Самостоятельная работа как высший тип учебной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 19:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучение организации, особенностей самостоятельной работы школьников и условий их успешной реализации на уроках географии.
Задачи:
1. Показать значение технологии самостоятельной работы.
2. Определить сущность технологии.
3. Разработать конспекты уроков по географии с использованием приёмов самостоятельной работы.

Содержание

Введение
Глава 1. Особенности технологии самостоятельного обучения
I. Самостоятельная работа как высший тип учебной деятельности.
1.1. Самостоятельная деятельность школьника в обучении: анализ различных подходов. Структура.
1.2.Понятие самостоятельная работа и ее функции.
1.3. Дидактические принципы организации самостоятельной работы учащихся.
1.4. Классификация видов самостоятельной работы учащихся.
1.5. Организация самостоятельной работы на уроках географии.
1.6. Влияние самостоятельной работы на качество знаний и развитие познавательных способностей учащихся.
Глава 2.
II. Конспекты уроков
2.1. Урок географии в 7 классе «Природные зоны Северной Америки»
2.2. Урок географии в 8 классе «Природные зоны России»
III. Анализ урока
3.1. Анализ урока «Природные зоны Северной Америки»
3.2. Урок географии в 8 классе «Природные зоны России».
Заключение.
Литература.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 126.62 Кб (Скачать файл)

Самостоятельная работа, выполненная учащимися после показа приемов работы учителем, носит характер подражания. Она не развивает самостоятельности в подлинном смысле слова, но имеет важное значение для формирования более сложных навыков и умений, более высокой формы самостоятельности, при которой учащиеся оказываются способными разрабатывать и применять свои методы решения задач учебного или производственного характера.

  1. Для самостоятельной работы нужно предлагать такие задания, выполнение которых не допускает действия по готовым рецептам и шаблону, а требует применения знаний в новой ситуации. Только в этом случае самостоятельная работа способствует формированию инициативы и познавательных способностей учащихся.
  2. В организации самостоятельной работы необходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениями и навыками различными учащимися требуется разное время. Осуществлять это можно путем дифференцированного подхода к учащимся.

Наблюдая за ходом работы класса в целом и отдельных учащихся, учитель должен вовремя переключать успешно справившихся с заданиями на выполнение более сложных. Некоторым учащимся количество тренировочных упражнений можно свести до минимума. Другим дать значительно больше таких упражнений в различных вариациях, чтобы они усвоили новое правило или новый закон и научились самостоятельно применять его к решению учебных задач. Перевод такой группы учащихся на выполнение более сложных заданий должен быть своевременным. Здесь вредна излишняя торопливость, как и чрезмерно продолжительное «топтание на месте», не продвигающее учащихся вперед в познании нового, в овладении умениями и навыками.

  1. Задания, предлагаемые для самостоятельной работы, должны вызывать интерес учащихся. Он достигается новизной выдвигаемых задач, необычностью их содержания, раскрытием перед учащимися практического значения предлагаемой задачи или метода, которым нужно овладеть. Учащиеся всегда проявляют большой интерес к самостоятельным работам, в процессе выполнения которых они исследуют предметы и явления.
  2. Самостоятельные работы учащихся необходимо планомерно и систематически включать в учебный процесс. Только при этом условии у них будут вырабатываться твердые умения и навыки.
  3. При организации самостоятельной работы необходимо осуществлять разумное сочетание изложения материала учителем с самостоятельной работой учащихся по приобретению знаний, умений и навыков. В этом деле нельзя допускать крайностей: излишнее увлечение самостоятельной работой может замедлить темпы изучения программного материала, темпы продвижения учащихся вперед в познании нового.
  4. При выполнении учащимися самостоятельных работ любого вида руководящая роль должна принадлежать учителю. Учитель продумывает систему самостоятельных работ, их планомерное включение в учебный процесс. Он определяет цель, содержание и объем каждой самостоятельной работы, ее место на уроке, методы обучения различным видам самостоятельной работы. Он обучает учащихся методам самоконтроля и осуществляет контроль за качеством, изучает индивидуальные особенности учащихся и учитывает их при организации самостоятельной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Классификация видов самостоятельной работы учащихся

 

Самостоятельная работа предполагает активные умственные действия учащихся, связанные с поисками наиболее рациональных способов выполнения предложенных учителем заданий, с анализом результатов работы.

