Способы проведения метеонаблюдений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2015 в 15:32, реферат

Краткое описание

Цель работы – изучить суточный ход метеовеличин по данным метеорологической станции 19.08.2007
К метеорологическим величинам относятся температура и влажность воздуха, атмосферное давление, скорость и направление ветра и др. К ним присоединяются величины, непосредственно не отражающие свойств атмосферы или атмосферных процессов, но тесно связанные с ними. Таковы температура почвы или поверхностного слоя воды, испарение, высота и состояние снежного покрова и т.п.

Вложенные файлы: 1 файл

черновой диплом.docx

— 269.65 Кб (Скачать файл)

Метеорологические наблюдения имеют большое практическое значение. Они могут быть использованы в борьбе за повышение урожайности сельскохозяйственных культур. Систематические наблюдения над метеорологическими явлениями (снежные заносы, гололедица, ливни, туманы и прочие явления) имеют большое значение для обеспечения безопасности работы всех видов транспорта и т. д.

Метеорологическое наблюдение целесообразно проводить в 6,7,8 классах, так как  в этих классах рассматривается курс физической  географии, где отдельные темы посвящены климату.

Для проведения метеорологических исследований учителем географии был составлен тематический план, который был связан с отдельными темами курса географии.

Тематический план:

Тема №1. Введение.

На первом занятии с учениками целесообразно рассмотреть теоретическую часть, а именно посвятить занятие понятиям погода, климат, смена года, следует более подробно рассмотреть историю развития метеорологического наблюдения, связь метеорологии с другими науками: физикой, географией и т.д.

Кроме этого чтобы дать общее представление можно порекомендовать провести ряд практических работ или экскурсий.

.  Экскурсия на ближайшую метеорологическую станцию с целью общего ознакомления с ее устройством.

  • Экскурсия в краеведческий музей с целью ознакомления с природой своего края и работами ученых метеорологов.
  • Составление альбомов, отражающих жизнь и деятельность великих русских ученых.
  • Просмотр учебных фильмов, презентаций на тему «Атмосфера и методы ее изучения». Составление собственных презентаций по теме.
  • Работа с географической картой. Ознакомление с сетью метеорологических станций и наблюдательных пунктов.

Тема №2. Календарь погоды нашей местности.

Второе занятие нужно посвятить знакомству с элементами погоды. Наблюдения за общим состоянием погоды: атмосферным давлением, температурой воздуха, силой и направлением ветра, осадками, световыми и другими явлениями в атмосфере. Так как, в курсе 7 и 8 класса в первом полугодии рассматриваются темы посвященные климату мира и климату России.

Для ознакомления с приемами наблюдений и метеорологическими приборами нужно посетить географическую площадку. Чтобы зафиксировать данные метеорологического наблюдения уже в начале учебного года следует в 6,7,8 классах начать дневник метеорологического наблюдения.

Для введения дневника метеорологического наблюдения, целесообразнее применять ниже представленную таблицу.

Проведение записи по форме:

Дата

Часы

Температура, в ºС

Давление, в мм рт. ст

Ветер

Облачность и виды облаков

Вид осадков

Вывод о погоде за день

Другие явления в природе

Примечания

Наблюдаемая

средняя

направление

сила, в баллах

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12


 

Для учащихся 6-8 классов можно порекомендовать ряд практических работ.

Практические работы.

  • Составление календаря местной погоды на основе ежедневных наблюдений.
  • Составление настенного календаря погоды для общего ознакомления.
  • Вычерчивание диаграмм хода отдельных метеорологических элементов по дням.
  • Графическое оформление изменения температуры, осадков, влажности воздуха, силы и направления ветра и других элементов погоды каждый месяц.

Тема №3. Наблюдения за атмосферным давлением.

Третье занятие можно посвятить атмосферному давлению. В ходе ознакомления этой темы следует вспомнить, что такое атмосферное давление, единицу измерения давления воздуха, неравномерность распределения давления воздуха на Земле, изменение давления с высотой.

