Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 20:25, контрольная работа
Основная задача инженерно-геодезических изысканий при проектировании сооружений линейного типа сводится к определению на местности оси сооружения (трассы) в плане и по высоте. Рассмотрим порядок наиболее типичной программы геодезических работ применительно к дорожным изысканиям.
Вначале на карте мелкого масштаба выполняют камеральное трассирование дороги, т.е. намечают наиболее целесообразное её направление. Обычно трассу приходится трассировать, обходя различные препятствия. В процессе полевого трассирования утвержденный вариант трассы переносится на местность по координатам вершин углов поворота или по данным их привязки к местным предметам.
1. Каков состав и последовательность работ при
инженерно-геодезических изысканиях сооружений линейного типа.
Дайте определение терминам «пикетаж трассы» и «пикет»...............................3
2. Изобразите на рисунке схему разбивки сооружений способом
линейной засечки. Когда удобно применять этот способ?.................................4
3. С какой целью выполняют геодезические наблюдения за деформациями зданий и сооружений? Назовите основные виды деформаций...........................5
Практическая часть
Задание 1
На основание схемы трассы пикетажного журнала, исходным данным своего варианта построить профиль трассы.....................................................................6
Задание 2
Выполнить расчеты проектных величин и построить их на профиле...............7
Задание 3
На основании данных своего варианта вычислить: элементы круговой кривой; пикетажное наименование (НК) и (КК) для каждого угла поворота трассы (выполнив контроль). Заполнить строку "План прямых и кривых" на продольном профиле трассы..................................................................................9
Список литературы........................................................................................
Документ СМК 4 уровня |
ЗК 11/1.45-2009 |
|
Контрольная работа |
Редакция 2 | |
Дата введения 10.05.2009 |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Таразский государственный университет им. М.Х.Дулати
«УТВЕРЖДАЮ»
Зав.кафедрой Нефтегазовое дело
_____________М.Х. Ибылдаев
«_____» ____________20__ г.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Изыскания трасс магистральных трубопроводов»
СОДЕРЖАНИЕ
Теоретическая часть
1. Каков состав и последовательность работ при
инженерно-геодезических
Дайте определение терминам
«пикетаж трассы» и «пикет».............
2. Изобразите на рисунке схему разбивки сооружений способом
линейной засечки. Когда удобно
применять этот способ?.......................
3. С какой целью
выполняют геодезические
Практическая часть
Задание 1
На основание схемы
трассы пикетажного журнала, исходным
данным своего варианта построить профиль
трассы........................
Задание 2
Выполнить расчеты проектных величин и построить их на профиле...............7
Задание 3
На основании данных
своего варианта вычислить: элементы круговой
кривой; пикетажное наименование (НК) и
(КК) для каждого угла поворота трассы (выполнив контроль). Заполнить строку "План
прямых и кривых" на продольном профиле
трассы........................
Список литературы.............
Номер зачетной книжки – ***, номер варианта – 18
Теоретическая часть
1. Каков состав и последовательность работ при инженерно-геодезических изысканиях сооружений линейного типа. Дайте определение терминам «пикетаж трассы» и «пикет».
Основная задача инженерно-геодезических изысканий при проектировании сооружений линейного типа сводится к определению на местности оси сооружения (трассы) в плане и по высоте. Рассмотрим порядок наиболее типичной программы геодезических работ применительно к дорожным изысканиям.
Вначале на карте мелкого масштаба выполняют камеральное трассирование дороги, т.е. намечают наиболее целесообразное её направление. Обычно трассу приходится трассировать, обходя различные препятствия. В процессе полевого трассирования утвержденный вариант трассы переносится на местность по координатам вершин углов поворота или по данным их привязки к местным предметам.
По трассе прокладывается теодолитный ход. Вдоль трассы разбивают пикетаж, для чего от ее начального пункта последовательно откладывают отрезки по 100 м. Концы каждого из них закрепляют деревянными кольями – пикетами, обозначаемыми ПК0, ПК1, ПК2 и т.д. Кроме того кольями обозначают тоски перегиба скатов, т.е. точки, где меняется уклон местности, а также места пересечения трассы с реками, дорогами и др. объектами.
Для обеспечения плавного движения транспорта в местах поворота трассы ее смежные прямые участки сопрягаются кривыми, чаще всего круговыми. При проходе трассы по косогору с поперечным уклоном более 0,200 на местности разбиваются перпендикулярные к трассе линии – поперечники. При разбивке поперечника закрепляют кольями его концы, точку пересечения с трассой, а также точки перегиба скатов. Одновременно с разбивкой пикетажа и кривых ведётся съемка ситуации, прилегающей к трассе местности шириной по 100м с каждой стороны трассы. Результаты съемки заносятся в пикетажный журнал, в котором трасса изображается условно в выпрямленном виде, а углы поворота указываются стрелками. Пикетажный журнал ведётся в крупном масштабе, обычно 1:2000.
На завершающем этапе изысканий производится техническое нивелирование трассы в прямом и обратном направлениях. В прямом ходе нивелируются пикеты, плюсовые точки, главные точки кривой и поперечники; в обратном – только пикеты.
Пикетаж трассы – это система обозначения и закрепления на местности точек трассы. Нумерацию пикетажных точек начинают в начальной точке трассы, всегда обозначаемой ПК0, т.е нулевой пикет, и деле продолжают ее в порядке возрастания по ходу трассы. Разбивка пикетажа осуществляется в процессе проложения теодолитного хода по оси трассы с одновременной съёмкой ситуации по обе стороны оси в заданных пределах.
Пикет – это точка трассы, предназначенная для закрепления на заданного интервала. При нивелировании трассы пикеты служат для установки на них реек. По вычисленным отметкам пикетов и других точек составляют профиль трассы.
2. Изобразите на рисунке схему разбивки сооружений способом линейной засечки. Когда удобно применять этот способ?
Разбивка сооружений способом линейной засечки основана на определении положения точки С местности путём измерения расстояний до двух исходных пунктов А и В (рисунок 1). Графически искомую точку получают в результате пересечения двух дуг окружностей с радиусами R1 и R2, равными измеренным расстояниям АС и ВС.
Рисунок 1 – Схема разбивки способом линейной засечки
Очевидно, что на положении пункта С скажутся погрешности откладывания расстояний R1 и R2 и фиксация самой точки С. Влияние погрешностей, откладываний расстояний с учётом формы треугольника, вернее угла засечки λ, определяется формулой:
,
где mR1 и mR2 – средние квадратические погрешности откладывания расстояний R1 и R2, если погрешности их построения считать равными. Если же сами расстояния R1 и R2 по величине равны или близки, т.е. R1 = R2 = R, то формула (1) примет вид:
,
Способ линейной засечки следует применять, когда измерение горизонтальных углов затруднено по тем или иным причинам и измерение расстояний, а не углов – наиболее простой и быстрый выход. Наилучший результат получается, когда длины R1 и R2 не превышают длины мерного прибора.
3. С какой целью выполняют геодезические наблюдения за деформациями зданий и сооружений? Назовите основные виды деформаций.
В процессе строительства и после возведения крупных зданий, промышленных объектов и инженерных сооружений возникает необходимость в наблюдениях за их стабильностью как в плане, так и по высоте. Под давлением веса сооружения и вследствие других причин со временем происходит сжимание и оседание подстилающих фундаменты грунтов. Если грунты сжимаются равномерно, то происходит осадка сооружения, которая со временем затухает и прекращается. Если же грунты оседают неравномерно, то в зависимости от их характера и вида могут происходить крены, прогибы, перекосы, кручения и разрывы сооружения.
Изменения в пространственном положении сооружения называются деформациями, в горизонтальной плоскости – сдвигами, а в вертикальной – осадками.
Числовые характеристики деформаций сооружений можно получить в результате геодезических измерений и наблюдений, которые ведутся по мере возведения сооружений, после их завершения и сравнения результатов измерений, выполненных в разное время.
