Технико-экономические особенности и факторы размещения отраслей тяжелого машиностроения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 14:54, курсовая работа

Краткое описание

Тяжелое машиностроение является ведущей отраслью всей промыш-ленности, ее "сердцевиной". Продукция предприятий машиностроения играет решающую роль в реализации достижений научно-технического прогресса во всех областях хозяйства. На долю машиностроительного комплекса приходится почти 30% от общего объема промышленной продукции. В нашей стране эта отрасль развита недостаточно. В Японии, Германии, США удельный вес машиностроения в промышленной структуре составляет от 40 до 50%. По экспорту машиностроение занимает 20-ое место после ТЭК. Эта отрасль дает 12 % экспорта России. Машиностроительный комплекс занимает первое место по выпуску валовой продукции, второе место по основным фондам (25 %) и первое место по промышленному персоналу (42 %). Он обеспечивает научно-технический прогресс и перестройку экономики всей страны, поэтому его отрасли развиваются ускоренными темпами, а их число непрерывно растет. На долю тяжелого машиностроения приходится 60% продукции от всего машиностроительного комплекса.

Вложенные файлы: 1 файл

содержание1.docx

— 77.18 Кб (Скачать файл)

4.1. Структурные изменения

Под воздействием осуществляемых экономических преобразований в машиностроительном комплексе России сложилась принципиально новая ситуация. Производство все более ориентируется на платежеспособный спрос. Однако особенность тут такова: со стороны прежнего основного потребителя — государства — он резко сократился, а хозяйствующие субъекты не компенсируют этого сокращения, особенно на сложную продукцию, отдавая предпочтение более дешевому и простому оборудованию.

 

 

Таблица 1

Показатели динамики важнейших видов продукции тяжелого машино-строения (в %).

 

1995г.

к 1994г

1996г.

к 1995г

Турбины паровые

Вагоны грузовые

Вагоны пассажирские

Экскаваторы с ковшом емкостью 4 куб. м и выше

Станки металлорежущие

Машины кузнечно-прессовые

Краны башенные грузоподъемностью 8 т и выше

77

78

82

100

82

72

88

107

98

107

100

88

94

92


При сохранении существующих условий, когда в экономике нет нор-мальных стимулов к расширенному воспроизводству и полномасштабного инвестирования, прогнозировать кардинальные перемены к  лучшему не приходится.

Некоторое оживление производства в машиностроении практически не отразится на повышении спроса на технологическое оборудование (станки, кузнечно-прессовые машины), так как его парк в отраслях промышленности используется в настоящее время менее чем на 50%. По мере увеличения производства машиностроительной продукции на предприятиях первоначально будет повышаться  загрузка  уже  имею-щихся основных средств, идти накопление капитала и только затем

может появиться перспектива технического перевооружения, а следо-вательно, приобретения нового оборудования и увеличения его производства.

Объясняемый слабостью побудительных мотивов к производственно-му инвестированию, малоактивный спрос негосударственного сектора на технологическое  оборудование делает  настоятельной  необходи-мость осуществления государственной поддержки предприятий отрасли в рамках целевой федеральной программы. Это экономически, а порой и стратегически эффективно, особенно в случае импортозаме-щения. В 1996г. произошло некоторое увеличение выпуска паровых турбин (на 14%). Такой рост произошел вследствие увеличения поста-вок энергетического оборудования на экспорт, в основном в Китай,Иран и страны Восточной Европы.

В подотрасли вагоностроения объемы производства определяются финансовыми возможностями основного заказчика — МПС России. Не секрет, что они ограничены и не позволяют существенно наращивать выпуск так необходимого российским железным дорогам подвижного состава. В связи с этим объемы производства в 1996 г. возросли незначительно (по грузовым вагонам на 3%).

Предвидится изменение структуры выпуска пассажирских вагонов. Так, АО "Тверской вагонзавод" наращивает выпуск пассажирских ку-пейных вагонов, соответствующих современным требованиям ком-фортности и безопасности движения. Тем самым создается возможность прекратить их импорт из Германии. Удельный вес купейных вагонов в общем выпуске пассажирских вагонов локомотивной тяги возрос в 1996 г. до 39%. На АО "Демиховский машзавод" организован выпуск вагонов электропоездов вместо приобретаемых в Латвии. Введенные на данном предприятии в 1994 г. мощности по производству 534 вагонов позволяют выпускать компакт-ные электропоезда. Кроме того, организован выпуск (в небольшом количестве) вагонов электропоездов на Торжокском вагонзаводе.

В 1995 г. наметилась тенденция стабилизации объемов производства по некоторым видам продукции тяжелого машиностроения, а по отдельным — увеличение выпуска.

