Способы проведения метеонаблюдений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2015 в 15:32, реферат

Краткое описание

Цель работы – изучить суточный ход метеовеличин по данным метеорологической станции 19.08.2007
К метеорологическим величинам относятся температура и влажность воздуха, атмосферное давление, скорость и направление ветра и др. К ним присоединяются величины, непосредственно не отражающие свойств атмосферы или атмосферных процессов, но тесно связанные с ними. Таковы температура почвы или поверхностного слоя воды, испарение, высота и состояние снежного покрова и т.п.

Вложенные файлы: 1 файл

черновой диплом.docx

— 269.65 Кб (Скачать файл)

В ходе практического занятия нужно  сопоставить температуры почвы и воздуха.

Тема №9. Наблюдения над влажностью воздуха.

Девятую тему нужно посвятить наблюдению за влажностью воздуха. Следует рассмотреть такие под тем: Понятие о влажности воздуха. Испарение влаги. Условия медленного и быстрого высыхания почвы, луж после дождя, просыхание дорог после схода снега весной.

Выделение влаги из воздуха. Образование тумана, росы, инея.

Практические работы целесообразнее проводить на географической площадке.

Практические работы.

  • Знакомство с приборами, служащими для определения влажности воздуха.
  • Устройство гигрометра и уход за ним. Отсчет показаний по гигрометру.
  • Правила установки приборов в метеорологической будке и уход за ними.
  • Запись показаний и обработка их.
  • Составление суточного графика хода относительной влажности.

Тема №10. Наблюдения над облачностью.

Десятую тему нужно посвятить наблюдению над облачностью. Эту тему можно разделить на несколько под тем: Образование облаков. Основные формы облаков нижнего, среднего и верхнего ярусов. Схематическая зарисовка облаков. Составление атласа облаков их рисунков, фотоснимков, вырезок их иллюстрированных журналов.

Измерение температуры при переходе от ясной или облачной погоды к пасмурной.

Суточный ход температуры воздуха в ясную и пасмурную погоду (по данным метеорологической станции, своим наблюдениям или заимствованным из литературы ресурсов Интернет). Наблюдения за облаками и предсказание погоды по ним.

Все наблюдения в течении года нужно фиксировать в метеорологическом дневнике.

Тема №11. Наблюдения над высотой солнца.

Одиннадцатое  занятие следует посвятить наблюдению над высотой солнца. Тему можно разделить на такие под темы, как: Проведение наблюдений над высотой полуденного солнца над горизонтом осенью и весной (раз в неделю). Изготовление графика, показывающего изменение высоты полуденного солнца осенью и весной. Выяснение связи сезонных изменений в природе края с изменением высоты солнца.

В практическую часть темы нужно включить изготовление самодельных приборов по определению высоты солнца над горизонтом (эклиметр, угломер и др.).

Тема №12. Наблюдения над летними видами осадков.

Двенадцатую тему нужно посвятить наблюдению над летними видами осадков. Рассмотрение этой темы для 6-8 классов целесообразнее провести в заочном формате, так как тема связана с летним каникулярным временем. В ходе рассмотрения темы её можно разделить на под темы: Выпадение дождя, града и других осадков. Указывать время их выпадения, интенсивность, продолжительность и количество (в миллиметрах).

Проведение наблюдений за распределением осадков по сезонам года.

Записывать силу, направление ветра, количество облачности и форму облаков, величину, форму и цвет градовой тучи, форму и величину градин и их строение, не содержат ли они посторонних твердых частиц. Случаи выпадения сильного града. Сопровождался ли град грозой или дождем. Откуда пришла градовая туча. Какие повреждения произведены градом.

Туманы. Отмечать дни с туманами, время их образования и характер. Время начала образования тумана и конца его рассеивания. Случаи движения тумана над местом наблюдения, сила и направления ветра. При каких погодных условиях образовался туман, его интенсивность.

Описание случаев сильных туманов и затруднений, какие они создавали в движении различных видов транспорта.

