Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 14:54, курсовая работа
Тяжелое машиностроение является ведущей отраслью всей промыш-ленности, ее "сердцевиной". Продукция предприятий машиностроения играет решающую роль в реализации достижений научно-технического прогресса во всех областях хозяйства. На долю машиностроительного комплекса приходится почти 30% от общего объема промышленной продукции. В нашей стране эта отрасль развита недостаточно. В Японии, Германии, США удельный вес машиностроения в промышленной структуре составляет от 40 до 50%. По экспорту машиностроение занимает 20-ое место после ТЭК. Эта отрасль дает 12 % экспорта России. Машиностроительный комплекс занимает первое место по выпуску валовой продукции, второе место по основным фондам (25 %) и первое место по промышленному персоналу (42 %). Он обеспечивает научно-технический прогресс и перестройку экономики всей страны, поэтому его отрасли развиваются ускоренными темпами, а их число непрерывно растет. На долю тяжелого машиностроения приходится 60% продукции от всего машиностроительного комплекса.
4.1. Структурные изменения
Под воздействием осуществляемых экономических преобразований в машиностроительном комплексе России сложилась принципиально новая ситуация. Производство все более ориентируется на платежеспособный спрос. Однако особенность тут такова: со стороны прежнего основного потребителя — государства — он резко сократился, а хозяйствующие субъекты не компенсируют этого сокращения, особенно на сложную продукцию, отдавая предпочтение более дешевому и простому оборудованию.
Таблица 1
Показатели динамики важнейших
1995г. к 1994г |
1996г. к 1995г | |
Турбины паровые Вагоны грузовые Вагоны пассажирские Экскаваторы с ковшом емкостью 4 куб. м и выше Станки металлорежущие Машины кузнечно-прессовые Краны башенные грузоподъемностью 8 т и выше |
77 78 82 100 82 72 88 |
107 98 107 100 88 94 92 |
При сохранении существующих
условий, когда в экономике нет нор-мальных стимулов к
Некоторое оживление производства
в машиностроении практически не отразится
на повышении спроса на технологическое
оборудование (станки, кузнечно-прессовые
машины), так как его парк в отраслях промышленности
используется в настоящее время менее
чем на 50%. По мере увеличения производства
машиностроительной продукции на предприятиях первоначально
может появиться перспектива
Объясняемый слабостью
В подотрасли вагоностроения объемы производства определяются финансовыми возможностями основного заказчика — МПС России. Не секрет, что они ограничены и не позволяют существенно наращивать выпуск так необходимого российским железным дорогам подвижного состава. В связи с этим объемы производства в 1996 г. возросли незначительно (по грузовым вагонам на 3%).
Предвидится изменение структуры выпуска
пассажирских вагонов. Так, АО "Тверской
вагонзавод" наращивает выпуск пассажирских
ку-пейных вагонов, соответствующих современным
требованиям ком-фортности и безопасности
движения. Тем самым создается возможность
прекратить их импорт из Германии. Удельный
вес купейных вагонов в общем выпуске
пассажирских вагонов локомотивной тяги
возрос в 1996 г. до 39%. На АО "Демиховский
машзавод" организован выпуск вагонов
электропоездов вместо приобретаемых
в Латвии. Введенные на данном предприятии
в 1994 г. мощности по производству 534
В 1995 г. наметилась тенденция стабилизации объемов производства по некоторым видам продукции тяжелого машиностроения, а по отдельным — увеличение выпуска.
Это относится к машинам и оборудованию непрерывного литья заготовок (АО «Южуралмаш». АО «Уралмаш»), буровым станкам для нужд горнодобывающей промышленности (АО "Бузулукский завод тяжелого машиностроения") и агломерационному оборудованию (АО "Уралмаш", АО "Южуралмаш").Предприятия стали более активно вести работу по поиску платежеспособных заказчиков, сами формируют портфель заказов в конкуренции с иностранными поставщиками металлургического и другого оборудования. Так, на имеющихся производственных мощностях АО «Уралмаш» создано СП «ЮНОК» с американской фирмой «Катерпиллер» по выпуску буровых установок «ЮНОК-320» и «ЮНОК-500», которые комплектуются экологически чистыми дизельными двигателями мощностью 700 и 1000 кВт указанной фирмы. После испытаний трех уже изготовленных установок будет начато серийное производство,а также их поставка совместно с фирмой «Катерпиллер» на экспорт.
В ближайшие годы даже при условии инвестиционной
активности не следует ожидать существенного
роста спроса на строительную и дорожную технику. Тем более
Итак, состояние развития машиностроительного
комплекса России предопределяется не просто
Даже если в стране прекратится снижение инвестиционной активности в стране и произойдет некоторое увеличение объемов капитальных вложений в силу действия сложившихся инерционных факторов и отсутствия достаточных финансовых средств у потенциальных инвесторов не удастся стабилизировать спрос на внутреннем рынке по всем основным группам технологического оборудования.
4.2. Финансовое состояние и труд.
Исходя из прогнозируемых объемов производства и динамики индексов-дефляторов цен в машиностроении прибыль от всех видов деятельности за 1995 г. оценивается в размере 10 590 млрд. руб. (в фактических ценах рост к 1994 г. в 2,18 раза), на 1996 г. прибыль составила 16 610 млрд. руб. Рентабельность производства 1996 г. несколько возросла и составила 22—23% против 21,3% в 1995 г. Доля прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, составила (с учетом инвестируемой) около 74%. По оценке Департамента машиностроения Минэкономики РФ, до 8% прибыли будет направлено на финансирование капитальных вложений. Проведенная переоценка основных фондов на 1 января 1995 г. и переоценка в 1996 г. (в 1,5 раза) увеличила размер амортизации с 1450 млрд. руб. в 1994 г. до 7180 млрд. руб. в 1996 г. Амортизационные отчисления по-прежнему будут оставаться основным источником финансирования капитальных вложений. Таким образом, кардинального улучшения в финансовом состоянии предприятий в 1996 г. не произошло.
В 1995г. численность
Среднемесячная заработная плата всего персонала в 1995 г. оценивается в 493 тыс., руб. (рост к 1994 г.— 2.65 раза). На 1996 г. заработная плата была на уровне 630 тыс. руб.: рост в 1.3 раза.
4.3. Институциональные
Практически все крупные предприятия
тяжелого машиностроения уже акционированы. В 1995г.
4.4. Инновационная и научно-
Главным направлением инновационной
и научно-технической дея-тельности предприятий
и организаций машиностроения в 1996 г. оставалась
в основном реализация заданий федеральных
научно-технических,
4.5. Капитальное строительство.
Объем капитальных вложений на
Иные формы привлечения проблемы не решают. Так. по экспертной оценке, в 1996 г. за счет средств местных бюджетов, коммерческого и частного капитала, эмиссии ценных бумаг предприятия намечают использовать на инвестиции 1286,0 млрд. руб. (против 536 млрд. в 1995 г.).
Иностранные инвестиции, по оценке Роскоммаша,
могут составить около 67,4 млн. долл. Дальнейший
приток иностранных инвестиций в машиностроении сдерживается