Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 22:08, лекция
Изучение геометрии в школе преследует все цели обучения математике (обучающие, воспитательные, развивающие), но при этом выделяются некоторые специфические цели:
ознакомление учащихся с основными геометрическими фигурами и их свойствами;
показ практического приложения изучаемого материала к реальной действительности;
развитие логического мышления и пространственного воображения;
овладение навыками использования чертежных инструментов и развитие способности к техническому творчеству.
Цели изучения и структура школьного курса геометрии.
Содержание пропедевтического курса геометрии в 5-6 классах.
Различные подходы к построению школьного курса геометрии (логическое строение).
Раздел. Специальная (частная) методика геометрии: планиметрии и стереометрии.
Тема 1. Логическое строение школьного курса геометрии.
План.
Содержание лекции:
Изучение геометрии в школе преследует все цели обучения математике (обучающие, воспитательные, развивающие), но при этом выделяются некоторые специфические цели:
Структура школьного курса геометрии.
1 ступень (1-4 классы) – изучение отдельных элементов геометрии.
2 ступень (5-6 классы) –
пропедевтический курс
3 ступень (7-9 классы) – систематический курс планиметрии.
4 ступень (10-11 классы)
– систематический курс
На второй ступени в пропедевтическом курсе математики 5-6 класса доля геометрического материала составляет приблизительно 1/3 часть курса.
В 5 классе основное внимание отводится рассмотрению элементарных геометрических фигур, вводимых преимущественно через наглядное их описание: отрезок и его длина; прямая; луч; угол; многоугольник; ломанная; прямоугольный параллелепипед; куб и их объем.
В 6 классе ведущая роль отводится элементарным геометрическим построениям: построение треугольника по трем данным элементам; построение окружности; параллельных и перпендикулярных прямых с помощью треугольника и линейки; построение фигур, симметричных относительно точки, относительно прямой. Также рассматривают круг и шар. Без доказательства вводят формулы длины окружности, площади круга.
Традиционный курс геометрии в школе сложился на основе «Начал Евклида» в то же время претерпевает постоянные изменения в отношении объема, так и в отношении содержания, так как реализация традиционного строго дедуктивного изложения курса на основе той или иной аксиоматики все время находится в диалектическом противоречии с принципом доступности обучения.
До 1968 года школьный курс геометрии (учебники Киселева, Глаголева, Никитина) был изложен на основе аксиоматики Гильберта. Но она была представлена неполно: в наиболее полном виде рассматривались аксиомы принадлежности и параллельности. Вообще не были представлены аксиомы конгруэнтности и порядка (на интуитивном уровне).
В соответствии с требованиями
в 1968 году в процессе коренной реорганизации
математического образования
Были предложены несколько путей.
Задания для самостоятельной работы.
(завести тетрадь для самостоятельной работы или продолжить тетрадь за 3 курс)
а) с древних времен до 17 века; б) в 17 веке; в) в 18 веке; г) в 19 веке, д) в 20 веке по учебному пособию «Методика обучения геометрии» /В.А. Гусев, В.В. Орлов, и др., М.: Академия, 2004. (с.8-36 – а, б, в, г; с. 31-58 – д).
Вопросы для самопроверки:
Литература: 4, 6, 14, 16
Тема 2. Методика изучения первых разделов (тем) систематического курса геометрии.
План.
Содержание лекции:
Учитывая указанные сложности, в начале систематического курса учителю не следует резко отходить от конкретно-индуктивного подхода, широко использовать интуицию учащихся с применением различных наглядных пособий. Одновременно необходимо формировать у школьников потребность в доказательстве вводимых утверждений.
Перед изучение первого раздела учителю целесообразно провести беседу о предмете геометрии. Учитель должен продемонстрировать ученикам различные плоские и пространственные фигуры и попросить учащихся описать их свойства. Таким образом, подводим учащихся к выводу, что геометрия изучает свойства различных плоских и пространственных фигур. При этом некоторые свойства фигур очевидны, другие же необходимо обосновать рассуждениями.
После этого переходят к рассмотрению основных понятий и их свойств. Начинают обычно с практической задачи на построение, после чего формулируется свойство, которое затем закрепляется на задачах.
При работе над аксиомами планиметрии возможно использование учителем следующей методической схемы.
Задание для самостоятельной работы.
Показать возможную реализацию этой методической схемы при изучении основных свойств: I в. – 1; II в. – 2.
Вопросы для самопроверки:
Литература: 4, 6, 10, 14, 16
Тема 3. Изучение взаимного расположения прямых на плоскости. Параллельность и перпендикулярность прямых.
План.
Содержание лекции:
1 вариант (учебник Л.С. Атанасяна – 7 класс).
Вначале рассматривается частный случай пересечения прямых – перпендикулярность прямых, затем в отдельную главу вынесен материал о параллельных.
2 вариант (учебник А.В. Погорелова).
Вопросы о параллельности и перпендикулярности прямых рассматриваются вперемежку друг с другом:
а) аксиома параллельных (§1),
б) перпендикулярные прямые (§2),
в) параллельные прямые, признаки параллельности прямых, свойства параллельных прямых, сумма углов треугольника (§4),
г) существование и единственность перпендикуляра к прямой (§4),
д) построение перпендикулярной прямой (§5),
е) 8 класс, тема «Четырехугольники» (§6), параллельный перенос – в теме «Движение» (§9).
При любом варианте изложения
данного материала следует
Само определение параллельных прямых встречается в двух вариантах:
Погорелов, Атанасян: прямые
параллельны, если они не пересекаются.
После введения определения необходимо
доказать существование параллельных
прямых. В различных учебниках
теорема существования
Колмогоров: после введения параллельных прямых доказывается теорема: «Центрально-симметричные прямые параллельны», а затем – аксиома параллельных.
Погорелов: в §4, сумма
углов треугольника после признаков
параллельности, сопоставляя утверждение
задачи 8, решение которой рассматриваетс
В задаче 8 даны «прямая АВ и точка С, не лежащая на этой прямой. Докажите, что через точку С можно провести прямую, параллельную прямой АВ».
Атанасян: В вопросе о перпендикулярных прямых до аксиомы параллельности рассматривается важное следствие: «две прямые, перпендикулярные к третьей прямой, не пересекаются». Таким образом, доказывается существование параллельных прямых.
Аксиома параллельных также формулируется по-разному. Если у Погорелова – «через точку, не лежащую на данной прямой, можно провести на плоскости не более одной прямой, параллельной данной», а затем доказывается, что такая прямая есть, то у Атанасяна сразу принимается за аксиому, что через точку можно провести единственную прямую, параллельную данной, что является более целесообразным вариантом, поскольку это интуитивно и так понятно.
Методика изучения признаков параллельности прямых.
Вначале целесообразно
выяснить вопрос: зачем нужны признаки
параллельности? Дело в том, что определение
не дает возможности проверки (установления)
параллельности прямых. Невозможно на
бесконечности проверить
Информация о работе Логическое строение школьного курса геометрии