В связи с ограниченностью бюджетных
средств финансирование последних из
названных программ осуществляется не
полностью, а только в рамках первоочередных
мероприятий и отдельных объектов. По
той же причине в инвестиционной программе
1996 г. не решаются многие важнейшие проблемы
машиностроения, по большинству которых
имеются поручения правительственных
органов, в том числе не обеспечиваются:
- завершение создания мощностей
по производству новых видов тяжелых промышленных тракторов
и дизельных двигателей к ним в АО «Промтрактор» и АО «Дизельпром» (Чебоксары), по которым имеются
неоднократные руководящие поручения;
- создание мощностей на АО «Уральский
автомобильный завод» по выпуску грузовых
автомобилей грузоподъемностью до 23 т типа «Ивеко» для работы в условиях Севера на объектах топливно-энергетического комплекса.
Общая дополнительная потребность в
централизованных капиталь-ных вложениях
превышает 1,9 трлн. руб. В связи с ограниченностью
капитальных вложений за счет централизованных
источников получат дальнейшее развитие инвестиционные конкурсы. В 1995г. государст-венная поддержка на конкурсной основе оказывалась 14 предприя-тиям
машиностроения в размере 144 млрд. руб.,
что позволило им привлечь 396 млрд. руб.
инвестиций за счет собственных и заемных
средств.
4.6. Внешнеэкономическая деятельность.
При оценке состояния товарооборота со странами дальнего и ближне-го
зарубежья учтена определенная тенденция
к стабилизации, наметившаяся в отдельных
отраслях машиностроения в результате
адаптации многих предприятий к условиям
товарного рынка, а также положительные
сдвиги в восстановлении кооперационных
связей со странами СНГ и бывшего СЭВ.
В то же время в 1996 г. в значительной степени
сохранилось действие таких негативных
факторов в машино-строительных отраслях,
как кризис платежеспособности предприятий:
невысокий технический уровень основной массы выпускаемой продук-ции
и, как следствие, ее низкая конкурентоспособность:
нерешенность до настоящего времени вопросов государственной поддержки экспортно-ориентированных
производств: отсутствие в стране системы
страхования экспорта и предоставления
банковских кредитов, а также систематизированных
маркетинговых исследований структуры
спроса на продукцию машиностроения во внешнеэкономической деятельнос-ти.
В условиях сохранения низкого платежеспособного
спроса на внутреннем рынке экспортные
поставки жизненно важны для машиностроительных
предприятий. В 1996 г. произошло увеличение
экспорта по продукции производственно-технического назначения.
Величина прироста экспорта по дальнему
зарубежью составляет примерно 20% к уровню
1995 г., а по ближнему — 8—10%. Объемы экспорта
в эти страны составили соответственно
1,7 и 1,2 млрд. долл. Доля экспорта в объеме производства машиностроительной продук-ции в 1995-1996гг. сохраняется примерно на одном уровне и
находится по основным видам номенклатурных
позиций в пределах 20—30%.
Одновременно в 1996г. произошло незначительное увеличения им-порта машиннотехнической продукции, что объясняется недостаточ-ностью
финансовых средств у предприятий, нерешенностью
вопросов кредитования импортных закупок
и рядом других неблагоприятных факторов. Объемы импорта составили около 1млрд.долл. по дальне-му зарубежью и 0,9млрд.долл. по ближнему, т.е. возросли относительно 1995г. примерно на 10%. По важнейшим видам машиностроитель-ной
продукции доля импорта в объеме продажи
товаров в 1995—1996 гг. колеблется в значительных
пределах — от 15 до 40%, однако благодаря
усилиям по импортозамещению, имеет тенденцию
к снижению.(6)
Заключение
Тяжелое машиностроение — это основа
промышленности России. И от того как будет
развиваться тяжелое машиностроение в
немалой степени зависит и развитие экономики
страны. В настоящее время отрасли тяжелого
машиностроения нуждаются в структурной
перестройке и интенсификации. Что же
означает интенсивный путь развития в
тяжелом машиностроении. Прежде всего
он подразумевает качественно новое наполнение стоимостных
показателей. Ведь рост выпуска машиностроительной
продукции может быть обеспечен как за
счет изменения стоимости техники и "вымывания"
из номенклатуры выпускаемого оборудования
дешевых его видов, так и за счет расширения
производства, увеличения массы выпускаемой
техники, улучшения ее потребительских
свойств. Последний вариант развития и
представляется единственно верным в
условиях интенсификации экономики. Кроме
того, само машиностроительное производство
должно быть переориентировано на использование
материало-, трудо и фондосберегающих технологий производства машин и оборудования.