Это относится к машинам и оборудованию непрерывного литья заготовок (АО «Южуралмаш». АО «Уралмаш»), буровым станкам для нужд горнодобывающей промышленности (АО "Бузулукский завод тяжелого машиностроения") и агломерационному оборудованию (АО "Уралмаш", АО "Южуралмаш").Предприятия стали более активно вести работу по поиску платежеспособных заказчиков, сами формируют портфель заказов в конкуренции с иностранными поставщиками металлургического и другого оборудования. Так, на имеющихся производственных мощностях АО «Уралмаш» создано СП «ЮНОК» с американской фирмой «Катерпиллер» по выпуску буровых установок «ЮНОК-320» и «ЮНОК-500», которые комплектуются экологически чистыми дизельными двигателями мощностью 700 и 1000 кВт указанной фирмы. После испытаний трех уже изготовленных установок будет начато серийное производство,а также их поставка совместно с фирмой «Катерпиллер» на экспорт.

В ближайшие годы даже при условии инвестиционной активности не следует ожидать существенного роста спроса на строительную и дорожную технику. Тем более что в строительном  комплексе  сущест-вует сложившийся до 1995г. парк строительной техники, который загружен сейчас не более чем на четверть. Однако параметры обновления выпускаемой продукции ухудшились. Это явление свиде-тельствует о том, что в отрасли не происходит адаптации к новым условиям функционирования за счет качественных сдвигов. За последние три года интенсивность обновления снизилась на 40%, а доля впервые осваиваемой техники в два раза. Здесь преимущественно способны тиражировать устаревшую технику и соответственно устаревшие технологии.

Итак, состояние развития машиностроительного комплекса России предопределяется не просто спросовыми, а инвестиционными ограни-чениями. Именно они тормозят реструктуризацию на качественной ос-нове с приращением конкурентоспособности производства и выпускаемой продукции. Спад капитальных вложений в  несколько  раз  превы-сил уровень, предельно допустимый для воспроизводства основных фондов, технологий и научно-технических заделов, а также для функционирования инвестиционного комплекса. Такой предельный уровень, оцененный  специалистами Института  народнохозяйственно-го прогнозирования РАН в 16-30% (к 1990 г.) превышен по отдельным предприятиям в 2—5 раз.

Даже если в стране прекратится снижение инвестиционной активности в стране и произойдет некоторое увеличение объемов капитальных вложений в силу действия сложившихся инерционных факторов и отсутствия достаточных финансовых средств у потенциальных инвесторов не удастся стабилизировать спрос на внутреннем рынке по всем основным группам технологического оборудования.

 

4.2. Финансовое состояние и труд.

Исходя из прогнозируемых объемов производства и динамики индексов-дефляторов цен в машиностроении прибыль от всех видов деятельности за 1995 г. оценивается в размере 10 590 млрд. руб. (в фактических ценах рост к 1994 г. в 2,18 раза), на 1996 г. прибыль составила 16 610 млрд. руб. Рентабельность производства 1996 г. несколько возросла и составила 22—23% против 21,3% в 1995 г. Доля прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, составила (с учетом инвестируемой) около 74%. По оценке Департамента машиностроения Минэкономики РФ, до 8% прибыли будет направлено на финансирование капитальных вложений. Проведенная переоценка основных фондов на 1 января 1995 г. и переоценка в 1996 г. (в 1,5 раза) увеличила размер амортизации с 1450 млрд. руб. в 1994 г. до 7180 млрд. руб. в 1996 г. Амортизационные отчисления по-прежнему будут оставаться основным источником финансирования капитальных вложений. Таким образом, кардинального улучшения в финансовом состоянии предприятий в 1996 г. не произошло.

В 1995г. численность работающих на машиностроительных предприя-тиях сократилась на 271 тыс. чел., или на 11.4%. В 1996г. численность уменьшилась еще на 118.6 тыс. чел. (4.6%). В связи с началом процессов реального банкротства и выведения неэффективных производств сокращение численности работников впервые будет соответствовать (по темпам) снижению объема производства.

Среднемесячная заработная плата всего персонала в 1995 г. оценивается в 493 тыс., руб. (рост к 1994 г.— 2.65 раза). На 1996 г. заработная плата была на уровне 630 тыс. руб.: рост в 1.3 раза.

 

4.3. Институциональные преобразования.

