Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 14:01, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование сущности и содержания понятия «законодательный процесс».
Для достижения указанных целей мною поставлены следующие задачи:
1. выявить сущность, понятие и значение законодательного процесса;
2. рассмотреть стадии законодательного процесса и дать им характеристику;
1.Введение……………………………………………………………
2. Понятие законодательного процесса
3.Стадии законодательного процесса
4.Особенности принятия федеральных конституционных законов
5. Лоббизм в законодательном процессе Российской Федерации
6.Заключение
Список использованной литературы
Таким образом, законодательный процесс имеет значение и только как процессуальная сторона законотворчества, отражающая его формальное содержание, но и является стабилизирующим факте ром правовой системы общества.
Стадии законодательного процесса
Законодательный процесс состоит из следующих основных стадий:
1) законодательная инициатива;
2) предварительное рассмотрение законопроекта;
3) рассмотрение законопроекта
и принятие закона
4) рассмотрение и одобрение закона Советом Федерации;
5) подписание и обнародование закона Президентом РФ.
1. Внесение законопроекта — законодательная инициатива.
Конституция и законы выделяют круг субъектов, имеющих право на официальное внесение законопроектов в парламент. Такое право отличается от простого обращения в парламент тем, что автоматически порождает обязанность парламента начать рассмотрение внесенного законопроекта в соответствии с принятой процедурой.
Правом законодательной инициативы обладают Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, законодательные (представительные) органы субъектов РФ. Это право принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения. Для внесения законопроектов о поправках к Конституции РФ, о международных договорах РФ и федеральном бюджете РФ Конституцией предусмотрен иной круг субъектов права законодательной инициативы. Заметим, что по сравнению с предыдущей Конституцией перечень субъектов сокращен. Из него исключены: Генеральный прокурор, общественные организации общероссийского масштаба. Вместе с тем по сравнению с зарубежными правовыми системами5 этот круг продолжает оставаться довольно широким. Перечисленные государственные органы, должностные лица, члены представительных органов именуются субъектами права законодательной инициативы. Определенные виды законопроектов, касающиеся финансов государства, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ; это — законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и иные законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета.
Законодательная инициатива
— это конституционная
Законопроекты вносятся в Государственную Думу Федерального Собрания РФ. Порядок внесения законопроекта в развитие положения ст. 104 Конституции РФ довольно детально урегулирован Регламентом Государственной Думы.
Так, ст. 104 Регламента предусматривает,
что право законодательной
Для внесения проектов законов РФ о поправке к Конституции предусмотрен несколько иной круг субъектов права законодательной инициативы. В этой части Регламент Государственной Думы неудачно структурирован, т. к. в его ст. 103 приведен перечень субъектов права законодательной инициативы применительно к ст. 104 Конституции РФ и не предусматривает субъектов по внесению законопроектов о поправке к Конституции РФ, которые перечислены в ст. 134 Конституции РФ. Поэтому из ст. 104 Регламента необходимо исключить указание о том, что право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения в Государственную Думу законопроектов, в т. ч. и о поправках к Конституции, поскольку процедура внесения законопроектов о поправках к Конституции РФ регламентируется гл. 16 Регламента Государственной Думы. Следует отметить, что ст. 95 предыдущего Регламента Государственной Думы предусматривала возможность внесения, так называемых, законодательных предложений. Решение об отказе от такого вида законодательной инициативы вполне обоснованно, поскольку при столь широком круге субъектов Государственная Дума была бы “завалена” различного рода инициативами.
Статьей 105 Регламента нижней
палаты предусмотрено, что при внесении
законопроекта в
При внесении законопроектов субъектом права законодательной инициативы — коллегиальным органом должно быть представлено его решение с указанием представителя субъекта права законодательной инициативы в Государственной Думе по данному законопроекту. Законопроекты, внесенные без заключения Правительства Российской Федерации, могут направляться Советом Государственной Думы вместе с финансово-экономическим обоснованием в Правительство РФ, которое в месячный срок подготавливает письменное заключение и направляет его в Совет Государственной Думы.
