Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 08:05, дипломная работа
Важной задачей работы является рассмотрение высокоэффективной и безопасной технологии крепления скважины, с высокими технико-экономическими показателями.
Эксплуатация нефтяных и газовых месторождений продолжается в течении многих десятилетий, поэтому многие из известных крупных залежей значительно истощены. Имея развитую нефтедобывающую и нефтеперерабатывающую инфраструктуру, регион крайне заинтересован в восполнении топливно-энергетических ресурсов. Особенно ценными являются запасы качественного углеводородного сырья в пределах известных и эксплуатируемых месторождений.
Введение
1. Общая часть
1.1 Географо-экономическая характеристика района работ
1.2 Геологические условия бурения
1.3 Характеристика газонефтеводоносности по разрезу скважины
1.4 Зоны возможных осложнений
1.5 Геохимические исследования
2. Технологическая часть
2.1 Выбор и обоснование способа бурения
2.2 Проектирование профиля и конструкции скважины
2.2.1 Обоснование и расчёт профиля проектной скважины
2.2.2 Выбор конструкции эксплуатационного забоя скважины
2.2.3 Обоснование конструкции скважины
2.2.4 Расчет диаметров обсадных колонн и долот
2.2.5 Обоснование высот подъемов тампонажных растворов
2.2.6 Разработка схем обвязки устья скважины
2.3 Проектирование процесса углубления скважины
2.3.1 Обоснование класса и типоразмеров долот по интервалам
2.3.2 Расчет осевой нагрузки на долото по интервалам
2.3.3 Расчет частоты вращения долота
2.3.4 Выбор типа забойного двигателя
2.3.5 Выбор компоновки и расчет бурильной колонны
2.3.6 Обоснование и выбор очистного агента
2.3.7 Расчет необходимого расхода бурового раствора
2.3.8 Обоснование критериев рациональной отработки долот
2.3.9 Технология бурения на участках искусственного искривления скважины и вскрытия продуктивного пласта
2.4 Проектирование процессов заканчивания скважины
2.4.1 Расчет эксплуатационной обсадной колонны
2.4.1.1 Условия работы колонны в скважине
2.4.1.2 Расчёт действующих нагрузок
2.4.1.3 Расчет наружных избыточных давлений
2.4.1.4 Расчет внутренних избыточных давлений
2.4.2 Конструирование эксплуатационной колонны по длине
2.4.3Расчёт натяжения эксплуатационной колонны
2.4.4 Технологическая оснастка эксплуатационной колонны
2.4.5 Выбор режима спуска эксплуатационной колонны
2.4.5.1 Подготовка ствола скважины к спуску колонны
2.4.5.2 Подготовка обсадных труб
2.4.5.3 Технологический режим спуска колонны
2.4.6 Расчёт цементирования обсадных колонн
2.4.7 Заключительные работы и контроль цементирования
2.5 Проектирование процессов испытания и освоения скважины
2.5.1 Вторичное вскрытие продуктивных горизонтов
2.5.2 Вызов притока пластового флюида
2.6 Разработка мероприятий по предупреждению осложнений и аварий при сооружении скважины
2.6.1 Осыпи и обвалы стенок скважины
2.6.2 Поглощения бурового раствора
2.6.3 Прихваты бурильной колонны
2.6.4 Газонефтеводопроявления
2.7 Выбор буровой установки
2.8 Проектирование бурового технологического комплекса
2.8.1 Выбор типа оснастки талевой системы
3. Специальная часть
3.1 Введение
3.2 Системы получения и обработки геолого-технологической информации скважин
3.3 Системы регистрации и обработки данных инклинометрии