Роса. Отмечать первую и последнюю росу в году, дни с росой, время ее появления и исчезновения. На каких предметах и поверхностях роса больше осаждается, и при каких погодных условиях. Определение наличия росы и ее интенсивности на глаз.

Практическую часть, когда нужно заполнять метеорологический дневник, можно обратиться к сайту Gismeteo.ru.

Тема № 13. Предсказание погоды по местным признакам.

Последнюю тему можно посвятить предсказанию погоды по местным признакам. Для этого нужно проводить наблюдения и за световыми явлениями в атмосфере: зори, мерцание звезд, молния и др. Составить дневник местных признаков погоды.

Таким образом организацию метеорологического наблюдения в 6,7,8 классах целесообразнее проводить в течении года по разным темам. Такое рассмотрения позволить углубить как теоретическое, так и практические знания по метеорологическому наблюдению. Такое рассмотрение позволит полученные знания использовать в последующих классах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2.Метеонаблюдения  в ходе исследовательской работы

(Проект исследовательской  работы)

С учениками 6-8 классов по теме метеорологическое наблюдение можно использовать проектную деятельность. Проектную деятельность учеников целесообразнее связать с настоящим временем.

Реализация проектной деятельности учащихся была рассчитано на несколько этапов.

Первый этап был связан с выбором темы, постановкой цели и задач.

Проект исследовательской работы была выбрана тема посвященная: «Изучению влияния погоды на человека»

Проект был составлен учениками 8 класса, под руководством учителя географии.

В ходе проекта участники проектной деятельности изучают влияние погоды на человека. В ходе реализации проекта учащиеся проводят исследования, готовят продукты проектной деятельности,  повышают культуру речи, имеют возможность реализовать себя, самостоятельно проводя исследования и отбирая нужную информацию. Проект позволяет использовать как географические, так и знания по обществознанию и краеведческий материал.

Концептуальные положения проекта

Описание ситуации практически у каждого человека в пасмурную погоду портится настроение, понижается работоспособность. Возникает вопрос: А оказывает ли влияние погода на других людей?  Изменяется ли их настроение, работоспособность?

В ходе рассмотрения проекта приводиться основные понятия и термины, которые используются в проекте.

А именно:

 погода – это состояние  тропосферы в данный момент  и в данном месте

элементы погоды – температура, влажность, давление

явления погоды – облачность, ветер, осадки

Актуальность проекта:

Практическая ценность проекта заключается в самостоятельном проведении наблюдений за погодой. Реализованный проект даёт возможность  учителю корректировать содержание образования за счет активизации включения краеведческого компонента в преподавание  естествознания; привлечь внимание учащихся к ведению наблюдений за природой. Также проект дает возможность учащимся применить полученные на уроках знания и умения в новых условиях, т.е. в работе над  проектом.

Проект исследовательской работы следует рассмотреть в течении краткосрочного времени.

Цель, задачи и планируемые результаты проектной деятельности

Цель:  изучение метеозависимости людей.

Задачи:

1. Провести наблюдение  за элементами и явлениями  погоды:

2. Провести анкетирование с целью выявления влияния изменений погоды на человека.

3. Сделать вывод по результатам исследования.

4. Подготовить продукт с рекомендациями для метеозависимых людей и фотоальбом «Погода за наблюдаемый период».

Второй этап проекта было связано с планированием. На этом этапе были поставлены задачи для учащихся, были проведены разделение ролей, произошло ознакомление с разными источниками информации.

 задачи для учащихся:

  • Провести изучение погоды в течение периода (с  16 по 20 сентября 2013 года), для этого необходимо использовать метеорологические приборы расположенные на географической площадке, а также информацию сайта GisMeteo, результаты оформить в соответствии с полученными инструкциями.
  • Найти теоретический материал по теме «Погода» и «Метеозависимость», проанализировать и выбрать необходимое для своего проекта.
  • Провести анкетирование у своих родных, близких и друзей, обработать полученные результаты.

