Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 16:58, курсовая работа
Цель данной работы заключается в проведении комплексного исследования правовых и организационных основ создания юридических лиц.
Исходя из поставленной цели, в ходе исследования необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать понятие и признаки юридического лица;
- исследовать понятие правосубъектности юридического лица, а также полномочия его исполнительных органов;
Введение 3
Глава 1 Теоретико -правовые основы создания 6
юридических лиц 6
1.1. Юридические лица как субъекты гражданских правоотношений 6
1.2. Сущность и способы создания юридических лиц 13
Глава 2 Актуальные вопросы применения норм российского гражданского права при создании юридических лиц 23
2.1. Особенности подготовительного этапа создания юридических лиц 23
2.2. Развитие института государственной регистрации, как гражданско – правового механизма возникновения правосубъектности юридических лиц 43
2.3. Пострегистрационный этап создания юридических лиц 59
Заключение 63
Список использованной литературы 68
Однако отечественное законодательство о государственной регистрации юридических лиц, сформировавшееся в 2002 г., пошло по иному пути. Общая концепция Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ (в ред. июля 2005 г.) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и принятых в его исполнение иных нормативных правовых актов свидетельствует об излишнем формализме процедуры государственной регистрации, демократизации этого института. В обоснование этой позиции достаточно указать на отсутствие содержательной правовой экспертизы представленных на регистрацию документов, что было предусмотрено до 2002 г., и более того, предусмотрено в правовых системах многих зарубежных стран. Логичным результатом такого регулирования явились и формальные основания для отказа в регистрации юридического лица (ст. 23 Закона о регистрации).
Формализм процедуры государственной регистрации отразился и на излишне узком перечне документов, который заявителю необходимо представить для осуществления регистрационных действий. Закон о регистрации все списки документов разделяет в зависимости от факта регистрации: а) создание юридического лица (ст. 12); б) реорганизация юридического лица (ст. 14); в) внесение изменений в учредительные документы юридического лица и внесение изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (ст. 17); г) ликвидация юридического лица (ст. 21). Причем, как следует из п. 4 ст. 9 Закона, перечень таких документов является исчерпывающим, т.е. «регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом».
Наибольшее количество нареканий вызывает список документов, необходимых для осуществления регистрационных процедур по созданию юридического лица. Основная в данном случае проблема - излишне его узкий перечень. Причем эта проблема еще более актуализируется в связи с отсутствием в процедуре регистрации такой стадии, как содержательная правовая экспертиза (т.е. проверка) представленных документов.
На сегодняшний день для государственной регистрации юридического лица при его создании в регистрирующий орган необходимо представить заявление, решение о создании, учредительные документы и документ, подтверждающий уплату государственной пошлины. Вместе с тем, на наш взгляд, на основе этих документов реально оценить статус подконтрольной организации вряд ли возможно.
Так, в настоящее время серьезной проблемой действующего законодательства является отсутствие каких бы то ни было механизмов реального контроля за наличием имущества, составляющего уставный капитал юридического лица. Среди документов, которые необходимо представить для государственной регистрации юридического лица в связи с его созданием, ст. 12 Закона о регистрации предусматривает два документа, содержание которых затрагивает уставный капитал, - заявление о государственной регистрации и учредительные документы регистрируемого юридического лица. Согласно официальной форме заявления в ней заявитель указывает лишь на форму имущественной основы (уставный капитал, складочный капитал, уставный фонд, паевые взносы), а также его размер. То же самое предусмотрено и в отношении учредительных документов. Гражданский кодекс РФ в ст. 52 не предусматривает в качестве обязательных наличие сведений об уставном капитале. Специальные нормы закреплены в законах, регламентирующих различные организационно-правовые формы. Устав также должен содержать среди прочих сведения о размере уставного капитала общества, а также сведения о размере и номинальной стоимости доли каждого участника общества.
Вместе с тем ни заявление, ни учредительные документы не содержат в себе сведений, подтверждающих оплату учредителями уставного капитала. В связи с этим на практике не исключаются случаи, когда создается коммерческая организация, учредительные документы которой (а также заявление на регистрацию) содержат все необходимые сведения, но реально размер уставного капитала не оплачивался. Отказать в государственной регистрации такого юридического лица невозможно, во-первых, потому, что должностные лица регистрирующих органов, как уже указывалось, не имеют законных прав на проведение содержательной экспертизы представленных документов (т.е. проверку таких документов на их достоверность и соответствие законодательству), и, во-вторых, потому, что в ст. 23 Закона о регистрации отсутствует соответствующее основание, которое могло бы быть применено в рассматриваемом случае.
Те же выводы применимы и к решению такой проблемы действующего законодательства, как отсутствие необходимости представления в регистрирующий орган документов, подтверждающих местонахождение юридического лица, указанное в учредительных документах. Отсутствие такого требования позволяет учредителям указывать любое местонахождение, даже не имея реальной возможности для его выбора. Это приводит к осложнению поиска данного юридического лица и его органов управления в случаях, когда это необходимо кредиторам данной организации, суду, а также самим его участникам (членам), если речь идет об обществе, товариществе, кооперативе, иной организации с корпоративным устройством.[31]
Также не секрет, что многие компании, специализирующиеся на регистрации юридических лиц, ведут торговлю юридическими адресами, в результате чего в одном помещении может быть зарегистрировано несколько десятков организаций, ни одна из которых на самом деле там даже не появляется.[32]
Несколько иная ситуация сложилась в рамках так называемого специального порядка государственной регистрации юридических лиц. В соответствии со ст. 10 Закона о регистрации федеральными законами могут устанавливаться иные перечни документов, необходимых для государственной регистрации отдельных видов юридических лиц. Такие перечни на сегодняшний день закреплены в отношении создания кредитных организаций, некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, политических партий, профессиональных союзов и др.
Специальные правила, касающиеся количества необходимых документов, могут выражаться и в закреплении дополнительного к общему перечню.
Вместе с тем рядом ученых такие дополнительные требования считаются неправомерными и, как следствие, необоснованными. Так, К.П. Беляев в комментарии к Закону о регистрации отмечает, что «ввиду установления комментируемой статьей исчерпывающего перечня документов, представляемых при регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, а также императивного правила п. 4 ст. 9 комментируемого Закона о том, что «регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом», становится проблематичным применение норм иных федеральных законов, которые устанавливают необходимость представления других документов для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации.[33]
Думается, что такие выводы не совсем обоснованны. На наш взгляд, в данной ситуации необходимо руководствоваться, прежде всего, нормой ст. 10 Закона о регистрации, которая допускает среди прочего возможность закрепления иными федеральными законами дополнительного перечня документов, необходимых для государственной регистрации отдельных видов юридических лиц.
В связи с этим также выглядят несостоятельными обоснования необходимости представления таких уведомлений, предложенных Министерством по налогам и сборам в письме от 10 февраля 2003 г.[34] Налоговое ведомство в свое время указало, что действительно орган, принимающий решение о регистрации хозяйственного общества, не может требовать иных документов, чем те, которые указаны в соответствующей статье Закона о регистрации. Но в письме подчеркивается, что в соответствии с п. 1 ст. 60 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица. А в силу того, что Гражданский кодекс РФ согласно абз. 2 п. 2 ст. 3 обладает наибольшей юридической силой по сравнению с Законом о регистрации, МНС сделало вывод, что «регистрирующие органы обязаны при регистрации реорганизации требовать от юридических лиц предъявления доказательств уведомления кредиторов».
Следует согласиться, что нормы ГК РФ, вступающие в противоречие с нормами Закона о регистрации, действительно имеют юридическое преимущество. Но норма, на которую указывает МНС в своем письме (а именно п. 1 ст. 60), говорит лишь об обязанности учредителей (участников) юридического лица или органа, принявших решение о реорганизации юридического лица, письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица. В ней нет никакого упоминания относительно обязанности юридического лица, создаваемого путем реорганизации, предоставить для государственной регистрации доказательство такого уведомления. Поэтому трудно согласиться с МНС в вопросе о необходимости применения такой «квалификации».
Более того, Министерство по налогам и сборам в письме от 27 августа 2004 г. N 09-1-03/3458[35] отметило, что в случае отсутствия документа, подтверждающего согласованность вопроса об использовании в наименовании юридических лиц указанных слов и словосочетаний с соответствующим государственным органом, регистрирующие (налоговые) органы обязаны вынести решение об отказе в государственной регистрации. При этом непонятно, каким из оснований, указанных в ст. 23 Закона о регистрации, будут руководствоваться органы Федеральной налоговой службы. Наиболее вероятным в данном случае является основание, закрепленное в подп. "а" п. 1 ст. 23 Закона (предусматривающее отказ в регистрации вследствие непредставления всех необходимых документов), но для его применения требуется обязательное условие - необходимые документы должны быть определены в самом Законе о регистрации. При этом список соответствующих документов, закрепленный в ст. 12 Закона, документа, подтверждающего согласованность вопроса об использовании в наименовании юридических лиц указанных слов и словосочетаний с соответствующим государственным органом, не содержит. Соответственно, и подп. "а" п. 1 ст. 23 как основание для отказа в данном случае неприменим. В связи с этим содержание Постановления Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. и письма МНС от 27 августа 2004 г. вступает в противоречие и с еще одной нормой Закона о регистрации - с п. 4 ст. 9, в соответствии с которым «регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом». Неприменим в данном случае и специальный порядок регистрации, поскольку отсутствует одно из его важных условий - соответствующее правило предусмотрено не федеральным законом, как это предписывает ст. 10 Закона о регистрации, а подзаконными актами.
Но подчеркнем, что все эти размышления основаны, прежде всего, на формально-юридическом подходе, на привычном для юристов языке закона. Вместе с тем, оперируя требованиями разума или требованиями права (в контексте широкого правопонимания), следует признать, что отказ в регистрации по основанию несоответствия наименования юридического лица указанным в Постановлении Правительства от 7 декабря 1996 г. требованиям выглядит вполне разумным и должен бы, в принципе, применяться на практике. Единственный возможный выход из такой ситуации - внесение соответствующих изменений в законодательство и закрепление такого ограничения не на уровне подзаконного нормативного акта, а в нормах федерального закона. Этот вопрос не был решен на стадии принятия части IV ГК РФ. В связи с этим актуален вопрос о внесении соответствующих изменений и дополнений в часть IV ГК РФ.
Не лишено недостатков и законодательство, определяющее специальный перечень документов, необходимых для регистрации отдельных видов юридических лиц. Так, в Федеральном законе от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» определяется, что для государственной регистрации некоммерческой организации в уполномоченный орган необходимо представить среди прочих следующие документы: заявление о государственной регистрации, сведения об учредителях в двух экземплярах и сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией. Вместе с тем непонятно, зачем необходимо представлять сведения об учредителях, а также сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией, если такая информация в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2006 г. N 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций»[36] уже заложена в форме заявления о государственной регистрации.
Сложности возникают и с документами, необходимыми для регистрации изменений в сведения о некоммерческой организации, не связанных с внесением изменений в учредительные документы. Пункт 1 ст. 23 Закона о некоммерческих организациях определяет лишь особенности порядка государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации. Специальных правил о регистрации изменений в сведения о некоммерческой организации, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, нет. Несмотря на это, Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2006 г.
№ 212 в Приложении № 2 закрепило перечень и формы документов, необходимых для осуществления соответствующих регистрационных действий. Основываясь на ст. 10 Закона о регистрации, можно признать, что в силу отсутствия в федеральных законах ссылки на возможность такого закрепления правомерность такого списка довольно сомнительна.
Все документы, представляемые на регистрацию, должны полностью соответствовать предъявляемым к ним требованиям. Такие требования устанавливаются самим Законом о регистрации, а также в соответствии со вторым абзацем п. 1 ст. 9 Закона о регистрации могут утверждаться постановлениями Правительства РФ. На сегодняшний день определены следующие некоторые общие требования к представляемым документам:
1. документы представляются в предусмотренной для них форме и по содержанию должны соответствовать требованиям законодательства;
2. заявление о государственной регистрации, как основной документ, согласно абз. 3 п. 1 ст. 9 Закона о регистрации удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке;
3. заявление о государственной регистрации должно обязательно иметь в своем содержании указание на следующие сведения: а) паспортные данные заявителя или в соответствии с российским законодательством данные иного удостоверяющего личность документа; б) идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии);
4. в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей»,[37] к документам предъявляются следующие требования:
а) заявления, уведомления и сообщения, а также приложения к ним заполняются от руки печатными буквами чернилами или шариковой ручкой синего или черного цвета либо машинописным текстом;
б) в случае, если какой-либо раздел или пункт раздела заявления не заполняется, в соответствующих графах проставляется прочерк;
в) каждый документ, содержащий более одного листа, представляется в регистрирующий орган в прошитом, пронумерованном виде;
г) количество листов подтверждается подписью заявителя или нотариуса на обороте последнего листа на месте прошивки.
Нарушение всех этих требований ведет к негативным для заявителя последствиям - регистрирующий орган будет обязан в таком случае отказать ему в государственной регистрации по основанию непредставления ему определенных Законом необходимых для государственной регистрации документов (подп. «а» п. 1 ст. 23 Закона о регистрации).
Вместе с тем, несмотря на, казалось бы, понятные для восприятия положения, определяющие требования к документам, на практике по их применению возникают многочисленные проблемы. Систематизируя наработанную за последние годы судебную практику, наиболее распространенные споры в рассматриваемой сфере в общем виде можно свести к следующим вопросам: