Топонимика Белоруссии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 14:06, контрольная работа

Краткое описание

Всякое географическое название, будь то город, село, река или озеро, овраг или горная вершина, таит в себе определенный смысл. Бессодержательных, бессмысленных наименований не существует. Однако имеется много названий, смысловое значений которых еще не раскрыто. Это относится главным образом к тем из них, которые возникли на языках древних, ныне вымерших или ассимилировавшихся народов. Часто память о них сохранилась лишь в географических названиях. Изучением географических названий занимается топонимика.

Содержание

Введение……………………………………………………………………2
Пути становления белорусских топонимов……………………………………5
Факторы формирования топонимов Беларуссии………………………………6
Названия, отображающие экономические явления……………………………12
Названия, указывающие на характер поселения………………………………13
Неразгаданная тайна……………………………………………………………14
Белая Русь – Беларусь…………………………………………………………..18
Белорусы…………………………………………………………………………21
Заключение………………………………………………………………………23
Список литературы ……………………………………………………………..26

Вложенные файлы: 1 файл

страноведение.docx

— 49.83 Кб (Скачать файл)

Наши  предки чтили это дерево за его  силу, мощь и красоту и связывали  его с могущественным богом грома  и молний Перуном.

Такое отношение к дубу связано не только с большим ландшафтным значением  этой древесной породы. Дубравы защищали людей в часы опасности, давали еду, прятали от преследований, согревали  энергией огня и т.д. Поэтому на территории Беларуси более двухсот топонимов  с различными вариациями терминов дубрава, дубец, дуб: Дубой (Столинский район), Дубеи (Солигорский), Дубинцы (Вороновский, Оршанский), Дубово (Гродненский, Барановичский), Дуброво, Дубровки (Дрогичинский), Дубое (Пинский), Дубище (Бешенковичский, Воложинский), Дубок (Брестский, Бешенковичский).

Издавна в Беларуси в большом  почете липа. Она в народе ценится как красивое и душистое дерево. Ее цветы – народное лекарственное средство, кора использовалась для многих поделок, из нее также плели лапти – обувь для бедных людей. Это дерево всегда украшало парки, крестьянские усадьбы. Его называли деревом-спасителем. В народе говорили: «Сосна кормит и греет, а липа обувает». Самый жаркий месяц года наши предки назвали липень. Топонимов от слова липа на нашей земле несколько сотен: деревни Липа (Буда-Кошелевский, Несвижский и др.), Липники (Дрогичинский, Брестский), Липляны, Липнишки (Ивьевский), Липово (Глубокский. Калинковичский), Литовка (Быховский, Россонский). Некоторые мелкие речки и ручьи тоже получили названия Липнянка, Липовка.

Липа  издавна у наших далеких предков  славилась как «медовое дерево». Липовый мед считался самым полезным и вкусным. С гектара цветущих лип пчелы собирают до 800 кг меда. А цветки липы заваривают и пьют как чай – хорошее средство от простуды. Когда же слово липа употребляют в значении «подделка», «обман», вины дерева в этом нет – просто народные мастера в старину вырезали из нее фальшивые «царские печати» взамен настоящих медных.

Липовые леса сейчас исчезли, и причина тому – лыко (внутренняя часть коры липы), ради которого деревья обдирали, «как липку». Для пары лаптей нужно было ободрать три ствола пятилетних деревьев. А в течение года белорус изнашивал  около 40 пар лаптей.

Многочисленные  топонимы свидетельствуют о любви  наших предков к такому красивому  дереву, как ясень. В Осиповичском и Пружанском районах имеются села Ясень; Ясени – село Брагинского района, Ясенка – Краснопольского. В Барановичском, Ганцевичском и ряде других районов – села Ясенец; Ясеновка – село в Рогачевском районе, Ясенок – в Наровлянском, Ясеневка – в Каменецком. Таких названий на территории республики около 30.

В осеннее  время ясеневые деревья, покрытые золотисто-багряными  листьями, у людей вызывают чувство  покоя, восторга и ясности. Солнечные  лучи свободно проникают сквозь ажурную  листву в самую середину кроны, от чего все дерево наполняется праздничным  сиянием. Красота ясеня давно  уже пришлась по душе человеку. Причем настолько, что уже в древних  мифах ясень считали прародителем людей. Эту тему находим в поэме  древнегреческого поэта Гесиода  «Труды и дни». Наши соседи литовцы  называют ясень еревом праведников. Старинное литовское предание повествует:»… Когда боги спустились на Землю, чтобы  вершить судьбы людей, они собрались  в тени пышного дерева ясеня». А  в литовской народной сказке «Эгле  – королева ужей» боги превратили в ясень одного из сыновей Эгле.

Белорусы  прежде всего в ясене ценят  его красоту и успокоение, исходящее  от этого дерева. Издавна ясень  использовался для украшения  городов, селений, парков и усадеб. На Руси из его древесины делали прекрасную посуду, украшенную затейливыми резными  узорами. Много такой посуды найдено  при раскопках древнего Новгорода. Наши предки из ясеня гнули обручи, колеса, коромысла для ведер. Каретники  и санных дел мастера использовали его для своих изделий. В наше время из ясеня делают жерди для  гимнастических брусьев, гоночные весла. Вот уже более 100 лет в Телеханах  из этого дерева изготавливают высококачественные лыжи.

Сколько песен и стихов сложено о березе. В них это белоствольное чудо предстает как воплощение стройности, нежности, красоты. Березовые рощи – не только украшение белорусского пейзажа. Сок березы – это лекарство, напиток, квас. Береза – дерево-пионер: она первой обживает гари, вырубки и пустоши. Лучшие дрова из березы. Из нее делают мебель, различные поделки. Народ издавна прославлял и воспевал березу. Ее именем называли места, где жили люда. Ее всегда высаживали около жилья. Неудивительно, что со словом береза в Беларуси около ста топонимов, не считая названий урочищ, болот: город Береза (Брестская область), деревни Березово (Верхнедвинский, Ушачский районы), Березнянка (Пуховичский), Березница (Ивьевский), Березно (Сталинский, Городокский) и др. Однако в этот рад не следует включать название реки Березина. Этимология этого гидронима иная – от старославянского брзо – быстро, т.е. река с быстрым течением.

Почиталось  у славян и дерево ива (верба). Несколько десятков названий белорусских деревень образовано от наименования этой древесной породы. Так, название районного центра Ивье в Гродненской области означает «ивье место». Славяне почитали иву еще в языческие времена. А после принятия Русью христианства на основе легенды, согласно которой при въезде Христа в Иерусалим ему под ноги бросали ивовые ветки, возник один из христианских празднеств| Вербное воскресенье. Его празднуют за неделю до Пасхи, внося в дома и храмы ветки ивы. Издавна корой ивы натирали десна от зубной боли. Из нее получали лекарство, напоминающее аспирин. Многие белорусские деревни жили тем, что делали из гибкой ивовой лозы корзины, плетеную мебель и т.п. [2, с. 13–18]

 

3. Названия, отображающие экономические явления

 

Они, представляющие интерес для выяснения некоторых  вопросов истории народного хозяйства, экономической географии, истории, имеют широкое распространение.

Многообразие  хозяйственной и культурной жизни  населения проявляется и в  многообразии названий этого типа.

Поселения, носящие названия, указывающие на занятия населения и его производственные навыки, по размерам в общем невелики, но есть и крупные села и бывшие местечки. Они свидетельствуют о  действительном распространении старых промыслов на территории Беларуси.

Новое значение приобрело и слово «огород»; когда-то под этим названием понималось только огороженное приусадебное поле безотносительно  к возделываемым на нем культурам, поэтому села, носящие эти названия, не могут служить подтверждением развития здесь в прошлом огородных культур. Так же существуют названия, данные по названиям орудий или предметов труда. В предыдущих географических названиях совершенно отсутствуют следы таких названий как «столяры», «плотники» (цесляры), «портные» (крауцы). По-видимому, такие промыслы не выделялись в эпоху возникновения этих поселений, крестьяне сами выполняли в своем хозяйстве плотничьи, портняжные и сапожные работы.

Названий, указывающих на транспортные пути, насчитывается 190. Поселения с этими  названиями обычно значительны по величине. Изучая распространение этих названий по территории Беларуси, можно выявить  пути сообщения, древние волоки, тем  более, что названий этих много. Изучение этих названий может быть полезным только в связи с изучением  топографии местности, в которой  расположено данное поселение.

 

4. Названия, указывающие на характер поселения

 

Наиболее типичными из этих названий являются следующие: Городище, Городок, Городец, Городея (Городокский, Бешенковичский, Лепельский, Толочинский, Несвижский и др.), Гродно (древний Городень) и т.д. Всего таких названий на территории БССР около 95. Все они принадлежат древним и относительно крупным поселениям. Многие из них имеют к слову «городок» еще и собственное определение: Сенково-Городок, Острошицкий Городок, Кожан-Городок, Давид-Городок. Подробное изучение этих названий может помочь в выяснении древних поселений и древних городищ на территории Белоруссии.

Очень часто встречаются названия Слобода, Слободка (Сиротинский, Толочинский, Борисовский и др.). Всего сел  с таким названием учтено 227, причем около 20% из них имеют определение к слову «слобода»: Красная Слобода (многие районы), Межная Слобода (Клейкий), Дубицкая Слобода (Минский), Каменная Слобода (Плещеницкий), Горновская Слобода (Червенский), Выгребная Слобода (Брагинский), Княжеская Слобола (Хойникский), Якимо-Слобода (Паричский), Береговая Слобода (Речицкий), Слобода Мильчанская (Гомельский), Радькова Слобола (Быховский), Ядрина Слобода (Кличевский), Досова Слобода (Могилевский), Зеленая Слобода (Могилевский), Ивно-Слобода (Хотимский), Синявская Слобода (Корелич-ский) и др.

Весьма распространены также названия Селец (Глусский, Логойский, Стародорожский, Брагинский и др.), Селище (Плещеницкий, Логойский, Ветковский, Хотимский и  др.). Как указывалось выше, Селище – это поселение на месте сожженного, разрушенного или оставленного села. [1, с. 20–22]

 

5. Неразгаданная тайна

 

О происхождении  названия столицы Беларуси сложено  не одно предание. По сей день бытуют легенды, в которых возникновение  Минска связывают то с благородным  Минчем, то с богатырем Менеском, по имени которых будто бы и  сам город был назван Менеском.

Изначальное Менеск-Менск было искажено в XIX веке. Русские чиновники механически  восприняли польскую форму Minsk (Минск), сделав ее общеупотребительной в официальных бумагах. С начала XX века в среде белорусской интеллигенции утвердилось название Менск-Белорусский (есть еще Минск-Мазовецкий в Польше). Это название сохранялось во время польской и немецкой оккупации, использовалось в документах эмиграционных белорусских правительств. После установления советской власти историческая форма Менск стала достоянием только белорусского языка, но и она перед Отечественной войной 1941–1945 годов была заменена на форму Минск.

Многие считают несостоятельным  объяснение некоторых исследователей о переходе Менеск – Менск –  Минск под влиянием польского  топонима Минск-Мазовецкий, а совсем наоборот: название Минск-Мазовецкий возникло под влиянием белорусского Минска, который значительно старше польского. Но никаких конкретных доказательств  своему утверждению А.Ф. Рогалев тоже не приводит. По-видимому, правы те топонимисты, которые видят в замене формы Менск на Минск результат полонизации этого названия. Потому что название Минск начинает встречаться в письменных источниках конца XVII века.

Как же возникло само название Менск? В прошлом бытовала версия, что  его происхождение связано со словом мена, менять. Предполагалось, что когда-то на месте нынешнего города находилось меновое место (торговый рынок) и что, следовательно, Минск возник на месте какого-то оживленного обмена товарами.

В своем  «Кратком топонимическом словаре Белоруссии»  В.А. Жучкевич оспаривает версию происхождения названия Минск (Менск) от слова менять на том основании, что места торговли в те далекие времена назывались словом торг.

Материалы XII–XIV веков свидетельствуют, что  Минск при основании не был  оживленным местом торгов. В то же время  основа мень широко представлена в топонимии: городской поселок Мен в Черниговской области, река Мена (приток Десны), озеро Мено в Ушачском районе, села Меневеж, Меньки, Меньцы и др. Неверным будет связывать происхождение этих названий с термином менять.

В связи  с таким обширным перечнем топонимов, очень схожих по своему звучанию, уже  давно возникла версия о происхождении  названия Менеск – Менск от имени  реки Мени, Менки, которая протекала  недалеко от древнего Минска и в  водах которой было много рыбы менки – так наши далекие предки называли налима. И сейчас в белорусско-литовском  пограничье эту рыбу литовцы называют ментус, а белорусы – ментуз.

По  утверждению польских топонимистов, Минск-Мазовецкий назван от реки Мени, воды которой богаты налимом.

В «Кратком топонимическом словаре» В.А Никонова отмечено, что название реки (древнее  написание Мънка) связано с названием  рыбы менки. Древнее написание Менеска  – Мънеск. Такого мнения придерживается и археолог Г.В. Штыхов, считая, что название Минску дала река, впадающая в Птичь в 12 километрах северо-западнее города Дзержинска. По мнению Г.В. Штыхова, его жители по неизвестным причинам в XI веке перешли с берегов Менки на Немигу и основали там новое поселение, сохранив за ним старое название Менеск.

А вот  Э.М. Загорульский исключает возможность переноса названия города. По его гипотезе, похожее название с корнем мен имела уже давно исчезнувшая река, впадавшая в Свислочь. Отсутствие в современном Минске реки Менки можно объяснить высыханием маленьких речушек. Примером может служить река Слепянка (слепая, заблудившаяся река не доходящая до места впадения, затерявшаяся в болотах). Эта река протекала в районе Червенского рынка и являлась притоком Свислочи. Старожилы Минска еще помнят эту небольшую речушку. В настоящее время сохранилось в этом месте урочище Слепянка.

Однако  существуют сомнения в связи названия города Минска с именем реки: по топографии местности наиболее древним ядром  Минска считается место впадения реки Немиги в Свислочь, тогда как  река Менка показана на старых картах и планах к юго-западу от современного Минска.

В.А. Жучкевич тоже предполагал, что на берегах Свислочи к началу XI столетия уже существовало самостоятельное поселение Немига, что согласуется со словами из «Повести временных лет»:»… Братья взята Менеск, подата к Немизе…». В списке городов, близких и дальних, конца XIV века Минск и Немига упоминаются как два соседних, но отдельных города.

Белорусский лингвист А. Бирило возразил против такой трактовки происхождения названия Минск и предложил свою, чисто лингвистическую гипотезу, связав название Менеск с латинским словом manus – рука (в смысле «указывать направление»). Он писал: «Если топоним Минск является производным от названия реки Менки, то требуется объяснить происхождение названия гидронима, т.е. названия реки Менки».

Более правдоподобно происхождение гидронима  от романских слов, обозначающих руку: французское main (мэн), румынское mina. Слово мена – это романская калька (перевод) гидронима Ручица, Ручайка, Ручейка. Здесь очевидна связь гидронима мена с понятием действия мена, обозначающего древнюю форму торговли в виде межплеменного обмена продукцией – дарами природы и своего собственного ремесла. Этнографы дали описание процесса обмена у древних людей: продукция выкладывалась для осмотра, после чего покупатели дотрагивались рукой до предметов, которые желали выменять. Таким образом, мен обозначало «дотронуться рукой». Обычно такие обмены совершались на берегу реки. А слова река, рука (ръка) означали место обмена («дотронуться рукой до товара на месте обмена»).

Информация о работе Топонимика Белоруссии