3.4 Системы регистрации и обработки геофизической информации
3.5 Разработка алгоритмов подсистем прогнозирования аварийных
Ситуаций
3.6 Выводы по специальной части
4. Безопасность жизнедеятельности
4.1 Безопасность жизнедеятельности на объектах нефтегазового промысла
4.2 Характеристика проектируемого объекта с точки зрения безопасности жизнедеятельности
4.3 Производственная санитария
4.4 Техника безопасности
4.5 Пожарная безопасность
4.6 Безопасность жизнедеятельности в условиях чрезвычайных ситуациях
5. Экономическая часть
5.1 Расчет нормативного времени на механическое бурение
5.2 Расчёт нормативного времени на спускоподъемные операции
5.2.1 Расчёт нормативного количества долблений
5.2.2 Определение количества спускаемых и поднимаемых свечей
5.2.3 Расчёт нормативного времени на спуск и подъём свечей
5.3 Расчёт нормативного времени на наращивание труб
5.4 Расчёт нормативного времени на смену долота
5.5 Время на промывку скважины после спуска и перед подъёмом инструмента
5.6 Время на подготовительно – заключительные работы
5.7 Время на проверку превентора
5.8 Время на переоснастку талевой системы
5.9 Время на сборку и разборку убт
5.10 Расчёт нормативного времени на крепление эксплуатационной колонны
5.10.1 Шаблонировка, опрессовка, подтаскивание и укладка труб на мостки
5.10.2 Подготовительно-заключительные работы при спуске обсадных труб
5.10.3 Нормативное время промывки перед спуском обсадных труб
5.10.4 Спуск обсадных колонн
5.10.5 Нормативное время для промывки скважины перед цементажем
5.10.6 Подготовительно-заключительные работы перед цементированием эксплуатационной колонны
5.10.7 Нормативное время для закачки и продавливания цемента, ожидания его затвердевания
5.10.8 Нормативное время на испытание колонны
5.10.9 Время на чистку шахты и прочие работы
5.11 Расчет нормативного времени на геофизические работы
5.12 Расчёт нормативного времени на ремонтные работы
5.13 Нормативное время на приём и сдачу вахт
5.14 Расчёт скоростей бурения
Заключение
Список использованных источников
PД=αЗ·РШ·FK (2.15)
где PД – осевая нагрузка на долото, Н;
αЗ - коэффициент, учитывающий изменение твердости горных пород в конкретных условиях забоя, α = 0,33 1,59, для практических расчетов принимается αз= 1,0;
FK – площадь контакта зубьев долота с забоем, которую возможно определить по формуле В.С.Фёдорова
Fк = (Dд/2)∙η·δ (2.16)
где Dд – диаметр долота, см
Воспользовавшись данными из таблицы 2.5, а так же формулами 2.15 и 2.16 определим осевые нагрузки для каждого интервала механического бурения.
Рассчитаем осевую нагрузку для интервала 0-649 м:
Fк= (0,3937/2)∙1,21∙1,5∙10-3 = 3,573∙10-4 м2.
Тогда PД=1,0·100·3,573·10-4 = 36 кН.
Рассчитаем осевую нагрузку для интервала 649-1027 м:
Fк= (0,3937/2)∙1,21∙1,5∙10-3 = 3,573∙10-4 м2.
Тогда PД=1,0·150·3,573·10-4 = 54 кН.
Для интервала 1027-2539 м осевая нагрузка будет равна:
Fк= (0,2953/2)∙1,07∙1,5∙10-3 = 2,37∙10-4 м2.
Тогда PД=1,0·150·2,37·10-4 = 36 кН.
Рассчитаем осевую нагрузку для интервала 2539-2846 м:
Fк= (0,2159/2)∙1,02∙1,5∙10-3 = 3,573∙10-4 м2.
PД=1,0·150·3,573·10-4 = 53,6 кН.
Для интервала 2846-3147 м осевая нагрузка будет равна:
Fк= (0,1651/2)∙0,98∙1,5∙10-3 = 1,213∙10-4 м2.
PД=1,0·170·1,213·10-4 = 20,6 кН.