Для выполнения данных задач были разработаны уроки с использованием метода проектов, а также учащимся были представлены консультационные дни, предложены дистанционные формы для решения возникших проблем при работе над проектом: электронная почта, Skype, mail-агент.

В ходе реализации последующих этапов проекта были проведены наблюдения за такими  элементами и явлениями погоды как:

1) Температура

2) Облака

3) Состояние облачности

4) Атмосферное давление

5) Ветер

6) Атмосферные осадки.

2. Проведено анкетирования с целью выявления влияния погоды на настроение, работоспособность у людей разных возрастных групп.

3. Сделаны выводы по  результатам наблюдений и анкетирования.

          Остановимся на третьем этапе более подробно.

Прежде всего, были проведены наблюдения за температурой воздуха. Эти наблюдения были проведены в географической площадке, с использованием термометра  три раза в сутки. Затем ученики 7 класса определили среднюю температуру путем математических расчетов и разницу между самой высокой в течение дня и самой низкой (амплитуда). На основании приведенных данных была составлена графика изменения средней температуры в течении пяти дней.

 Как видно из представленных  данных, за период наблюдений самая низкая температура наблюдалась 3 марта в 20.00, а самая высокая – 6 марта в 14 .00. Наибольшая средняя температура была 3 марта, а наименьшая – 6 марта. Амплитуда колебания температур: самая большая 6 марта, а самая маленькая  4 марта.

Продолжая реализацию этого этапа, было проведено наблюдение за облаками, чтобы определит их тип. Как видно из таблицы за период наблюдений преобладали слоистые облака. В течение дня типы облаков иногда менялись.

После рассмотрения облаков, учениками 7 класса были проведены наблюдения облачности. Она определяется обычно по десяти балльной шкале. От состояния облачности зависит тип погоды. Мы определяли облачность приблизительно, наблюдая за облаками. Как видно из представленных данных за период наблюдения в основном наблюдались пасмурные дни и с переменной облачностью.

Для последующей реализации проекта были проведены наблюдения атмосферного давления. При определении атмосферного давления мы использовали барометр, который был расположен на географической площадке. Кроме этого для уточнения данных, мы использовали ресурсы интернет, а именно сведения с сайта Gismeteo.ru. После проведения наблюдение были составлены графики атмосферного давления.

Как видно из представленных данных за период наблюдений атмосферное давление изменялось: самое высокое наблюдалось  3  марта весь день, а самое низкое 7 марта  днем и вечером.

Продолжая наблюдение мы решили определит направление и силу ветра. Для этого мы опирались на прибор (флюгер) который был расположен на географической площадке.

Как видно из таблицы и схемы розы ветров за период наблюдений  ветер был разного направления. Самый сильный ветер наблюдался 7 марта. Безветренных дней не было.

Реализацию своего проекта мы продолжили наблюдением за атмосферными осадками. Атмосферные осадки - вода в жидком или твердом состоянии (дождь, снег, крупа, наземные гидрометеоры и пр.), выпадающая из облаков или осаждающаяся из воздуха на земной поверхности и на предметах. Вид осадком определяли с помощью наблюдения. Количество же осадков определяется гигрометром. Но данный прибор отсутствует, поэтому определить количество не удалось.

Как видно из таблицы за период наблюдений осадки были разного характера: выпавшие снег, образовавшиеся в наземном слое туман. Выпавшие осадки по характеру выпадения были  моросящие.

После определения вида осадков, учениками 7 класса были проведены наблюдения влажности воздуха. Как мы знаем воздухе содержится влага.  Процентное отношение количества водяного пара, содержащегося в единице объема воздуха, к наибольшему его количеству, которое может содержаться в единице объема воздуха при той же температуре, называется относительной влажность. Определяется с помощью психрометра. Мы же использовали данные сведения с сайта Gismeteo.