Важность и необходимость постоянных наблюдений за изменением давления воздуха для прогнозов погоды.

Приборы для измерения атмосферного давления. Ртутный барометр, анероид, барограф, их устройство, установка, производство отсчетов.

Практические работы данного занятия целесообразнее разделить по классам, так как 6 классы эту тему по курсу географии проходят позже, и поэтому нужно им дать более общее представление об атмосферном давлении. Для 7 и 8 класса можно порекомендовать не только наблюдение за атмосферным давлением, но и дать решать географические задачи, посвященные этой теме.

Практические работы

  • Составление графического суточного, месячного и годового хода атмосферного давления (по данным метеорологических станций, климатологических справочников, своих наблюдений и др.) Суточная и годовая амплитуда давления.
  • Решение географических задач посвященных атмосферному давлению.

Тема №4. Наблюдения за температурой воздуха.

Четвертое занятие с учениками 6-8 классов следует посвятить наблюдению за температурой воздуха. Это занятие имеет больше практического значения, так как связано с использованием метеорологических приборов. В основном эту тему лучше рассмотреть. опираясь на географическую площадку, которая имеется в наличии каждых из школ Балтасинского муниципального района.

В ходе занятия рассматриваются такие под темы: Солнце – источник тепла и света на Земле. Малая теплопроводность воздуха. Перенос тепла перемещением воздуха.

Теплые и холодные воздушные массы и их свойства.

Неравномерность нагревания и охлаждения воздуха в течение года на разных участках земного шара.

Сроки ежедневных измерений температуры воздуха.

Приборы для измерения температуры воздуха. Термометры и термографы.

Практические работы.

  • Установка максимальных и минимальных термометров.
  • Составление графиков суточного и годового хода температуры воздуха (по данным наблюдений, проводимых учащимися, по материалам СМИ и т.д.)
  • Вычисление средней суточной температуры воздуха.
  • Суточная и годовая амплитуда температуры воздуха.

Тема №5. Наблюдения за ветром.

Занятие пятое можно посвятить теме ветер. В ходе занятия можно рассмотреть: Причину возникновения ветра – неравномерное нагревание земной поверхности. Передвижение воздуха из области большего давления в область меньшего давления.

Зависимость силы ветра от разности давлений. Типы ветров. Работа ветра.

Значение ежедневных наблюдений за направлением и силой ветра. Шкала Бофорта.

Приборы для определения силы и направления ветра: анемометр, флюгер; их устройство и производство отсчетов.

После теоретического занятия, рассмотрение темы можно продолжить на географической площадке. С помощью приборов метеонаблюдения в течении месяца можно наблюдать за направлением и силой ветра. В конце темы можно дать ученикам задание построить розу ветров.

Практические работы.

  • Определение направления ветра, условные обозначения направления ветра.
  • Сроки наблюдения за изменением силы и направления ветра.
  • Запись в дневнике шкалы Бофорта. Определение силы ветра по шкале Бофорта.
  • Описание случаев сильных ветров, штормов, ураганов (отмечать производимые ими разрушения).
  • Наблюдение над суточным ходом изменения направления и силы ветра в утренние, полуденные, дневные, вечерние и ночные часы для предсказания погоды.

Тема №6. Наблюдения за снегом и снежным покровом.

Шестое занятие связано с наблюдением снега как вида осадков и снежного покрова за определенный период. Тему следует разделить на несколько этапов рассмотрения, так как отдельные под темы нужно проводить в разное время года. В ходе занятия можно рассмотреть следующие под темы: Регистрация времени и характера выпадения снега (отдельные кристаллы, хлопья, иглы, крупа, мокрый снег и др.) Преобладающие формы и размеры выпадающих снежинок. Знакомство со строением отдельных снежинок с помощью лупы; зарисовка в дневнике; фотографирование отдельных, наиболее часто выпадающих снежинок.

Снежный покров и характеристика его состояния (рыхлый, плотный, равномерный, с оголенными местами, сугробистый, с проталинами).

Продолжительность снегопадов в часах или сутках, интенсивность и последствия (заносы дорог, повреждение деревьев от тяжести массы снега и т.д.)

Снегомерная съемка и сроки ее проведения.

  • Практические занятия с учениками 6-8 классов следует проводить на географической площадке. В конце рассмотрения темы к уроку по географии ученикам можно дать задание на составление графиков месячного и годового хода выпадения снега, где следует указать обязательно указать дату первого и последнего выпадения снега.

Практические работы и наблюдения.

  • Ежедневные наблюдения и измерения толщины снежного покрова по постоянной рейке. Запись ежедневных наблюдений над высотой снежного покрова.
  • Проведение наблюдений над глубиной промерзания почвы (до 10 см) с осени, а также и за тем, на какую (мерзлую или талую) землю выпал снег.
  • Определение даты окончательного установления снежного покрова.
  • Проведение измерения температуры на поверхности снега и на различных глубинах.
  • Определение плотности снега и вычисление количества выпавших осадков.
  • Сравнительное изучение высоты и плотности снежного покрова в лесу, в поле, на южных и северных склонах, лесных опушках и впадинах с помощью переносных реек и снегомера.
  • Отметить даты образования первых проталин, освобождения из-под снега половины или большей части видимых окрестностей, полного схода снега на полях, в оврагах, в лесу.
  • Проследить весной глубину постепенного оттаивания земли.

Тема №7. Наблюдения за метелями, инеем, изморозью.

В ходе рассмотрения темы следует уделить время таким под темам: Определение видов метелей: метель-вьюга, метель с выпадением снега, низовая метель. Метель, поднимающая сильным ветром снег с земли на высоту до нескольких метров, метель-поземка (перенос очень мелких частичек снега у поверхности земли при ясном небе). Результат поземки – сугробы.

Определение силы, времени возникновения и исчезновения метелей, а также направления и силы ветра. Образование снежных заносов и меры борьбы с ними. 

Образование инея. На каких поверхностях он больше осаждается: горизонтальных (крышах домов, опавших листьях деревьев, поверхности почвы и др.) или вертикальных. Определение времени образования и исчезновения инея и его интенсивности. Запись количества дней с инеем.

Наблюдения над изморозью. Отличие изморози от инея. Наблюдения за образованием изморози в пасмурную, туманную погоду, при слабом ветре или при сильных морозах, когда в воздухе плавают ледяные кристаллы.

Осаждение изморози не только на горизонтальных, но преимущественно и на вертикальных предметах: на ветках деревьев и кустарников, на хвое, столбах и проводах ЛЕП, а также на выступающих углах и краях предметов с наветренной стороны. Время появления и исчезновения изморози, интенсивность. При каких погодных условиях изморозь бывает наиболее обильной.

В ходе практических работ по теме данные метеорологического наблюдения следует фиксировать в дневнике прогноза погоды.

Практические работы.

  • Пронаблюдать интенсивность инея, время его исчезновения.
  • Проследить, при каких погодных условиях образуется иней (направление и сила ветра, облачность, влажность воздуха и т. д.).
  • Произвести фотографирование и зарисовки в дневнике отдельных кристаллов изморози и целых веток, покрытых густым слоем изморози; зарисовку ландшафтов в уборе изморози.
  • Запись наблюдений над метелями, гололедицей, инеем, изморозью.

Тема №8. Наблюдения за температурой почвы.

Восьмую тему следует посвятить наблюдению за температурой почвы. Для этого на географической площадке нужно установить коленчатый почвенный термометр Савинова весной, после оттаивания верхнего слоя почвы до глубины около 25 см. (Осенью перед наступлением заморозков термометры необходимо вынуть из почвы.)

Устройство почвенных термометров. Наблюдения за температурой почвы у поверхности и на глубине 5, 10, 15, 20 см (один раз в день – 13 или 14 часов).

Информация о работе Способы проведения метеонаблюдений