Интенсификация машиностроительного комплекса должна рассматриваться в двух аспектах.
Во-первых, интенсификация машиностроительного производства
внутри комплекса, то есть выпуск передовой
техники с минимальными затратами живого
труда, и, во-вторых, интенсификация в отраслях
народного хозяйства, происходящая на
базе внедрения новейших машин, оборудования, приборов и устройств, выпускаемых машиностроителями.
Эти направления интенсификации тесно
взаимосвязаны и не могут осуществляться
в отрыве один от другого. Первичным, естественно, является производство машин и оборудования в машиностроительном
комплексе, и от того, как машиностроение
справляется с поставленными задачами, зависит эффективность работы других отраслей
народнохозяйственного комплекса в целом.
Темпы внедрения достижений научно-технического прогресса в
значительной мере зависят от положения дел внутри машиностроительного
комплекса, от того, сколь быстро машиностроители
смогут перейти на выпуск техники новых
поколений и оснастить ими различные отрасли
народного хозяйства.
Каковы же главные направления интенсификации
внутри машино-строительного комплекса?
Это прежде всего обновление производ-ственного
аппарата машиностроительных предприятий.
В процессах его обновления чрезвычайно
важно определить задачи текущего дня
и перспективы, привести в действие все
рычаги и стимулы и заставить их работать
на конечный результат. Задачей текущего
дня является активизация человеческого
фактора и на этой основе максимально
возможное использование созданного потенциала.(4)
Одним из средств реализации государственной
политики по структурной перестройке
экономики является развитие тяжелого
машиностроения как многоотраслевого
высокотехнологического конкурентоспособного
народнохозяйственного комплекса в интересах
укрепления всей экономики.
Основными направлениями государственной
научно-технической политики и структурной перестройки в части машиностроения являются:
переориентация тяжелого машиностроения
в условиях рыночной экономики на удовлетворение потребительского спроса в конкурентоспособных
видах машин и оборудования, расширение
экспортного сектора машиностроения;
решение проблем имеющих социальную значимость, включая проблему повышения экологической безопасности: содействие
развитию инфраструктуры российской экономики,
необходимой для реализации структурных
преобразований.
Важным инструментом оживления производства предприятий тяжелого
машиностроения являются федеральные
целевые программы, содержащие задания
по разработке и освоению в производстве
новых эффективных, в ряде случаев не производившихся
в России машин и оборудования. Предприятия
машиностроения участвовали в 1995 г. в реализации 15 федеральных целевых, инновационных и научно-технических
программ, в пяти из которых Роскоммаш
является заказчиком. В 1995г. было принято к финансированию из федерального
бюджета 10 программ, в том числе 3 в пределах
утвержденной инвестиционной программы
и лимитов капитальных вложений по машиностроительному комплексу. На 1996г. намечалось к финансированию
из федерального бюджета 7 программ, в
том числе 4 целевые и 3 инновационные. Однако
ограниченное финансирование программ
за счет средств федерального бюджета
и собственных средств предприятий не
позволило реализовать в 1996 г., как и в
1995 г., задания в объемах, предусмотренных
федеральными программами.
Анализ состояния и перспектив развития
отечественного машино-строения показывает,
что судьба данного комплекса, а значит
— индустриальное будущее страны, зависит
от того, в какой мере и как скоро удастся
преодолеть инвестиционно-спросовые ограничения.
А это составляет задачу народнохозяйственную.
Ее решение предполагает создание мощных
стимулов к производственному инвестированию
и адекватных макроэкономических регуляторов.
Не только монетарных, которыми, как теперь
очевидно, не исчерпывается класс экономических
методов. (6)
Список литературы:
- Экономика машиностроительной промышленности СССР под редакцией Краюхина Г. А. Москва,
1987 г.
- Экономика машиностроения под редакцией Е.М. Карлика.
Ленинград 1985 г.
- Мозохин С.И., Татаринцева Е.Н. Территориальная организация
машиностроительного производства. Москва
1984г
- Машиностроительный комплекс РСФСР.
Пути интенсификации. Москва, 1989 г.
- Справочное пособие по географии для поступающих в ВУЗы.
- Машиностроительный комплекс:
состояние и варианты развития в 1996 г.
(обзор). Экономист №1, 1996 г.
- Рыбаков А.Я., Коновалов А. А. . Ключевая роль машиностроения. Москва 1987 г.
- Региональная экономика под
редакцией Морозовой Т. Г. Москва, 1995 г
- Экономика и организация промышленного производства под редакцией Демичева А. И.
10.Воронин В. В. Экономическая
география Российской Федерации.