Региональная политика США и Канады. Пути использования в условиях РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:54, реферат

Краткое описание

Итак основной целью данной работы будет раскрытие вопроса региональной политики США и Канады. Пути использования в РФ, всё это будет раскрыто благодаря поставленным нами задачам:
Раскрыть вопрос региональной политики США
Раскрыть вопрос региональной политики Канады
Рассмотреть пути использования региональной политики США и Канады в условиях развития РФ

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Региональная политика США
Глава 2. Региональная политика Канады
2.1. Региональный инвестиционный климат в Канаде
2.1.1. Эволюция политики
2.1.2. Оценка сорокалетней политики развития регионов
2.1.3. Уроки развития Региональной политики Канады
2.2. Канадский опыт регионального развития
2.2.1. Описание элементов инвестиционного процесса
2.2.2. Компоненты инвестиционного климата в Канаде
2.2.3. Региональный и секторный подходы
2.3.Пример региональных экономических программ: остров Принс-Эдуард
Глава 3. Пути использования региональной политики США и Канады в условиях развития РФ
3.1. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения
3.2. Регион и центр: проблемы взаимоотношений
3.3. Региональная бюджетно-налоговая система
3.4. Взаимодействие бюджетов
3.5. Использование в РФ западного опыта социально-экономического развития
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

dvsarregion.doc

— 397.50 Кб (Скачать файл)

Советы по оптимизации  сбыта в основном управляются фермерами, избираемыми своими коллегами на срок от одного года. Советы избираются по своим избирательным округам, созданным для обеспечения равного представительства производителей и объемов продукции. В двух из советов есть члены, представляющие свои несельскохозяйственные сектора.

Советы по оптимизации  сбыта играют важную роль в координировании изучения спроса или продажи их продукции. Суть этой роли обусловлена «планами изучения рынка и сбыта» каждого из советов. Эти планы широко варьируются в зависимости от степени влияния совета на продажу производителями своей продукции и от того, каким образом компании-покупатели сельскохозяйственной продукции (т. е. производители пищевой продукции, торговые агенты) находят и приобретают необходимый им товар.

 

2.3.Пример региональных экономических  программ: остров Принс-Эдуард

Остров Принс-Эдуард –  самая маленькая из провинций Канады, и по размеру, и по численности населения. Территория составляет 5660 кв. км. Однако вся территория острова Принс-Эдуард пригодна для обитания и фактически вся заселена (плотность населения – 23 чел./кв. км). Основная часть населения проживает в узкой полосе шириной от 100 до 200 миль вдоль границы с Соединенными Штатами. Население: в 2001 г. острова Принс-Эдуард составляло 138 514 человек (60 % проживает в сельской местности).

Как у отдельной провинции, у острова Принс-Эдуард есть собственное  правительство, полностью отвечающее за все области, подпадающие под  компетенцию властей провинции, такие как права собственности  и гражданские права, а также прямое налогообложение. У данной провинции есть свои представители в федеральном правительстве: гарантированное минимальное количество – 4 представителя от парламента и 4 сенатора, т. е. больше, чем было бы, если бы представительство рассчитывалось от численности населения.

В книге «Экономическая география Канады», опубликованной в 1964 г. и содержащей уникальное и по сей день правильное описание перспектив развития, выделено и описано 68 регионов Канады. В качестве одного из этих регионов дается описание острова Принс-Эдуард. Для сравнения: Онтарио, самая населенная из провинций Канады, в своем составе насчитывает до 10 таких регионов.

«Экономическая география  Канады» дает следующие характеристики острова Принс-Эдуард:

  • структурные факторы: обособленная единица, однородная географическая область;
  • функциональные факторы: отдельная функциональная единица, объединенная вокруг двух местных административных центров, Шарлоттетауна (центр третьего порядка) и Саммерсайда (центр второго порядка);
  • факторы производства: превалируют две основные отрасли – сельское хозяйство (неспециализированное многоотраслевое фермерское производство и картофелеводство) и рыболовство (примечание: сегодня к ним можно добавить туризм);
  • рыночные факторы: естественно обособленная рыночная единица с ограниченными возможностями завоза и вывоза (недавно к способам завоза и вывоза добавился мост на материк).

 

Глава 3. Пути использования  региональной политики США и Канады в условиях развития РФ

В настоящее время  в России уже функционирует свой “программный” механизм в виде целевых программ развития регионов. В данных программах активно принимают участие организации федерального уровня и уровня субъектов Федерации. Например, к 1997 году было 28 программ, в которые входят три “комплексных программы” относительно социально-экономического развития территорий: для Курильских островов, Республики Саха и Тверской области. Другие же подобные программы включают в себя решение более частных задач (развитие малых и средних городов в условиях экономической реформы и т.д.). Разработка любой целевой программы происходит по стандартной процедуре: обоснование необходимости целевого подхода к данной проблеме, а затем вырабатывается программа ее решения (цели, задачи, предлагаемые мероприятия и их внедрение, финансирование, ожидаемый результат и механизмы контроля и наблюдения). К сожалению, региональные целевые программы имеют много недостатков, например, отсутствие серьезного обоснования их необходимости для наиболее нуждающихся территорий, трудности бюджетного финансирования и т.п. Несмотря на это, они также имеют потенциальные преимущества как для регионального, так и для федерального уровней в России, потому что данные программные механизмы способны решить социально-экономические проблемы развития территорий, а также являются базисом для создания эффективных инструментов политики, особенно для регионального развития.

Функционирование  программных механизмов в российских условиях.5

Проблемы социально-экономического развития регионов носят масштабный характер. В перспективе возможно, что Россия, как и другие страны, будет одновременно внедрять макро-, микро- и координационную политику для решения различных проблем развития регионов. Осуществление микрополитики требует вмешательства в различные области, требующие больших финансовых затрат, например, строительство крупной транспортной, коммуникационной и экономической инфраструктуры, делового климата через инвестиции и мягкие меры, развитие человеческих ресурсов, материальное возрождение.

 

3.1. Региональная политика   России:  концепции, проблемы, решения

     Любая политика - это цели и задачи,  преследуемые  и решаемые людьми в связи  с  их  конкретными  интересами,  а  также  методы, средства  и институты,  с помощью который  данные интересы формируются, отстаиваются и защищаются.

    Региональной политикой можно считать лишь такую систему намерений и действий,  которая реализует интересы государства в от-ношении регионов и внутренние интересы самих регионов методами и способами,  учитывающими природу современных региональных процессов,  и которая осуществляет все это преимущественно в структуре меж- и внутрирегиональных связей.

     Региональная  политика - это целостное и самодостаточное  звено политической основы общества,  без которого последнее, а также каждый человек в отдельности и природная среда могут лишь случайно и без гарантированного успеха существовать на каждой  конкретной территории,  оставаясь "наедине" с государством, его экономической, внешней, внутренней и иной политикой.

     Всякая политика хороша настолько,  насколько ей удается поддерживать баланс различных интересов.  Региональная политика – не исключение.  Она  в той мере политика и в той мере эффективна,  в какой достигнут и стабилизирован компромисс  между  региональными интересами государства и местными интересами самих регионов.

     Объединительной  идеей и государственной,  и   местной  региональной политики  может и должна стать устойчивость,  стабильность меж- и внутрирегиональных  отношений.

     Ведущим,  жизненно важным интересом России ныне стало недопущение  необратимой  территориальной  дезинтеграции   государства.

Главным  же интересом  каждого региона - блокирование необратимого распада сферы, сбалансированность социальных, экономических, природоресурсных  и иных отношений;  обеспечение на этой основе стабильного и согласованного развития всех элементов  локализованной сферы,  соответствующего потребностям человека, общества и природы. При этом подразумевается, что кроме общеэкономического, общесоциального и  иного  общего  потенциала есть мощный внутри региональный потенциал,  который можно реализовать исключительно на местном уровне - и это одна из первейших задач региональной политики и самих регионов, и государства.

     Региональная  политика, намечаемая и проводимая самими регионами, - это то,  что должно делаться для согласованного и взаимно неразрушающего развития  всех элементов пространственно локализованной сферы на конкретной территории и с учетом местных условий.6

Государственная региональная политика призвана обеспечить дееспособность региональной политики на местах.

     Объект  региональной политики - взаимосвязи  и отношения между

регионами.

     Главный  региональный интерес России  в настоящее время должен

быть осознан  как  минимизация негативных проявлений территориальной дезинтеграции на уровне субъектов  Федерации,  как  поддержка местных преобразований,  как  создание общероссийских условий для того, чтобы каждый субъект Федерации максимально использовал свой внутренний потенциал и во все меньшей мере претендовал на скудные возможности государственной помощи.

     Местные  интересы  определяются  обеспечением  полнокровного и сбалансированного  существования на  данной  территории  человека, общества и  природы,  гарантирование  их согласованного  воспроизводства на базе задействования ресурсов и  полномочий,  государственно признаваемых местными.

     Фундаментальными  методами региональной политики  можно  считать разъяснение   ее содержания, смысла и практической  пользы для всех без исключения  сторон,  согласительно-договорные процедуры с развернутым закреплением условий,  обеспечивающих интересы регионального развития, формирование соответствующей правовой базы.

     Только  с  сознанием  общественной  необходимости региональной политики, с ее разработкой и реализацией появится  возможность  к решению общероссийских проблем:  начавшееся хозяйственное обособление регионов; региональная суверенизация и конфронтация в отношениях региональных  структур власти и управления с общегосударственными; национально-этническое развитие и дополнительное  обособление по этому поводу, внутрирегиональные конфликты социального и общественно-политического характера;  формирование собственной региональной  ресурсной базы социально-экономического развития; экологическая стабильность и другие условия устойчивого развития регионов (особенно северных территорий);  выделение и функционирование регионов со специфическими статусами (свободные экономические зоны, федеральные охраняемые территории, зоны экологического бедствия и т.п.) и др.

 

3.2. Регион и  центр: проблемы взаимоотношений

 

     Взаимодействия  региональных  и  центральных  органов власти в 1992 - 1993 годах  определялись в основном  стремлением   центра  к системному реформированию  экономики,  а  регионов  - к  защите от

"негативных" последствий реформ.  При этом часть регионов стремилась максимально использовать возникающие в процессе реформ возможности для экономического продвижения,  другая  часть пыталась скорректировать само направление экономического реформирования.

     Эти взаимодействия проходят в  весьма  сложной  политической обстановке открытой конфронтации примерно равных по потенциальным возможностям ветвей власти,  в условиях ослабленности  институтов национальной государственности,  высокого  уровня социальной направленности, ограниченной  лояльности   силовых   государственных структур. Как разворачивалось это противостояние, какова динамика взаимодействия центра и регионов?  Особая острота проблемы в том,

что во-первых,  качественно  видоизменяются экономические отношения, которые находятся в  начале  длительного  этапа  становления рынка; во-вторых,  качественно  обновляются  и также находятся на начальном этапе не менее  длительного  становления  федерализм  и местное самоуправление.7

     Структуризация  власти  на  федеральном уровне   традиционно рассматривалось как производная противоречий между представительной и исполнительной ее ветвями.

     Администрация  Президента.

     Региональная  политика федеральных властей  в понимании прези-

дентский структур должна включать такие элементы, как:

     1) конституционный  процесс (правовое  определение   отношений

между субъектами Федерации  и центральными структурами, символизи-

рующими Федерацию в  целом);

     2) согласование  интересов  территорий  с различным  статусом

(национальные республики - области) и различных этнических групп.

Экономическая составляющая  региональной политики рассматривается  президентскими структурами скорее,  как средство решения, как они  считают, действительных  проблем  -  сохранение целостности государства и поддержание межнациональной стабильности.

     Распад  Федерации рассматривается администрацией  как постоянная угроза.  Для  удержания под контролем  центробежных  тенденций главные усилия она  направляет на соблюдение базовых  конституционных принципов (равноправие субъектов  Федерации,  единство  государственного строя,  отсутствие внутренних экономических границ).

Исключительно силовыми методами обеспечить соблюдение этих  принципов не  реально,  ставка делается на разработку и осуществление "новой региональной стратегии российского  государства",  направленной на  преодоление  дифференциации  регионов по уровню жизни, развитие межрегионального сотрудничества, а также "переход от узкоэкономических к  более  широким - общественным и социальным целям".

     Реалистичность  постановки  таких  целей   весьма сомнительна. Единственное, что можно серьезно обсуждать  в идеологических построениях  президентских экспертов, - это необходимость  быстрого реформирования налоговой  системы с разделением налоговых баз бюджетов городов, регионов и Федерации. Сотрудники президентской администрации считают,  что в этом случае "каждый  уровень  государственной власти  будет  по-настоящему независим от других" (именно в этом случае единство Федерации будет соблюдаться  неукоснительно). Для  укрепления  такого единства намечается также обеспечить приорететное развитие единой инфраструктуры и окончательно  разграничить федеральную и региональную собственность.

Информация о работе Региональная политика США и Канады. Пути использования в условиях РФ