Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 18:22, реферат
Цель исследования: выявить характер, содержание и особенности регионального сотрудничества в рамках АТР и его международное значение, раскрыть геополитические составляющие региональной стратегии развития Дальнего Востока.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- провести анализ современных тенденций регионального международного сотрудничества и исследовать механизм участия в нем Дальнего Востока;
- раскрыть основные факторы и содержание развития международного регионального сотрудничества в рамках АТР и возможные модели интеграции Дальнего Востока;
ВВЕДЕНИЕ 3
1. РОССИЙСКИЙ ДАЛЬНИЙ ВОСТОК В ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА 6
1.1. Геополитическое положение Дальнего Востока……………….....…6
1.2. Хозяйственная и транспортная инфраструктура Дальнего Востока…………………………………………………………………………...14
2. ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ……………………………………………………………………………..20
2.1. Экономические отношения приграничных регионов КНР и
России…………………………………………………………………………...20
2.2. Проблемы и перспективы экономического сотрудничества России и Китая…………………………………………………………………………...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………41
Обширные пространства дальневосточных территорий и недостаточное развитие наземных путей сообщения предопределяют повышенную значимость здесь авиационного транспорта. Особенно это касается пассажирских перевозок, где авиация играет ведущую роль, как на внутрирегиональных, так и на межрегиональных линиях. В целом на Дальнем Востоке доля воздушного транспорта в пассажирских перевозках составляет около 38%. Однако, в регионе есть немало районов и населенных пунктов, для которых самолет - единственное средство связи с «большой землей».
Всего на Дальнем Востоке насчитывается более 200 аэропортов и аэродромов гражданского назначения, из них 105 находятся на юге региона. В массе своей это аэродромы с грунтовыми взлетно-посадочными полосами, которые весной и осенью выходят из строя, и лишь тринадцать имеют специальное бетонное покрытие, предназначенное для приема тяжелых пассажирских и транспортных самолетов.
Самолетами Дальневосточного регионального управления воздушного транспорта перевозится ежегодно около 2 млн. пассажиров и около 30 тыс. т грузов. Основной поток грузов и пассажиров приходится на Хабаровск, расположенный на пересечении воздушных путей и обладающий самым высоким потенциалом на Дальнем Востоке (его пропускная способность 1500 пассажиров в час). Из Хабаровска выполняются регулярные авиарейсы более чем в 40 городов России и СНГ. Вторым по значимости является аэропорт «Артем» (в 44 км от Владивостока), способный пропускать до 700 пассажиров в час, а с учетом только что построенного международного терминала - до 800 пассажиров в час. По воздушным линиям Владивосток имеет прямую связь с 20 российскими городами[14, с.153].
Основными проблемами воздушного транспорта региона являются эксплуатация морально и физически устаревшего самолетно-вертолетного парка (степень износа - около 80 %), несоответствие аэропортовых сооружений современным требованиям.
Приморский край занимает
в транспортной системе РФ выгодное
географическое положение, является регионом,
через который пролегают
В соответствии с Концепцией развития транспорта РФ через территорию Приморского края проходят следующие международные транспортные коридоры (МТК):
1) Трансконтинентальный
евроазиатский транспортный
2) Трансокеанский азиатско-
3) Транспортный коридор «Суйфуньхэ».
4) Транспортный коридор «Туманган».
5) Корейский восточный транспортный.
Развитие транспортного комплекса Дальнего Востока осуществляется в два этапа:
I этап - стабилизация работы
транспортного комплекса.
II этап - ускоренное развитие
транспортного комплекса для
вовлечения экономики России
в мировой хозяйственный
По оценкам, суммарные
объемы грузооборота южных материковых
портов региона составят в 2010 году -
45-65 млн. тонн. Для увеличения объемов
грузовых перевозок потребуется
обновление транспортного флота
Дальневосточного бассейна, пополнение
его сухогрузными и наливными
судами для обслуживания портопунктов
с рейдовой погрузкой-выгрузкой, судами
усиленного ледового класса для плавания
в замерзающих морях, специализированными
судами для обслуживания экспортно-импортных
перевозок. Требуется также обновление
пассажирского флота для
2 ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ
2.1 Экономические отношения приграничных регионов КНР и России
Торгово-экономическое
Торгово-экономическое
Провинция Хэйлунцзян, имеющая общую с Россией границу на протяжении более 3000 километров, имеет богатейшие природные возможности для развития регионального сотрудничества с Дальним Востоком и Сибирью России. После восстановления торгово-экономических связей двух сторон провинция Хэйлунцзян постоянно рассматривает сотрудничество с Россией как важное направление расширения внешних сношений и добилась больших успехов, как в строительстве базовой инфраструктуры, так и в установлении дружественных отношений с этими районами России, неустанно развивает с ними торгово-экономическое сотрудничество.
Провинция Хэйлунцзян уже стала одним из важных окон, платформ и пропускных каналов торгово-экономического сотрудничества Китая с Россией. Теперь в провинции уже построены 25 пропускных пунктов первого класса государственного значения, ведётся подготовительная работа по строительству моста через пограничную реку Хэйлунцзян (Амур) в районах Хэйхэ и Логухэ. Правительство провинции Хэйлунцзян установило дружеские связи с местными правительствами федеральных субъектов российского Дальнего Востока и Сибири, создала режим для регулярных встреч между губернаторами обеих сторон[10, с.59].
Предприятия обеих сторон
тоже установили дружеские и деловые
связи, неустанно углубляют
Китайский и российский банки уже решили начать расчётные операции в национальной валюте между Хэйхэ, провинции Хэйлунцзян и Благовещенском, что создаёт благоприятные условия для дальнейшего развития нашего торгово-экономического сотрудничества. В первом квартале 2010 года оборот торговли увеличился на 60 процентов по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.
В настоящее время в
Китае всесторонне
Торговый оборот Приморского края с КНР в 2010 году составил 720,8 млн. долл. США. Удельный вес КНР в общем объеме внешнеторгового оборота Приморского края достиг 38%.
Последние 2 года КНР является
стабильно лидирующим партнером
Приморского края в области торгово-
Экспорт Приморского края в Китай в 2010 году составил 366 млн. долл. США, а импорт 354,8 млн. долл. США. Импорт товаров из КНР оказывает заметное влияние на пополнение потребительского рынка Приморья. Вызывает одобрение позиция Китая с готовностью предпринять практические шаги для повышения качества импортируемых в Россию китайских товаров, а также, работать с российскими импортерами на тех же условиях, что и с фирмами Европы и США.
Позитивные тенденции отмечаются в области инвестиционного сотрудничества. Совокупный (накопленный) объем иностранных инвестиций из КНР в экономику края на 1 января 2010 года составил 9,9 млн. долл. США (2,9% всего объема накопленных инвестиций в Приморский край), тогда как на 1 января 2009 года совокупные инвестиции составляли всего 2,3 млн. долл. США. В крае действует 176 предприятий с китайскими инвестициями из 573 зарегистрированных. На их долю приходится почти 40% (первое место) от общего количества действующих в крае предприятий с иностранными инвестициями. Основными направлениями деятельности предприятий, созданных при участии КНР, являются: торговая деятельность, строительный бизнес, грузовые перевозки, организация общественного питания, гостиничный бизнес, сельскохозяйственная деятельность, лесопереработка. Около 2/3 китайских совместных предприятий действуют в сфере торговли. В основном это небольшие по численности работающих (3-5 чел.) предприятия, с преобладанием 100% прямых частных китайских инвестиций. Однако среди предприятий с китайскими инвестициями есть и более крупные фирмы с числом работников 20-30 чел. Гостиничный сервис налаживают в крае совместные предприятия, которые обеспечивают рабочими местами более 140 человек[7, с.179].
Неуклонно развиваются межрегиональные связи в различных областях между Приморским краем и соседними северо-восточными китайскими провинциями Хэйлунцзян и Цзилинь. В целях активизации и перехода на стабильную основу взаимовыгодных условий Приморского края с этими китайскими провинциями, ежегодно подписывается целый ряд Протоколов и Планов развития сотрудничества. Они охватывают такие сферы, как нефть и газ, транспорт, строительство приграничных торгово-экономических комплексов, развитие приграничной инфраструктуры, включая пограничные автомобильные и железнодорожные переходы, освоение лесных и минерально-сырьевых ресурсов, сельское хозяйство, туризм, научно-техническое сотрудничество и торгово-экономическое сотрудничество.
Активно развиваются межрегиональные связи в области науки и образования. Дальневосточное отделение РАН проводит совместные исследования, конференции, симпозиумы с научными организациями КНР по самым различным направлением, в том числе - по нефти и газу, биологии, химии, геологии, энергетике, экономике и общественным наукам. В 2010 году подписан договор о сотрудничестве между Дальневосточным государственным университетом и Академией общественных наук КНР о совместных научных исследованиях, обмене учеными, аспирантами и стажерами.
Важной областью межрегионального сотрудничества является туризм. В последние годы обозначилась тенденция роста числа туристов из России, включая Приморский край, посетивших Китай.
Приморский край все чаще становится местом проведения крупных международных мероприятий - встреч, конгрессов, симпозиумов, ярмарок, фестивалей, выставок, спортивных соревнований, в которых активное участие принимают китайские партнеры[16, с.194].
Важным механизмом решения
вопросов двустороннего сотрудничества
наших стран является Комиссия по
подготовке регулярных встреч глав правительств
России и Китая и действующие
в ее рамках подкомиссии. Приморский
край стал местом проведения рабочих
встреч комиссий по межправительственному
сотрудничеству в различных областях,
в частности, в области транспорта,
стандартизации и метрологии по пограничным
пунктам пропуска и приграничным
торгово-экономическим
В целом происходит несомненное укрепление позитивных тенденций в развитии региональных отношений между Приморским краем и северо-восточными провинциями Китая, что позволяет с оптимизмом смотреть в будущее.
2.2 Проблемы и перспективы экономического сотрудничества России и Китая
Информация о работе Российский Дальний Восток. Геополитическая ситуация