В процессе обучения применяются различные виды самостоятельной работы учащихся, с помощью которых они самостоятельно приобретают знания, умения и навыки. Все виды самостоятельной работы, применяемые в учебном процессе, можно классифицировать по различным признакам: по дидактической цели, по характеру учебной деятельности учащихся, по содержанию, по степени самостоятельности и элементу творчества учащихся и т.д.

Все виды самостоятельной работы по дидактической цели можно разделить на пять групп:

  1. приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания;
  2. закрепление и уточнение знаний;
  3. выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач;
  4. формирование умений и навыков практического характера;
  5. формирование творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации.

Каждая из перечисленных групп включает в себя несколько видов самостоятельной работы, поскольку решение одной и той же дидактической задачи может осуществляться различными способами. Указанные группы тесно связаны между собой. Эта связь обусловлена тем, что одни и те же виды работ могут быть использованы для решения различных дидактических задач. Например, с помощью экспериментальных, практических работ достигается не только приобретение умений и навыков, но также приобретение новых знаний и выработка умения применять ранее полученные знания..

Рассмотрим содержание работ при классификации по основной дидактической цели.

  1. Приобретение новых знаний и овладение умениями самостоятельно приобретать знания осуществляется на основе работы с учебником, выполнение наблюдений и опытов, работ аналитико-вычислительного характера.
  2. Закрепление и уточнение знаний достигается с помощью специальной системы упражнений по уточнению признаков понятий, их ограничению, отделению существенных признаков от несущественных.
  3. Выработка умения применять знания на практике осуществляется с помощью решения задач различного вида, решение задач в общем виде, экспериментальных работ и т.д.
  4. Формирование умений творческого характера достигается при написании сочинений, рефератов, при подготовке докладов, заданий при поиске новых способов решения задач, новых вариантов опыта и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5. Организация самостоятельной работы учащихся на уроках географии

1. Самостоятельная работа должна  носить целенаправленный характер. 

Это достигается четкой формулировкой цели работы. Задача учителя заключается в том, чтобы найти такую формулировку задания, которая вызывала бы к работе и стремление выполнить ее как можно лучше. Учащиеся должны ясно представлять, в чем заключается задача и каким образом будет проверяться ее выполнение. Это придает работе учащихся осмысленный, целенаправленный характер, и способствует более успешному ее выполнению.  
Например: при изучении в 8-ом классе раздела «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые» учащимся предлагается выполнить рабочий практикум. 
«Взаимосвязь рельефа, геологического строения и полезных ископаемых». 
Ход работы:

    • Сопоставив физическую и тектоническую карты, определите, на каких участках земной коры расположены предложенные формы рельефа.
    • Выясните, какие полезные ископаемые расположены на этих формах рельефа.
    • По результатам исследований заполните таблицу:

Формы рельефа

Тектонические структуры

Полезные ископаемые

Восточно-Европейская равнина

Восточно-Европейская платформа

Нефть, уголь, железная руда, соли

Западно-Сибирская равнина

   

Среднесибирское плоскогорье

   

Горы Хибины

   

Алданское нагорье

   

Горы Урала

   

Горы Кавказа

   

Срединный хребет

   

    • Сделайте вывод о закономерностях размещения полезных ископаемых, связи между полезными ископаемыми, тектоническими структурами и рельефом.

2. Самостоятельная работа должна  быть действительно самостоятельной  и побуждать ученика при ее  выполнении работать напряженно. Однако здесь нельзя допускать крайностей: содержание и объем самостоятельной работы, предлагаемой на каждом этапе обучения, должны быть посильными для учащихся, а сами ученики — подготовлены к выполнению самостоятельной работы теоретически и практически. 
Например:   
Самостоятельная работа для учащихся 7 класса по окончанию изучения темы «Северная Америка».

3.На первых этапах у учащихся нужно сформировать простейшие навыки самостоятельной работы (работа в контурной карте, выполнение схем и чертежей, простых измерений, решения несложных задач и т.п.). В этом случае самостоятельной работе учащихся должен предшествовать наглядный показ приемов работы с учителем, сопровождаемый четкими объяснениями, записями. 
Например: 
1) работа с контурной картой в 6-ом классе.   
 
4. Работа должна быть направлена на самостоятельное добывание знаний.

Например: 
Задание: Используя учебник, физическую карту и карту «Строение земной коры», дополните текст, вставьте пропущенные слова. 
В основе Южной Америки находится _______________ плита. Складчатые горные пояса у южных материков лежат на _________________.  Горы Анды образовались в зоне взаимодействия ______________ и _______________ литосферных плит. В рельефе Южной Америки выделяются ___ части. Восток занят _______________, а на западе ______________. Наиболее крупные низменные равнины - _____________, ____________, _______________. Они соответствуют прогибам _______________. Приподнятым участкам платформы - щитам - соответствуют ______________ и _____________ нагорья. Западная часть материка - результат взаимодействия двух _________________.  ____________ плита подвигается под ______________. Край континентальной плиты ____________ в складки. Огромные запасы рудных полезных ископаемых принадлежат к тектоническим структурам ______________ пояса и ____________ платформы. Они представлены такими полезными ископаемыми, как _________________. Впадинам платформы соответствуют месторождения ________________. Наивысшая точка Южной Америки - ____________________.  В настоящее время Анды продолжают _____________. Это одна из активнейших тектонических зон Земли. Здесь расположены как ____________ так и ________________ вулканы. Наиболее значительные из вулканов - _______________ и ___________________.

5. В организации самостоятельной работы необходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениями и навыками различными учащимися требуется разное время. Осуществлять это можно путем дифференцированного подхода к учащимся. 
5. Задания, предлагаемые для самостоятельной работы, должны вызывать интерес учащихся. Он достигается новизной выдвигаемых задач, необычностью их содержания, раскрытием перед учащимися практического значения предлагаемой задачи или метода, которым нужно овладеть. 
Учащиеся всегда проявляют большой интерес к самостоятельным работам, в процессе выполнения которых они исследуют предметы и явления. 
Например: при изучении темы «Малые страны Европы» в 11 классе, можно предложить следующее задание.

Подготовьте творческий отчет, работая в группе (3-5 человек), используя различные  источники информации, по плану:

  • нарисовать герб, флаг страны
  • составить краткую характеристику страны
  • отобрать материалы о стране (фотографии, графики, вырезки статей и т. д), используя Интернет;
  • подготовить рассказ об образовании молодежи в стране;
  • рассказать о культуре страны: музыке, традициях, обычаях, достопримечательностях, памятниках истории, литературы.

 

 

 

 

1.6. Влияние самостоятельной работы на качество знаний и развитие познавательной способности учащихся

Самостоятельная работа оказывает значительное влияние на глубину и прочность знаний учащихся по предмету, на развитие их познавательных способностей, на темп усвоения нового материала.

Практический опыт учителей многих школ показал, что систематически проводимая самостоятельная работа (с учебником по решению задач, выполнению наблюдений и опытов) при правильной ее организации способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении учителем готовых знаний. Организация выполнения учащимися разнообразных по дидактической цели и содержанию самостоятельных работ способствует развитию их познавательных и творческих способностей, развитию мышления. При тщательно продуманной методике проведения самостоятельных работ ускоряются темпы формирования у учащихся умений и навыков практического характера, а это в свою очередь оказывает положительное влияние на формирование познавательных умений и навыков. С течением времени при систематической организации самостоятельной работы на уроках и сочетании ее с различными видами домашней работы по предмету у учащихся вырабатываются устойчивые навыки самостоятельной работы. В результате для выполнения примерно одинаковых по объему и степени трудности работ учащиеся затрачивают значительно меньше времени по сравнению с учащимися таких классов, в которых самостоятельная работа совершенно не организуется или проводится нерегулярно. Это позволяет постепенно наращивать темпы изучения программного материала, увеличить время на решение задач, выполнение экспериментальных работ и других видов работ творческого характера.

 

    1. Конспекты уроков

2.1 Природные зоны Северной Америки

Цель: Показать особенности расположения природных зон в Северной Америке.

Информация о работе Самостоятельная работа как высший тип учебной деятельности