Подготовленный к внесению
в палату законопроект направляется
субъектом права
Отметим наиболее
существенные, на наш взгляд, проблемы,
связанные с внесением
Некоторыми
учеными обоснованно
2. Предварительное
рассмотрение законопроекта.
Отличительной чертой первого
чтения является то, что законопроект
рассматривается концептуально,
Слушание начинается
с доклада законопроекта
Предусмотрена также возможность принятия законопроекта, исключая процедуру второго и третьего чтений, но это допустимо лишь в тех случаях, когда по законопроекту у депутатов не возникло замечаний и при наличии правовой и лингвистической экспертиз. Таким образом, уже в стадии первого чтения Государственная Дума может принять закон. Отметим, что такой вариант исключается при принятии проекта федерального закона о федеральном бюджете.
По результатам
рассмотрения законопроекта в первом
чтении Государственная Дума может
также отклонить его либо принять
в первом чтении. В последнем случае
постановление Государственной
Думы вместе с законопроектом направляется
субъектам права законодательно
Суть второго чтения состоит в том, что после принятия концепции законопроекта с учетом его значения и актуальности, рассматриваются уточняющие и конкретизирующие его поправки. Второму чтению также предшествует работа с ним в ответственном комитете. При этом по Регламенту Государственной Думы этот комитет подготавливает три таблицы поправок:
-таблицу поправок, рекомендуемых ответственным комитетом к принятию;
-таблицу поправок, рекомендуемых ответственным комитетом к отклонению;
-таблицу поправок, по которым ответственным комитетом не было принято решение.
Кроме того, ответственным комитетом подготавливаются текст законопроекта с учетом поправок, рекомендуемых им к принятию, и проект постановления Государственной Думы по законопроекту. Все документы вместе с заключением Правового управления Аппарата Государственной Думы направляются в Совет Государственной Думы.
Второе чтение начинается с доклада представителя ответственного комитета. Затем слово предоставляется представителю Президента РФ, представителю Правительства РФ. Следующим выступает субъект права законодательной инициативы, внесший законопроект, либо его представитель. После обсуждения поправок проводится голосование по предусмотренной регламентом процедуре.
Законопроект во втором чтении может быть отклонен, если по результатам голосования не будет набрано необходимое количество голосов. При наличии окончательного текста законопроекта, а также правовой и лингвистической экспертиз, законопроект может быть принят в целом, т.е., исключая процедуру третьего чтения.
В соответствии со ст. 124 Регламента Государственной Думы принятый во втором чтении законопроект направляется в ответственный комитет для устранения с участием Правового управления Аппарата Государственной Думы возможных внутренних противоречий и для окончательного редактирования.
В третьем чтении законопроект голосуется с тем, чтобы принять его уже в качестве закона. При этом не допускается внесение в него поправок и возвращение к обсуждению в целом либо отдельных его разделов, глав и статей. Если законопроект не принят в третьем чтении, он дальнейшему рассмотрению не подлежит.
3. Принятие закона. Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа ее депутатов; при голосовании по проектам федеральных конституционных законов требуется не менее двух третей голосов от общего числа Депутатов Государственной Думы.
4. Рассмотрение и одобрение Советом Федерации принятого Государственной Думой федерального закона. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение 5 дней передаются на рассмотрение Совета Федерации, который рассматривает и ставит на голосование поступившие из Государственной Думы законы. Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат федеральные законы по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии, ратификации и денонсации международных договоров РФ, статуса и зашиты государственной границы РФ, войны и мира (ст. 106 Конституции РФ). Однако если в течение 14 дней федеральный закон, принятый Государственной Думой, не был рассмотрен Советом Федерации, то он также считается одобренным этой палатой. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты. Закон может быть и отклонен.
Информация о работе Актуальные проблемы законодательного процесса Российской Федерации