Как видно из представленных данных за период наблюдения относительная влажность воздуха изменялась: самая высокая наблюдалась 4 марта днем, 5 марта вечером и 7 марта днем, а самая низкая 3 марта  днем.

Параллельно с проведением  метеорологического наблюдения  ученики 7 класса  проводили анкетирование, среди своих родных, друзей и близких.

Анкетирование мы провели с целью узнать, как влияет погода на самочуствие близких нам людей.

Вопросы анкеты:

1. Сколько вам лет?_____________________

2. Влияет ли погода на ваше настроение?

А) В погожий денек чувствую себя веселее и активнее

Б)  Такой зависимости у меня нет

В)  Я не задумываюсь об этом

Г) Мое настроение улучшается, когда погода портится

3. Влияет ли погода на Вашу работоспособность?

А) В погожий денек я могу много работать

Б)  Такой зависимости у меня нет

В)  Я не задумываюсь об этом

Г) Работоспособность повышается когда погода ухудшается

4. Влияет ли погода на ваше здоровье?

А) В погожий денек я не болею

Б)  Такой зависимости у меня нет

В)  Я не задумываюсь об этом

Г) Я начинаю болеть, когда погода портится

В опросе приняло участие 100 человек в возрасте от 12 до 60 лет. Результаты получились следующие:

 

Ответ - А

Ответ - Б

Ответ - В

Ответ - Г

1.Влияет ли погода на  ваше настроение?

55

15

0

30

2.Влияет ли погода на  Вашу работоспособность

66

10

24

0

3. Влияет ли погода  на ваше здоровье?

18

0

40

42

Итого

139

25

64

72


Как видим из результатов анкеты, больше всего участники опроса выбрали варианты ответа А  и Г в сумме. Это значит, что большинство людей метеозависимы.

Таким образом в течение наблюдаемого периода типы погод были: с переходом через 0ºС и слабо морозная.  Выпадали осадки, давление понижалось, поэтому многие из опрошенных чувствовали ухудшение настроения, снижение работоспособности – появлялась лень. 3 марта наблюдалась повышенная усталость.

Поэтому можно сделать вывод, что погода оказывает влияние на многих людей. Она влияет на здоровье, так, например, у некоторых людей при пасмурной погоде болит голова, суставы, поднимается давление. Изменяется и настроение. Например, при пасмурной погоде некоторым людям свойственно плохое настроение, снижение работоспособности, при ясной погоде чувствуют себя более уверенными и активными.

При работе над проектом учениками были использованы различные методы и приемы работы. А именно:

Анализ литературы и существующих практик по проведению наблюдений и анкетирования, рефлексивный анализ собственной деятельности.

Приемы умственной деятельности:

анализ, конкретизация, обобщение, сравнение, выявление существенного.

Приемы работы:

-консультации  с учителем;

- поиск недостающей  информации в информационном  поле и у руководителя проекта;

-проведение наблюдений  за погодой;

-изучение различных  источников информации о погоде  и метеозависимости людей;

-работа с фотоматериалами, фотографирование погоды ежедневно;

-подбор текстов;

-анкетирование, обработка результатов анкеты;

-выполнение таблиц, графиков;

-работа в  сети  Интернет;

- работа в различных  программах: Microsoft Excel (для построения  графиков), Microsoft PowerPoint (для создания  продуктов)

При выполнении проекта у учащихся возникли кое, какие трудности. Основные трудности были связаны с этапом оформления результатов наблюдений при построении графиков.

Например:

  1. в программе Excel, для решения данной проблемы было предложено отдельное консультационное задание, где были показаны и отработаны приемы работы.
  2. при построении графиков облачности, розы ветров с помощью программы Word, для решения данной программы также была выделена отдельная консультация, где объяснены и показаны приемы работы с функцией «вставка фигур», создание скриншота, обрезка иллюстраций.

Трудности возникли и при создании продуктов, т.к. многие приемы работы учащимся были не знакомы. Для решения этой проблемы, учащиеся работали под руководством учителя, при помощи показа образца действий.

