Самостоятельная работа как высший тип учебной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 19:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучение организации, особенностей самостоятельной работы школьников и условий их успешной реализации на уроках географии.
Задачи:
1. Показать значение технологии самостоятельной работы.
2. Определить сущность технологии.
3. Разработать конспекты уроков по географии с использованием приёмов самостоятельной работы.

Содержание

Введение
Глава 1. Особенности технологии самостоятельного обучения
I. Самостоятельная работа как высший тип учебной деятельности.
1.1. Самостоятельная деятельность школьника в обучении: анализ различных подходов. Структура.
1.2.Понятие самостоятельная работа и ее функции.
1.3. Дидактические принципы организации самостоятельной работы учащихся.
1.4. Классификация видов самостоятельной работы учащихся.
1.5. Организация самостоятельной работы на уроках географии.
1.6. Влияние самостоятельной работы на качество знаний и развитие познавательных способностей учащихся.
Глава 2.
II. Конспекты уроков
2.1. Урок географии в 7 классе «Природные зоны Северной Америки»
2.2. Урок географии в 8 классе «Природные зоны России»
III. Анализ урока
3.1. Анализ урока «Природные зоны Северной Америки»
3.2. Урок географии в 8 классе «Природные зоны России».
Заключение.
Литература.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 126.62 Кб (Скачать файл)

При разработке конспекта была учтена активность класса, интерес обучающихся. Я считаю, что цель и задачи урока были достигнуты. Материал был хорошо усвоен учащимися в ходе заполнения таблицы, заполнения схем и повторения ранее изученного материала. Технология самостоятельного обучения помогла детям научиться искать материал, выделять главное.

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ урока в 8 классе «Природные зоны России»

Цель: Дать знания о природных зонах России,   углубить знания о взаимосвязях природных компонентов в разных природных зонах.

Задачи: 

  • Образовательная: дать знание о природных зонах России
  • Развивающая: формировать представление о хозяйственном использовании ресурсов природных зон и проблемах нарушения целостности природных комплексов. Закрепить знания о закономерности смены природных зон на равнинах - широтной зональности.
  • Воспитательная: Совершенствовать навыки работы с различными географическими источниками информации.

Данный урок проходил с применением технологии самостоятельной работы. Ребята должны были заполнить самостоятельно таблицу. С данным заданием все справились успешно. Технология позволяет учащимся закреплять ранее полученные знания, выделять главное из большого объёма информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

На основе анализа научно-методитеской литературы можно сделать следующие выводы:

  1. Организация выполнения учащимися разнообразных по дидактической цели и содержанию самостоятельных работ способствует развитию их познавательных и творческих способностей, развитию мышления.
  2. Виды самостоятельной работы можно подбирать с учётом потребностей класса.
  3. На основе анализа уроков можно сделать вывод, что данная технология эффективна при получении новых умений и знаний школьниками.

Школа, давая учащимся знания, необходимые для продолжения учебы в вузе, и в то же время должна ориентировать молодежь на общественно-полезный труд в народном хозяйстве и готовить к этому. Поэтому полезно повысить научный уровень преподавания и качество знаний школьников и в то же время преодолеть их перегрузку. Соответственно этим требованиям необходимо поднять уровень преподавания, нацелить его на формирование у подрастающих поколений современной  научной картины мира, а также знаний о практическом применении наук. Нужно, чтобы теория предмета в большей мере способствовала развитию позитивных способностей школьников и их практической подготовке.

Это достигается целым комплексом средств: совершенствование содержания образования, улучшением качества учебников и других средств обучения, развитием эвристической деятельности школьников в процессе обучения на основе проблемности, развитием текущего лабораторного эксперимента и завершающего физического практикума творческого характера.

В процессе рассмотрения данной проблемы выяснилось, что для эффективной организации самостоятельной работы школьника учитель должен уметь спланировать познавательный процесс учащегося и правильно выбрать способ решения задачи, при этом большое значение уделяется подборке учебного материала.

Повышение качества обучения тесно связано с совершенствованием методики организации занятий на уроке.

Для повышения качества обучения особое значение имеет развитие познавательного энтузиазма школьников, интереса к предмету. Учащиеся должны понимать, каков смысл изучения предлагаемого материала. Более того, современные школьники вправе желать, чтобы учебная деятельность была интересной, давала удовлетворение.

Развития познавательной активности школьников способствует использование на уроке текста и иллюстраций их учебника, хрестоматии, справочника, из научных и научно-популярных журналов и газет, а также интересные демонстрационные опыты, фрагменты из кинофильмов, диапозитивы и другие средства наглядности.

Однако мало обеспечить мотивацию учения и возбудить познавательный интерес ученика. Необходимо далее, во-первых, четко осознавать цели обучения и, во-вторых, показать, как эти цели могут быть достигнуты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Горностаева З.Я “Проблема самостоятельной познавательной  деятельности” // Открыт. школа. – 1998. - №2
  2. Ёсипов Б.П. “Самостоятельная работа учащихся на уроках”. – М.: Учпедгиз, 1961.
  3. Жарова Л.В. “Управление самостоятельной деятельностью учащихся” - Л., - 1982.
  4. Зимняя И.А. “Основы педагогической психологии” - М, 1980.
  5. Кралевич И.Н. “Педагогические аспекты овладения обобщёнными способами самостоятельной учебной деятельности.” / Мн. – 1989.
  6. Нильсон О.А. “Теория и практика самостоятельной работы учащихся” - Тал., 1976.
  7. Орлов В.Н. “Активность и самостоятельность учащихся” - 1998.
  8. Пидкасистый П.И. “Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении.” — М, 1980.
  9. Столяренко Л.Д.  “Педагогика” - Ростов, 2000.
  10. Сухомлинский В.А. “О воспитании.” — М.: Политиздат, 1973.
  11. http://collegy.ucoz.ru/publ/53-1-0-1918
  12. http://nsportal.ru/shkola/geografiya

 


Информация о работе Самостоятельная работа как высший тип учебной деятельности