Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 17:56, реферат
Термин "национальная безопасность" в российском научном и политическом лексиконе появился недавно, в последнее десятилетие новейшей истории страны. Для обозначения социального явления защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от опасностей и угроз, использовались разные понятия: безопасность внутренняя и внешняя, безопасность государственная, материальное и духовное благосостояние и др. Все эти понятия, с различных сторон, прямо или косвенно, характеризуют явление национальной безопасности.
Введение………………………………………………………………………3
1 Понятие и различные аспекты национальной безопасности в современных условиях………………………………………………………………5
2 Сфера национальных интересов России…………………………………11
Заключение…………………………………………………………………..22
Библиографический список…………………………………………………24
2 Сфера национальных интересов России
"Национальный интерес"
- основополагающее, методологически
важное понятие
Государственный интерес, в
узком смысле этого слова, связан
с системой публичной власти и
функциями ведомственных
Жизненно важный интерес самим названием подчеркивает наличие иерархии интересов и принадлежность к высшей их группе.
Этнический интерес не
тождествен национальному интересу,
поскольку служит выражением потребностей
определенной национальной общности,
тогда как последний - потребностей
нации, как более сложной
На Западе под нацией понимают политическое сообщество граждан определенного государства, проживающих на его территории и осознанно причисляющих себя к нему, независимо от их национальности, конфессиональных и других различий (концепция согражданства).
Национальные интересы к
тому же являются способом интеграции
и выражения жизненно важных потребностей
и ценностей личности, общества и
государства. Они приводят в движение
нацию и направляют ее развитие,
способствуя приращению национальной
мощи страны. Ориентация на национальные
интересы позволяет реализовать
функции выживания в
Исходя из сказанного, национальные
интересы России можно определить как
обусловленные потребностями
В пространственно-географическом
плане сфера национальных интересов
не ограничивается национальной территорией
и простирается за ее пределы, однако
не произвольно, а в соответствии
с реальной базой реализации национальных
интересов государства, прежде всего
экономической. Немаловажное значение
здесь имеет позиция понимания
и признания сферы
"На территории СНГ
сосредоточены наши главные
Система национальных интересов России определяется совокупностью базисных интересов личности, общества и государства в важнейших сферах общественной жизнедеятельности: в области экономики, социальной и духовной жизни, во внутриполитической, международной, оборонной, информационной сферах, в пограничном пространстве и др.
Базисные интересы личности состоят в реальном обеспечении конституционных прав и свобод граждан, в поддержании такого уровня их жизни, который предоставляет необходимо-минимальные возможности для физического, духовного и интеллектуального развития.
Базисные интересы общества
заключаются в упрочении
Базисные интересы государства состоят в защите конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в наращивании национальной мощи, в ослаблении угроз национальной безопасности, в создании пояса добрососедства по периметру территории страны и развитии межгосударственного сотрудничества на основе партнерства.
Если кратко охарактеризовать национальные интересы России в важнейших сферах общественной жизнедеятельности, то первоочередного внимания требуют национальные экономические интересы. Они призваны обеспечить устойчивый экономический рост с увеличением ВВП страны до уровня передовых стран (по его совокупному размеру мы уступаем США в 10 с лишним раз, Китаю - в 5 раз; в пересчете же ВВП на душу населения показатель России, составляющий примерно 3500 долларов, в 5 раз ниже среднего показателя стран "большой семерки"2).
В национальных интересах России следует закрыть каналы незаконного вывоза капиталов за рубеж, объем которых достиг порядка 20 млрд долл. США в год, направив их, как и другие скрываемые от государства источники доходов, на нужды общества и большинства его граждан; максимально способствовать защите отечественных товаропроизводителей, обеспечить конкурентоспособность российских товаров, повысить долю высокотехнологического производства, как наиболее отвечающего требованиям развития. В настоящее время России, к сожалению, на мировом рынке высоких технологий и наукоемкой продукции принадлежит всего 0.3%, тогда как США - 32%, Японии - 23%, Германии - 10%3. Во внешнеэкономической сфере национальные интересы России заключаются в расширении выгодного ей товарооборота со странами ближнего и дальнего зарубежья.
Во внутриполитической области национальные интересы России состоят в консолидации державно-патриотической политической элиты, создании эффективной государственной власти, завершении процесса становления институтов гражданского общества, проведении ответственной и взвешенной государственной национальной политики, а также в нейтрализации причин и условий, способствующих подрыву федеративного устройства, возникновению социальных и межнациональных конфликтов, национального и регионального сепаратизма.
Национальные интересы в области духовной жизни, культуры и науки во многом связаны с сохранением и развитием образовательного и интеллектуального потенциала России, утверждением в обществе идеалов высокой нравственности и гуманизма, развитием многовековых духовных традиций Отечества.
Национальные интересы Российской
Федерации в международной
Национальные интересы России
в оборонной сфере заключаются,
прежде всего, в обеспечении военной
безопасности и недопущении агрессии
со стороны других государств, создании
адекватной потенциальным и реальным
угрозам военной организации, учитывающей
изменение баланса сил на мировой
арене и экономические
Национальные интересы России
реализуются и в пограничном
пространстве. При этом они требуют
особого внимания, четкого определения
и последовательного
Для нашей страны пограничное пространство особенно актуально и значимо. Государственная граница страны протянулась на 60.9 тыс. км, в том числе по морю - на 38,8 тыс. км. Площадь территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа, анклавов открытых морей, в пределах которых действуют правовые основы защиты национальных интересов России, составляет 9 млн км2 (42% всей континентальной территории РФ). На нее приходится 90% ежегодного улова рыбы и морепродуктов, превышающего 4.5 млн т. Более 80% запасов нефти, газа, содержащихся в недрах мирового океана, приходится на континентальный шельф северных морей РФ. На границе РФ соприкасаются между собой около 50 народов и национальностей приграничных регионов России и сопредельных государств. Из 89 субъектов РФ 45 представляют приграничные регионы страны. Во внутреннем приграничье возникли проблемы, неизвестные в бывшем СССР: территориальные споры (более 30), обострение межнациональных противоречий, терроризм, похищения людей в целях получения выкупа, незаконная миграция иностранцев, интенсивное расхищение и перемещение для продажи за рубежом национальных богатств страны, крупномасштабная контрабанда, в том числе наркотиков и оружия. В этой связи в "Основах пограничной политики Российской Федерации" выделен специальный раздел "Основные угрозы национальным интересам и безопасности Российской Федерации в пограничном пространстве", где зафиксированы 11 наиболее опасных их проявлений.
Непосредственную защиту национальных интересов России в пограничном пространстве осуществляют органы и войска ФПС России. И нашим пограничникам сегодня крайне необходимы четкие представления о национальных интересах страны в пограничной сфере. Думается, что систематизацию национальных интересов в пограничной сфере следует осуществлять по нескольким основаниям:
· с позиции конкретных
функциональных, а также региональных
направлений пограничной
· исходя из дифференциации национальных интересов страны применительно к определенной пространственной (континентальной, морской, воздушной и иной) среде их реализации;
· из потребности определения приоритетных национальных интересов в пограничном пространстве в целях более эффективной их защиты.
Функциональный подход к
классификации национальных интересов,
отражающий направления пограничной
политики, позволяет выделить следующие
основные их группы: территориальные
интересы, связанные с прохождением
государственной границы и
Региональный подход, с учетом перечисленных выше групп интересов, предполагает классификацию национальных интересов России по определенным приграничным территориям: в Арктическом регионе; в Северо-Западном регионе; в Западном регионе; в Северо-Кавказском регионе и на Кавказе в целом; в центральноазиатском регионе; в регионах Забайкалья, Дальнего Востока и Приморья. Интересную попытку в этом направлении предприняли авторы книги "Основы национальной безопасности России", рассмотрев в одной из глав субрегиональные, региональные и глобальные аспекты национальных интересов России.
Вместе с тем, в рамках региональной классификации национальных интересов целесообразна и их конкретизация применительно к участкам Государственной границы с отдельными сопредельными странами, поскольку на этом уровне чаще всего обнаруживаются противоречия между интересами сторон и потребность в их урегулировании, в том числе с участием командования войск и органов ФПС России. Назрело предметное раскрытие национальных интересов России на участках границы с Норвегией, Финляндией, Эстонией, Литвой, Латвией, Польшей, Украиной, Грузией, Азербайджаном, Казахстаном, Монголией, Китаем, Кореей, США. Это позволит более последовательно отстаивать позиции России в отношениях с сопредельными странами. Необходимо активизировать теоретические исследования российских интересов в региональном и в страновом измерениях. В списке сопредельных стран особое положение занимает Белоруссия, с учетом образовавшегося Союза России и Белоруссии и совпадения (общности) интересов по многим вопросам пограничной политики.