Самостоятельная работа как высший тип учебной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 19:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучение организации, особенностей самостоятельной работы школьников и условий их успешной реализации на уроках географии.
Задачи:
1. Показать значение технологии самостоятельной работы.
2. Определить сущность технологии.
3. Разработать конспекты уроков по географии с использованием приёмов самостоятельной работы.

Содержание

Введение
Глава 1. Особенности технологии самостоятельного обучения
I. Самостоятельная работа как высший тип учебной деятельности.
1.1. Самостоятельная деятельность школьника в обучении: анализ различных подходов. Структура.
1.2.Понятие самостоятельная работа и ее функции.
1.3. Дидактические принципы организации самостоятельной работы учащихся.
1.4. Классификация видов самостоятельной работы учащихся.
1.5. Организация самостоятельной работы на уроках географии.
1.6. Влияние самостоятельной работы на качество знаний и развитие познавательных способностей учащихся.
Глава 2.
II. Конспекты уроков
2.1. Урок географии в 7 классе «Природные зоны Северной Америки»
2.2. Урок географии в 8 классе «Природные зоны России»
III. Анализ урока
3.1. Анализ урока «Природные зоны Северной Америки»
3.2. Урок географии в 8 классе «Природные зоны России».
Заключение.
Литература.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 126.62 Кб (Скачать файл)

Задачи:

  1. Раскрыть причины своеобразного распространения природных зон на материке
  2. Продолжить развивать умение работать с картой, учебником, схемой. Работать самостоятельно.
  3. Воспитывать ценностное отношение к полученным знаниям. А также гуманное отношение к природе Земли.

Содержание урока: особенности проявления широтной зональности на материке. Характеристика условий формирования основных природных зон: арктическая пустыня, тундра, тайга, смешанный и широколиственный лес, степь. Типичные почвы, виды растений, животных, изменения природы человеком.

Средства обучения: карты атласа, экранные пособия, книги, тетради, раздаточный материал.

Методы и формы учебной деятельности:

  1. беседа – особенность распространения природных зон и причин различия.
  2. Частично- поисковая деятельность – составление образного описания ландшафта какой-либо зоны.
  3. Индивидуальная работа – составление характеристик природных зон, заполнение схемы.

Практическая работа: составление учебной схемы.

 

План урока

  1. Организационный момент
  2. Повторение ранее изученного материала
    • Заполнение схемы
  1. Изучение нового материала
    • Заполнение схемы
    • Самостоятельное заполнение таблицы с помощью карт, учебника
    • Проверка задания
  1. Закрепление изученного материала
  1. Домашнее задание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята.

Сегодня мы с вами приступаем к изучению природных зон Северной Америки.

  1. Повторение ранее изученного материала.

Для начала давайте вспомним что такое природная зона заполнив схему:

На доске :        Природная зона


ПК

климат  почвы              растения животные


От чего образуются на Земле разные природные зоны?

  1. Изучение нового материала

- Откройте атлас на стр. 35, назовите  по карте расположение основных  природных зон с С на Ю

На доске схема 

                                    Аркт пуст.


 

Природные                            Тундра


 

                                                 тайга


Зоны СА                                         смеш и широк лес


    

Степь

 

- Какие природные зоны расположены широтно?

- Какие зонально?

 - Что влияет на такое распределение?

Выполнение самостоятельной работы:

Каждому ученику для самостоятельной работы выдаётся таблица для заполнения. Первый пункт заполняется совместно с учителем далее самостоятельно.

Проверка задания: докладчики отчитываются у доски, на столах лежат фото животных и растений, в схему на доске примагничиваются рисунки.

  1. Закрепление изученного материала:
  1. В какой природной зоне активно ведётся охота на моржей и тюленей?
  1. В какой природной зоне человеку наиболее комфортно жить?
  2. Где проживать для человека наименее комфортно?
  3. А в какой природной зоне ведутся с/х работы?
  4. Какой лес является самым «драгоценным»?
  5. Почему в лесах живёт намного больше видов животных, чем в арктической пустыне?
  6. Где самые плодородные почвы?
  7. Какие природные зоны без древесной растительности?
  8. В какой природной зоне только хвойные деревья?

 

  1. Лист какого дерева изображён на гербе Канады?

 

 

  1. Домашнее задание

Каждый ученик  готовит о понравившейся  природной зоне страницы к книге, нарисовать пейзажи к любой природной зоны 

 

2.2 Природные  зоны России

Цель: Дать знания о природных зонах России,   углубить знания о взаимосвязях природных компонентов в разных природных зонах.

Задачи: 

  • Образовательная: дать знание о природных зонах России
  • Развивающая: формировать представление о хозяйственном использовании ресурсов природных зон и проблемах нарушения целостности природных комплексов. Закрепить знания о закономерности смены природных зон на равнинах - широтной зональности.
  • Воспитательная: Совершенствовать навыки работы с различными географическими источниками информации.

Оборудование: Карта "Природные зоны России", атлас, презентация к уроку.

Тип урока. Изучение нового материала.

Метод. Репродуктивный и частично - поисковый.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План урока

 

    1. Организационный момент
    2. Изучение нового материала
      • Работа с текстом учебника и заполнение таблицы;
      • Громкая проверка;
      • Определение природной зоны по описанию;
    1. Закрепление
    1. Домашнее задание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Изучение нового материала.

У.: Ребята, сегодня мы с вами приступим к изучению такой темы, как «Природные зоны России».

У.:Скажите, пожалуйста, что такое природная зона? (часть географического пояса с однородными климатическими условиями. Природные зоны определяются растительностью и животным миром, населяющими их территорию.)

С помощью карты назовите природные зоны, которые встречаются на территории нашей страны. ( Арктические пустыни, тундра и лесотундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, лесостепи, степи, полупустыни, пустыни)

У.: Молодцы! А теперь давайте познакомимся с ними поближе. Каждому из вас я раздам таблицу, которую вы должны будете заполнить, опираясь на текст учебника.( Стр.123)

 

Название природной зоны

Географическое положение

Типичный облик

Климатические  условия

Почвы

Растительный и животный мир

Использование человеком

Проблемы и перспективы

Арктич.пустыни

             

Тундра и лесотундра

             

Тайга

             

Лесная зона

.

           

Степи

             

Полупустыни и пустыни

             

*Первая строка  заполняется вместе с учителем.

**Громкая проверка таблицы.

У.: Итак, теперь давайте мы с вами определим природную зону по описанию. (Презентация)

  1. Зима здесь длинная, снег сухой и сыпучий, сдуваемый ветром с одного места в другое, образуя беспорядочные волны. (Арктическая пустыня)
  2. Огромные сосны и ели образовывали зелёный шатёр, а под ним заросли орешника, черёмухи, жимолости.(Тайга)
    1. На территории данной природной зоны проживают антилопы, верблюды, ящерицы, змеи, пауки и скорпионы. (Пустыня)
  3. Обширные безлесные пространства субарктического пояса с кустарниками, мхами, лишайниками. (Тундра)
  4. Для данной зоны характерны такие виды деревьев как дуб, сосна, лиственница, берёза. (Широколиственные леса)

 

  1. Закрепление материала

1. Почему лето в арктической  пустыне холодное? (Потому что  она расположена на островах  Северного Ледовитого океана  и на крайнем севере полуострова  Таймыр).

2. Почему преобладают в арктической пустынные хищники? (Растительный покров скуден, пища только в море).

3. Почему медведь "белый"? (Покровительская окраска позволяет незаметно ждать добычу, а еще в белом волосе находятся пузырьки воздуха, что позволяет не замерзнуть от холода).

4. Назовите самую распространенную  породу дерева в России? (Лиственница).

5.Почему  почвы тайги, несмотря на большую  растительную массу зоны, не плодородны? (Деревья многолетние, хвоя - неблагоприятный  опад, образует кислоты, промыв почв при избыточном увлажнении не способствует накоплению гумуса).

6.Какое  дерево в сибирской тайге называют  ореховой сосной? (Кедр-сосна сибирская).

7.Как  лиственница приспособилась к  условиям тайги? (Сбрасывает хвою  на зиму).

8.Почему  тайга сменяется на смешанные  и широколиственные леса? (Более  теплое и продолжительное лето  и более мягкая зима).

9. Почему почвы широколиственных  лесов плодороднее, чем почвы  хвойных лесов? (Более благоприятный растительный опад листопадных деревьев. Длинное и теплое лето увеличивает продолжительность процесса почвообразования.)

10.Почему  дикие животные открытых пространств  и степей, как правило, живут стаями, а лесные животные - в одиночку? (Копытные животные тайги (лоси, олени) живут парами или семьями. Большое стадо не может укрыться в лесу и не может заметить хищников среди деревьев.)

  Молодцы ребята! Вы сегодня хорошо  поработали, я очень довольна  результатами нашего сегодняшнего  урока. (Выставление оценок за  урок)

  1. Домашнее задание

§ 23, ответ на вопросы стр. 129

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ урока в 7 классе «Природные зоны Северной Америки.

Целью урока было показать особенности расположения природных зон в Северной Америке.

Задачи урока:

  1. Раскрыть причины своеобразного распространения природных зон на материке
  2. Продолжить развивать умение работать с картой, учебником, схемой. Работать самостоятельно.
  3. Воспитывать ценностное отношение к полученным знаниям. А также гуманное отношение к природе Земли.

После проведения урока можно сделать следующий вывод: цель урока достигнута, в ходе работы на уроке были выявлены основные закономерности расположения природных зон Северной Америки.

Информация о работе Самостоятельная работа как высший тип учебной деятельности