Исходя из вышеприведенных расчетов и опираясь на опыт ранее пробуренных скважин на площади Северо-Прибрежная, принимаем осевые нагрузки на долото по интервалам бурения следующие:
интервал 0-649 м: 30-40 кН;
интервал 649-1027 м: 50-60 кН;
интервал 1027-2539 м: 30-40 кН;
интервал 2539-2846 м: 50-60 кН;
интервал 2846-3147 м: 20-30кН.
2.3.3 Расчёт частоты вращения долота
Эффективное разрушение горной породы при бурении происходит при условии, что время контакта рабочих элементов долота с породой было не меньше времени, которое необходимо для того, чтобы нагрузка достигла такой величины, которая необходима для разрушения породы.
Время контакта зуба долота с породой для шарошечных долот определяется шагом зуба и скоростью вращения долота.
Если время контакта будет меньше времени разрушения породы, то процесс деформации будет протекать неполностью, и разрушение будет носить усталостный характер, несмотря на то, что осевая нагрузка будет достаточной.
Частота вращения трёхшарошечного долота рассчитывается по трем показателям:
- рекомендуемой линейной
- продолжительности контакта
- стойкости опор долота.
Расчёт частоты вращения долота по рекомендуемой линейной скорости на периферии долото определяется по формуле:
(2.17)
где n – частота вращения, об/мин;
DД – диаметр долота, м;
VЛ – рекомендуемая линейная скорость на периферии долота, м/с.
Рекомендуемая линейная скорость зависит от твёрдости пород:
- для пород категории М VЛ = 2,8 3,4 м/с;
- для пород категории МС VЛ = 1,8 2,8 м/с.
Рассчитываем частоту вращения долота при бурении под кондуктор:
об/мин.
Рассчитаем частоту вращения долота при бурении под промежуточную колонну:
об/мин.
Определим частоту вращения долота при бурении под потайную колонну:
об/мин.
Частота вращения долота при бурении под эксплуатационную скважину будет составлять:
об/мин.
Расчёт частоты вращения долото по стойкости опор проводится по формуле:
(2.18)
где α – коэффициент, учитывающий свойства горных пород (для пород категории М α = 0,7-0,9; для пород категории МС α = 0,6-0,8);
Т0 -постоянная величина, характеризующая стойкость опоры долота, ч.
Т0 определяется по формуле
Т0 = 0,0935·DД (2.19)
где DД – диаметр долота, мм.
Таким образом, используя формулы 2.18 и 2.19 возможно определить частоту вращения долота для каждого интервала.
Для интервала 0-1027 м частота вращения будет составлять:
об/мин.
Частота вращения долота при бурении в интервале 1027-2539 м будет равна:
об/мин.
Для интервала бурения 2539-2846 частота вращения долота будет составлять:
об/мин.
Частота вращения долота при бурении в интервале 2846-3147 м будет равна:
об/мин.
Расчёт частоты вращения долота по минимальной продолжительности контакта зуба долота с породой (максимальная частота вращения) проводится по формуле:
(2.20)
где z – число зубьев на периферийном венце шарошки;
τmin – минимальное время контакта зуба долота с породой, мкс;
- для упруго-пластичных пород 5-7 мкс;
- для пластичных пород 3-6 мкс.
dШ – диаметр шарошки, мм.
Отношение диаметра шарошки к диаметру долота dШ/DД обычно принимается равным 0,65.
Рассчитаем частоту вращения долота по формуле 2.20 для интервала 0-1027 м:
об/мин.
Частота вращения долота для интервала 1027-2539 м будет равна:
об/мин.
Для интервала 2539-2846 м частота вращения будет равна:
об/мин.
Частота вращения долота для интервала 2846-3147 м:
об/мин.
Исходя из того, что бурение в интервалах 0-649 м и 2539-3147 м будет проходить роторной компоновкой, а в интервале 649-2846 м с помощью винтового забойного двигателя, а также руководствуясь опытом бурения скважин на данной площади и технико-экономическими показателями, принимаем следующие наиболее оптимальные значения частоты вращения долота:
- интервал 0-1027 м: 80-100 об/мин;
- интервал 1027-2539 м: 100-120 об/мин;
- интервал 2539-2846 м: 100-120 об/мин;
- интервал 2846-3147 м: 100-120 об/мин.
