разобщенные строения. Преемник Юлия II папа Лев Х (1513-1521) поручил Браманте построить лоджии - крытые внутренние дворики, ныне известные под названием Лоджий Рафаэля. Они примыкают к главному дворцу с восточной стороны. Затем при Павле III (1543-1549) была пристроена капелла Павла по проекту известного архитектора Антонио да Сангалло. Там находятся последние крупные живописные шедевры Микеланджело: Обращение св. Павла и Мученичество св. Петра. Сангалло является также автором проекта большого зала приемов (Сала Реджа). При папе Сиксте V (1585-1590) длинный внутренний двор Ватикана был наполовину уменьшен за счет библиотечного флигеля, протянувшегося от одного крыла Бельведера до другого. Архитектором Джованни Лоренцо Бернини при папе Урбане VIII (1623-1644) был спроектирован монументальный парадный вход в собор св. Петра с мраморной лестницей и двумя колоннадами, окаймляющими площадь перед собором28. Начиная с 18 в. архитекторы Ватикана занимались преимущественно созданием его музеев. Музей Пио-Клементино с собранием знаменитых античных статуй и мозаик разместился во дворце Иннокентия VIII. Новое крыло проложенное через двор Бельведера параллельно библиотечному крылу, было построено при Пие VII (1800-1823) для экспозиции коллекции античных статуй. Папа Григорий ХVI (1831-1846) основал Египетский и Этрусский музеи. По инициативе папы Пия XI (1922-1939) была создана картинная галерея (Пинакотека). Рядом с ней при папах Иоанне ХХIII (1958-1963) и Павле VI (1963-1978) было построено здание, где разместились ценные коллекции раннехристианских и римских предметов предметов материальной культуры, которые ранее экспонировались в Латеранском дворце. В 1971 в южной части Ватикана был построен новый зал папских аудиенций29.
Ватикан представляет собой крупнейшую сокровищницу произведений искусств. Многие из них - это фрески, специально написанные на внутренних стенах дворцов. В галереях и внутренних двориках собраны шедевры живописи, скульптуры и других видов искусства. Среди сокровищ Ватикана выделяются фрески в Сикстинской капелле, написанные Микеланджело в 1508-1512 годах по заказу папы Юлия II. Здесь представлены сцены из библейской Книги Бытия от сотворения человека до его грехопадения. Они размещены в прямоугольных и треугольных ячейках, "поддерживаемых" рисованными пьедесталами и другими архитектурными элементами. Сотни монументальных фигур изображены в поразительном разнообразии движений и поз. Столь же глубокое впечатление производит фреска Страшный суд, завершенная Микеланджело в 1541. Она занимает всю алтарную стену. В отличие от красочных фресок на потолке, посвященных сюжетам Ветхого Завета, Страшный суд передает трагическую картину конца света. Хотя изначальные оттенки со временем сильно потускнели, все еще сохраняется композиция картины. В Сикстинской капелле представлены также другие замечательные произведения эпохи раннего Возрождения, созданные Перуджино, Боттичелли, Синьорелли, Гирландайо, Пинтуриккио и Козимо Розелли. На этаже, расположенном над Сикстинской капеллой, размещены знаменитые станцы (комнаты) Рафаэля, которые расписывались по заказу нескольких пап30. Сам Рафаэль творил при Юлии II и Льве Х. Работа была завершена при Клименте VII учениками Рафаэля. Фрески в этих станцах создавались в эпоху, когда Возрождение достигло своего расцвета: в Станце делла Сеньятура - Афинская школа, Диспут и Парнас кисти Рафаэля, в Станце д' Элиодоро - его же Изгнание Элиодора, Освобождение апостола Петра из темницы, Месса в Больсене, а в Станце дель Инчендио - Пожар в Борго (завершена Джулио Романо и его помощниками) и Коронование Карла Великого папой Львом III. Дж.Романо вместе с другим учеником Рафаэля Дж.Ф.Пенни осуществил замысел Рафаэля по декорации самой большой из станц, Зала Костантина, фресками, воспроизводящими эпизоды из жизни императора Константина. В сводчатой галерее, или Лоджии Рафаэля, ученики и помощники Рафаэля по его рисункам расписали потолок сценами из Ветхого Завета (т.н. "Малой Библией Рафаэля". Впрочем некоторые историки искусства дают неадекватную оценку роли Рафаэля в декоративной системе Лоджий31. Из других ватиканских фресок отметим работы Фра Анджелико, воспроизводящие сцены из жизни святых Стефана и Лаврентия в капелле папы Николая V; покои папы Александра VI, известные как апартаменты Борджа, пышно расписанные Пинтуриккио сценами из священной истории и из языческих мифов; фрески из истории папства в Сала Реджа, созданные Джорджо Вазари, Франческо Сальвиати и Федериго Дзуккаро и другими художниками. Фрески Ватиканской библиотеки, сюжеты которых частично навеяны росписями, обнаруженными во дворце императора Нерона; роспись потолка Зала Альдобрандинской свадьбы сценами из жизни Самсона, принадлежащая кисти Гвидо Рени, и фрески в капелле Сан-Бибиана, выполненные по заказу папы Урбана VIII живописцем 17 в. Пьетро да Кортона. Замечательные произведения искусства экспонируются в музеях Ватикана. В Пинакотеке собрана богатая коллекция картин эпохи Возрождения и Барокко32. Здесь имеется три шедевра Рафаэля: Мадонна из Фолиньо, Успение Богородицы и Преображение, а также множество гобеленов, созданных по эскизам Рафаэля для Сикстинской капеллы с изображением деяний апостолов. Из других выдающихся произведений живописи выделяются Святой Иеремия Леонардо да Винчи, Пиета Джованни Беллини, Положение во гроб Караваджо, Мученичество св. Эразма Пуссена и мастерски написанное Распятие апостола Петра Гвидо Рени. Ватиканское собрание древностей - одно из лучших в мире. Помимо богатой коллекции малых форм римского искусства, включающей стекло, резную слоновую кость, бронзу и мозаику, здесь представлены замечательные образцы римской живописи из раскопок Помпей и Геркуланума. Самые ценные из них - т.н. Альдобрандинская свадьба и Одиссеевы пейзажи. Ядро ватиканских собраний древностей составляет Музей Пио-Клементино, где демонстрируется большинство статуй, собранных римскими папами.
Информация о работе Особенности Ватикана и его влияние на туризм страны