Национальная безопасность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 17:56, реферат

Краткое описание

Термин "национальная безопасность" в российском научном и политическом лексиконе появился недавно, в последнее десятилетие новейшей истории страны. Для обозначения социального явления защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от опасностей и угроз, использовались разные понятия: безопасность внутренняя и внешняя, безопасность государственная, материальное и духовное благосостояние и др. Все эти понятия, с различных сторон, прямо или косвенно, характеризуют явление национальной безопасности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1 Понятие и различные аспекты национальной безопасности в современных условиях………………………………………………………………5
2 Сфера национальных интересов России…………………………………11
Заключение…………………………………………………………………..22
Библиографический список…………………………………………………24

Вложенные файлы: 1 файл

Эльвира.docx

— 39.84 Кб (Скачать файл)

2 Сфера национальных интересов России

"Национальный интерес" - основополагающее, методологически  важное понятие государственной  политики, выражающее важнейшие  ориентиры развития нации и  пути приращения ее мощи, а  также направленность действий  руководства страны, всех органов  государственной власти на благо  народа и всех граждан России. По своему объему оно значительно  шире используемых в политической  практике понятий "государственные  интересы", "жизненно важные  интересы", "интересы отдельных  этнических групп и общностей". В чем различие между этими  понятиями? 

Государственный интерес, в  узком смысле этого слова, связан с системой публичной власти и  функциями ведомственных структур социального управления. Вне интересов  власти и ведомств формально, а порой  и фактически, оказываются интересы личности и общества.

Жизненно важный интерес  самим названием подчеркивает наличие  иерархии интересов и принадлежность к высшей их группе.

Этнический интерес не тождествен национальному интересу, поскольку служит выражением потребностей определенной национальной общности, тогда как последний - потребностей нации, как более сложной экономической  и культурно-исторической общности народа (народов).

На Западе под нацией понимают политическое сообщество граждан определенного  государства, проживающих на его  территории и осознанно причисляющих себя к нему, независимо от их национальности, конфессиональных и других различий (концепция согражданства).

Национальные интересы к  тому же являются способом интеграции и выражения жизненно важных потребностей и ценностей личности, общества и  государства. Они приводят в движение нацию и направляют ее развитие, способствуя приращению национальной мощи страны. Ориентация на национальные интересы позволяет реализовать  функции выживания в противоречивом и меняющемся мире, безопасности страны и ее прогрессивного развития.

Исходя из сказанного, национальные интересы России можно определить как  обусловленные потребностями выживания, безопасности и развития страны, а  также ценностями исторического  и культурного наследия, российского  образа жизни, устремления и стимулы  деятельности субъектов государственной  политики, служащие приумножению национальной мощи во всех ее основных составляющих (экономической, научно-технической, духовной, военной), а также повышению благосостояния большинства граждан.

В пространственно-географическом плане сфера национальных интересов  не ограничивается национальной территорией  и простирается за ее пределы, однако не произвольно, а в соответствии с реальной базой реализации национальных интересов государства, прежде всего  экономической. Немаловажное значение здесь имеет позиция понимания  и признания сферы распространения данных интересов другими странами, в первую очередь теми, на территории которых имеется необходимая для этого почва. Национальные интересы России в этом плане охватывают все постсоветское пространство, имеют определенную базу для реализации в странах Восточной и Центральной Европы, других регионов мира.

"На территории СНГ  сосредоточены наши главные жизненные  интересы в области экономики,  обороны, безопасности, защиты прав  россиян, обеспечение которых  составляет основу национальной  безопасности страны"1.

Система национальных интересов  России определяется совокупностью  базисных интересов личности, общества и государства в важнейших  сферах общественной жизнедеятельности: в области экономики, социальной и духовной жизни, во внутриполитической, международной, оборонной, информационной сферах, в пограничном пространстве и др.

Базисные интересы личности состоят в реальном обеспечении  конституционных прав и свобод граждан, в поддержании такого уровня их жизни, который предоставляет необходимо-минимальные возможности для физического, духовного и интеллектуального развития.