При использовании расширителя (интервалы 2539-2846 м и 2846-3147 м) частоту вращения долота необходимо ограничивать в пределах 60-80 об/мин.
2.3.4 Выбор типа забойного двигателя
Основные требования к забойным двигателям:
- диаметр забойного двигателя должен лежать в интервале 80 – 90% от DД;
- расход промывочной жидкости
должен быть близким к
- крутящий момент, развиваемый забойным двигателем, должен обеспечить эффективное разрушение горной породы на забое скважины;
- забойный двигатель должен обеспечивать частоту вращения долота, находящуюся в пределах или не менее значений, необходимых для разрушения горных пород;
- диаметр и жесткость
- подача насосов, при которой двигатель работает в заданном режиме, должна удовлетворять условиям промывки скважины.
Диаметр гидравлического двигателя рассчитывается по формуле:
DГ = (0,8 0,9)DД (2.21)
где DГ – диаметр гидравлического забойного двигателя, м;
DД – диаметр долота, м.
Момент, необходимый для разрушения горной породы рассчитывается по формуле:
МР = МО + МУД·GО (2.22)
где МР - момент необходимый для разрушения горной породы, Н·м;
МО - момент необходимый для вращения ненагруженного долота, Н·м;
МУД - удельный момент долота, Н·м /кН;
GО – осевая нагрузка на долото в интервале бурения, кН.
Момент необходимый для вращения не нагруженного долота определяется по формуле:
МО == 550·Dд (2.23)
где DД – диаметр долота, м.
Удельный момент на долоте МУД определяется по формуле:
Муд = QОП + 120·Dд (2.24)
где Qоп – опытный коэффициент (Qоп = 1…2 Н·м/кН), для расчетов принимается Qоп = 2 Н·м/кН.
На основании вышеперечисленных формул производятся расчеты для выбора гидравлических забойных двигателей по интервалам бурения.
Для интервала 649-1027 м (бурение с набором зенитного угла) диаметр забойного двигателя будет равен:
DГ = (0,8 0,9)·0,3937 = 0,31496 0,3543м.
Исходя из опыта работ на площади Северо-Прибрежная, а также руководствуясь оптимальными технико-экономическими показателями бурения скважины диаметр забойного гидравлического двигателя принимается равным 0,240 м.
Тогда момент необходимый для вращения не нагруженного долота диаметром 393,7 мм равен:
МО = 550·0,3937 = 216,5 Н·м.
Удельный момент на долоте 295,3 мм. равен:
МУД = 2 + 120·0,3937 = 49,24 Н·м.
Необходимый момент для разрушения горных пород равен:
МР = 216,5 + 49,24·60 = 3171 Н·м.
Определим диаметр забойного двигателя для интервала 1027-2539 м (бурение со стабилизацией зенитного угла):
DГ = (0,8 0,9)·0,2953 = 0,2362 0,2658 м.
Руководствуясь высокими технико-экономическими показателями для бурения в интервале 1027-2539 м выбираем забойный двигатель иностранного производства “Trudrill” с диаметром 240 мм.
Определим момент необходимый для вращения не нагруженного долота диаметром 295,3 мм:
МО = 550·0,2953 = 162,4 Н·м.
Удельный момент на долоте 295,3 мм. равен:
МУД = 2 + 120·0,2953 = 37,4 Н·м.
Необходимый момент для разрушения горных пород равен:
МР = 162,4 + 37,4·40 = 1659 Н·м.
Рассчитаем диаметр долота для интервала бурения 2539-2846 (бурение со стабилизацией зенитного угла под потайную колонну):
DГ = (0,8 0,9)·0,2159 = 0,1687 0,1943 м.