Цель геодезических наблюдений за деформациями зданий и сооружений – получить данные, характеризующие абсолютные величины осадок и смещений, а также установить показатели их затухания по времени. Эти данные одновременно могут служить основанием для разработки и осуществления мероприятий по предотвращению возможных катастрофических последствий. Регулярные наблюдения за деформациями дают возможность предотвратить аварию или своевременно произвести ремонтные работы.
Практическая часть
Задание 1
На основание схемы трассы пикетажного журнала, исходным данным своего варианта построить профиль трассы.
Порядок выполнения задания
1. Построения выполняем на компьютере с помощью программы Компас3D v8, за счёт чего достигается максимально возможная точность и исключаются погрешности и неточности, характерные для построений на бумаге от руки. Производим разграфку сетки профиля в соответствии, соблюдая указанную ширину каждой графы.
2. По данным таблицы 2 методических указаний заполняем графу 5. Расстояния откладываем в масштабе 1:2000, фиксируя пикеты и плюсовые точки вертикальными отрезками. Здесь же подписываем расстояния между соседними точками профиля, а внизу - под нижней линией графы, которая называется линией пикетажа – значения целых пикетов.
3. Заполняем графу 4. В нее вписывают значения отметок точек трассы из таблицы, округляя их при этом до 0,01 м.
4. По фактическим отметкам
5. Посредине графы 1 проводим ось трассы. По данным пикетажного журнала строим план прилегающей к трассе местности в масштабе 1:2000. При этом наносим элементы ситуации, углы поворота трассы, отмечают контуры угодий.
6. Над линией профиля обозначают положение реперов относительно трассы, их номера и отметки.
7. На отдельном листе строим поперечный профиль в горизонтальном и вертикальном масштабах 1:200. Здесь заполняют две графы сетки 4 и 5: фактических отметок и расстояний между точками поперечного створа. Отметка линии условного горизонта совпадает с ее отметкой на продольном профиле.
Задание 2
Выполнить расчеты проектных величин и построить их на профиле.
Нанесение проектной линии на профиль производится в следующем порядке:
1. В графе 3 в точках перелома проектной линии ПК0, ПК2+60, ПК3+80, ПК6 прочерчивают вертикальные линии. Слева и справа вдоль каждой линии записываем расстояния до ближайших пикетов. В образовавшихся в графе 3 вытянутых прямоугольниках проводят диагонали, характеризующие положительное или отрицательное направление уклонов, или горизонтальную черту на горизонтальном отрезке трассы.
Над диагоналями и горизонтальной чертой записываем значения уклонов в тысячных, а под ними – расстояния в метрах, на которые действуют записанные уклоны.
2. Вычисляют проектные
отметки точек перелома
Н п n = H п n – 1 +in d,
где Н п n – определяемая проектная отмека текущей точки;
H п n – 1 – проектная отметка предыдущей точки; in проектный уклон;
d – горизонтальное расстояние между точками n и n-1.
Вычисленные проектные отметки, округленные до 0,01 м, записываем в графу 2. По вычисленным проектным отметкам точек переломов наносят на профиль проектную линию.
3. По формуле вычисляем проектные отметки всех пикетов и плюсовых точек профиля. Полученные отметки округляют до 0,01 м и записывают в графу 2. Для контроля правильности вычислений проектных отметок их следует отложить на профиле. При этом они должны точно попасть на проектную линию, проведенную ранее. В чём и убеждаемся.
4. Вычисляем фактические отметки точек ПК2+60 и
ПК3+80, которые нивелированием на местности
не определялись. Для этого вычисляют
уклон
ската между ближайшими к каждой из них
передней и задней точками профиля:
i = h/d,
где h – разность фактических отметок передней и задней точек профиля,
d – расстояние между этими точками.
По вычисленному уклону и расстоянию до ближайшей задней точки профиля находят искомую отметку. Например, точка ПК2+60 расположена между точками ПК2 и ПК2+77. Уклон между ними составляет: i = (105,13 – 96,52)/77 = 0,111818. Следовательно, фактическая отметка точки ПК2+60 будет равна:
Информация о работе Контрольная работа по «Изыскания трасс магистральных трубопроводов»