Базисные интересы общества заключаются в упрочении влиятельных  и независимых институтов гражданского общества, внутренней социально-политической стабильности и целостности, в повышении  созидательной активности трудоспособного  населения, а также в духовном возрождении России.

Базисные интересы государства  состоят в защите конституционного строя, суверенитета и территориальной  целостности России, в наращивании  национальной мощи, в ослаблении угроз  национальной безопасности, в создании пояса добрососедства по периметру  территории страны и развитии межгосударственного  сотрудничества на основе партнерства.

Если кратко охарактеризовать национальные интересы России в важнейших  сферах общественной жизнедеятельности, то первоочередного внимания требуют  национальные экономические интересы. Они призваны обеспечить устойчивый экономический рост с увеличением ВВП страны до уровня передовых стран (по его совокупному размеру мы уступаем США в 10 с лишним раз, Китаю - в 5 раз; в пересчете же ВВП на душу населения показатель России, составляющий примерно 3500 долларов, в 5 раз ниже среднего показателя стран "большой семерки"2).

В национальных интересах  России следует закрыть каналы незаконного  вывоза капиталов за рубеж, объем  которых достиг порядка 20 млрд долл. США в год, направив их, как и другие скрываемые от государства источники доходов, на нужды общества и большинства его граждан; максимально способствовать защите отечественных товаропроизводителей, обеспечить конкурентоспособность российских товаров, повысить долю высокотехнологического производства, как наиболее отвечающего требованиям развития. В настоящее время России, к сожалению, на мировом рынке высоких технологий и наукоемкой продукции принадлежит всего 0.3%, тогда как США - 32%, Японии - 23%, Германии - 10%3. Во внешнеэкономической сфере национальные интересы России заключаются в расширении выгодного ей товарооборота со странами ближнего и дальнего зарубежья.

Во внутриполитической области  национальные интересы России состоят  в консолидации державно-патриотической политической элиты, создании эффективной государственной власти, завершении процесса становления институтов гражданского общества, проведении ответственной и взвешенной государственной национальной политики, а также в нейтрализации причин и условий, способствующих подрыву федеративного устройства, возникновению социальных и межнациональных конфликтов, национального и регионального сепаратизма.

Национальные интересы в  области духовной жизни, культуры и  науки во многом связаны с сохранением  и развитием образовательного и  интеллектуального потенциала России, утверждением в обществе идеалов  высокой нравственности и гуманизма, развитием многовековых духовных традиций Отечества.

Национальные интересы Российской Федерации в международной сфере  требуют проведения активного внешнеполитического  курса, направленного на упрочение  авторитета и позиций России как  великой державы, без участия  которой невозможно решение глобальных и региональных проблем, упрочение  международной безопасности. При  этом необходимо ориентироваться на развитие диалога и всестороннего  сотрудничества не только с Западом, но и со странами Центральной и  Восточной Европы, Америки, Ближнего Востока, Западной Азии, Африки и Азиатско-Тихоокеанского региона. Национальные интересы России в международной сфере включают в себя также защиту жизни, достоинства, международно-признанных гражданских  прав и свобод российских граждан  и наших соотечественников за рубежом.

Национальные интересы России в оборонной сфере заключаются, прежде всего, в обеспечении военной  безопасности и недопущении агрессии со стороны других государств, создании адекватной потенциальным и реальным угрозам военной организации, учитывающей  изменение баланса сил на мировой  арене и экономические возможности  государства для эффективного реагирования на них.

Национальные интересы России реализуются и в пограничном  пространстве. При этом они требуют  особого внимания, четкого определения  и последовательного проведения, поскольку на Государственной границе  чрезвычайно важен баланс интересов  сопредельных государств, их взаимодействие, разумный компромисс, а не соперничество, антагонизм, конфликт интересов. Не случайно национальные интересы России в области  пограничной политики выделены отдельным  блоком в последней редакции Концепции  национальной безопасности РФ. Они  требуют создания политических, правовых, организационных и других условий  для обеспечения надежной охраны Государственной границы РФ, своевременного выявления возникающих внешних  угроз национальной безопасности, обеспечения  установленных законодательством  РФ порядка и правил экономической  и иных видов деятельности в пограничном  пространстве РФ.

Для нашей страны пограничное  пространство особенно актуально и  значимо. Государственная граница  страны протянулась на 60.9 тыс. км, в  том числе по морю - на 38,8 тыс. км. Площадь территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа, анклавов открытых морей, в  пределах которых действуют правовые основы защиты национальных интересов  России, составляет 9 млн км2 (42% всей континентальной территории РФ). На нее приходится 90% ежегодного улова рыбы и морепродуктов, превышающего 4.5 млн т. Более 80% запасов нефти, газа, содержащихся в недрах мирового океана, приходится на континентальный шельф северных морей РФ. На границе РФ соприкасаются между собой около 50 народов и национальностей приграничных регионов России и сопредельных государств. Из 89 субъектов РФ 45 представляют приграничные регионы страны. Во внутреннем приграничье возникли проблемы, неизвестные в бывшем СССР: территориальные споры (более 30), обострение межнациональных противоречий, терроризм, похищения людей в целях получения выкупа, незаконная миграция иностранцев, интенсивное расхищение и перемещение для продажи за рубежом национальных богатств страны, крупномасштабная контрабанда, в том числе наркотиков и оружия. В этой связи в "Основах пограничной политики Российской Федерации" выделен специальный раздел "Основные угрозы национальным интересам и безопасности Российской Федерации в пограничном пространстве", где зафиксированы 11 наиболее опасных их проявлений.

Непосредственную защиту национальных интересов России в  пограничном пространстве осуществляют органы и войска ФПС России. И  нашим пограничникам сегодня  крайне необходимы четкие представления  о национальных интересах страны в пограничной сфере. Думается, что  систематизацию национальных интересов  в пограничной сфере следует  осуществлять по нескольким основаниям:

· с позиции конкретных функциональных, а также региональных направлений пограничной политики;

· исходя из дифференциации национальных интересов страны применительно  к определенной пространственной (континентальной, морской, воздушной и иной) среде  их реализации;

· из потребности определения  приоритетных национальных интересов  в пограничном пространстве в  целях более эффективной их защиты.

Функциональный подход к  классификации национальных интересов, отражающий направления пограничной  политики, позволяет выделить следующие  основные их группы: территориальные  интересы, связанные с прохождением государственной границы и пространственными  пределами суверенитета России (ее национальной юрисдикции); интересы обеспечения  пограничной безопасности РФ (иначе говоря, интересы национальной безопасности в пограничной сфере), а также интересы коллективной безопасности на внешних границах государств - участников СНГ; интересы межгосударственного пограничного сотрудничества в различных областях (экономической, социальной, информационной, природоохранной, военной, специальной и др.).

Региональный подход, с  учетом перечисленных выше групп  интересов, предполагает классификацию  национальных интересов России по определенным приграничным территориям: в Арктическом  регионе; в Северо-Западном регионе; в Западном регионе; в Северо-Кавказском регионе и на Кавказе в целом; в центральноазиатском регионе; в регионах Забайкалья, Дальнего Востока и Приморья. Интересную попытку в этом направлении предприняли авторы книги "Основы национальной безопасности России", рассмотрев в одной из глав субрегиональные, региональные и глобальные аспекты национальных интересов России.

Вместе с тем, в рамках региональной классификации национальных интересов целесообразна и их конкретизация применительно к  участкам Государственной границы  с отдельными сопредельными странами, поскольку на этом уровне чаще всего  обнаруживаются противоречия между  интересами сторон и потребность  в их урегулировании, в том числе  с участием командования войск и  органов ФПС России. Назрело предметное раскрытие национальных интересов России на участках границы с Норвегией, Финляндией, Эстонией, Литвой, Латвией, Польшей, Украиной, Грузией, Азербайджаном, Казахстаном, Монголией, Китаем, Кореей, США. Это позволит более последовательно отстаивать позиции России в отношениях с сопредельными странами. Необходимо активизировать теоретические исследования российских интересов в региональном и в страновом измерениях. В списке сопредельных стран особое положение занимает Белоруссия, с учетом образовавшегося Союза России и Белоруссии и совпадения (общности) интересов по многим вопросам пограничной политики.

Информация о работе Национальная безопасность