Основным результатом работы является реализация проектной мысли, учащиеся  составляют фотоальбом, в котором указывают основные показатели погоды за каждый день и определяют тип погоды,  представляют рекомендации исходя из собственного опыта.

Механизм осуществления проекта

Этапы

Сроки реализации

Мероприятия

1. Подготовительный

28 августа  – 30 сентября 2013 год

Определение темы, уточнение целей, исходного положения

2. Планирование

9-13 сентября 2013 год

Анализ проблемы. Определение источников информации

Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде.

3. Исследование

16-20 сентября 2013 год

Проведение исследований, наблюдений за элементами и явлениями погоды:

1) Температура

2) Облака

3) Состояние облачности

4) Атмосферное давление

5) Ветер

6) Атмосферные осадки.

2. Проведение анкетирования с целью выявления влияния погоды на настроение, работоспособность у людей разных возрастных групп.

4. Выполнение

22-25 сентября 2013 год

Выполнение проекта

5. Результаты

26-30 сентября 2013 год

Анализ информации. Формулирование выводов.

Оформление продукта.

6.Подготовка к защите  проекта

1-4 октября 2013 год

Подготовка публичного выступления.

7.Рефлексия 

7 октября 2013 год

Анализ выполнения проекта. Анализ достижений поставленной цели.

Анализ презентации проекта.

8. Защита проекта

9 октября 2013 год

Презентация проекта


Заканчивая проектную работу, могу сказать что, перспективы дальнейшего развития проекта имеются. Возможно следует провести не только анкетирование, но и наблюдение за настроение,


работоспособностью группы людей, отмечая полученные данные в таблице. Можно увеличить сроки исследования за погодой.

Таким образом, проектно исследовательскую деятельность по метеорологическому наблюдению стоит проводить больше 6-8 классах, так как эта деятельность поможет углубить знания ученика по разделу атмосфера, климат мира и России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Дата

8.00

14.00

20.00

Средняя

Амплитуда

3

+2

+1

0

+ 1

2

4

0

+1

-1

0

2

5

+1

+2

-4

- 0,3

6

6

-6

+4

-3

- 1,7

10

7

+2

-1

-3

- 0,7

5


 

Данные измерения температур за 5 дней

Диаграмма изменения средних температур 5 дней

Приложение 4

Дата

Тип облаков утром

Тип облаков днем

Тип облаков вечером

3

Слоистые

слоисто-кучевые

слоистые

4

Слоистые

слоистые

слоистые

5

Кучевые

кучевые

слоисто-кучевые

6

Слоистые

слоистые

слоистые

7

Кучевые

кучевые

слоисто-кучевые


 

Таблица 1 Наблюдаемые за 5 дней виды облаков

 

 

Дата

Состояние облачности утром

Состояние облачности днем

Состояние облачности  вечером

3

4

5

6

7


 

Приложение 5

Дата

Атмосферное давление

Утром

Атмосферное давление

днем

Атмосферное давление

вечером

3

757

757

757

4

747

747

749

5

749

749

750

6

749

747

745

7

745

744

744


 

Данные атмосферные давления за 5 дней

Данные атмосферного давления на утро

Приложение 6

Атмосферное давление днем

Атмосферное давление вечером

Приложение 7

Дата

Направление ветра

Скорость ветра (м/сек)

3

В

3

4

З

3

5

Ю-В

4

6

Ю-З

5

7

Ю

9


 

Изменение течения ветра на 5 дней

Роза ветров

Приложение 8

Вид осадков

Дата выпадения

 Время  выпадения (утро, день, вечер, ночь)

Туман

3.03

Утро, вечер

Снег

4.03

6.03

7.03

Утро, день

Утро

Ночь, день


 

Осадки

Дата

Утро %

День %

Вечер %

3

93

83

97

4

95

100

97

5

99

99

100

6

97

90

95

7

96

100

94


 

Относительная влажность воздуха


Информация о работе Способы проведения метеонаблюдений