Практически все крупные предприятия тяжелого машиностроения уже акционированы. В 1995г. ускоренными темпами продолжалась  прива-тизация научных организаций отрасли. В 1996 г. в прямом государственном управлении осталось примерно 7% предприятий (против 14% на начало 1995г.). На  приватизированных предприятиях  будет  произво-диться 98,9% продукции от общего объема по машиностроению, а доля работающих составит 97,4%. Из общего количества предприятий и организаций, остающихся в прямом государственном управлении, 29 предприятий  и  организаций  предполагается  преобразовать  в казен-ные заводы. Сдерживающим фактором в  преобразовании  федераль-ных государственных предприятий в федеральные казенные предприятия является ограниченность средств бюджета для  выкупа  их  креди-торской задолженности. В 1995г. начата работа по усилению  управления государственной долей капитала в акционерных обществах. Были оформлены 52 доверенности на представление государства в органах управления АО. Пока основными вопросами, решаемыми указанными представителями в АО, являются регулирующие функции по  сохранению деятельности предприятий, а также вопросы производственного характера.

 

4.4. Инновационная и научно-техническая  деятельность.

Главным направлением инновационной и научно-технической дея-тельности предприятий и организаций машиностроения в 1996 г. оставалась в основном реализация заданий федеральных научно-технических, инновационных и инвестиционных программ,  сформиро-ванных в рамках федеральной программы структурной перестройки экономики России. По 4м федеральным целевым программ, включенным на предварительном рассмотрении в Минэкономики в перечень программ,  подлежащих финансированию в 1996г.,  госзаказчиком  яв-ляется Роскоммаш. К реализации программ привлечено более 300 ведущих предприятий и научных организаций. Среди факторов, сдерживающих инновационную деятельность в народном хозяйстве, основную роль играют монетарные: завышенные кредитные ставки, высокий уровень инфляции и, что особенно  характерно  для  машино-строения, неплатежеспособность заказчиков. Новые технологии, и особенно энергосберегающие, внедрялись только на трети предприятий. Что касается автоматизации процессов производства, то доля предприятий, где ведутся такие работы, составляет пока 11%. При этом внедрение новых технологий наиболее активно осуществляется на крупных предприятиях. Таким образом, предприятия тяжелого машиностроения оказались наиболее зависимы в области  нововведений от влияния экономической конъюнктуры. Учитывая критическую ситуацию с положением отраслевой науки и принимая во внимание, что объектом государственной поддержки должен стать российский научно-технический  потенциал,   на  правительственном  уровне  в качестве первоочередных необходимо реализовать следующие основные меры: 

  • предусмотреть реальные ассигнования на финансирование научно-исследовательских  и  инновационных работ в размере не менее 3% расходной части годового бюджета (постановление Правительства Российской Федерации от 17.04.95 г. № 360 «О государственной поддержке развития науки и научно-технических разработок»);
  • остановить неуправляемое  распространение рыночных  отношений на научно-техническую сферу;
  • последовательно изменяя инновационный климат в экономике, способствовать формированию платежеспособного спроса на инновации;
  • создать условия (экономические, правовые, социальные) для развития предпринимательства в научно-технической сфере;
  • переориентировать часть ресурсов в пользу федеральных  инновационных программ, подкрепив затраты на НИОКР необходимыми инвестициями и государственной поддержкой.

 

4.5. Капитальное строительство.

Объем капитальных вложений на 1996г. по объектам производственного и непроизводственного назначения за счет всех источников  финан-сирования  составил  7533,7 млрд. руб., в том числе за счет собствен-ных источников 6230 млрд. руб. (82,7%). Объемы собственных средств предприятий образуются в такой пропорции: 78,5% — за счет амортизационных отчислений, 21,4% — из прибыли. На строительство объектов производственного назначения направлено 5448,7 млрд. руб., в том числе за счет централизованных капитальных вложений всего лишь 263,7 млрд. руб. (4,8%). Для сравнения — в ценах 1991 г. это 0,07—0,08 млрд. руб.

Иные формы привлечения проблемы не решают. Так. по экспертной оценке, в 1996 г. за счет средств местных бюджетов, коммерческого и частного капитала, эмиссии ценных бумаг предприятия намечают использовать на инвестиции 1286,0 млрд. руб. (против 536 млрд. в 1995 г.).

Иностранные инвестиции, по оценке Роскоммаша, могут составить около 67,4 млн. долл. Дальнейший приток иностранных инвестиций в машиностроении  сдерживается сохранением инфляционных  процес-сов, а также отсутствием в связи с этим долгосрочных страховых и правовых гарантий для  инвесторов. Капитальные вложения  произво-дственного назначения за счет средств федерального бюджета соста-вили 263.74 млрд. руб. или 4.8% от общего объема капитальных вложений за счет всех источников финансирования.

Информация о работе Технико-экономические особенности и факторы размещения отраслей тяжелого машиностроения