Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2015 в 15:32, реферат
Цель работы – изучить суточный ход метеовеличин по данным метеорологической станции 19.08.2007
К метеорологическим величинам относятся температура и влажность воздуха, атмосферное давление, скорость и направление ветра и др. К ним присоединяются величины, непосредственно не отражающие свойств атмосферы или атмосферных процессов, но тесно связанные с ними. Таковы температура почвы или поверхностного слоя воды, испарение, высота и состояние снежного покрова и т.п.
Практически нахождение тождественной строки в базе данных реализуется крайне редко или вообще не реализуется. Если этот критерий реализуется, то очень большая вероятность того, что одна и та же строка ошибочно записана дважды, для этого перед сравнением строки квантуют с шагом единица, что достигается путем деления нацело их значений на числа от двух до n (при этом дробные части отбрасываются, а целые сравниваются).
Показатель интервала значений "n" получен экспериментальным путем при составлении прогнозов погоды по данному способу. В результате проведенных исследований установлено, что наилучшая оправдываемость прогнозов при n = 30, а при n = 60 и более точность прогноза снижается. Приведенные результаты получены на базах данных за период с 1966 по 1983 (1985) гг.
Для оптимальной эксплуатации заявляемого способа желательно иметь базу данных за 30-50 лет наблюдений, при этом показатель точности прогноза погоды n должен сместиться влево и достигнуть, например, таких значений: 20 < n < 60.
Положительный эффект способа обеспечивается прежде всего тем, что используют неосредненные данные метеорологических измерений с дискретизацией по времени в три часа. При такой дискретизации не происходит разрыва естественного метеорологического процесса. Это доказано экспериментально при работе с аналогичной базой данных с 1936 по 1965 гг., но с дискретизацией по времени 6 часов, то есть при измерении параметров 4 раза в сутки. Установлено, что при работе с этой базой заявляемый способ не дает положительных результатов, по тому что теряется связь внутри природных метеорологических процессов при переходе одного срока измерения к другому.
При замене пространства на время, для оптимизации пространственно-временного соотношения измеряемых параметров происходит следующее. Пространство (слой атмосферы над определенной частью земной поверхности), используемое в синоптических способах прогнозов погоды, в заявляемом способе также используется, поскольку атмосфера постоянно находится в движении и быстро меняется, но все это фиксируется в длинном ряду метеорологических наблюдений на конкретной метеостанции. Получается так, что каждое изменение движущейся атмосферы фиксируется, если оно проходит в определенный момент времени (срок наблюдения) над определенной точкой земной поверхности (конкретной метеостанции).
Заявляемый способ обеспечивает увеличение срока заблаговременности, детальности, точности прогноза при одновременном существенном уменьшении затрат на его проведение. Весьма существенно, что такие прогнозы могут осуществлять сотрудники метеостанций на своих рабочих местах и это не требует дорогостоящего оборудования.
2.1.Анализ школьных учебников по метеонаблюдениям
Основные темы, посвященные метеорологическому наблюдению, в общеобразовательных учреждениях рассматриваются с 6 по 8 классы.
В линии учебников для этих классов, темам про климат, атмосфера посвященные отдельные разделы. Более широко эта тема разбирается в 6 классе, в 7 – 8 классах на основе полученных знаниях она углубляется и обогащается материалами посвященными климату мира и России.
В 6 классе я хотел бы порекомендовать использовать учебники таких авторов как, Алекссев А.И., Липкина Е.К., Николина В.В. «География 5-6 классы», Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. «География. Начальный курс. 6 класс», Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. «География. Физическая география. 6 класс». 7 и 8 классы для получения знаний по географии и по теме климат в основном используют учебники География. Наш дом - Земля. Материки, океаны, народы и страны. 7 класс. Душина И.В., Коринская В.А., Щенев В.А., География. 7 класс. Земля - планета людей. Душина И.В., Притула Т.Ю., Смоктунович Т.Л. , География России. Природа. Население. Хозяйство. Учебник для 8 класса. Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я. и др. , География России. Природа. 8 класс. Баринова И.И. и другие.