Для получения высоких технико-экономических показателей при бурении в интервале 2539-2846 м выбираем забойный двигатель иностранного производства “Trudrill” с диаметром 172 мм.
Определим момент необходимый для вращения не нагруженного долота диаметром 295,3 мм:
МО = 550·0,2159 = 118,7 Н·м.
Удельный момент на долоте 295,3 мм. равен:
МУД = 2 + 120·0,2159 = 27,9 Н·м.
Необходимый момент для разрушения горных пород равен:
МР = 118,7 + 27,9·60 = 1792,7 Н·м.
Технические характеристики забойных двигателей, выбранных для применения при строительстве скважины, приведены в таблице 2.6.
Таблица 2.6 – Технические характеристики забойных двигателей
Параметры |
Шифр двигателя | ||
Д1-240 |
Trudrill | ||
240 |
172 | ||
Расход жидкости, л/с Крутящий момент, кН·м Частота вращения, об/мин Перепад давления, МПа Длина, м Масса, кг Наружный диаметр, мм |
50 10 135 6,8 7,57 1746 240 |
51 4,55 200 4,34 7,9 3790 238 |
40 6,41 105 3,32 6,7 3480 171 |
2.3.5 Выбор компоновки и расчёт бурильной колонны
Бурильная колонна является связующим звеном между долотом, находящимся на забое скважины, и буровым оборудованием, расположенным на поверхности.
Компоновка бурильной колонны в общем случае включает в себя породоразрушающий инструмент, керноотборный инструмент, забойный двигатель, УБТ, маховики, калибраторы, центраторы, стабилизаторы, расширители, переводники, бурильные трубы и ведущую трубу.
Проектирование колонны бурильных труб (КБТ) заключается в выборе оптимального варианта из множества допустимых. За оптимальную КБТ принимается такая, вес которой минимален, и используются трубы низких групп прочности.
При создании нагрузки на долото частью веса бурильной колонны, нижняя часть бурильной колонны сжата, верхняя растянута, так что наибольшие сжимающие нагрузки действуют в самом нижнем сечении колонны. На некотором расстоянии от забоя располагается нейтральное сечение.
Если всю нагрузку на долото создавать лишь весом бурильных труб, то изгибающие напряжения могут достигать значительных величин, особенно в местах кавернообразований, и представлять опасность для целостности труб, герметичности резьбовых соединений и т.д. Поэтому следует увеличить продольную жесткость низа колонны, путем резкого увеличения диаметра и толщины стенок на этом участке. Такими трубами являются утяжеленные бурильные трубы.
Применением утяжеленных бурильных труб достигается:
– передача достаточно большой нагрузки на долото при малой длине УБТ;
– увеличение осевого момента инерции и осевого момента сопротивления;
– снижение прогиба и напряжения от продольного изгиба.
При применении УБТ в компоновке низа бурильной колонны благодаря большой жесткости предупреждается резкое искривление ствола скважины.
Расчет бурильной колонны производится согласно действующей инструкции и включает расчет УБТ, непосредственно бурильных труб, замковых соединений, допустимых избыточных наружных и внутренних давлений очистного агента, а также максимальной глубины спуска колонны на клиновых захватах в соответствии с принятой конструкцией и запроектированными параметрами режима бурения.
Бурение интервала 0-649 м осуществляется долотом, диаметр которого равен 393,7 мм. В соответствии с принятыми условиями бурения и диаметре долота 393,7 мм принимаем наружный диаметр Д01 основной ступени УБТ – 178 мм. Выбираем УБТС 178 90 со следующими характеристиками: диаметр внутренний d01 равен 90 мм, вес 1 п.м. трубы q01 = 1,56 кН; длина трубы 12 м.
Жесткость на изгиб основной ступени УБТ должна быть не меньше жесткости обсадной колонны, под которую ведется бурение, в противном случае при спуске обсадной колонны возможны посадки. Так как УБТ и трубы обсадной колонны стальные, то соответствие по жесткости определим по формуле [11]: