Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 17:56, реферат
Термин "национальная безопасность" в российском научном и политическом лексиконе появился недавно, в последнее десятилетие новейшей истории страны. Для обозначения социального явления защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от опасностей и угроз, использовались разные понятия: безопасность внутренняя и внешняя, безопасность государственная, материальное и духовное благосостояние и др. Все эти понятия, с различных сторон, прямо или косвенно, характеризуют явление национальной безопасности.
Введение………………………………………………………………………3
1 Понятие и различные аспекты национальной безопасности в современных условиях………………………………………………………………5
2 Сфера национальных интересов России…………………………………11
Заключение…………………………………………………………………..22
Библиографический список…………………………………………………24
Пространственный подход
к классификации национальных интересов
России позволяет выделить важные и
недостаточно изученные области
их проявления в морском пограничном
пространстве (в том числе в
исключительной экономической зоне
и на континентальном шельфе); в
воздушном пограничном
Наконец, весьма актуальна
классификация по степени приоритетности
национальных интересов в пограничной
сфере. Первостепенное значение здесь,
в силу острой потребности в международно-
На первый план выдвигается необходимость цивилизованного установления и закрепления международными договорами государственной границы России с государствами - бывшими союзными республиками. Сложность установления границы с ними обусловлена тем, что принимаемые за исходный рубеж территориального размежевания административные границы являются условными и потенциально спорными ввиду неоднократного их изменения на ряде участков. К завершающей фазе близки переговоры по пограничным вопросам с государствами Балтии в строгом соответствии с интересами России. Активно работают правительственные комиссии, осуществляющие переговоры и делимитацию российско-украинской границы. Прорабатывается вопрос о делимитации российско-казахстанской границы. Достигнуты некоторые результаты в оформлении государственной границы России с Грузией и Азербайджаном. Однако завершение переговорного процесса по оформлению государственной границы с Грузией увязывается грузинской стороной с абхазским и южно-осетинским вопросами, особой позицией в отношении наведения конституционного порядка в Чечне. По ряду причин официальным Баку продолжается сдерживание начавшегося процесса делимитации российско-азербайджанской границы. В связи с этим необходимо совместно с другими государствами - участниками СНГ выбрать приемлемые формы ее международно-правового оформления как границы открытой для свободного общения граждан и всестороннего сотрудничества, но закрытой для трансграничной преступности.
Приоритетный характер имеют
вопросы упрочения
Приоритетное значение сегодня имеют интересы обеспечения пограничной безопасности РФ. На государственной границе, в пограничном пространстве страны, на внешних границах СНГ сегодня проявляется весь спектр внешних и внутренних угроз безопасности России. Значение интересов безопасности страны определяется прежде всего тем обстоятельством, что Россия имеет наиболее протяженные границы с самыми нестабильными районами мира, особенно на южном и юго-восточном направлениях. Южные участки наших границ, а также границ ряда государств СНГ оказались в зоне региональных и межэтнических конфликтов, подрывных акций международного терроризма. И от их укрепления в немалой степени зависит как региональная стабильность, так и стабильность обстановки в самой России.
Нельзя не учитывать нарастание криминальных угроз экономическим интересам России на государственной границе и в ее пограничном пространстве. В определенной мере удалось поставить барьер на путях незаконного вывоза через государственную границу России сырьевых ресурсов и стратегически важных материалов. Однако через открытые границы между государствами, входящими в Таможенный союз, направляется большое количество таких товаров и грузов из России в третьи страны. Через российско-казахстанскую, российско-азербайджанскую, российско-грузинскую границу поступает в Россию большое количество контрабандных товаров, наркотических веществ, оружия. В последние годы резко возросли объемы незаконной добычи российскими и иностранными судами морепродуктов в исключительной экономической зоне России, исчисляемые в миллиардах американских долларов.
Национальные интересы России нуждаются в активной и последовательной защите. Руководством страны и ФПС России прилагаются значительные усилия по созданию системы отражения угроз национальным интересам страны в пограничном пространстве. Однако эффективная их защита не может быть реализована усилиями одного лишь пограничного ведомства и требует осуществления комплекса политических, экономических, оперативных, военных, режимных, правовых, административных, природоохранных, социальных и иных мер всего государства, а также общества и отдельных граждан по исключению и возмещению ущерба России.
Таким образом, национальные
интересы России - основа государственной
политики в любых сферах деятельности,
в том числе в пограничной
сфере. Они раскрывают важнейшие
ориентиры развития нации, пути приращения
национальной мощи страны, а также
направляют действия руководства страны,
всех министерств, ведомств, специальных
государственных служб на служение
благу народа и благосостоянию граждан.
В пограничном пространстве России
концентрируются приоритетные для
ее развития национальные интересы, требующие
первоочередного внимания со стороны
государственного руководства и
системы многоплановых и
Заключение
Специфика изучения национальной безопасности, как открытой динамичной социальной системы, имеет ряд особенностей, среди которых - высокие требования к достоверности знания, выбору средств научного анализа, методик и процедур научного исследования. Эти специфические особенности характерны не только для изучения системы, но и для ее функционирования. Национальная безопасность имеет сложную структуру. Только научная методология может найти соответствующие формы для выражения этих сложных структур, зависимостей и отношений между ними. Системный подход служит средством методологического анализа национальной безопасности, применение которого позволяет достичь наиболее глубокого осмысления явлений, выделить их составляющие, установить взаимосвязи и взаимозависимости структурных и функциональных компонентов. Система "национальная безопасность" выступает как диалектическое единство взаимодействия жизненно важных интересов личности, общества и государства. Политика, как деятельность по обеспечению безопасности личности, общества и государства, выступает в данной системе в совокупности ее функциональных компонентов: гностического, проектировочного, конструктивного, организаторского и коммуникативного.
Национальная безопасность вбирает в себя все виды безопасности личности, общества и государства. Она выражается в потребности личности, общества и государства в устойчивом развитии; имеет свою историю, закономерности и законы развития. В демократических странах безопасность личности является приоритетной по отношению к безопасности общества и государства.
Государство является главным субъ-ектом обеспечения безопасности личности и общества. Цель государства - обеспечить нормальную жизнедеятельность людей и их безопасность. Основными принципами государственной политики по обеспечению безопасности личности и общества являются: справедливость, законность, достаточность сил и средств, гуманность, своевременность и адекватность мер обеспечения безопасности, от внешних и внутренних угроз национальным интересам.
Национальная безопасность как социальная система исследуется теоретическими методами, среди которых приоритетное место занимают исторический анализ, политический и факторный анализ. Политический анализ, как метод исследования социальных систем, помогает раскрыть роль и значение всех субъектов обеспечения национальной безопасности реформирующейся России, правильно определить национальные цели и основные направления деятельности личности, общества и государства. Он позволяет видеть политику как конкретную деятельность субъектов обеспечения безопасности национальных целей, проследить зарождение и истинную роль государства в обеспечении национальной безопасности.
Особенностью отечественной
системы обеспечения
Список литература
1. Гаджиев К.С. «геополитика» - Международные отношения, 1997
2. Жинкина И.Ю. «О понятии - Безопасность государства» - США: Экономика, политика, идеология 2005 №9
3. Косолапов Н. «Национальная
безопасность в меняющемся
4. Ларин В. « Безопасность
развития и развитие
5. Родачин В.М «Национальные интересы России и их защита в пограничном пространстве» 2007 г.
6. Сергеев Г.М. «международный
опыт выработки и принятия
решений в области
7. Серебрянников В.В. «Новая модель безопасности: диалектика средств её обеспечения» - МЭ и МО 2005, №3