В представленных учебниках разделы посвященные метеорологическому наблюдению представлены двумя структурными блокам - учебный текст и внетекстовые компоненты. Каждый из них состоит из нескольких элементов, выполняющих определенную функцию. Все эти элементы составляют единое целое и в учебнике органически дополняют друг друга.
Основу разделов по метеорологии и климату составляет учебный текст, логически связанное систематическое изложение программного учебного материала, подлежащего усвоению. В нем различают основной, пояснительный и дополнительный тексты. Основной текст включает теорию, объяснение и методологию.
Теория представлена формулировками научных понятий, закономерностей, обобщающих выводов.
Объяснительный материал знакомит ученика с факторами влияющими на формирование климата, причинами возникновения тех или иных природных явлений, процессов.
Методология - знакомство с методами исследований.
Традиционными для географического текста являются описание и характеристика объектов и явлений. Описание, словарь терминов и понятий, примечания - пояснительный текст. Пояснения содержатся в дополнительном тексте. Тексты разделов учебников дают наиболее полную информацию по теме метеонаблюдение. Изложение учебного материала сопровождается большим количеством связок типа поэтому, таким образом, значит, если, следовательно. По ходу текста встречаются вопросы и задания типа объясните, почему; подумайте, почему; скажите, как влияет.
Вторая, не менее важная структурная часть учебников - внетекстовые компоненты.
К внетекстовым компонентам относятся аппарат организации усвоения, аппарат ориентировки и иллюстративный материал. Они выполняют обучающую и контролирующую функции.
Аппарат организации усвоения - это система вопросов и заданий, расположенных в разных местах разделов учебника. Вопросы и задания перед параграфом содействуют актуализации и выявлению опорных знаний, необходимых для изучения новой темы. Вопросы и задания в тексте направляют мыслительную деятельность учащихся на усвоение нового материала.
Вопросы и задания в конце параграфа служат для закрепления знаний, применения их на практике и для контроля усвоения. Вопросы и задания могут быть после крупных тем и разделов для обобщения и систематизации знаний.
По сложности и дидактическим целям имеются вопросы на воспроизведение только что изученного, выявление главного, установление связей, зависимостей, на доказательство, применение знаний в знакомой и новой учебной ситуации.
Выполнение вопросов и заданий опирается на разные источники знания: текст, карты учебника и атласа, графики, диаграммы, рисунки и фотографии, схемы и профили и др.
Задания различны по формулировке и требуют разнообразной деятельности школьников: определить по карте, сравнить, привести примеры, дать определение понятия, объяснить, нанести на контурную карту, записать в тетрадь, заполнить таблицу и т. д.
Аппарат ориентировки включает несколько элементов. К нему относятся: оглавление и структура разделов (разбивка разделов на темы; тем - на параграфы; параграфов - на подпараграфы), сигналы-символы, шрифты. В учебном тексте основные положения (понятия, закономерности и их определения и др.) могут выделяться жирным шрифтом, курсивом, цветом. Этот учебный материал подлежит прочному усвоению и запоминанию.
Особыми знаками-символами обозначаются вопросы и задания усложненной трудности. Аппарат ориентировки помогает школьнику ориентироваться в учебной книге, быстро находить нужный материал. Аппараты организации усвоения и ориентировки - это методическая часть учебника.
Важным внетекстовым компонентом и неотъемлемой частью разделов является иллюстративный материал: климатические карты и картосхемы, графики, диаграммы, схематические рисунки, таблицы, фотографии, профили и т. д. Он конкретизирует, дополняет текст или содержит новую информацию. Иллюстрации - источник знаний для школьников, дающий возможность наглядно представить учебный материал.
Велико и воспитательное значение иллюстраций. Они воздействуют наличность учащегося, предлагая размышлять о сюжетах рисунков, анализировать их содержание. Иллюстрации вызывают определенные эмоции своим содержанием и художественным исполнением, формируют эстетические вкусы школьников.
Иллюстрации можно объединить в 3 группы:
1) ведущие иллюстрации - самостоятельно
раскрывают содержание
2) равнозначные - служат для усвоения материала наравне с текстом;
3) обслуживающие - иллюстрации,
которые подтверждают текст, обслуживают
его, раскрывают значение и
В учебнике имеются цифровые показатели, которые необходимы в географии. Цифры даются по главным географическим объектам и используются в основном не для заучивания, а для работы с ними.
Во многих учебниках в конце есть приложение, где содержатся наиболее значимые сведения по тематике курса, могут быть словари географических терминов и понятий, словари географических названий. Все это также должно использоваться в процессе обучения географии. Кроме этого, в отдельных учебниках по географии есть полезные сведения на форзаце учебника. Здесь я хотел бы отметить учебник Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова «Начальный курс географии» для 6 класса где на форзаце учебника имеются материалы, которые необходимы для введения дневника прогноза погоды.
Эффективность усвоения предмета во многом зависит от умения школьников работать с учебником, усваивать содержащийся в нем материал. Умение работать с учебником относится к числу наиболее важных общеучебных умений. На основе этих умений школьники овладевают программными знаниями в процессе обучения и готовятся к самообразованию в после школьный период жизни.
При работе с текстом возникает необходимость специального обучения учащихся мыслительным операциям анализа и синтеза. Развитию и совершенствованию операций анализа и синтеза во многом способствует работа с текстом учебника.
Известны три уровня работы с текстом:
1. Познавательный (главная цель - усвоение);
2. Аналитический (главная цель - критика);
3. Творческий (главная цель - созидание нового).
Для учащихся наиболее приемлем познавательный уровень, включающий в себя наиболее распространенные приемы работы с книгой:
а) выделение существенного;
б) смысловая группировка;
в) составление плана, тезисов, конспекта;
г) составление схем, графиков, диаграмм;
д) формулирование выводов;
е) чтение-поиск (на вопрос в конце параграфа найти ответ в тексте учебника);
ж) составление вопросов к теме;
з) на основе текста учебника составить алгоритм (учебные действия) описания географического объекта.
Некоторую помощь при работе с текстом может оказать следующая памятка:
1. Прочитав текст параграфа,
определить наиболее
2. Попытаться установить,
какие следствия как
3. Определить правомерность новых мыслей или идей, вытекающих из выявленной в параграфе мысли или идеи.
4. Проверить, насколько общий
характер имеет эта мысль и
какова область ее применения[
Развитие операций анализа и синтеза осуществляется также в процессе записей прочитанного.
Уже делая выписки отдельных фактов, названий, терминов, определений, выводов, цифровых данных и т.п., вдумчивый ученик разбирается в смысле текста, отбирает наиболее существенное для усвоения, устанавливает связи между отдельными частями текста, дает им оценку. Учителю следует обращать внимание на умение делать нужные выводы, время от времени проводить соответствующие беседы, демонстрируя при этом образцы наиболее удачных выписок, сделанных учащимися.
Составление тезисов также требует умения проводить анализ и синтез текста и одновременно совершенствует их. Тезисы более детально, чем план, расчленяют текст и выражаются в виде кратких утверждений, которые доказываются при помощи рассуждений. Тезисы позволяют выявить основные идеи текста, четко сформулировать их в определенной системе. Для составления тезисов школьники разбивают текст на несколько частей, выявляют в них самое существенное, определяют суть, и значение каждой части и, наконец, формулируют четкие положения, утверждающие или опровергающие какие-либо высказывания, содержащиеся в тексте.
Наиболее сложна работа над конспектом, которая требует от ученика разнообразных умений и навыков ведения записей текстов.
Для составления конспекта надо предварительно научиться делать выписки, составлять план и тезисы текста, а это значит, что конспектирование стимулирует совершенствование всех мыслительных операций анализа и синтеза.
Работа школьников с вопросами и заданиями, помещенными в начале разделов, тем и параграфов, проводится перед началом изучения нового материала. Тем самым мотивирует учебную деятельность и осуществляет предварительный контроль, устанавливает исходный уровень знаний и умений, актуализирует ранее усвоенное.
Различают следующие виды работы с системой вопросов и заданий: