Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 16:58, курсовая работа
Цель данной работы заключается в проведении комплексного исследования правовых и организационных основ создания юридических лиц.
Исходя из поставленной цели, в ходе исследования необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать понятие и признаки юридического лица;
- исследовать понятие правосубъектности юридического лица, а также полномочия его исполнительных органов;
Введение 3
Глава 1 Теоретико -правовые основы создания 6
юридических лиц 6
1.1. Юридические лица как субъекты гражданских правоотношений 6
1.2. Сущность и способы создания юридических лиц 13
Глава 2 Актуальные вопросы применения норм российского гражданского права при создании юридических лиц 23
2.1. Особенности подготовительного этапа создания юридических лиц 23
2.2. Развитие института государственной регистрации, как гражданско – правового механизма возникновения правосубъектности юридических лиц 43
2.3. Пострегистрационный этап создания юридических лиц 59
Заключение 63
Список использованной литературы 68
- будет ли считаться представленным документ, в котором заполнены не все предусмотренные графы?
- будет ли считаться представленным документ, содержащий ложные сведения?
Имеющаяся судебная практика по этим вопросам на удивление противоречива.
Что касается первого вопроса, в пример можно привести Постановление ФАС Московского округа от 19 января 2005 г. по делу N КГ-А40/12594-04. Судом исследовалась ситуация, когда учредитель общества с ограниченной ответственностью обратился в суд с заявлением о признании недействительным решения инспекции МНС об отказе в государственной регистрации общества. Инспекция МНС при принятии такого решения руководствовалась тем, что при подаче заявления на государственную регистрацию заявитель не представил сведения о видах экономической деятельности, что понималось как непредставление заявления. Суд, опираясь на ст. 12 и подп. «а» п. 1 ст. 23 Закона о регистрации, а также на расписку в получении всех документов от заявителя общества, выданную инспекцией МНС, пришел к выводу, что в связи с представлением всех необходимых документов решение об отказе в регистрации общества неправомерно.
В то же время практике известен и другой прецедент, когда суд, решая подобное дело, вынес совершенно противоположное решение. Так, Постановлением ФАС Московского округа от 26 октября 2005 г. по делу N КГ-А40/10260-05 был признан законным отказ в государственной регистрации в связи с тем, что в ряде документов, представленных на регистрацию, заявителем не был указан основной государственный регистрационный номер. Обосновывая свою точку зрения, суд указал, что "представление ненадлежащим образом оформленных документов означает непредставление в регистрирующий орган документов, необходимых для государственной регистрации юридического лица", что в соответствии с подп. "а" п. 1 ст. 23 Закона о регистрации является основанием для отказа в государственной регистрации.
Что же касается второго вопроса, можно обратиться к следующим прецедентам.
Показательным в этом отношении служит Постановление ФАС Московского округа от 21 октября 2005 г. по делу N КГ-А40/10106-05, которое признало правомерным отказ в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, на том основании, что заявление о регистрации было подписано неуполномоченным лицом.
Противоположная точка зрения представлена в Постановлении ФАС Московского округа от 11 апреля 2005 г. по делу N КГ-А41/1311-05, в соответствии с которым признан незаконным отказ в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы. Инспекция МНС при вынесении своего решения руководствовалась тем, что представленный для государственной регистрации протокол внеочередного общего собрания акционеров не соответствует требованиям законодательства, а именно: в протоколе отсутствуют сведения, указывающие, по решению какого правомочного лица или органа проводилось внеочередное общее собрание акционеров (ст. 55 Закона об АО). Суд, рассматривая это дело, пришел к следующему выводу: несмотря на то, что основанием для принятия решения об отказе в регистрации является непредставление протокола общего собрания акционеров, фактическим основанием для отказа послужило несоответствие представленного протокола. А в силу того, что Закон о регистрации не наделяет «правом проведения правовой экспертизы представленных для государственной регистрации документов», суд посчитал отказ в регистрации противоправным.
Было бы правильным представить следующие решения поставленных вопросов. В силу того, что формы большинства документов, необходимых для государственной регистрации юридических лиц, определены законодательно, при их представлении необходимо руководствоваться соответствующими требованиями. Так, согласно Постановлению Правительства РФ от 19 июня 2002 г. форма заявления о государственной регистрации юридического лица в связи с его созданием предполагает заполнение нескольких граф, поэтому не указание в какой-либо из граф соответствующих сведений должно влечь за собой признание такого документа не представленным, ибо он не соответствует предусмотренной форме.
Сложнее ответить на вопрос о представлении документа с ложными сведениями. В связи с отсутствием в регистрационном производстве содержательной правовой экспертизы представленных документов все сведения, закрепленные в представленных от имени заявителя документах, в регистрирующем органе следует признать как данность без проведения проверки их на достоверность и соответствие законодательству. Таким образом, следует признать противоправным отказ в государственной регистрации в связи с обнаружением в представленных документах недостоверных сведений или сведений, противоречащих законодательству.
Обобщая все выше написанное, было бы верным внести ряд принципиальных корректив в законодательство.
1. Необходимо избавиться от «двойного» (параллельного) регулирования одних и тех же вопросов разными нормативными правовыми актами, т.е. нужно привести законодательство о государственной регистрации юридических лиц в стройную, унифицированную и непротиворечивую систему. Так, требования о представлении в регистрирующий орган необходимых документов должны быть закреплены на законодательном уровне, т.е. нужно исключить подзаконное регулирование этих отношений.
2. На сегодняшний день объективной необходимостью является усиление предварительного государственного контроля за созданием юридических лиц, что должно быть выражено в усилении контролирующей функции государства именно на стадии государственной регистрации. В этом смысле возможны два альтернативных варианта решения такой задачи.
Первый вариант предполагает дополнение Закона о регистрации нормами о содержательной проверке представленных на государственную регистрацию документов, которые бы, во-первых, ставили в обязанность должностным лицам регистрирующих органов проведение правовой экспертизы представленных документов и, во-вторых, указывали, что такой проверке должны подвергаться не только формальная сторона представленных сведений, т.е. количество и правильность заполнения представленных документов, но и содержательная сторона представленных сведений, т.е. их истинность (достоверность), а также соответствие их нормам законодательства.
Суть второго возможного решения сводится к закреплению в списке документов, необходимых для регистрации, представления таких дополнительных сведений, которые бы служили достоверным доказательством истинности сведений, закрепленных в основных документах. В этом смысле объективно необходимо закрепить в качестве таких дополнительных документов как минимум:
- документы, подтверждающие внесение учредителями юридического лица вклада в уставный капитал;
- документы, подтверждающие местонахождение организации по заявленному адресу;
- представление эскиза печати юридического лица с обязательными элементами, указывающими страну, край, область, округ, муниципальное образование, в котором расположено юридическое лицо, его полное фирменное наименование.
Сегодня в юридической литературе предлагаются и иные меры по совершенствованию правового регулирования документов, необходимых для регистрации. Так, Д.А. Степанов предложил устранить из практики представления документов обязательное нотариальное удостоверение подписи заявителя.[38] Как отмечается автором таких преобразований, процедура нотариального удостоверения "носит формальный характер" и лишь увеличивает стоимость регистрации. Думается, что такие предложения способны только ослабить контрольную функцию государственной регистрации, в результате чего появится реальная возможность регистрации юридических лиц, заявителями которой будут являться сторонние люди, полностью об этом не подозревающие. При этом надо помнить, что административную и уголовную ответственность за какие-либо правонарушения в сфере государственной регистрации юридических лиц несет прежде всего заявитель.
Таким образом, указанные в настоящей работе предложения по совершенствованию правового регулирования государственной регистрации юридических лиц позволили бы усилить действенность и эффективность этого правового института в российской правовой системе, что в свою очередь отразится и на стабильности, правопорядке во всем гражданском обороте.
С момента внесения соответствующей записи в государственный реестр юридическое лицо считается созданным[39]. Однако, законодательство РФ и практика его применения показывают, что момент создания юридического лица и наделения его правосубъектностью не завершается стадией государственной регистрации. Процесс создания юридического лица необходимо дополнить третьей стадией – пострегистрационной. Именно на этой стадии происходит уточнение содержания правосубъектности данного юридического лица, а также ее детализация и индивидуализация[40].
Производя какие-либо товары или оказывая различного рода услуги, юридическое лицо вынужденно вступать в договорные отношения с другими субъектами права, следствием чего является потребность заключения договоров и произведения расчетов по выставленным счетам. Для приобретения юридической силы договор требует надлежащего оформления.
Прежде всего, необходимо удостоверить соглашение. Для этих целей изготавливается печать организации. Исходя из назначения печати можно предположить, что она должна гарантировать и подтверждать правовой статус юридического лица. В соответствии с этим на печати указывается: наименование организации, основной государственный регистрационный номер.
Помимо этого, важно отметить, что наличие печати для юридического лица является не только необходимым условием делопроизводства, но обязанностью, возлагаемой законодательством[41].
Еще одной обязанностью юридического лица после внесения записи о его создании в государственный реестр является регистрация в органах статистики.
Данная система классификации создана, прежде всего, для учета юридических лиц по различным параметрам деятельности. Классификация юридического лица в органах статистики ведется по следующим основаниям:
- ОКПО (Общероссийский классификатор предприятий и организаций) – позволяет определить, является ли данное юридическое лицо промышленным предприятием, предприятием торговли, связи, коммунального хозяйства, здесь же устанавливается принадлежность юридического лица к конкретным видам промышленного производства;
- принадлежность к органу управления (ОКОГУ – Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления);
- местонахождение (ОКАТО – Общероссийский классификатор объектов административно-
- вид деятельности (ОКВЭД – Общероссийский классификатор видов экономической деятельности);
- форма собственности (ОКФС – Общероссийский классификатор форм собственности);
- организационно-правовая форма (ОКОПФ – Общероссийский классификатор организационно-правовых форм).
Присвоение кодов статистического учета позволяет контрагентам юридического лица получить более полную информацию о субъекте права, с которым они собираются вступить в договорные отношения. Кроме того, законодательно на юридическое лицо возложена обязанность сдавать статистическую отчетность, и установлена ответственность за ее нарушение[42], следовательно, каждое юридическое лицо будет сдавать статистические отчеты по установленной законом форме в зависимости от тех параметров, которые контролируются государством.
Кроме указания ряда кодов статистики любой финансовый, отчетно- учетный или платежный документ должен содержать ИНН – индивидуальный номер налогоплательщика.
Порядок постановки на налоговый учет, а также порядок и условия присвоения, применения, изменения идентификационного номера налогоплательщика утверждены статьей 84 Налогового кодекса РФ.
Сведения о налогоплательщиках и присвоенных им идентификационных номерах включаются в единую автоматизированную систему обработки данных налоговой службы.
Таким образом, в данных правоотношениях юридическое лицо выступает субъектом налогового права.
В настоящий момент, в связи с установленным порядком государственной регистрации юридических лиц, присвоение идентификационного номера налогоплательщика производится регистрирующим органом сразу же после внесения записи в Государственном реестре о создании нового субъекта права. Заявителю же по истечении установленного законом срока выдаются сразу два свидетельства – о регистрации и о постановке на налоговый учет.
На юридическое лицо возложена обязанность по уплате налогов. Такая обязанность может быть исполнена только путем безналичного перечисления. Кроме того, законодательно ограничен предельный размер расчетов наличными денежными средствами между юридическими лицами, именно на счете организации сосредоточиваются свободные денежные средства и поступления за реализованную продукцию, выполненные работы и услуги, краткосрочные и долгосрочные ссуды, получаемые от банка, и прочие зачисления. С расчетного счета производятся почти все платежи предприятия.
В целях обеспечения государственного контроля кадровыми изменениями в составе работников данного юридического лица, социальной защиты населения на юридическое лицо также возложена обязанность встать на учет в отделениях государственных социальных фондов: Пенсионного, Фонда социального страхования, Фонда обязательного медицинского страхования.
В соответствии с российским законодательством для осуществления определенных видов деятельность необходимо получении специального разрешения – лицензии. Помимо этого, для акционерных обществ на данном этапе является необходимой регистрация ценных бумаг. Также после государственной регистрации юридического лица, возможно, зарегистрировать товарный знак.